Экспериментальная площадка.
«Создание единой модели поисково- исследовательской активности дошкольников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_2_etap_2013-_kopiya.doc | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко»
Тема: «Развитие поисково- исследовательской активности дошкольников в образовательном процессе ДОУ и семьи»
Заместитель заведующей по ВМР
МАДОУ ДСКВ №15
Попова Татьяна Павловна
Ст. Староминская
2013г.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Китайская пословица
В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативности ребенка. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.
(Н.Н. Подьяков, А.Н. Подьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
Детское исследование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Актуальность проекта:
В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности. С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- Умение видеть проблему и ставить вопросы;
- Уметь доказывать;
- Делать выводы
- Высказывать предложения и строить планы по их проверке
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель исследования: разработать и внедрить модель развития устойчивого познавательного интереса к поисково - исследовательской деятельности через проектный метод.
Объект: экспериментирование дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет: процесс становления и развития устойчивого познавательного интереса, исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Гипотеза : использование модели развития исследовательских способностей через проектный метод в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Создать и внедрить модель процесса развития устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности в поисково – исследовательской деятельности дошкольников .
- Освоить и реализовать новые проблемно-поисковые технологии и технологии проектирования, формирующие развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования.
- Сформировать у детей умения и навыки исследовательского поиска: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат.
4. Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, классифицировать ,обобщать,);
5. Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение познавательной литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
6. Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
7. Обучение оформлению и представлению результатов исследовательской работы;
8. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
9. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
10.Создание общей исследовательской и творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.
11. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий .
12.Повысить уровень компетентности педагогов по сопровождению исследовательской деятельности детей и совершенствования их познавательной активности.
13. Повысить компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Ожидаемые результаты:
в отношении детей:
- положительная динамика интеллектуальной компетентности дошкольников;
- повышение уровня развития любознательности;
- обладание исследовательскими умениями и навыками (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов(память, внимание, воображение, ;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
- психологическая готовность к школе;
- умение представить и защитить проект.
- в отношении педагогов
- повышение компетентности педагогов в организации работы по развитию исследовательских умений дошкольников.
- создание модели проблемно-поискового развития дошкольников.
- создание программно методического обеспечения по вопросам формирования интеллектуальной компетентности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
- совершенствование предметно-развивающей среды для детского проблемно-поискового развития.
- в отношении родителей:
- расширение включенности семьи в процесс развития исследовательского поведения детей – как внутреннего ресурса раскрытия их способностей и одаренности.
- повышение родительской ответственности за процесс и результаты развития личности собственного ребенка.
- повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Рассматривая исследовательское обучение, как один из основных факторов развития детей мы реализуем взаимодействие основных составляющих образовательного процесса: единая система мониторинга, профессиональная компетентность педагогов, организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие новых партнерских отношений ребенок – воспитатель – родитель, правильно организованная предметно-развивающая среда.
Творческой группой экспериментальной площадки были выбраны три темы долгосрочных проектов по развитию у детей поисково-исследовательской активности каждый сроком - год ,
- Явления и объекты неживой природы:
- Основы физиологии человека;
- Личность. Культура. Общество.
Каждый проект включает в себя подпроекты (краткосрочные) по протяженности 1-2месяца.
Проект «Явления и объекты неживой природы» включает в себя десять краткосрочных проектов:
- Наблюдаем за явлениями природы
- Воздух-невидимка
- Волшебная кладовая
- Кудесница вода
- Снег и лед
- Чудо магниты
- Волшебство звуков
- Световая энергия
- Вес и сила
- Наша планета Земля
Для последовательного поэтапного знакомства детей с каким либо объектом или явлением природы, творческой группой был разработан календарно-тематический план работы с детьми по освоению окружающего мира с интеграцией исследовательской работы с разными видами детской деятельности на год, в котором использовали разнообразные формы работы такие как:
- Решение проблемных ситуаций совместно с педагогом и самостоятельно.
- Познавательная деятельность с элементами экспериментирования,
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми в центре экспериментирования,
- долгосрочные наблюдения-эксперименты,
- наблюдения в живой и неживой природе,
- цветники на окне,
- осуществление исследовательских проектов,
- коллекционирование,
- путешествие по карте и др.
Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была разработана модель поисково-исследовательского обучения, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, которое может быть осуществлено на основе организации поисково-исследовательской деятельности.
Цель исследовательского обучения, по мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Процесс развития исследовательской активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности проходил поэтапно:
На первом этапе для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования. Первый этап был направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодолению скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Объектом детского наблюдения и экспериментирования стали явления неживой природы. В группе создавались такие ситуации, которые вызывали интерес дошкольников к исследованиям, удивлениям, эмоциональный отклик. Для этого использовались фокусы, проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд на вещи. Применялись такие приемы ТРИЗ (теория решения изобретальских задач) которые обеспечивали овладение умением наблюдать, анализировать, сравнивать, использовать схематические изображения состояния вещества. Это подготавливало детей к самостоятельному экспериментированию.
На данном этапе педагог занимал обучающе-организующую позицию: активно привлекал внимание к экспериментированию, организовывал проблемные ситуации и поиск способов их решения, инициировал проблемный диалог обсуждения результатов. Родители дошкольников на первом этапе занимали наблюдательно-поддерживающую позицию: проявляли интерес к детскому экспериментированию, по рекомендациям воспитателя вели вместе наблюдения за погодой, оформляли календари природы, проводили несложные опыты, поддерживали желание детей участвовать в исследовательской деятельности. В конце первого этапа были выявлены общие изменения: дети стали проявлять интерес к необычным явлениям, фокусам, смелее высказывать свои суждения об их причинах; научились проводить мини исследования и длительное наблюдение, фиксируя полученные результаты. Это позволило перейти ко второму этапу формирующего эксперимента.
Второй этап. Его цель состояла в обеспечении развития исследовательской активности детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. Объектом детского экспериментирования стали следующие проекты по темам: «Воздух-невидимка», «Волшебная кладовая», «Кудесница вода», «Снег и лед», «Чудо магниты», «Волшебство звуков», «Световая энергия», «Вес и сила», «Наша планета Земля».
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности позволяла создать условия для закрепления представления. В каждом тематическом проекте применялся единый технологический подход к развитию исследовательской активности детей: на первой ступени использовались проблемные и проблсмно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к исследованию. При этом обеспечивалось развитие таких исследовательских умений как:
- Умение принять проблему, поставленную взрослым.
- Выдвигать гипотезы её решения и совместно с воспитателем находить способы решения путем экспериментирования (ситуации «В темнице», Песочный замок», «Помоги достать гвоздик», «Авария свет погас», «Фонарь-указка»)
На второй ступени использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в новых условиях предметно-развивающей среды (в детском саду и дома) в роли «разведчиков», «путешественников», «испытателей». На прогулке юные исследователи решают такие проблемы как: что произойдет со снегом , если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить калину из ледяного плена и т.п.. «Исследования – путешествия» инициируются воспитателями, но принимаются ребенком, так как носят характер сюжетной игры. Такие «путешествия» – создают условия для реализации развивающих задач.
На третьей ступени использовались проблемные ситуации, побуждающие детей к дальнейшему исследованию объектов в совместном экспериментировании с родителями. Стимулировалось стремление самостоятельно отражать ход и результаты эксперимента в виде простейших наглядных схем или условных изображений («Убери лишнее», «Найди ошибки», «Проверь», «Составь письмо», «Зарисуй»). Особое внимание уделялось дальнейшему развитию необходимых для исследования умений сравнивать, анализировать, обобщать полученную экспериментальным путем информацию об объектах; умение самостоятельно осуществлять элементарный самоконтроль и взаимный контроль по ходу экспериментирования (Тайны которые мы открыли», «Проверь Незнайку», «Все ли верно у Чебурашки» и т.д.)
На четвертой ступени широко использовались проблемные ситуации, побуждающие проявление исследовательской активности в условиях свободного детского экспериментирования «по выбору». При этом обеспечивалась свобода выбора объектов экспериментирования, партнеров, схем, вариативных решений. На данной ступени происходила активизация всех групп исследовательских умений в рамках осуществляемых детьми мини-исследований в детском саду и семье. Так в рамках проекта Чудо магниты» воспитанник группы Марценюк Максим в домашних условиях реализовал проект «Влияние магнита на рост лука» , сделал выводы и с гордостью презентовал в группе своим сверстникам.
Для поддержки интереса к экспериментированию и повышению познавательной активности некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Незнайка-Любознайка. Наш герой вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносит ребятам интересные вещи задания, удивительные истории, активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Дети могут не только видеть, но и слышать Незнайку: свои задания он присылает на аудиокассетах.
Например, однажды дети обнаружили от Незнайки-Любознайки конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 10 дней. Дети показывают простейшие опыты, выступают с исследовательскими работами перед своими сверстниками. Наш герой вместе с детьми составляет правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук — друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен —
Ведь оно разбиться может.
А разбилось — не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок —
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
С песком:
Если сыплешь ты песок —
Рядом веник и совок.
С огнем:
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Отрадно, что этот герой стал для ребят не просто куклой, а настоящим другом, с которым можно посоветоваться, обратиться к нему с просьбой, разделить радость открытий.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как воздух причинами его возникновения, ролью в жизни человека в рамках подпроекта «Воздух-невидимка», были использованы следующие методические приемы:
- наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?» «Откуда ветер дует?»
- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
- чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» решение экологических задач и т.д
Обычно на вопрос как можно увидеть воздух дети затрудняются ответит. Поэтому в рамках проекта «Воздух-невидимка», где в интеграции с разнообразными видами детской деятельности дети находили ответы на ряд интересующих их вопросов, были проведены опыты:
- мы дышим воздухом
-у нас есть вдох и выдох
-сколько весит воздух
-можно ли поймать воздух
-вдунь шарик в бутылку и т.п.
Из опытов дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий незаметный. Воздух нужен всем живым существам: растениям, животным, человеку. При этом обеспечивалось дальнейшее развитие умений принять проблему, требующую экспериментирования, найти новые способы решения, применить известные способы экспериментирования в новых условиях, получить результат адекватный поставленной цели.
Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием Мы продолжали расширять знания детей. В рамках подпроекта «Волшебная кладовая» дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривали песок через лупу, обнаруживали что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть и т.д. Рассматривали глину и установили свойство глины-вязкость . Далее у детей возник вопрос где будут быстрее расти растения в глине, песке или почве. Поставили эксперимент с луковицами тюльпанов. Пришли к выводу, что тюльпанам комфортнее было в почве, они быстрее взошли, больше по размеру и ярче по цвету .
Особое внимание уделялось развитию умения использовать приборы и инструменты для проведения исследования объектов. В рамках подпроекта «Кудесница вода» дети узнали о свойствах воды (чем пахнет, какой вкус, испаряется ли вода и т.д. ). Провели открытое развлечение «Королева Вода» для родителей. Где родители увидели способности своих детей при самостоятельном проведении игр-фокусов, опытов , интерес в их глазах, умении делать выводы, рассуждать.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том. что экспериментальная деятельность является наряду с игровой , ведущей деятельностью дошкольника. Главное чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят – любознаек и почемучек.
Фиксация результатов опытов и наблюдений осуществляются разными способами. Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках, стихах, рисунках, сочинение сказок. Так был создан сборник «Волшебная страна сказок» сочиненных детьми с родителями: в сборник вошли сказки:»Приключение капельки», «Капелька спасительница», «Путешествие Белочки», «Почему ночью темно?» «Почему снег белый!, «Родник».В группе практикуются разнообразные способы фиксации результатов:
- Календарь погоды.
- Календарь природы.
- Дневник наблюдений.
- Составление устного рассказа сказки стихов об изучаемом объекте (явлении).
- Сравнение с уже известными детям объектами.
- Изучение взаимообратных процессов.
- Включение в сюжетно-ролевые игры.
- Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
- Записи звуков.
- Зарисовывание объекта.
- Схематическое зарисовывание.
- Использование условных знаков.
- Обведение объектов.
- Планы-схемы.
- Подсчет количества объектов.
- Рисунки-прогнозы.
- Фотографирование.
- Запись воспитателя.
Творческой группой была создана структура детского экспериментирования и структура совместной деятельности дошкольника и воспитателя которой в своей деятельности использовали педагоги экспериментальной группы.
Структура совместной деятельности дошкольника и воспитателя.
воспитанник | воспитатель |
проявляет познавательный интерес | помогает сформулировать тему исследования |
открывает новые знания | рекомендует источники получения информации |
приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием | формирует исследовательские умения и навыки |
экспериментирует | раскрывает возможные формы работы |
выбирает пути решения | содействует прогнозированию результатов |
делает самостоятельные выводы | помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует |
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с окружающим миром – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов:
- активности - побуждающая к действию,
- стабильности –воспитатель стабилен, а среда меняется;
- комфортности – всем удобно для реализации всего объема работы
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе оборудованы и постоянно оснащаются центры: «Науки и природы» (наблюдения за комнатными растениями экспериментирование с огородом на окне, ведение календаря природы, макеты, коллекционирование), «Я исследователь» (мини-центр «Опыты и эксперименты», изготовление макетов: горы, вулканы, копилка «нужных ненужных» вещей, плановые опыты, опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах), оформление тематических альбомов, альбомы по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий). Материал для проведения опытов меняется в соответствии с темой проекта. При оборудовании мини центра «Опыты и эксперименты» учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
Разработаны правила для детей при проведении опыта и эксперимента.
Так же в группе был создан игровой центр (игры словесные, развивающие игры и упражнения), литературный центр «Хочу все знать!» ( энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы), приобретено оборудование для исследовательской деятельности: лупы, компасы, глобус, микроскоп. Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.), картотека наблюдений. Часть занятий проводятся на экологической тропе: дети наблюдают за деревьями и фиксируют в паспорте тропы (зарисовывают елочку, измеряют, насколько она выросла за год, рисуют одуванчики на всех стадиях роста и т.п.)
Таким образом , единая логика ступенчатого построения процесса развития исследовательской активности дошкольников на втором этапе обеспечивала неуклонное развитие интереса и стремления детей вести исследовательский поиск решения проблем, проявление настойчивости в достижении цели, формирование соответствующих представлений и практического опыта самостоятельного использования исследовательских умений для решения проблем в условиях экспериментирования ( с водой, магнитами, светом, почвой и т.д.)
Уровни исследовательской активности | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | ||
Эксперим. гр. | Контр.гр. | Эксперим. гр. | Контр.гр. | |
Высокий | 10 | 12 | 15 | 12 |
Средний | 30 | 28 | 55 | 30 |
Ниже среднего | 34 | 36 | 20 | 35 |
Низкий | 26 | 24 | 10 | 23 |
Динамика изменения уровней исследовательской активности старшего дошкольного возраста в экспериментировании ( данные в % от общего количества в группах)
АПРЕЛЬ2012Г МАРТ 2013Г
Контрольная группа
АПРЕЛЬ2012Г МАРТ 2013Г
Высокий уровень исследовательской активности характеризуется устойчивым интересом старших дошкольников к исследовательскому поиску как в специально созданных проблемных ситуациях, так и в свободной деятельности детей. Дошкольники в полном объеме принимают проблемную задачу, обнаруживают противоречия, выдвигают различные предположения, осуществляют практический поиск решения проблемы, используя комбинаторный перебор, не ограничиваясь одним вариантом; рассуждают вслух, отбирают приборы для получения результата; по своей инициативе предпринимают дальнейшее исследование интересующих объектов, проявляют настойчивость, выражают удовлетворение от результатов экспериментирования, взаимодействуют с другими детьми
Средний уровень развития исследовательской активности. Для него характерно активное проявление интереса к экспериментированию на начальных этапах решения проблемных задач. Дошкольники выдвигают предположения при направляющей помощи воспитателя, однако в их гипотезах не учитываются все условия задачи, в поиске решения проблемы ограничиваются одним вариантом, после чего поиск прекращают. Поисковые действия детей носят недостаточно последовательный характер; настойчивость дошкольников неустойчивая; результат получают при стимулирующей помощи воспитателя. Дети выражают удовлетворение от решения проблемы, но не выдвигают инициативы по продолжению экспериментирования. В экспериментировании предпочитают воспроизводить освоенные способы действия с объектами, недостаточно согласуют свое взаимодействие с партнерами
Уровень ниже среднего характеризуется проявлением неустойчивого интереса детей к экспериментированию. Дошкольники заменяют задачу исследования знакомством с объектами и материалами; не пытаются без помощи воспитателя высказывать предположения о способах решения проблемной задачи; осуществляют поиск решения, используя случайный выбор средств; поисковые действия носят однотипный характер; дети не стремятся рассуждать и анализировать свои действия; не проявляют настойчивости в достижении результата; имеют высокую степень отвлекаемости; отказываются от экспериментирования при первых возникающих трудностях; не принимают предложений о дальнейшем экспериментировании, обосновывая свой отказ трудностями исследовательского поиска. Затрудняются взаимодействовать со сверстниками
Низкий уровень развития исследовательской активности характеризуется отсутствием выраженного интереса детей к экспериментированию, непринятием задачи исследования. Без помощи воспитателя дошкольники не могут самостоятельно высказать предположение о способах решения задачи, подменяют экспериментирование игровыми действиями с предметами. Анализ хода и результатов экспериментирования вызывает у детей затруднения. Нуждаются в пошаговой обучающей помощи воспитателя, в условиях повторения эксперимента за воспитателем чувствуют себя более уверенно. Дети проявляют нейтральное отношение к исследованию и результату экспериментирования. Не вступают во взаимодействие со сверстниками в экспериментировании, ограничиваясь наблюдением .
Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе , с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда сами создают условия для проведения опытов и наблюдений.
Контрольный срез показал повышение уровня исследовательской активности, что позволяет перейти на 3 этап формирующего эксперимента.
Третий этап - июнь-август 2013г – этап совместно исследовательского поиска в рамках коллективного проекта «Все нам интересно , то что неизвестно», в котором наряду с детьми будут участвовать родители и педагоги.
Его цель состоит в дальнейшем развитии исследовательской активности дошкольников в условиях коллективного экспериментирования. Этап будет построен как процесс взаимодействия детско-взрослого объединения (дети, педагоги, родители) в рамках совместной исследовательской деятельности, в которой взрослые и дети будут проявлять себя в разных ролях (инициирование экспериментирования, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация). Родители инициаторы дальнейшего исследования объектов по интересам детей, будут участвовать вместе с детьми в написании «Энциклопедии наших открытий», где будут отражаться результаты экспериментов с использованием различных приборов (микроскопов, весов, биноклей и т.д.). планируется создание «Клуба открытий» где родители дети и педагоги будут демонстрировать опыты, решать проблемные задачи. Планируется выезд детей на природу. Результатом коллективного проекта планируем: закрепление устойчивого интереса и эмоционально-положительного отношения детей к исследовательскому поиску, желание самостоятельно экспериментировать с различными объектами и предметами, проявляя при этом избирательное отношение к выбору материалов исследования. Активность и инициативность детей в выборе содержания исследовательской деятельности, стремление к комбинаторному поиску разных способов решения одной и той же задачи.
Наряду с единым технологическим подходом к развитию исследовательской активности детей осуществлялась и повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования исследовательских способностей у детей дошкольного возраста.
Работа с педагогическим коллективом включало в себя следующие формы . Проведены консультации:
- «Детское экспериментирование»,
- «Поисковая активность как основа творчества»,
- «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»,
- «Детско-взрослый проект в ДОУ» ,
- «Фантазирование , воображение и исследовательское поведение ребенка», Круглый стол
- "Роль проектного метода в повышении профессиональной компетенции педагогов ДОУ».
Разработаны:
- Структура исследовательской деятельности
- Правила для педагогов занимающихся исследовательской деятельностью с дошкольниками,
- Примерный алгоритм подготовки и структура проведения экспериментирования.
- Классификация методов обучения
Позиция педагога на втором этапе изменялась по мере нарастания самостоятельности, развития исследовательских умений дошкольников от обучающе-организующей к направляюще корректирующей (создавались проблемные ситуации, стимулирующие освоение опыта экспериментирования, поддерживались детские инициативы, самостоятельность.)
В процессе реализации проектов педагогами группы создана картотека занимательных опытов, выпущен сборник сказок сочиненных детьми группы, обучающие презентации «Радуга», «Подводный мир», «Круговорот воды в природе», «Три состояния воды», и др., создан фотовыставка «Я-исследователь» были разработаны тематические альбомы и пособия по темам:
- Чудо магниты
- Полезные ископаемые Краснодарского края
- Круговорот воды в природе
- Вода вокруг нас
- Свойства воды
- Озера и реки России
Результаты оценки профессионализма педагогов на констатирующем этапе показал, что уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования исследовательских способностей у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования следующий:
2012 | 2013 | ||
Выс ур | 15% | 30% | применение на практике |
Сред ур | 45% | 70% | недостаточное владение знаниями, умениями, навыками, вызывает затруднения в применении на практике |
Низ ур | 40% | --- | отсутствует система знаний, не применяется в практике. |
АПРЕЛЬ 2012Г. МАРТ 2013Г.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация воспитатели группы убеждали родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», постоянно действующая рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!». На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Родители на данном этапе становились активными участниками процесса развития исследовательской активности детей. По рекомендации воспитателя, а затем по собственной инициативе участвовали в экспериментировании, предоставляли детям литературу, совместно искали ответы на вопросы.
Воспитателями совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, по которым дети находят сходства и различия между изображениями, в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Для «Путешествий по карте» в качестве материала используются глобус, физическая карта мира и отдельно карта России, мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Радуга» «Подводный мир», . «Исследования – путешествия» инициируются воспитателями, но принимаются ребенком, так как носят характер сюжетной игры. Такие «путешествия» – создают условия для реализации развивающих задач.
Сравнительный анализ анкетирования родителей детей экспериментальной группы показ :
Ответы на вопросы анкеты | Апрель 2012 | Март2013 |
родители не знают что такое исследовательское поведение ребенка (принимали на уровне тактильных исследований экспериментальной деятельности) | 52% | 5% |
ребенок дома проявляет интерес к экспериментированию | 48% | 75% |
положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием | 70% | 100% |
занятость на работе. | 71% | ------ |
Апрель 2012г Март 2013г
Заключение.
Таким образом, в ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с сообщениями.
У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели, включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа педагогов и родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.
Итак, мы пришли к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через проектный метод в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Мы считаем, что поисково-исследовательская деятельность дошкольника дает ему возможность напрямую удовлетворять присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.
Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит и способность к самостоятельным открытиям. Развивая познавательную сферу ребенка – дошкольника, коллектив дошкольной ступени стремится создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Продолжение к следующей конференции.
В это время в группе образовывались объединения детей по интересам к экспериментированию с объектами. Воспитатель стимулировал создание ситуаций обсуждения, взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска. Дети стали сами составлять наглядные схемы исследований, обмениваться мнениями и возникающими идеями. Были выделены типы детей: «исследователи» – дошкольники, которых интересовал широкий спектр проблем. Они увлекались разными видами экспериментирования, привлекали знания из многих областей для достижения цели; «специалисты» – это дошкольники, которые предпочитали определенные виды экспериментирования с ограниченным кругом объектов исследования; «практики» – это дошкольники, которых интересовали способы применения результатов исследования в практической деятельности; «созерцатели» – дети, которые наблюдали за экспериментированием других, сопереживая и радуясь их достижениям. Мы отметили переход исследовательской активности в экспериментировании в более широкое творчество в виде декоративного, прикладного искусства. Старшие дошкольники самостоятельно использовали объекты экспериментирования (песок, магниты, соль и пр.) для изготовления и декорирования поделок, участвовали в выставке «Творчество юных и сообразительных».
На данном этапе педагог занимал позицию, поддерживающую и стимулирующую инициативу, активность и самостоятельность детей в экспериментировании. Родители находились в тесном взаимодействии с дошкольниками: экспериментировали вместе с детьми, стимулируя их к самостоятельному исследовательскому поиску, и продолжали обогащать предметно-развивающую среду.
Результаты контрольного эксперимента выявили, что у детей, входящих в контрольную группу, существенных изменений в проявлении исследовательской активности в экспериментировании фактически не произошло. Дошкольники экспериментальной группы показали положительную динамику в проявлении исследовательской активности по всем компонентам. Это проявлялось в выраженном интересе дошкольников к экспериментированию; в освоении исследовательских умений; настойчивости исследовательского поиска и достижения результата; в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания.
Материалы контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной работы (таблица 1).
Для слайдов презентации
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Классификация методов обучения
К методам обучения основам исследовательской деятельности можно отнести:
- методы обучения поисковым процедурам;
- методы обучения процедурам обсуждения;
- методы эмоционально-личностной направленности.
обучение поисковым процедурам | обучение процедурам обсуждения | эмоционально-личностная направленность |
метод постановки проблемы | проблемный диалог | метод «шести шляп мышления» |
продуцирование гипотез | эвристическая беседа | метод целеполагания |
метод постановки вопросов | метод решения мыслительных задач | |
метод конструирования понятий | метод рецензирования | метод направленного воображения |
метод умозаключений | дебаты | метод эмпатии |
метод парадокса | дискуссия | мнемотехнические методы |
метод наблюдений | синектическая дискуссия | методы эмоционально-волевой регуляции |
метод эксперимента | метод доказательств | |
метод сравнения | метод аргументов и контраргументов | метод рефлексии |
метод работы с текстом | метод самотестирования | |
«мозговой штурм» | метод самооценки |
Диапазон развития исследовательских умений
исследовательские умения | начальный уровень развития | высокий уровень развития |
Умение видеть проблему | Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения | Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему |
Умение классифицировать | Умение распределять предметы на группы по определенным признакам | Уметь составлять классификационные таблицы, схемы |
Умение задавать вопросы | Умение задавать вопросы | Умение ставить оценочные и ориентированные на будущее вопросы |
Умения определять понятия | Умение дать описание предмета, разъяснить по средствам примера | Умение применять логические приемы мышления: анализ, сравнение, классификация |
Умение представить понятие на языке символов | Умение придумать значок для обозначения предмета | Умение найти и и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта |
Целеполагание | умение сформулировать цель исследования | Разработка целей |
Рефлексия | Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности | Умение строить модель различных видов деятельности |
Развитие исследовательских умений
Когнитивная (познавательная) деятельность | Коммуникативная деятельность | Креативная деятельность | Организационная деятельность |
Выделение главного и второстепенного | Высказывание суждений | Умение видеть проблему | Целеполагание |
Определение понятий | Формулирование вопросов | Планирование | |
Классификация | Получение информации | Умение моделировать | Самооценка |
Сравнение | Ведение дискуссии, отстаивание собственного мнения | Выдвижение гипотезы, генерирование идеи | Сопоставление полученных результатов с поставленными целями |
Определение закономерностей | Презентация своей работы | Умозаключения и выводы | Волевая регуляция |
Наблюдение, эксперимент | Изложение своих мыслей письменно (с помощью родителей) или рисунками, символами | Представление информации о предмете на языке знаков, образов, символов | Сотрудничество с другими детьми при работе в группе |
Организация мини-лаборатории и центра науки в детском саду
В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины камни, кристаллы, перья)
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения материалов (природного, бросового)
5. Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкости для воды, песка, мелких камней)
Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерные)
- Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, цепь, веревки, песочные часы, глобус, лампа, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пинетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, пипетки, вешалки, клеи, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы,
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
- Материалы:
- природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п)
- бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п ).
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Примерный алгоритм
подготовки и проведения занятия – экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
2. Выбор цели, задач; работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
3. Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления
4. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и: пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Структура занятия-экспериментирования (примерная)
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования
6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
В проведении экспериментально-исследовательской работы выделяются следующие этапы:
- определение и постановка проблемы
- поиск и предложение возможных вариантов решения
- непосредственное проведение эксперимента
- обобщение полученных данных
- вывод
Правила выработанные нами для педагогов занимающихся исследовательской деятельностью с дошкольниками:
- Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают начальными базовыми навыками и знаниями.
- Научитесь не торопиться с вынесением суждений.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
- Подходите ко всему творчески .
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения | Приемы | Навыки исследовательской деятельности | |
Мотивация деятельности | - создание развивающей среды; | Устойчивый интерес | |
- интрига и сюрпризные моменты | Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога | ||
1 этап | Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы | - наводящие вопросы; | |
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве. | Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов. | ||
2 этап | Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент. | - проблемные вопросы; | |
- приемы межличностного общения и сотрудничества | Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия | ||
- работа воспитателя по указанию целей; | |||
3 этап | Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно | - изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента; | |
- разработка совместно с детьми условных графических обозначений |
Классификация наблюдений и экспериментов
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: | 2. По месту проведения опытов: |
опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек. | в групповой комнате; на участке; . в лесу, в поле и т.д. |
3. По количеству детей: |
индивидуальные (1—4 ребенка); групповые (5—10 детей); коллективные (вся группа) |
4. По причине их проведения: | 5. По характеру включения в педагогический процесс: |
случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка. | эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические. |
6. По продолжительности: | 7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: |
кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут). | однократные; многократные, или циклические. |
8. По месту в цикле: | 9. По характеру мыслительных операций: |
первичные; повторные; заключительные и итоговые. | констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). |
10. По характеру познавательной деятельности детей: | 11. По способу применения в аудитории: |
иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач. | демонстрационные; фронтальные. |
Приемы
Этапы обучения
Навыки
Мотивационная деятельность
1 этап
Педагог ставит проблему и начинает её решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы
2 этап
Педагог ставит проблему и начинает её решение, дети самостоятельно находят её решение и осуществляют эксперимент
3 этап
Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляется самостоятельно
-создание развивающей среды;
-проблемные ситуации;
-интрига и сюрпризные моменты.
Устойчивый интерес
-наводящие вопросы;
-уважительное отношение к любым высказываниям ребенка его действиям;
-предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве
-Планирование,
-выбор средств,
-реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагогов
- проблемные вопросы;
- пополнение центров новыми материалами и предметами;
- приемы межличностного общения и сотрудничества
- работа воспитателя по указанию целей;
- допущение неточности в действиях воспитателя;
Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов
- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;
- разработка совместно с детьми условных графических обозначений
Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия
Модель развития у детей исследовательских способностей
структура детского экспериментирования
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка предположенийгипотез (сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата
подтвердилось
формулирование выводов (как получилось).
Не подтвердилось
Возникновение новой гипотезы, предположений
Реализация в действии
подтвердилось
формулирование выводов (как получилось).
Комментарии
Очень хороший, поучительный
Очень хороший, поучительный материал. Ваша тема меня очень заинтересовала, взяла на заметку.