Программы элективных курсов
Программа элективного курса «Решение задач с параметрами».
Программа курса по выбору «Проектная деятельность по математике».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 83.34 КБ |
programma_kursa_po_vyboru_.docx | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса "Решение задач с параметрами".
Пояснительная записка
Задачи с участием параметров считаются одними из самых трудных в школьном курсе математики. Нередко им не уделяют должного внимания, тогда как решение именно таких задач могло бы повысить математическую культуру учащихся.Такого типа задачи очень важны, решение таких задач прививает исследовательские навыки, способствует формированию пространства вариаций, нахождению решения по каждой вариации (локального решения), обобщению найденных локальных решений и получению глобальных ответов на поставленные проблемы. Поэтому такие задания включены в ЕГЭ по математике в уровне С.
Данный элективный курс предназначен для учеников 10-11 классов, собирающихся после окончания школы поступать в высшие учебные заведения, в которых предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов и студентов.
Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса и является развитием системы ранее приобретенных знаний. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление и направлена на развитие самостоятельной исследовательской деятельности.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
• воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Изучение элективного курса направлено на достижение следующих целей:
- усвоить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению задач с параметрами;
- продолжить работу по интеллектуальному и творческому развитию учащихся, формированию уровня абстрактного и логического мышления;
- открыть перспективные возможности усвоения курса математики в высших учебных заведениях.
Достижение поставленных целей возможно через решение задач с параметрами, что позволяет решать следующие основные задачи:
- обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений при решении задач с параметрами;
- формирование интеллектуальных умений, умений и навыков самостоятельной математической деятельности, определённых государственными стандартами программы курса;
- обеспечение прочной математической подготовки для сдачи ЕГЭ и изучения содержания математического образования в технических вузах страны.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами являются:
- сформированность понимания значимости математического образования для развития личности;
- сформированность ценности точности и рациональности вычислений;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметными результатами обучения являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметными результатами обучения являются:
- умение решать уравнения и неравенства(линейные, квадратные, рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и др.) с параметром;
- формирование навыков преобразования графиков функций;
- умение проводить аргументированные рассуждения, делать логические обоснования, выводы;
- умение проводить обобщения на основе анализа частных примеров, выдвигать предположения и их обосновывать;
- умение ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи, выбирать из информационного потока нужный материал;
- умение понимать особенности применения математических методов к исследованию;
- формирование навыков исследовательской деятельности учащихся
при решении уравнений с параметрами;
Требования к математической подготовке учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
- понимать, что уравнение-это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
- правильно употреблять термины "уравнение", "неравенство", "корень уравнения", "система", "решение системы", "параметр", понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи "решить уравнение, неравенство, систему";
- решать линейные, квадратные, рациональные, содержащие абсолютную величину, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения с параметром;
- иметь представление о графическом способе решения уравнений и неравенств;
- решать линейные, квадратные, рациональные, содержащие абсолютную величину, показательные, логарифмические, тригонометрические неравенства с параметром;
- понимать, что функция- это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами;
- правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения, возрастание и др.) понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
- строить графики (линейной, квадратичной, прямой и обратной пропорциональности и др.)функций, опираясь на график, описывать свойства этих функций.
Содержание курса
Уравнения и неравенства
Линейные, квадратные, рациональные, содержащие абсолютную величину, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения с параметром.
Линейные, квадратные, рациональные, содержащие абсолютную величину, показательные, логарифмические, тригонометрические неравенства с параметром.
Использование графиков для решения уравнений и неравенств.
Функции
Функции. Область определения и множество значений функции. Свойства функций. Графики функций. Анализ семейств функций.
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Виды деятельности |
Уравнения с параметром | ||
1 | Основные понятия уравнений с параметрами | Слушание объяснений учителя; самостоятельная работа с учебником. |
2-3 | Решение линейных уравнений с параметрами | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
4-5 | Квадратные уравнения, содержащие параметр | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
6-7 | Рациональные уравнения с параметром | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
8-9 | Иррациональные уравнения с параметром | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
10-11 | Показательные уравнения с параметром | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
12-13 | Логарифмические уравнения с параметром | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
14-15 | Уравнения, содержащие модуль и параметр | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
16-17 | Тригонометрические уравнения с параметром | |
18-19 | Графические интерпретации | Анализ графиков; анализ проблемных ситуаций; систематизация знаний |
20-21 | Проверочная работа №1 | Самостоятельная работа |
Неравенства с параметром | ||
22-23 | Основные понятия неравенств с параметрами | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
24-25 | Решение линейных неравенств с параметрами | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
26-27 | Метод интервалов при решении неравенств | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
28-29 | Квадратные неравенства, содержащие параметр | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
30-31 | Тригонометрические неравенства с параметром | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
32-33 | Рациональные неравенства с параметрами | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
34-35 | Иррациональные неравенства с параметрами | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
36-37 | Показательные неравенства с параметром | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
38-39 | Логарифмические неравенства с параметром | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
40-41 | Неравенства, содержащие модуль и параметр | Слушание объяснений учителя; работа в группах, самостоятельная работа |
42-44 | Графические интерпретации | Анализ графиков; анализ проблемных ситуаций; систематизация знаний |
45-46 | Проверочная работа № 2 | Самостоятельная работа |
Количественные характеристики множеств решений | ||
47-48 | Единственность решения | Работа с книгой; наблюдение; систематизация знаний; решение познавательных задач |
49-50 | Несколько корней | Работа с книгой; наблюдение; систематизация знаний; решение познавательных задач; систематизация знаний |
51-52 | Проверочная № 3 | Самостоятельная работа |
Качественные свойства множеств решений | ||
53-54 | Существование и отсутствие решений | Работа с книгой; наблюдение; систематизация знаний; решение познавательных задач |
55-56 | Расположение множеств решений | Работа с книгой; наблюдение; систематизация знаний; решение познавательных задач |
57-58 | Разные свойства | Работа с книгой; наблюдение; систематизация знаний; решение познавательных задач; систематизация знаний |
59-60 | Проверочная № 4 | Самостоятельная работа |
Взаимодействие множеств решений | ||
61-62 | Взаимодействие множеств решений двух соотношений. Включение множеств | Работа с книгой; наблюдение; систематизация знаний; решение познавательных задач |
63-64 | Взаимодействие множеств решений одного соотношения | Работа с книгой; наблюдение; систематизация знаний; решение познавательных задач |
65-66 | Взаимодействие множеств корней уравнений | Работа с книгой; наблюдение; систематизация знаний; решение познавательных задач; систематизация знаний |
67 | Проверочная работа № 5 | Самостоятельная работа |
Анализ семейств функций или множеств | ||
68 | Проверочная работа № 6 | Самостоятельная работа |
69-70 Итоговая работа (защита проектов) работа над проектом (постановка цели, задач, гипотезы, работа с научно-популярной литературой; решение экспериментальных задач, выводы, обобщение) |
Проверочная работа №1
Решите уравнение (1-8):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Проверочная работа №2
Решите неравенство (1-6):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Проверочная работа №3
1. При каких а уравнение имеет единственный корень?
2. При каких а уравнение имеет два корня?
3. При каких а уравнение имеет ровно три корня?
4. Найдите все значения а, при которых уравнение имеет один корень.
5. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение имеет хотя бы один корень.
6.Найдите все значения а, при каждом из которых система имеет единственное решение.
Проверочная работа №4
1. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение не имеет корней.
2. Найдите все значения а, при каждом из которых все корни уравнения удовлетворяют неравенству .
3. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение не имеет корней.
4. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение имеет ровно два неотрицательных решения.
5. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение имеет хотя бы одно решение, меньшее 2.
Проверочная работа №5
1. Найдите все значения а, при каждом из которых система
имеет решения и всякое решение удовлетворяет неравенству y>1-x.
2. Найдите все значения а, при каждом из которых неравенство имеет единственное решение на отрезке .
3. Найдите все значения а, при каждом из которых множество решений неравенстваявляется отрезок .
4. Найдите все значения а, при каждом из которых неравенство выполняется для всех значений .
5. Найдите все значения а, при каждом из которых неравенство выполняется для всех значений
Проверочная работа №6
1. Найдите все значения а, при каждом из которых функция не принимает значений, больших 3.
2. Найдите все значения а, для которых наименьшее значение функции больше 2.
3. Найдите все значения а, при каждом из которых наибольшее значение функции не меньше 1.
4. Найдите все значения а, при каждом из которых функция имеет более двух точек экстремума.
Итоговая работа
Результатом учебной деятельности учащихся является защита исследовательской или проектной работы. Проект может быть групповой или индивидуальный. Защита проектов происходит на школьной научной конференции.
Примерные темы: «Исследование различных способов решения уравнений, содержащих абсолютные величины», «Изучение различных способов решения иррациональных (рациональных) уравнений с параметром», «Анализ графических интерпретаций решения уравнений (неравенств) с параметрами», «Исследование различных способов решения неравенств, содержащих абсолютные величины», «Исследование способов решения иррациональных (рациональных) неравенств с параметром», «Анализ семейств функций или множеств» и др.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Нормативные документы: Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике.
- Учебники: "Факультативный курс по математике. Решение задач.", И.Ф. Шарыгин ; "Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа", В.С.Крамор; "Профильное обучение математике старшеклассников", А.Ж.Жафяров; "Как научить решать задачи с параметрами", В.Н.Дятлов.
- Учебные пособия: рабочие тетради, дидактические материалы, сборники самостоятельных и контрольных работ; научно-популярная, справочная, историческая литература; методические пособия для учителей; мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания; таблицы по математике для 10-11 классов.
- Техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, проектор.
- Программное обеспечение: социальная образовательная сеть (дистанционное обучение, консультирование, индивидуальные и групповые домашние задания, организация обратной связи); Word; Power Point; Excel.
Предварительный просмотр:
Программа курса по выбору
«Проектная деятельность по математике»
В соответствии с планированными результатами освоения основной общеобразовательной программы в рамках предметной области «Математика и информатика» и с учётом подходов к отбору предметного содержания, отраженные в параграфе 2.1. нами разработан курс по выбору для 9 класса, «Проектная деятельность по математике».
Основания для разработки программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
- Учебный план МБОУ «СШ № 30 с углублённым изучением отдельных предметов».
Заказчик программы:
Административный совет МБОУ «СШ № 30 с углублённым изучением отдельных предметов»
Разработчик программы:
Живодерова Наталья Владимировна, учитель математики и информатики МБОУ «СШ № 30 с углублённым изучением отдельных предметов».
Пояснительная записка
Цель программы:
Формирование у обучающихся коммуникативной компетентности в процессе проектной деятельности по математике.
Задачи программы:
- Формирование навыков работы в группе, коллективе.
- Формирование умений представить себя, написать эссе (реферат, доклад и др.), вести дискуссию.
- Формирование учебно-исследовательских умений (работа с учебной, научной, с научно-популярной литературой, с информационными ресурсами Internet, с различными источниками информации и овладения способами обработки полученной информации).
- Формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выявления причинно-следственных связей, доказательства и др.)
- Формирование умений пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач.
Количество часов освоения программы: 35часов
Планируемые результаты освоения курса по выбору:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
- Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
- Креативность мышления, инициатива, активность при решении алгебраических задач.
- Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации.
- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Выпускник получит возможность для формирования: устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям [25].
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится: принимать цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями; основам прогнозирования как предвидения будущих событий.
Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением , направленной на достижение поставленной цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы[25].
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится: основам реализации проектно-исследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; проводить сравнение и классификацию объектов; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Выпускник получит возможность научиться: ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации [25].
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку; распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью.
Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [25].
Предметные результаты
Выпускник научится:
- Использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма.
- Самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию и апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
- Работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать языки математики (словесный, символьный, графический), обосновывать суждения, доказывать математические утверждения.
- Решать линейные и квадратные уравнения; применять графические представления для решения и исследования уравнений, систем уравнений.
- Строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей.
Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности [25].
Актуальность программы:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование «коммуникативных компетенций в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной, творческой и других видов деятельности».
По нашему мнению, коммуникативная компетенция становится одним из наиболее важных качеств личности, формирующих в процессе обучения в школе. Оно необходимо для адаптации человека в обществе и преуспевании в жизни, для самореализации в социуме. Достаточно развитая коммуникативная компетенция проявляется в способности личности к сотрудничеству и конструктивности общения в различных ситуациях.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных компетенций является проектный метод. Метод проектов дает возможность любому школьнику получать знания в наиболее благоприятном для него режиме, который не ограничен временными рамками урока.
Новизна программы состоит в использовании проектной деятельности по математике для формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы. Активное использование метода проектов по математике способствует формированию следующих результатов: принимать цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями; осуществлять поиск информации; сотрудничать с одноклассниками; работать в группе; вести дискуссию.
Практическая значимость программы заключается в разработке проектов по математике «Исследование функций, их свойств и графиков» и «Исследование различных способов решения систем уравнений», способствующих повышению уровня коммуникативной компетентности и математической подготовки обучающихся 9 классов.
Роль и место программы:
Программа реализуется за счёт федерального компонента, предназначена для развития познавательных потребностей обучающихся, формирования навыков проектной деятельности.
Программа является учебно-методическим сопровождением курса по выбору в 9 классах.
Особенности программы:
Важная особенность проектов заключается в том, что в итоге завершения своего «жизненного цикла» он даёт какой-то конкретный «зримый» результат в виде продукта, услуги, мероприятия или других вещей, которые оказывают влияние на социальное самочувствие детей, на состояние общественных отношений, на внутренний мир самого автора. Эта характерная особенность проектов особенно интересна учащимся в силу того, что даёт возможность почувствовать, оценить результат своей активности через сравнительно небольшой промежуток времени.
Проектная деятельность - одна из форм развития возможностей обучающихся, их успешной социализации и адаптации в обществе.
Преимущество проектного метода обучения:
- Навыки работы в команде;
- Навыки общения;
- Междисциплинарные навыки;
- Развитие индивидуальных навыков участников проекта;
Учащиеся должны решать следующие задачи:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути решения, выбирать оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования
Проектная деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает ценностные качества личности. Именно работа над проектом развивает, обогащает ребёнка. Обучающиеся с удовольствием участвуют в работе школьных, городских, окружных научно – практических конференциях.
Проектная деятельность позволяют раскрыться ученикам (даже тем, у кого низкие учебные возможности), укрепляют их веру в себя и свои возможности, прибавляют творческих сил, приносят радость и желание познавать.
Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические работы.
Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления проектной деятельности учащихся, результаты которой должны быть представлены в марте на школьной конференции.
Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на отслеживании хода работы над проектной работой.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением проекта. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы: защиту проекта внутри класса, школьной конференции и др.
Таблица 4
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Тема занятий | Количество часов |
1 | Что такое проект | Определение проекта | 1 |
Классификация проектов | 1 | ||
2 | Понятийный аппарат исследования | Актуальность | 1 |
Определение проблемы исследования | 1 | ||
Тема проекта | 1 | ||
Объект и предмет проекта | 1 | ||
Цель и задачи проекта | 1 | ||
Гипотеза | 1 | ||
Методы исследования | 1 | ||
Практическая работа № 1 "Актуальность исследования" | 2 | ||
3 | Планирование деятельности | План деятельности | 1 |
Практическая работа № 2 "Составление дневника исследования" | 2 | ||
4 | Способы получения и переработки информации | Виды информационных источников | 1 |
Практическая работа № 3 "Работа с литературой" | 2 | ||
5 | Оформление результатов проектной деятельности | Правила оформления проектной работы | 1 |
Практическая работа № 4 «Оформление результата проекта» | 2 | ||
6 | Публичное представление результатов проектной деятельности | Представление продукта проектной деятельности | 1 |
Практическая работа № 5 «Защита проекта» | 2 | ||
7 | Групповой проект | Практическая работа № 6. «Выбор общей темы проекта и подтем для каждой группы» Практическая работа № 7. «Формулирование цели и задач» Практическая работа № 8 «Планирование работы в группах» Практическая работа № 9. «Работа с источниками информации» Практическая работа №10. «Сбор и анализ информации» Практическая работа №11. «Проведение исследования» Практическая работа №12. «Систематизация полученных данных» Практическая работа №13. «Защита проекта» | 12 |
Всего 35ч
Содержание курса
1. Что такое проект (2ч)
Определение проекта, проектной деятельности, развитие проектной деятельности в России и за рубежом. Классификация проектов по организации работы: персональные и групповые; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные; по доминирующей деятельности обучающихся: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой; по характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные (разного масштаба), межрегиональные, международные; по комплексности: монопроекты, межпредметные.
2. Понятийный аппарат исследования(9ч)
Актуальность исследования. Определение проблемы исследования. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Выбор темы проекта. Определение объекта и предмета исследования. Постановка цели. Требования к ее формулировке. В соответствии с предметом и целью определяются задачи проекта. Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели. Определение гипотезы. Требования к ее формулировке. Определение метода исследования. Теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция и др.) и эмпирические (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение, эксперимент) методы исследования.
Практическая работа № 1 «Актуальность исследования»
3. Планирование деятельности (3ч)
Последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения. Заполнение дневника исследователя.
Практическая работа № 2 «Составление дневника исследования»
4. Способы получения и переработки информации (3ч)
Виды источников информации. Библиография и аннотация, виды аннотаций. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 3 «Работа с литературой»
5.Оформление результатов проектной деятельности (3ч)
Статья, реферат, доклад, презентация, видео-фильм, буклет, газета, фото – выставка, сборник и др.
Практическая работа № 4 «Оформление результата проекта»
- Публичное представление результатов проектной деятельности (3ч)
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа № 5 «Защита проекта».
- Групповой проект (12ч)
Выбор темы и ее конкретизация. Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций. Организационно – консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Оценка сформированности коммуникативной компетентности в рамках оценивания проектной деятельности представлена в таблицах 5-9.
Таблица 5
Письменная презентация
Количество баллов | Оценка сформированности коммуникативной компетентности |
1-2 балла | Учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательные графики, заданные образцом. |
3-4 балла | Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов |
5 баллов | Грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы и др.) |
6 баллов | Ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста. Например, если цель - вовлечь в дискуссию, то жанр - проблемная статья. |
7 баллов | Ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру. Например, раздача зрителям разработанного буклета (листовки) |
8 баллов | Носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель - привлечь внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если цель - обращение с предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо и т.п. |
Устная презентация. Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося).
Таблица 6
Монологическая речь
Количество баллов | Оценка сформированности коммуникативной компетентности |
1балл | Учащийся с помощью учителя составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к тексту |
2 балла | Учащийся с помощью учителя составляет план своего выступления, которым пользуется во время выступления |
3 балла | Учащийся самостоятельно готовит выступление |
4 балла | Во время выступления ученик использует вербальные средства (например, обращение к аудитории) |
5 баллов | Учащийся например использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования таких средств исходит от руководителя проекта |
6 баллов | Ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы |
7 баллов | Ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные руководителем проекта (например, проведение аналогий, доказательство от противного и др.) |
8 баллов | Учащийся самостоятельно реализовал логические или риторические приемы |
Таблица 7
Ответы на вопросы
(учитывается содержание и степень аргументированности)
Количество баллов | Оценка сформированности коммуникативной компетентности |
1балл | На уточняющий вопрос учащийся повторяет фрагмент своего выступления (при этом он может обращаться за поиском ответа к тексту) |
2 балла | При ответе на вопрос учащийся приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом |
3 балла | Если задан вопрос на понимание, то учащийся либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления |
4 балла | При ответе на вопрос на понимание, дает объяснение или дополнительную информацию |
5 баллов | Достаточно односложного ответа по существу вопроса |
6 баллов | Требуется развернутый ответ по существу вопроса |
7 баллов | Учащийся может уточнить свое понимание вопроса (при ответе он может обращаться к своему опыту или мнению эксперта по данном вопросу или данным статистике и т.п.) |
8 баллов | Необходимо чтобы учащийся при ответе привел новые аргументы |
Продуктивная коммуникация (работа в группе). Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе (результаты наблюдения руководителя проекта)
Таблица 8
Умение соблюдать(выстраивать) процедуру группового обсуждения
Количество баллов | Оценка сформированности коммуникативной компетентности |
1-2 балла | Для 1 и 2 уровней сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом на 1 уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, на 2 ученики самостоятельно следуют установленной поцедуре обсуждения |
3-4 балла | Ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Для 3 уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом |
5 баллов | Ученики могут обобщить промежуточные и окончательные результаты |
6 баллов | Ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. Предлагают дальнейшие шаги, план действий |
7 баллов | Группы, работающие над проектом, могут быть достаточно самостоятельными, однако во время работы какая нибудь группа испытывает затруднение. |
8 баллов | Выбор варианта развития работы в группе сделан самостоятельно |
Таблица 9
Содержание коммуникации
Количество баллов | Оценка сформированности коммуникативной компетентности |
1балл | Коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель |
2 балла | Ученики самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение |
3 балла | Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его |
4 балла | Чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга |
5-6 баллов | Ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга |
7-8 баллов | Понимание высказанных идей в группе всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений |
В рамках проведения курса по выбору «Проектная деятельность по математике» были реализованы проекты по математике «Исследование различных методов решения систем уравнений» и «Исследование функций, их свойств и графиков». Для определения уровня математической подготовки обучающихся по темам «Системы уравнений» и «Числовые функции» до внедрения разработанной методики предусмотрено проведение диагностической работы. После внедрения разработанной методики, с целью прослеживания динамики изменений уровня сформированности математической подготовки обучающихся основной общеобразовательной школы, предусмотрено проведение итоговой контрольной работы. Варианты диагностической и итоговой работы и критерии оценивания представлены в приложении 1.
Литература:
- Гончарова М.А. Образовательные технологии в школьном обучении математике: учебное пособие / М.А.Гончарова, Н.В. Решетникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 264с.
- Гузеев В.В. Проектная деятельность, или Цели имеют право на существование! / В.В.Гузеев // спец. прил. к журналу " Лицейское и гимназическое образование". Педагогическая лоция. 2003/2004 учебный год. "Метод проектов в школе". Вып.4. - 2004.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 272с.
- Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5
- СелевкоГ. К. Педагогические компетенции и компетентность /Г. К. Селевко // Сельская школа: рос.пед. журн. – 2004. – № 3. – С. 29–32.
- Учебный проект. Вики-энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/учебный_проект.
Данная программа была реализована в 9а классе МБОУ «СШ № 30 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Нижневартовск.