Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника»

Живодерова Наталья Владимировна

Цель: формирование патриотического и гражданского воспитания личности школьника через развитие школьного музея  Боевой  Славы и казачьей доблести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx89.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

   «Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Образовательный проект

 «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника»

http://nv-school30.ucoz.ru/off/muzej_3.jpg

Автор проекта

Живодерова Наталья Владимировна

учитель математики и информатики

высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ №30 с УИОП»

г. Нижневартовск

  1. Пояснительная записка

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» миссия системы образования рассматривается как создание возможностей для реализации всеми гражданами личностного позитивного потенциала (культурного, экономического, социального). На решение данной задачи направлена и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. «Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества».

В 2002 году в нашей школе были открыты первые три кадетских класса. Главной целью организации и реализации учебно-воспитательного процесса в кадетских классах является формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных социальных ценностей. Положение о кадетском классе МБОУ «СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» представлено на сайте школы (http://nv-school30.ucoz.ru/kadet/polozhenie_kadet..pdf).

Важную роль в формировании нравственного облика кадета играют кадетские ритуалы, среди которых наибольшей популярностью пользуются: посвящение в кадеты; вынос кадетского знамени; исполнение собственного кадетского гимна; почитание Государственного флага, герба и гимна РФ. Воспитание патриота - это: участие воспитанников кадетских классов в проведении различных патриотических мероприятий и гражданских акций: дни воинской славы; возложение цветов к памятникам героям войн; шефство над ветеранами; прохождение торжественным маршем в честь Дня Победы по улицам города. Визитной карточкой кадетов являются военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», конкурс военно-патриотической песни «Катюша», смотр строя и песни и другие.

 В нашей школе реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию. Одним из направлений Программы, является школьный музей, так как он способствует воспитанию патриотического сознания школьников. Деятельности школьного музея  в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей.

В декабре 2012 года в школе был открыт музей Боевой Славы и казачьей доблести.  Школьный музей был создан в целях воспитания гражданской ответственности и патриотической сознательности, чувства верности своему Отечеству (http://nv-school30.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-143). Был создан школьный поисковый клуб «30-я рота Югры» (http://nv-school30.ucoz.ru/kadet/polozhenie_o_shkolnom_poiskovom_klube.pdf).

На сегодняшний день, в свете многих исторических изменений и событий в различных странах, как никогда актуальным становится правильное понимание и изучение собственной истории, воспитание патриотизма, осмысление ценностей Родины.  Но нельзя прививать любовь к Родине и ее историческому прошлому голословно, без конкретных примеров, документов, предметов быта и старины.

         Актуальность данной проблемы, привела к пониманию необходимости пополнения коллекции музейных экспонатов музея, реставрации музея в целом.  Только понимание обучающимися своей идентичности, патриотизм, углубленные знания истории и культуры прошлого, развитие интереса у обучающихся к сохранению культурных ценностей, являются аспектами сохранения безопасности нашей страны.   Все эти причины, побудили разработать программу развития школьного музея.

  1. Цели и задачи проекта

Цель: формирование патриотического и гражданского воспитания личности школьника через развитие школьного музея  Боевой  Славы и казачьей доблести.

Объект исследования: процесс формирования патриотического и гражданского воспитания личности школьника через развитие школьного музея  Боевой  Славы и казачьей доблести.

Предмет исследования: эффективные методы и приёмы формирования патриотического и гражданского воспитания личности школьника в процессе развития школьного музея Боевой Славы и казачьей доблести.

Гипотеза: если в учебно-воспитательный процесс основной общеобразовательной школы внедрить программу развития школьного музея  Боевой  Славы и казачьей доблести, то это будет способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию личности школьника.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретико-методологическую основу проекта по теме «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника».
  2. Разработать программу развития школьного музея Боевой Славы и казачьей доблести на период 2018-2021гг., способствующую формированию патриотического и гражданского воспитания личности школьника.
  3. Формировать гражданско-патриотические качества личности подрастающего поколения, развивать интерес к истории Родины, родного края через использование фондов музея, поисковую и экскурсионную деятельность.
  4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность разработанной программы.        

Практическая значимость проекта: полученные результаты исследования могут быть полезны для учителей, классных руководителей, родителей и обучающихся, а также для тех, кого интересуют проблемы патриотического и гражданского воспитания личности школьника.

  1. Механизм реализации проекта

Проект рассчитан на период с 2018  по 2021 годы.

Этапы проекта:

  1. Организационный этап (сентябрь-ноябрь 2018 г.)

Изучение официальных документов; создание нормативно-правовой базы; создание Совета музея Боевой Славы и казачьей доблести по реализации проекта.

  1. Практический этап (декабрь 2018 - май 2021 г.)

Внедрение целевых программ. Работа творческих групп. Сбор и оформление материалов поисковой работы. Встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, старожилами г.Нижневартовска. Организация помощи ветеранам ВОВ. Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях, проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах на различных уровнях. Участие воспитанников кадетских классов в проведении различных патриотических мероприятий и гражданских акций: дни воинской славы; возложение цветов к памятникам героям войн; шефство над ветеранами; прохождение торжественным маршем в честь Дня Победы по улицам города и др.

  1. Аналитический этап (май 2021г.)

Анализ результатов деятельности проекта. Систематизация творческих работ и исследовательских проектов. Обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику, формулировка выводов, выявление перспектив последующего развития проекта.  Распространение опыта работы.

  1. Результаты реализации проекта

мероприятие

результат

Разработка программы развития школьного музея Боевой Славы и казачьей доблести на период 2018-2021гг.

http://nv-school30.ucoz.ru/foto/myzey/programma_razvitija_muzeja.pdf

Поиск и сбор новых экспонатов, исторических документов времён ВОВ

http://nv-school30.ucoz.ru/index/popolnenie_ehksponatov_muzeja/0-318

Оформление экспозиции Поисковый отряд «30-я рота Югры»

http://nv-school30.ucoz.ru/index/ehkspozicija_quot_poiskovyj_otrjad_quot/0-319

Проведение экскурсий в музее по плану школы и заявкам других школ и учреждений

http://nv-school30.ucoz.ru/index/ehkskursii_v_muzee/0-320

Оформление экспозиции «История кадетского движения», «История сибирского казачества» и др.

http://nv-school30.ucoz.ru/index/oformlenie_ehkspozicii/0-317

Конкурс школьных знамённых групп «Равнение на Знамена!»

http://nv-school30.ucoz.ru/news/ravnenie_na_znamena/2020-11-15-88

http://nv-school30.ucoz.ru/news/ravnenie_na_znamena/2019-11-26-24

Военно-спортивные соревнования «Казачий сполох»

http://nv-school30.ucoz.ru/news/kazachij_spolokh/2019-09-21-11

Акция: «Спасибо!» В рамках празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

http://nv-school30.ucoz.ru/news/v_ramkakh_prazdnovanija_75_j_godovshhiny_pobedy_v_velikoj_otechestvennoj_vojne_1941_1945_godov/2020-05-07-67

Встреча с воинами – интернационалистами «Память поколений»

http://nv-school30.ucoz.ru/news/pamjat_pokolenij/2019-10-16-17

Смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа»

http://nv-school30.ucoz.ru/news/smotr_konkurs/2019-03-10-4

«Кадетский сбор»

http://nv-school30.ucoz.ru/news/kadetskij_sbor/2019-12-18-32

Фестиваль «Россия – наш общий дом»

http://nv-school30.ucoz.ru/news/rossija_nash_obshhij_dom/2019-12-18-31

Соревнования по зимнему военно-спортивному многоборью

http://nv-school30.ucoz.ru/news/biatlon/2019-04-10-3

День народного единства

http://nv-school30.ucoz.ru/news/den_narodnogo_edinstva/2020-11-04-85

Проектные работы обучающихся

http://nv-school30.ucoz.ru/index/proekty_detej/0-321

Участие воспитанников кадетских классов в проведении различных патриотических мероприятий и гражданских акций

http://nv-school30.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-143

Достижения обучающихся представлены на сайте школы http://nv-school30.ucoz.ru/index/dostizhenija_detej/0-322.