Классные час
Работа с классным коллективом
Уроки мужества!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час "Как избежать конфликтные ситуации" | 958.78 КБ |
"Этикет в вопросах и ответах" | 79 КБ |
"Всё в твоих руках" | 27.07 КБ |
Классный час Имя Кубани | 845.75 КБ |
Памятки по безопасности 2017 г. | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час – тренинг
«Конфликты в нашей жизни».
Классный час-тренинг
«Конфликты в нашей жизни».
Цели классного часа:
Познавательная:
- Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.
Развивающая:
- Развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки.
Воспитывающая:
- Решение проблемы возникновения конфликтов в классе, повышение сплоченности в классе.
Оборудование: листы бумаги для тестирования, квадратики (красные, зеленые, черные), мультифоры на доске. На доске: название темы и понятие «конфликт».
Мои глаза – смотрят на вас.
Мои мысли – направлены на вас.
Моя душа – открыта для вас.
Помыслы мои чисты и бескорыстны.
- Вступительное слово.
Мы в очередной раз встретились, чтобы вместе поговорить на тему: «Конфликты в нашей жизни». Почему мы выбрали эту тему? Выбор этот, конечно же, не случаен. Анкета проведенная среди старшеклассников показала что 90 % учащихся считают что подвергаются насилию. Какое бывает насилие?
1. психологическое (насилие над личностью).
2. физическое (причинение вреда здоровью).
3. экономическое (вымогательство денег).
4. сексуальное.
В основе любого насилия лежит конфликт.
При помощи теста, беседы, игры и по-возможности откровенных высказываний, решений мы попробуем понять, что такое конфликт, как и почему он происходит, как вести себя в подобной ситуации, как быть мудрее, выше конфликтов.
- Беседа: учащиеся садятся вокруг стола лицом друг к друг.
Вопросы:
1. Конфликт – это ……
2. Я боюсь конфликта потому что ……
3. Я не боюсь конфликта потому что …….
А что такое конфликт?
Конфликт – 1. столкновение, серьезное разногласие, спор.
2. столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное
разногласие.
Когда и почему возникает конфликт?
Продолжим разговор о собственном поведении в конфликтной ситуации.
Прошу ответить на вопросы теста.
«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»
Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя
часто – 3 балла
от случая к случаю – 2 балла
редко – 1 бал
Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?
- Угрожаю или дерусь
- Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
- Ищу компромиссы.
- Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
- Избегаю противника.
- Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.
- Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
- Иду на компромисс.
- Сдаюсь
- Меняю тему.
- Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
- Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
- Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
- Предлагаю мир.
- Пытаюсь обратить все в шутку.
На доске:
1 | 6 | 11 | А |
2 | 7 | 12 | Б |
3 | 8 | 13 | В |
4 | 9 | 14 | Г |
5 | 10 | 15 | Д |
Подсчитайте количество баллов под номерами…
Узнайте количество баллов по типам.
Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)
А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.
Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.
В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Сделать выводы из тестирования.
Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.
Отрадно, что в классе в основном нет конфликтных людей.
Игра практикум.
Существуют разные способы выхода из конфликта.
В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.
- Разделимся на группы.
- Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).
- Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.
Ситуация №1
Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?
Ситуация №2
В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед учителями и одноклассниками – мальчишками. Посыпались записки, звонки с предложениями встретиться сходить в кино и т.д. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравиться. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если такая «песня» будет продолжаться, то ей в этой школе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. И вообще, с кем хочет, с тем и будет встречаться. Как добиться понимания?
Ситуация №3
На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
Сделать выводы из тренинга (делает психолог).
Итак, существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию: учащиеся
- Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.
Или:
Разрыв связи
Ультиматум
Анализ
Третейский суд
Компромисс
Нежность
Юмор
нежность – «признание достоинств».
Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.
Вопрос:
- Как вы выходите из конфликта, ваш универсальный способ?
- Каким способом, о котором вы узнали сегодня, вы воспользуетесь в конфликтной ситуации?
И напоследок: У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.
«ДА» - красный.
«НЕТ» - черный
«СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый
Положить квадратики в конвертики на доске.
Заключительное слово.
Преобладает красный цвет. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа
Практикум по культуре поведения
«Этикет в вопросах и ответах».
Колинько Н.А.
2014 год
Цели: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных норм поведения в кинотеатре, в транспорте, в гостях, в кафе, в картинной галерее, в магазине.
Подготовительная работа:
- Предложить учащимся прочитать книги о культуре поведения.
- Создать инициативную группу, которая готовит:
- две команды для интеллектуальной игры с выбором капитанов команд,
- выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г. Остера,
- инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правила этикета,
- цветные жетоны из бумаги (картона), которые будут выдаваться учащимся, формулирующим правила поведения в ходе практикума из зрительного зала и разноцветные блоки пирамид,
- выбирают ведущего.
Оснащение: листы, на которых написаны правила, разноцветные блоки пирамид, названия секторов и номера вопросов, цветные жетоны для зрительного зала.
Ход практикума.
Ведущий
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о важном составляющем нашего общения друг с другом, о правилах этикета. А сделаем мы это с помощью двух команд, которые будут соревноваться в знаниях современного этикета, правил и манер общения. Игра наша будет называться «пирамида». Итак, дорогие друзья, прежде чем мы начнём нашу игру, позвольте немного предыстории:
- Что же подразумевает понятие «этикет»? За словом «этикет» скрывается благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, независимо от их социального и должностного положения, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим. Этикет включает формы обращений, приветствий, представлений, правил ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождения с гостями, требования, предъявляемые к одежде человека в зависимости от обстоятельств и многое, многое другое.
- Ну, а теперь команды займут свои места. Вам было дано домашнее задание назвать команду и выбрать капитана.
+ Ответы команд
- С командами познакомились, а теперь необходимо познакомиться с правилами нашей игры. Дорогие друзья, пирамида состоит из блоков. Каждая команда должна выстроить пирамиду как можно выше, получая за каждый правильный ответ блок и прикрепляя его к магнитной доске. Выигрывает та команда, у которой пирамида выше.
- Посмотрите на доску, на ней вы видите секторы под общим названием «Как себя вести»
- В секторе «В магазине», «В кафе», «В театре», «В картинной галерее» по три вопроса. Команды по очереди могут выбирать любой сектор и номер вопроса. Отвечая правильно на вопрос, вы получаете возможность прикрепить один блок пирамиды. Если команда в течении 30 секунд не даёт ответа или даёт неправильный ответ, вопрос переходит к команде соперников. Это первый шаг постройки пирамиды. Если команды выбирают сектора «В транспорте», «В кинотеатре», «В гостях», то предлагается командам посмотреть инсценированные ситуации, найти все ошибки в этикете и исправить их, сформулировать грамотно правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило команда поднимается на один блок пирамиды. Если обе команды дают неправильный ответ, то вопрос переносится в зрительный зал.
1 2 3
1) Кто кого должен пропустить: тот кто входит в магазин или тот, кто выходит из магазина? (ответ: надо пропустить того, кто выходит из магазина)
2) Как правильно спросить «Кто последний?» или «Кто крайний?» (ответ: «Кто последний?»)
3) Должен ли мужчина снять головной убор в магазине? (ответ: нет)
1 2 3
1) Надо ли аплодировать после подъёма занавеса? (ответ: да)
2) Можно ли перекусить попкорном или конфетами во время действия на сцене? (ответ: нет)
3) Можно ли тихо разговаривать во время действия спектакля (ответ: нет)
1 2 3
1) Что должен сделать мужчина, пригласивший даму в кафе, подойдя к столику? (ответ: отодвинуть стул и усадить даму)
2) Как правильно обратиться к официанту? (ответ: подать знак рукой)
3) Можно ли разговаривать в кафе? (ответ: разговаривать можно, но тихо)
1 2 3
1) Если понравилась картина, следует ли на неё тыкать пальцем или ручкой? (ответ: нет, не следует)
2) Можно ли сделать фото на память в зале? (ответ: только при разрешении администрации)
3) Как вы считаете, можно ли входить с сумкой в картинную галерею? (ответ: можно, если сумка маленькая)
Инсценированные ситуации.
Ведущий объявляет: Сцена в кинотеатре.
Ученик читает стихотворение Г. Остера:
Посещайте почаще
Киношный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода,
Как дрова на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль.
На сцене показан условно зрительный зал, стулья стоят в два ряда, на них сидят «зрители». Они внимательно смотрят фильм. Вася Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет своё пирожное на колени одного из зрителей. Добирается до своего места и начинает расспрашивать, что было в начале фильма. Немного посмотрев фильм с шумом развернул шоколадку, которую не торопясь стал жевать. Васечкин захотел пить и стал приглашать товарищей в буфет. Встаёт один и выходит спиной к зрителям.
Найденные ошибки:
- Опоздал к началу фильма.
Правило: опаздывать к началу фильма нельзя.
- Пробирается между рядами спиной к зрителям.
Правило: между рядами проходят к своему месту, повернувшись лицом к зрителям.
- В зал вошёл с пирожным и шоколадкой
Правило: зрители не едят во время просмотра фильма и не создают шум
- Отвлекал товарищей во время просмотра фильма
Правило: не мешай зрителям, не отвлекай, не разговаривай
- Ушёл до окончания фильма
Правило: нельзя уходить, не дождавшись окончания фильма
В транспорте.
Ведущий объявляет: сцена «В транспорте»
Ученик читает стихотворение Г. Остера
Когда состаришься – ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, всё равно
Стоять придётся там
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далёким временам
Не станет их совсем.
На школьной сцене 6 стульев в ряд. В автобусе сидит очень старая женщина. Впереди сидит кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Вася Васечкин и, держа за руку свою подружку, тащит за собой в салон автобуса. Он плюхается на первое сидение и кричит подруге «Анька, находи себе место и оплати проезд». Аня, севшая позади пожилой женщины, будит её и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходит старушка. Васечкин посмотрел на старушку и сделал вид, что не заметил её. Аня встаёт, уступает место старушке, но при этом говорит:
- Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!
Найденные ошибки:
- Васечкин не пропустил Аню вперёд.
Правило: мужчина должен пропустить девушку вперёд.
- Вася сел на первое сидение и не усадил Аню.
Правило: первое сидение для пожилых людей, детей и инвалидов. Усади сначала свою спутницу, затем только садись сам.
- За проезд платит Аня.
Правило: мужчина должен заплатить за проезд
- Аня разбудила пожилую женщину.
Правило: Если впереди тебя пожилые люди, то заплати за проезд сам или попроси передать деньги на билет другого пассажира.
- Молодой человек не уступил место старушке
Правило: молодые люди должны в автобусе уступать место пожилым людям
- Аня оговорила пожилого человека
Правило: если уступаешь место, то надо сказать «Садитесь, пожалуйста».
В гостях.
Ведущий объявляет «День рождения».
Ученик читает стихотворение Г. Остера.
Если друг на день рождение
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай
Ты во время разговора
Вдвое больше съешь конфет
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье
Трудно будет вынимать.
Ведущий объявляет «Васечкин принимает гостей».
На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Стучат. Вася просит бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Снова стучат. Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Оттеснив бабушку, гости хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к гостям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и обращается к бабушке «Все собрались. Можно подавать на стол».
Найденные ошибки:
- Подарок первый гость бросил с расстояния.
Правило: подарок нужно вручить, подойдя к имениннику
- Гость напоминает о потере предыдущего подарка
Правило: никогда не напоминай о предыдущем подарке
- Васечкин посылает открывать дверь бабушку.
Правило: именинник должен сам встречать гостей
- Вася не смотрит подарок, бросает его на стул.
Правило: разверни подарок, посмотри и поблагодари гостей
- Васечкин должен предложить помочь бабушке подавать на стол и передоложить гостям занять места за столом.
Ведущий.
- А сейчас немножко отдохнём и вспомним «волшебные слова, которые все мы знаем с самого детства. Я буду начинать читать предложение, а вы заканчиваете хором.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…. (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит…. (добрый день)
3. Если больше есть не в силах, маме скажем мы…. (спасибо)
4. Когда бранят нас за шалости, мы говорим…. (простите пожалуйста)
5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…. (здравствуйте)
6. И во Франции и в Дании на прощание говорят… (До свидания)
- Следующий этап постройки пирамиды – это отгадать кроссворд: «кто быстрее?»
Вопросы:
- Качество, которым непременно, должен обладать каждый человек, особенно мужчина? (обходительность)
- Человек, незнающий элементарных правил поведения. (невежа)
- Что в переводе с французского означает «изысканная вежливость»? (галантность)
- Эти люди принадлежат к особому «ордену», существующему в средние века, человек такого «ордена» отличался чрезвычайной вежливостью, справедливостью, честью. (рыцарь)
- Чем зрители поощряют понравившийся концертный номер? (аплодисменты)
- Привлекательный ярлык на каком-либо товаре. (этикетка)
Отгадав полностью кроссворд, команда получат право достроить пирамиду на два блока.
Завершающий этап игры.
«Конкурс капитанов»
Задание.
- Перед капитанами лежат тарелки, вилки, ножи, ложки. Задача: правильно разложить приборы.
- Пригласить даму на танец и как можно элегантнее.
За каждое правильное выполненное задание капитаны получают по два блока.
Все правила вывешиваются на ватманах на доску. Подводятся итоги игры. Каждому ученику вручаются буклеты, напоминающие о правилах поведения.
Предварительный просмотр:
Классный час «Все в твоих руках»
Класс: 10-11 класс
Классный руководитель: Колинько Н.А.
Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под
водой, как рыбы, нам не хватает
только одного:
научиться жить на земле,
как люди.
Б. Шоу
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал (карточка-листок), карточки разного цвета, мультимедийное оборудование.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Педагог: сегодня мы начнём наше занятие с притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия.
«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и отправился к мудрецу. И спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?»
Как вы думаете что ответил мудрец этому человеку???
«...И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
мудрец дал единственно правильный ответ, потому, что он всю жизнь стремился к овладению знаниями, которые дают возможность поступать разумно в любых ситуациях;
человек, желающий унизить мудреца, не мог сделать этого иначе, чем пытаясь уничтожить живое существо, потому, что завидовать и уничтожать легче и проще, чем трудиться, получая знания;
бабочку легко погубить, ведь она беззащитна. Но сделать это может только завистливый и слабый человек, ведь сильный человек всегда стремиться защитить более слабого и т.д.
Педагог: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
учащиеся: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Педагог: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
3. Знакомство с новым понятием.
Педагог: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
16 ноября жители мира отмечают Всемирный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи
Кубань – один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. Современный этнический состав населения Кубани начал складываться со второй половины XVIII в. Особенно интенсивно процесс формирования протекал во второй половине ХIХ в, получив новый толчок в 70-90-е гг. ХХ в. На сегодняшний день здесь проживают свыше ста народов, различных по языку, хозяйственно-культурному типу, быту, традициям, вероисповеданию.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Что означает это понятие?
Для чего нужна толерантность?
Обладает ли каждый из нас качествами толерантной личности?
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают: Приложение №1
в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;
в арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, расположение к другим;
в персидском — терпение, выносливость, готовность к примирению;
в испанском — способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Педагог: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Педагог: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Видеоролик «Толерантность»
Педагог: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотносят с заповедью.
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
а) соотнесение высказывания с заповедью;
Приложение № 2(карточки)
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
«Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
«Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
«Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
Воровство порождает лень и жадность. (не кради)
Педагог: итак, быть толерантным, значит:
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать.
Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что – то делать вместе
Чуткость и любознательность
Понимание и признание
Снисходительность
Доверие
Прощение
Умение владеть собой
Педагог: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Приложение №3 (карточка)
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Педагог: итак, толерантная личность обладает следующими качествами… (читаем карточки)
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Педагог: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Приложение № 4
Памятка.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
5. Итог.
Учитель:
А сейчас мы подведём итог нашего занятия и сделаем это с помощью создания «Дерева толерантности».
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.
Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, два самых главных качества вашего характера (хороших качеств)». Затем листочки приклеиваются на дерево.
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Приложение №5
Памятки для детей.
Диета для тех, кто хочет стать толерантным. Эта диета поможет избавиться вам от злобы, эгоизма и нетерпимости. | |
Понедельник | Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми |
Вторник | Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение |
Среда | Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя. |
Четверг | Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе. |
Пятница | Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом |
Суббота | Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга. |
Воскресенье | Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним. |
Проживите хотя бы одну неделю по этой диете. Расскажите своим близким и друзьям о том, как изменилось ваше отношение к людям
Памятка. Сохраняй спокойствие, когда сердишься. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие. Имей терпение выслушать собеседника. Спокойно объясни свою точку зрения. Подумай, из-за чего возник спор. | Памятка. Сохраняй спокойствие, когда сердишься. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие. Имей терпение выслушать собеседника. Спокойно объясни свою точку зрения. Подумай, из-за чего возник спор. | Памятка. Сохраняй спокойствие, когда сердишься. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие. Имей терпение выслушать собеседника. Спокойно объясни свою точку зрения. Подумай, из-за чего возник спор. | Памятка. Сохраняй спокойствие, когда сердишься. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие. Имей терпение выслушать собеседника. Спокойно объясни свою точку зрения. Подумай, из-за чего возник спор. | Памятка. Сохраняй спокойствие, когда сердишься. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие. Имей терпение выслушать собеседника. Спокойно объясни свою точку зрения. Подумай, из-за чего возник спор. |
.
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». |
«Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». |
«Не делай другому того, от чего больно тебе». |
«Ничто притворное не может быть продолжительным». |
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» |
Воровство порождает лень и жадность. |
В китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; |
Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам; |
В арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, расположение к другим; |
В персидском — терпение, выносливость, готовность к примирению; |
В испанском — способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; |
Английский - Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. |
«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Имя Кубани».
Подготовила классный
руководитель 5А класса
учитель ИЗО, БОУ СОШ №38
Колинько Наталья Александровна
2016г.
ст. Нововеличковская
Единый всекубанский классный час -
«Имя Кубани».
Цель классного часа:
воспитание патриотов Кубани на примерах
исторических событий и персоналий, героев современной жизни края,
формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между
явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.
Задачи:
Воспитательная. Привитие бережного отношения к культурному и духовному наследию своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, сохранение ценностей Малой Родины, памяти о людях живущих и живших в родной станице Нововеличковской.
Развивающая. Продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа различных источников информации осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.
Оформление:
1. Выставка книг о Кубани.
2. На доске написан эпиграф. Могучие горы, Родные просторы, Приморского берега грань, Леса и поляны, сады и лиманы – Все это родная Кубань. В. Подкопаев.
3. Видеоролик «О Кубани»
4. Фонограммы песен: «Песня про Кубань», «Гимн станицы», «Кубань ты наша Родина».
5. Презентация
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
- Организационный момент.
Слайд 1-2.
Сегодня мы собрались на свой самый первый урок, классный час, который посвящен людям живущим с нами рядом, мы поговорим об истории нашей станицы и родной Кубани.
Могучие горы, родные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны,
Сады и лиманы –
Все это родная Кубань.
В. Подкопаев
Мы отправимся с вами в путешествие и вспомним тех, кто дал нам возможность учиться и трудится сегодня на кубанской земле. Наше путешествие будет необычным. Давайте попробуем с вами собрать корзину даров Кубани, важные события и знания , исторические данные о нашем крае и нашей станице.
Слайд 3.
Первый Дар - История края, история героических имен и событий.
Близость к Черному морю и Кавказу определила историю края. Несмотря на благоприятные природные условия, он был мало освоен до присоединения к России, так как земледельцы все время подвергались набегам воинственных горцев.
Краснодарский край – это район древнейшего обитания человека. Первобытный человек появился у нас в крае 700-600 тысяч лет назад.
Как и у каждого человека, у нашего края есть свои отличительные особенности.
Слайд 4.
Столица края - город Краснодар. Кто бывал в этом красивом городе? Что вам больше всего запомнилось?
Елена Демьянченко:
Краснодар любимый лучезарный
Наделённый редкой красотой
Сказочной, волнующей, шикарной.
Город с нежной, трепетной душой.
Дышится в нём тихо и спокойно.
Воздух чист и небывало свеж .
Всюду парки, детские площадки.
Словно сказка поселилась здесь.
И звучит волшебный голос сладкий:
Счастье в этой жизни точно есть!
Краснодар-это город на юге России, расположенный на правом берегу реки Кубань. Вот почему иногда наш край называют Кубанью. Чаще мы слышим, как главный город зовут Екатеринодаром, что несомненно важно, ведь именно Екатерина вторая, даровала казакам эти земли.
Краснодар-исторический и крупнейший культурный центр Кубани. Уникальные материалы истории города представлены в многочисленных музеях. Так, Краснодарский краевой музей им.Ф.Коваленко, является старейшим и обладает богатыми коллекциями фарфора, скульптуры, произведений изобразительного искусства.
Самым интересными являются экспозиции музея им.Е.Фелицина.
Кроме музеев, для жителей и гостей Краснодара работают театры: кукол, детский театр балета, театр драмы, ну и конечно, все наверное из вас знают о кубанском казачьем хоре, руководит которым В.Захарченко. С неизменным успехом в стране и за рубежом выступает этот творческий коллектив.
Слайд 5-7.
Наш Второй Дар – История образования нашей станицы Нововеличковской.
Нововеличковская — станица в Динском районе Краснодарского края. Центр Нововеличковского сельского поселения, куда кроме самой станицы входят также станица Воронцовская, посёлки Найдорф и Дальний. В нашей станице проживает — 8,7 тыс. жителей ( по результатам переписи 2002 года). Станица расположена на берегу реки Понура, в степной зоне, в 30 км западнее районного центра — станицы Динская. Ближайшая железнодорожная станция Титаровка расположена в 14 км восточнее Нововеличковской на территории станицы Новотитаровская. Глава Нововеличковского сельского поселения – Кова Сергей Михайлович
В 1825 году с четырех хуторов, относящихся к Величковскому, Долиновскому, Титаровскому и Медведовскому куреням, была основана наша станица. Величковский курень разделился так: на прежнем месте так и остался Величковский, его назвали станицей Старовеличковской, нашу же станицу – Нововеличковской. К ней были приписаны все ближайшие хутора. И до сих пор в памяти народной сохранилось название «хуторяне»: северные, восточные, южные.
Официальное разрешение на название поселения Нововеличковским черноморская войсковая канцелярия получила в документе от 20 декабря 1827 года за подписью генерал-лейтенанта Эмануэля, где говорилось следующее: «Вследствие рапорта ко мне одной канцелярии от 17 августа за № 16821 относительно дать одни названия селениям как давних времен поселены смежно, а устроенные вновь по внутренности войска и по Кубани из переселенцев и старожилов селения назвать при Понуре - Нововеличковским.
Поселяясь на новое место. Черноморцы шли со скудными материальными средствами и малоценным хозяйством. Средства предстояло еще добыть, а хозяйство наладить. И это надо было совмещать с основным делом – охраной российских рубежей.
Природные условия для развития хозяйства были превосходные: плодородная черноземная почва, теплый климат, богатый травостой, обильная рыбой речка Понура.
Казаки, переселившись на новые земли, стали обустраиваться на свой вкус: спланировали в самом центре площадь, поодаль стояла церковь св. Екатерины, вокруг площади мелкие лавки, несколько торговых рядов, церковноприходская школа, которая находилась вблизи реки Понуры, по левую сторону, станичное правление. Лучами расходятся от площади широкие улицы (краи). Плотная застройка кварталов, возникших в первой половине XIX века была в централь-ной части станицы.
Ближайшие населенные пункты станицы были: хутор Пархоменко, станица Титаровская, хутор Воскресенский. Главой исполнительной власти был станичный атаман, избираемый на три года. В инструкции атамана Войска Кубанского указывалось, что атаман должен быть из казаков «семейственных и достаточных». Права атамана были очень широки. Казаки и иногородние были обязаны подчиняться его распоряжениям. В нашей станице первым атаманом был Савва Яковлевич Гопкало, а судьями – Майстренко и Ананко.
Станичные казаки несли службу по всей кавказской границе от Каспийского до Азовского морей, на реке Аракс, в крепости Карс, Артвин, Ардаган.
Станица делилась на отдельные края или концы, имевшие свои названия. Было 9 краев, которые именовались: Дзябы, Грабки, Халявки, Иваньки, Лехоты, Бодни, Хижнивский край, Середивский, Гречаная балка.
Иногородние в нашей станице поселялись на так называемой Гречаной балке, самом неудобном месте станицы. Многие иногородние своих домов не имели, жили на квартирах. При войсковом атамане Бурсаке было разрешено продавать землю иногородним, что дало возможность иметь приезжим свое подворье.
Представительным органом самоуправления был станичный сход. Полномочия исполнительной власти осуществлялись атаманом. В станице существовали станичное правление и суд.
Нововеличковское сельское поселение основано в 1825 году.
-звучит гимн Поселения, Слова В.А.Габлая
Музыка А.А.Мосягина
Слайд 8-9.
Третий Дар посвящен молодому поколению Кубани.
- 11 марта в Краснодаре состоялся торжественный прием, посвященный вручению именных свидетельств стипендиатам администрации Краснодарского края 2014-2015 учебного года - одаренным учащимся и студентам образовательных учреждений культуры и искусства.
«Золотая книга молодых дарований Кубани»
Напомним, что эта стипендия краевой администрации для талантливой молодежи учреждена в 1995 году.
Вот уже в 21-й раз 50 учащихся и студентов образовательных учреждений культуры и искусства края - обладатели лауреатских званий краевых, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей и выставок детского художественного творчества станут ее обладателями, а их имена войдут в «Золотую книгу молодых дарований Кубани».
Среди участников церемонии - учащиеся специализированной музыкальной школы слепых и слабовидящих детей города Армавира, уникальной средней общеобразовательной школы-интерната народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко, детских музыкальных, художественных школ и школ искусств Краснодара, Сочи, Новороссийска, Абинского, Лабинского, Крымского, Крыловского, Приморско-Ахтарского, Славянского, Туапсинского и других районов края.
В творческий венок талантов края в этом году вплетается и новое созвездие юных музыкантов, художников и танцоров из станиц Крыловской и Новотитаровской, поселков Пшада, Мостовской и города Белореченска.
Также в числе стипендиатов - студенты государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова, Краснодарского хореографического училища, Краснодарского художественного училища и Новороссийского музыкального колледжа им. Д.Д. Шостаковича
Стипендиатам, по сложившейся традиции, будут вручены именные свидетельства и памятные медали «Молодые дарования Кубани».
В рамках торжественного приема также состоится чествование 12 лауреатов премии государственной поддержки талантливой молодежи Приоритетного национального проекта «Образование».
- 21 октября 2014 года ребята из нашей школы представляли Динской район, участвуя в краевом фестивале «Формула успеха»
В г. Краснодаре на базе стадиона "Труд" прошел краевой Фестиваль «Формула Успеха"
За победу боролись 440 подростков из 44 муниципальных образований Краснодарского края.
Ребята соревновались, осваивая азы рабочих специальностей и демонстрируя свои знания правил дорожного движения, а также «детского» закона. По итогам состязаний ГРАН– ПРИ фестиваля завоевала команда Динского района – учащиеся нашей школы, БОУ СОШ №38, ребята раскрыли формулу успеха!
Слайд 10
Четвёртый Дар - Патриотическое имя Кубани.
Много жителей в нашем Нововеличковском поселении. Каждый любит и лелеет свою родину. Много добрых слов мы можем сказать о тех людях которые живут рядом с нами.
15 февраля 2016 года состоялась Встреча с ветеранами боевых действий «Солдаты России»
В рамках месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы администрацией Нововеличковского сельского поселения, МБУ «Культура» в БОУ СОШ №38 была организована уже ставшая традиционной встреча с воинами-ветеранами локальных войн (Афганистан, Чечня). Она была приурочена к отмечаемому 15 февраля Дню памяти о россиянах, исполнивших служебный долг за пределами Отечества и 27-й годовщине вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года ограниченный контингент советских войск покинул территорию Афганистана. Тем самым была поставлена точка в длившейся более девяти лет афганской войне. По уточненным данным, всего в афганской войне Советская армия потеряла погибшими и пропавшими без вести более 15 тыс. человек; «Чечня» унесла жизни более 13 тысяч человек. День памяти воинов-интернационалистов – символ признания и глубокого уважения подвига солдат и офицеров, защищавших безопасность и интересы Родины в военных конфликтах. Прошло много лет после тех страшных войн, но светлая память о тех, кто отдал свою жизнь, до конца выполнив воинский долг, будет жить в наших сердцах вечно.
- Швечиков Александр Владимирович – участник боевых действий в Афганистане,
- Балванов Николай Николаевич – участник боевых действий в Чечне, говорили о том, как в трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, они, ежечасно подвергаясь опасности, исполняли свой воинский, человеческий долг, о мужской дружбе и о том, как с достоинством и честью сумели пройти все то, что им отмерила война.
Так же на встрече вспомнили о выпускнике БОУ СОШ №38 Бруяка Иване, погибшем в Чеченской республике при исполнении служебного воинского долга, в честь которого в школе открыта мемориальная доска.
- Иван Бруяка посмертно награжден медалью «За Отвагу». Он остался верен присяге до конца.
«Мы всегда будем помнить о тех, кто выполняя интернациональный долг, проявил мужество и доблесть, стойкость и самоотверженность и остался верным присяге.
Учащиеся 11-го класса возложили цветы к мемориальной доске и памятнику воина Ивана Бруяка, выпускника БОУ СОШ №38, погибшего в августе 2002 года в результате катастрофы вертолета Ми-26 в Ханкале (Чечня).
Слайд 11.
Пятый Дар - Трудовое имя Кубани.
На территории нашего поселения существовал колхоз «Путь к коммунизму» позднее создан СПК «Колос». Мы гордимся тем, что рядом с нами жили и живут люди для которых общее, коллективное дело становилось важным в жизни.
За самоотверженный труд более 300 труженников нашего колхоза награждены орденами и медалями. 5 человек удостоены высшей награды – Орден Ленина :
- Варламов Михаил Егорович
- Гордиевский Григорий Павлович
- Кравченко Климентий Алексеевич
- Батрак Михаил Алексеевич
- Монастырный Иван Ерофеевич
1981 год, лучшие животноводы нашей станицы, Беличенко Юлия Михайловна и Беляева Александра Федоровна – кавалеры ордена «Трудового Красного Знамени».
Квас Лидия Ефимовна – кавалер ордена «Трудовой Славы II и III степени.
Герои труда Кубани, Герои Социалистического Труда, люди награжденные орденом Ленина, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» очень много славных тружеников рядом с нами.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных,
Нет священней слова: «Труд!»
Славных дел в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Нить истории прекрасна
Златом добрых, славных дел.
Жизнь того лишь не напрасна,
За Отчизну кто радел.
Слайд 12-14.
Шестой Дар - Боевое имя Кубани.
Подрастающее поколение не должно забывать прошлое своей малой Родины, страны в целом, чтобы стать достойным примером для современного общества.
10 августа 1942 года фашистские войска заняли Краснодар.
Немецкая оккупация продлилась до 12 февраля 1943 года. Это было самое страшное время в истории Краснодара. Мученической смертью погибли 13 тысяч жителей города. Около 7 тысяч горожан умерли в душегубках, которые фашисты впервые применили в Краснодаре. Было разрушено и сожжено более 800 домов. Сожжены четыре вуза, театры, Дворец пионеров, почти все школы, клубы и кинотеатры.
Ранним утром 12 февраля 1943 года бойцы взвода конной разведки водрузили красный флаг на башенке здания на углу улиц Красной и Ворошилова (ныне Гимназической). Тысячи жителей города вышли на улицы, чтобы встретить своих победителей! Битва за Кавказ была одной из крупнейших в годы Великой Отечественной войны. В течение нескольких месяцев немецкие войска вели наступление по нескольким направлениям и лишь в ноябре 1942 года произошел коренной перелом — наши войска перешли от обороны к наступлению. Отгремели события военных лет, но жива людская память. Об этих вехах нам не дают забыть памятные места, обелиски, мемориальные комплексы, музеи под открытым небом.
В первые дни ВОВ более 200 нововеличковцев ушли добровольцами на фронт, а всего в боях участвовало более 600 жителей станицы.
Защитники Брестской крепости – Ананко Ф.Н., Бердыш А.П., Евтушенко Л.С., Чепненко С.С., Ганжа П.Ф., Савченко Д.И., Кердода С.С.
Уроженец станицы Бежко Пётр Максимович, генерал – майор. Командовал 276 и 107 – й стрелковой дивизией, которые участвовали в сражениях под Москвой на Волге и Днепре, в Польше и Чехии.
В победном марше 1945 года по Красной площади прошли
Мараховский Серафим Васильевич и Воркунов Александр Андреевич.
В каждом городе, станице, хуторе есть памятники, обелиски давно ушедшей войны. Наша Родина помнит кубанских героев.
Слайд 15-17.
Седьмой Дар - Духовное имя Кубани.
Наше государство уделяет большое внимание развитию Российской культуры. Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ был объявлен годом культуры, 2016 год – Годом кино.
По словам министра культуры Краснодарского края Галины Соляниной: «Основная цель Года культуры на Кубани – заставить работать культуру. Разбудить в людях потребность ходить в музеи, смотреть кино, посещать фестивали. Год культуры в России в целом и на Кубани в частности должен не просто быть наполнен набором выставок, фестивалей, концертов, кинопремьер и других культурных мероприятий. Главное, чтобы это все действительно отразилось на повседневной жизни сферы культуры Кубани».
Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало возделывание, обрабатывание, уход за землёй. Слово культура вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х годов XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1)хлебопашество, земледелие; 2) образованность.
Культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Каждый народ в разное время создал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Культура делиться на материальную культуру включает в себя предметы человеческого труда и духовную, это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.
-Как вы думаете, почему культуре уделяется такое повышенное внимание?
-Объясните значение слова «История».
Исто́рия - гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.
Кубань имеет богатую историю. В первую очередь нам интересны люди прошлого. Какими они были, что думали о себе, своей земле, что читали, какие проблемы их волновали. Кубань дала России немало незаурядных, ярких людей: государственных деятелей, полководцев, ученых, писателей, просто замечательных тружеников.
- Как вы думаете, почему люди не забывают их?
- Какие же культурные достижения прославили их имена?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к жизни наших земляков. Нам всем надо знать имена тех людей, кто способствовали расцвету Кубани. Их славные имена достойные вечной нашей благодарности и доброй памяти, так как мы пользуемся плодами их творчества и подвижнической деятельности.
Ф.А. Коваленко (1866-1919)
С апреля 1993 года Краснодарскому художественному музею присвоено имя Федора Акимовича Коваленко.
16 лет он возглавлял галерею, был ее директором, собирателем, активным пропагандистом и ее содержателем. Любовью к искусству горело сердце Федора Акимовича всю жизнь. С детства на Полтавщине Федя любил рисовать; переписывал в альбомчик стихи Пушкина, Некрасова. Мечтал стать художником. Но ему – выходцу из крестьянской многодетной семьи довелось окончить лишь двухклассное училище. С 1881 года он стал жить в Екатеринодаре. Пристроенный отцом в бакалейный магазин купца П. П. Пяткова мальчиком на посылках, юноша испытал горькие унижения, разочарования. Возмужав, пройдя путь от рассыльного до кассира, осознав, что учиться уже не придется, он все свои сбережения, заработки пустил на приобретение книг, художественной керамики, гравюр и вечной своей страсти – картин. Особой заботой Коваленко стало приобретение произведений русских художников. По мере разрастания коллекции у него зрела мысль о необходимости поделиться с другими этой красотой и заключенной в ней мудростью. Щедрой души человек Коваленко решил передать свое собрание городу, чтобы все, кто не мог «бывать в больших городах, могли знакомиться с искусством живописи и археологическими памятниками в галерее.
Кубанский казачий хор.
Как настоящий друг, песня всегда рядом. В труде и бою, за праздничным столом, и у костра, в минуты уединения. Лучшие песни кубанских композиторов прочно вошли в нашу жизнь. Они искренны, мелодичны, легко запоминаются, с удовольствием поются.. В этих песнях — раздолье неоглядных степей, неброская красота неба, утренняя свежесть родной земли и щедрость кубанской природы.
Звенят над Кубанью песни сложенные нам Г. Пономаренко. Они — душа его беспокойная, взывающая к людям о том, чтобы мы не огорчали в этой жизни другого, любили свою землю и радовались бы каждому дню.
- Звучит песня «Кубань ты наша Родина».
Кубанская писательница-сказочница Татьяна Ивановна Кулик подарила всем яркие впечатления своего детства – сказки, рассказанные ее мамой, потомственной казачкой Ефросинией Ткаченко. Для детворы она написала много замечательных книг: «Казацкие сказки» – удивительные сказочные события, происходившие с нашими далѐкими предками при заселении плодородных кубанских земель, украшенные подлинными народными казачьими песнями. «Сказки Кавказа» – страницы сказок Кавказа: адыгской, чеченской, абхазской, абазинской, лакской, карачаевской, черкесской, ингушской, кабардинской, балкарской, осетинской, ногайской, аварской, лезгинской, донской и кубанской областей. Они в себя впитали обычаи и мудрость горских народов. «Страна сказок» – жизнь персонажей многонациональной страны сказок наполнена забавными чудесами, веселыми, порою опасными похождениями, мудростью старости и озорством детства, верной дружбой и счастьем встреч.
Неблагодарное дело – рассуждать, кто из писателей лучший. Только официально в литературном Союзе состоят более 70 писателей Краснодарского края, не считая «самодеятельных», но от этого не менее талантливых авторов. Но и среди многих выделяются личности, чей авторитет непререкаем, чьи работы удостоены государственных премий и наград. «Патриархами» кубанской поэзии с неоспоримым основанием можно назвать Бакалдина Виталия Борисовича, Варавву Ивана Федоровича, Голуб Татьяну Дмитриевну, Зиновьева Николая Александровича, Макарову Светлану Николаевну, Малахова Виктора Ивановича, Обойщикова Кронида Александровича, Образцова Константина Николаевича, Подкопаева Виктора Стефановича, Саакову Валентину Григорьевну, Хохлова Сергея Никандровича и других литераторов, воспевших славную Кубанскую землю.
Слайд 18. Просмотр видеоролика « О Кубани».
***
По улице Свердлова,
Пройдусь едва дыша,
Вот и родная школа.
Где юность та прошла,
А дальше – двор,
Крылечко и шум листвы в саду.
Прекрасней нет на свете –
Твоей родной земли!
Земли, где ты родился,
Где отчий дом стоит,
Где вырос, где женился,
Где дети подросли.
И нет милее места –
Величковки родной!
Как пылкая невеста,
Она гордится мной.
Здесь парни удалые
Живут и, не ропща,
Великую Россию уходят защищать.
Живет моя станица,
И с каждым днем сильней –
Сердечко прикипает к Величковке моей!
( Учитель после остановок текста и песен в символическую корзину Даров , вкладывает картинки с изображениями исторических событий и фото знаменитых людей).
II. Итог классного часа:
Сегодня мы собрали в корзину даров Кубани факты о многих людях и событиях нашего края и даже это количество, маленькая часть той богатой, культурной, духовной и трудовой истории нашей Кубани. Много Имён взрастила наша благодатная земля!
РЕФЛЕКСИЯ:
Подводя итог нашего классного часа, хотелось бы спросить у вас, что вам больше всего понравилось? Рассказ о ком или о чём запомнился больше ? Что не совсем было понятно? Что не понравилось? Что расскажешь дома?
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Осторожно, тонкий лед !!!
Не соблюдение правил безопасности на водных объектах в зимний период в Краснодарском крае часто становится причиной гибели и травматизма людей. Из-за не устойчивых морозов, лед непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он ещё способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем при плюсовой температуре становится пористым и очень слабым. Лед на водоемах – зона повышенного риска. |
| |
Это нужно знать! Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 сантиметров. В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и сточных вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша. Если температура воздуха выше 0°С держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета - прочный, белого - прочность его в 2 раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен. Ни в коем случае нельзя допускать выхода детей на лед. | Правила поведения: * Родители, не отпускайте детей на лед без присмотра. * Не выходите на тонкий, неокрепший лед. * Не собирайтесь группами на отдельных участках льда. * Не скатывайтесь на санках, лыжах с крутых берегов на тонкий лед. * Не переходите водоем по льду в запрещенных местах. * Не выезжайте на лед на мотоциклах, автомобилях вне переправ Помните! Несоблюдение вышеперечисленных правил может привести к трагедии. Не подвергайте необоснованной опасности свою жизнь! |
Номера вызова экстренных оперативных служб.
101 Пожарная охрана 01
102 Полиция 02
103 Скорая помощь 03