Это интересно
На этой страничке Вы можете найти полезную информацию по закреплению изученного материала. А именно презентации на различные лексические темы, автоматизацию и дефференциацию звуков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ваш ребёнок перешёл на новый уровень развития, начинается старший дошкольный возраст.
Скоро, очень скоро придёт день, когда ваш ребёнок переступит порог школы.
Вы можете многое сделать для того, чтобы облегчить вашему малышу первые, самые трудные шаги в школе, а именно взятие рубежа «грамота».
Мы советуем обратить внимание на словарь ребёнка, на то, как включить в него новые слова.
Ребёнку нравится примерять к своей речи новые слова. Словообразование – великая вещь, и, если оно происходит правильно, языковые (а не только речевые) возможности маленького человека растут стремительно.
Помните, что для ребёнка – дошкольника ведущая деятельность игра.
Мудрые слова «учите, играя» не теряют своей актуальности.
Мы рекомендуем вам игры со словами.
Игра «Подбери слово»
Эта игра развивает умение свободно подбирать слова.
Щука плавает, а снегирь? (снегирь летает)
Гусеница ползает, а заяц? (заяц прыгает)
Журавль курлыкает, а ворона? (ворона каркает)
Мышь живёт в норе, а сова? (сова живёт в дупле)
Самолёт летит в небе, а корабль? (корабль плывёт по морю)
Медведь любит мёд, а заяц? (заяц любит морковку)
Щука плавает в реке, а дельфин?
(дельфин плавает в море)
У кошки котята, а у собаки? (у собаки щенки)
Игра «Объяснялки наоборот»
Вы сообщаете короткую информацию о слове, а ребёнок его узнаёт и называет.
Животное, которое носит своего детёныша в сумке на животе и передвигается прыжками. (Кенгуру)
Сумка для школьных принадлежностей. (Портфель)
Детёныш свиньи. (Поросёнок)
Овощной суп, сваренный из капусты, свеклы, моркови, картошки на мясном бульоне. (Борщ)
Инструмент для копания. (Лопата)
Птица, которая будит всех по утрам. (Петух)
Место, где проходят спортивные соревнования. (Стадион)
Не старайтесь своим «объяснялкам» придать детский характер. Дети отлично различают естественную и искусственную манеру разговорной речи.
Игра «Скажи наоборот»
Эта игра учит свободно подбирать противоположные по значению слова (антонимы)
Добрый – злой
Твёрдый – мягкий
Чистый – грязный
Ленивый – трудолюбивый
Идти – стоять
Шептать – кричать
Сушить – мочить
Включайте в игру не только при-лагательные, глаголы, существительные, но и наречия. Это особенно полезно, так как ребёнок в этом возрасте не совсем свободно пользуется ими.
Птица летит высоко, а комар …(низко)
Летом жарко, а зимой …(холодно)
Море далеко, а лес …(близко)
Днём светло, а ночью …(темно)
Кошка мяукает, а собака …(лает)
Червяк ползает, а рыба …(плавает)
Обычно такие задания ребёнок выполняет с удовольствием.
Если хотите, чтобы ваш малыш пользовался достаточным количеством слов, сами употребляйте их, разнообразьте свою собственную речь, не отделывайтесь однословными ответами и короткими высказываниями.
Итак, к шести годам ваш ребёнок:
- Обладает словарём около 4000 слов
- Практически все звуки родного языка произносит правильно и различает их.
- Умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказываемому.
- Помнит и может описать прошедшие события.
- Пользуется сложными предложениями.
- Употребляет все части речи.
- Использует абстрактные и отвлечённые понятия.
- Рисует, заштриховывает, обводит.
- Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги.
Давайте вместе радоваться даже самой маленькой победе ребенка, огорчаться, если что-то не получается.
Пусть наши дети растут в атмосфере любви и понимания. Помните, что важно поощрять, подбадривать ребенка в процессе преодоления трудностей, воспитывать уверенность в себе.
Ответственная за составление:
учитель-логопед
Каргаполова М. В.
МБ ДОУ «Детский сад №5»
г. Калачинска Омской области
советы родителям
детей старшего дошкольного возраста
г. Калачинск
Предварительный просмотр:
Коррекционное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях речевой группы детского сада.
Учитель – логопед Каргаполова М.В.
В последнее время наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Специалисты и родители должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В коррекционных группах дошкольных учреждений уделяется большое внимание взаимодействию со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса, а именно: логопедом, воспитателями группы, музыкальным руководителем, психологом, социальным педагогом, специалистами детской поликлиники и медсестрой МДОУ, родителями.
Взаимодействие с воспитателями ведется на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования детей и кончая их выпуском. Воспитатель является первым помощником учителя – логопеда в коррекционной работе. Координированию взаимосвязи логопеда и воспитателя помогают следующие формы работы:
- анализ результатов диагностического обследования детей группы;
- организация и проведение консультаций логопеда для воспитателей о развитии речевых навыков у детей с ОНР;
- разработка методов и приемов коррекционной работы;
- создание единой развивающей речевой среды в групповом помещении;
- взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных занятий;
- проведение экскурсий, направленных на ознакомление детей с окружающим миром;
- отслеживание динамики развития у детей (начало, середина, конец учебного года), обсуждение полученных результатов.
- проведение ежедневных пятиминуток по обмену информацией о результатах проведенных занятий.
Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. В конце недели с воспитателями группы за круглым столом проходит обсуждение полученных результатов работы за неделю. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Младшие воспитатели групп, как и все члены педагогического коллектива, соблюдают и выполняют требования единого логопедического режима. Они, особенно на первых этапах пребывания детей в группе, «оречевляют» все режимные моменты. Помощь младшего воспитателя необходима во вторую половину дня, когда воспитатель закрепляет в индивидуальном порядке с детьми рекомендации логопеда. В это время организуется час самокоррекции, детям даются задания на развитие графомоторных умений, упражнения на воспитание сенсорных качеств, логического мышления. Для этого в группе имеется достаточное количество игр. Один ребенок занимается с воспитателем, а остальные дети под контролем младшего воспитателя выполняют задания на штриховку, обводку, собирают «пазл-мозайку», подбирают предметы по цветовому фону и т.д. Младший воспитатель оказывает необходимую помощь детям и оценивает их деятельность.
Значительную и решающую роль в коррекционно-развивающем процессе играет семья. Это единственное и естественное пространство, которое окружает ребенка с момента его появления и оказывает решающее влияние на его комплексное развитие. В силу приоритетной роли семьи в развитии ребенка, необходимо привлечь родителей в союзники. Непрерывная связь с родителями осуществляется в следующих формах работы: коллективная, индивидуальная и наглядная.
Коллективная работа предполагает общие и групповые собрания, беседы, семинары, просмотры коррекционной работы в режиме дня по принципу «Открытых дверей». При проведении этой формы работы, родителям разъясняется о необходимости усиленной и ежедневной работы с ребенком, о принятии дополнительных мер лечебно – оздоровительного характера (наблюдение и лечение у невролога, психиатра; проведение массажа и физиопроцедур). На открытых просмотрах родители знакомятся с организацией и проведением занятий с детьми, с предметно – развивающей средой группы, наблюдают за проведением прогулок. Получают консультации педагогов, логопеда, психолога, социального педагога, медсестры и заведующей по проблемам воспитания и образования детей. Благодаря коллективной форме работы родители активно включаются в процесс воспитания и развития детей, становятся заинтересованными и действенными участниками коррекционного процесса.
Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями. Такая форма работы предполагает: анкетирование, тетрадь для логопедических рекомендаций, консультации, практикумы.
Анкетирование проводится на начало, середину и конец учебного года, целью которого является: получить целостное представление о личности ребенка, узнать информацию о его раннем психофизическом развитии, выявить результативность коррекционной работы учителя – логопеда, выяснить о трудностях и ошибках родителей при выполнении логопедических рекомендаций.
Через индивидуальную тетрадь родители получают информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закрепить с ребенком, знакомятся с динамикой речевого продвижения. Также родители могут написать вопросы, связанные с возникающими трудностями в процессе коррекционной работы и получить консультацию.
Консультации и практикумы позволяют познакомить родителей с различными игровыми приемами, которые направлены на формирование и развитие речевой системы в целом. Практические приемы по развитию артикуляционного аппарата и автоматизации звуков очень важны для достижения результата произносительной стороны речи. Родители получают информацию, как правильно обучать ребенка чтению и не наделать ошибок, которые трудно впоследствии исправить.
Наглядная форма работы предполагает просвещение и повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекционной работы, используя сменяемые материалы с практическими советами и рекомендациями. Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику их исправления. Родители могут наглядно увидеть, какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Следующим звеном неразрывной цепи коррекционно-образовательного процесса является взаимодействие логопеда и музыкального руководителя, которое определяет следующие формы работы:
- перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта;
- проведение фронтальной работы по коррекции просодической стороны речи у детей и индивидуальной работы по запросу логопеда;
- адаптирование логопедом речевого материала для утренников, вечеров развлечений, в зависимости от этапа коррекционной работы;
- использование музыкального материала в аудиозаписях на логопедических занятиях;
- разработка и проведение логоритмических занятий, направленных на коррекцию и профилактику речевых нарушений посредством ритмо – музыкальных упражнений в сопровождении речи, где музыка применяется как действенное организующее средство воздействия.
Психолого-логопедический блок взаимодействия предполагает три направления.
Диагностическое направление подразумевает: определение уровня речевого и психического развития детей, изучение личности каждого ребенка, анализ полученных результатов. Совместная работа позволяет сократить время на обследование и сделать его более содержательным.
Коррекционно-развивающее направление предполагает разработку перспективного плана, построенного на основе комплексной диагностики и психолого-логопедических занятий с учетом особенностей детей (на логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях психолога активизируются речевые высказывания детей).
Аналитическое направление позволяет отследить динамику развития каждого ребенка с учетом диагноза и выявить все положительные стороны коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога.
Коррекционно-образовательный процесс не возможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо совместное планирование и проведение собраний, консультаций и бесед. Практика показывает, что участие педагога – психолога в коррекционно-образовательном процессе предполагает неоценимую помощь в речевом и личностном развитии детей.
На протяжении всей коррекционной работы дети с тяжёлыми нарушениями речи требуют большое внимание и участие медицинских специалистов. Многие виды речевых нарушений связаны с органическими поражениями центральной нервной системы и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача – психоневролога. Логопедическое воздействие на детей оказывается более эффективным в сочетании со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. В дошкольных учреждениях организуется осмотр детей узкими специалистами. Оказываемая специализированная медицинская помощь детским врачом – психиатром и детским врачом – невропатологом предполагает:
- обследование состояния нервно – психического статуса детей группы;
- исследование высших психических функций;
- назначение необходимого лечения;
- отслеживание изменения состояния здоровья детей в процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирование нагрузки на занятиях допустимой для каждого ребенка;
- наблюдение за динамикой восстановления нарушенных функций, проводя повторные обследования;
- консультирование родителей и педагогов по вопросам сохранения психического развития детей.
Медицинская сестра дошкольного учреждения осуществляет: выяснение анамнеза ребенка; направление на консультирование и лечение у медицинских специалистов; контролирование своевременного прохождения назначенного лечения; планирование оздоровительных мероприятий, которое составляется на каждый учебный год в зависимости от контингента детей. Оздоровительные мероприятия включают в себя: витаминотерапию, фитотерапию, проведение гидромассажных процедур стоп ног детей, контроль и консультирование по закаливающим и профилактическим процедурам, составление графиков работы увлажнителей, бактерицидных облучателей, солевых ламп.
Деятельность социального педагога в дошкольном учреждении направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы относится:
- осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;
- участие в составлении индивидуальных программ развития;
- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;
- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;
- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;
- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;
- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи.
Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники нашего детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении.
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений письменной речи
Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия) - одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Сложность этого дефекта обуславливается рядом причин.
Во-первых – это разновидность специфических ошибок. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже об ужасном почерке. Каждая из этих ошибок требует организованной коррекционной работы, направленной на устранение причин этих нарушений.
Вторым фактором является снижение общей успеваемости детей на фоне нарушения чтения и письма. Ни для кого не секрет, что большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры, технологии и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.
Третьим фактором является время, затраченное на коррекцию речевого нарушения. Процесс коррекции дисграфии зачастую длителен и требует от ребенка большой затраты времени и сил. Кроме того, занятия должны быть регулярны и четко структурированы. Работа осложняется и тем, что работы по коррекции ведется параллельно со школьным обучением и помимо тем, отрабатываемых на логопедических занятиях, ребенок должен осваивать программный материал по русскому языку в классе.
Отдельно стоит выделить такую наболевшую проблему, как осведомленность родителей о разновидностях речевых нарушений и их влияния на развитие ребенка. К сожалению, часто родители обращают внимание только лишь на звукопроизносительную сторону речевого развития детей. Для многих это является главным, если не сказать единственным, показателем уровня развития речи ребенка.
Таким образом, когда ребенок с нарушениями речевой системы попадает в первый класс общеобразовательной школы, перед логопедом стоит масса задач, среди которых:
диагностика речи каждого ребенка;
выбор наиболее оптимальных методов и форм работы, направленных на устранение дефекта;
организация систематических логопедических занятий;
мотивация детей, стимуляция их познавательных способностей;
просветительская деятельность среди родителей, побуждение их к совместной коррекционной работе.
Как уже было сказано, решение этой задачи эта посильно, но требует много сил и времени, как со стороны логопеда, так со стороны родителей и детей.
Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его. Стоит помнить, что дисграфия и дислексия не возникают внезапно, на пустом месте, «из ничего».
На что именно должна быть нацелена работа, направленная профилактику нарушения письменной речи?
Прежде всего – это работа, направленная на преодоление нарушений устной речи. Сюда относятся:
- коррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков: искажение, замена, отсутствие звука)
- развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
- развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
- развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
- развитие связной речи (развитие навыка согласования предложений в тексте).
Помимо всего прочего работа должна вестись по следующим направлениям:
- формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);
- развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления)
- развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
- развитие слуховой памяти;
- развитие внимания;
- развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
- развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).
Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.
Подготовила: учитель-логопед Каргаполова М.В.
Предварительный просмотр:
Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи.
Консультации логопеда
У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание.
Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.
Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков [р], [л] и при замене [с] на [х] (санки-ханки), [ш] на [х] (шапка-хапка), [т] на [к] (Таня-Каня), [д] на [г] (дом-гом). Почему? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т.е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.
Чтобы проверить сформировано ли у вашего ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста.
Тест 1. Предложите ребенку выполнить упражнение «Парашютик». Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.
Тест 2. Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик». Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.
Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно:
I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом.
Цель: развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.
Дети получают знания о том, что:
- вдох осуществляется через рот,
- при вдохе нельзя поднимать плечи,
-в дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается), при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».
Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.
II этап. Развитие озвученного выдоха.
Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.
В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что:
- звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;
- в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.
III этап. Развитие речевого дыхания.
Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы.
В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Цель: тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).
Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.
Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.
Подготовила учитель-логопед Каргаполова М.В.