Проект "Вместе дружная семья"

Солдаткина Светлана Ивановна

Проект "Вместе дружная семья"

 

Актуальность темы:

Детство — уникалируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам д. И. Писарева, «...только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, сенсорное, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.Любознательность, пытливость, желание узнавать — это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом. Воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный - подход к воспитанию.Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи. Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развитияРодители и педагоги должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей вовремя и одновременно. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защит эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Цели:

Развитие свободной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

обеспечение непрерывного развития воспитанника как субъекта саморазвития в процессе его деятельности и обучения средствами комплексного взаимодействия семьи и педагогов;

содействовать укреплению внутрисемейных связей, взаимоотношений в системе «детский сад – семья».

Задачи:

Создать единый проект для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач в рамках и при поддержке семьи.

Создать систему в работе по воспитанию детей в семье, структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер

 

 Помочь родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывая его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах д/сада.

Обеспечить двойную защиту детей (со стороны родителей и педагогов), эмоциональный комфорт.

Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

Участники проекта:

Дети 5-7 лет;

педагоги;

родители;



Срок реализации проекта – долгосрочный (в течение учебного года)

Предмет исследования – внутрисемейные и общесемейные отношения.





Предполагаемый результат

Укрепление отношений в рамках «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации проекта.

Расширение знаний о внутрисемейных связях и как результат – создание генеалогического древа.


Формы работы



Старшая группа

Сентябрь

Изучение индивидуальных особенностей семьи, ее воспитательных возможностей. Анкетирование, беседы с родителями, детьми, классификация семей по видам (по количеству детей, по степени благополучия).

Составление детьми рассказа «Наша семья».

Рисование на тему: «Кто главный в моей семье».

Консультация «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Групповые родительские собрания: знакомство с режимом дня данной группы, правилами поведения детей в помещениях, во дворе, правами и обязанностями родителей, основными мероприятиями детского сада в учебном году.





Ноябрь

Знакомство родителей с ответами и рисунками детей на тему «Семья»

Консультация для родителей из полных, измененных семей: «Обязанности и права родителей по воспитанию детей».



Декабрь

Игры с детьми (работа со всеми типами семей).

Родителям предлагается понаблюдать за игровой деятельностью детей в детском саду.

Разбор педагогических ситуаций с родителями.

Издание газеты о жизни детей дома и в детском саду с помощью родителей и детей.

«Новогодний праздник для детей.

Январь

Тема «Как воспитать ребенка послушным».

Цель: дать родителям представление о формах и методах воспитания послушания.

Индивидуальные беседы с родителями всех типов семей. Обсуждение особенностей поведения, характера, привычек ребенка. .

Анкетирование родителей полных простых и сложных семей.

«Права и обязанности родителей».



Февраль

Обучение дошкольников дома (работа со всеми типами семей)

Цель: дать родителям представление об объеме знаний и навыков, которыми должны владеть их дети в том или ином возрасте, о методах их домашнего обучения.

День открытых дверей.

Открытые занятия для родителей в подготовительной группе

Нетрадиционное собрание в средней группе «Один день с нами в детском саду»

Март

Консультация: «Прогулки с детьми в весеннее время».

Выставка рекомендуемых пособий для развития познавательных способностей детей.

Встреча с учителем школы родителей детей подготовительной к школе группы: «Ребенок идет в первый класс».

Памятка для родителей. «Психологическая готовность родителей к школе».

Проведение праздника с участием мам и бабушек.

Апрель

Проведение нетрадиционного совместного родительского собрания «Мы теперь выпускники»



Этапы реализации проекта.



Подготовительный этап.



-Определение источников информации.

Постановка задач, уточнение имеющейся информации.

-Составление плана проекта.

-Составление конспекта проекта

-Подбор литературы, видео- материала.

-Подбор музыкального материала.

-Подбор открыток, фотоматериала.

-Подбор дидактических игр и наглядного материала.

-Подбор дидактического материала.







Деятельностный этап.



-Составить конспект проекта

-Чтение художественной литературы о семье.

-Загадывание загадок о членах семьи.

-Просмотр видеофильма «Из жизни в детском саду»

-Изготовление видео- слайдов «В режиме детского сада»

-Заучивание стихов и песен с детьми наизусть.

-Разучивание с детьми игр .

-Изготовление альбомов: «Моя семья».

-Составление фотоальбома: «Как я дома помогаю»

-Рисование на тему: «Моя семья»

-Изготовление презентации «Вместе дружная семья»



Заключительный этап.



-Оформление выставки детских рисунков: «Моя семья»

-Оформление фотовыставки «Маленькие помощники»

-Показ презентации: «Вместе дружная семья»

-Проведение нетрадиционного родительского собрания «Один день вместе с нами в режиме детского сада»





Список литературы

Виноградова Н.Ф. «Воспитателю о работе с семьей».

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

Аспекты взаимодействия. /Глебова С. В «Детский сад – семья»:

Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В.Загик и др.; Под ред. Т.А.Марковой.

«Детский сад и семья»

Р. В. Стеркина.Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов

Т.А.Марковой, Ф.А. Сохиной «Подготовка детей к школе в семье»






 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для родителей52.5 КБ
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Вместе -  дружная семья»

Актуальность темы.

   Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам д. И. Писарева, «...только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, сенсорное, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.

Любознательность, пытливость, желание узнавать — это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом. Воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный - подход к воспитанию.

Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи. Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развития.

Родители и педагоги должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей вовремя и одновременно. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защит эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

 Цель:

Развитие свободной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

обеспечение непрерывного развития воспитанника как субъекта саморазвития в процессе его деятельности и обучения средствами комплексного взаимодействия семьи и педагогов;

содействовать укреплению внутрисемейных связей, взаимоотношений в системе «детский сад – семья».

Задачи:

1.Создать единый проект для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач в рамках и при поддержке семьи.

2. Создать систему в работе по воспитанию детей в семье, структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.

3. Взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка:

-  Выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;

— целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

— учитывать пожелания родителей, их предложения;

— познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

4. Помочь родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывая его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах д/сада.

5. Обеспечить двойную защиту детей (со стороны родителей и педагогов), эмоциональный комфорт.

6. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

Участники проекта:

Дети 5-7 лет;

педагоги;

родители;

Срок реализации проекта – долгосрочный (в течение учебного года)

Предмет исследования – внутрисемейные и общесемейные отношения.

Предполагаемый результат

Укрепление отношений в рамках «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации проекта.

Расширение знаний о внутрисемейных связях и как результат – создание генеалогического древа.

Формы работы

Старшая группа

Сентябрь

Изучение индивидуальных особенностей семьи, ее воспитательных возможностей. Анкетирование, беседы с родителями, детьми,  классификация семей по видам (по количеству детей, по степени благополучия).

 Составление детьми рассказа «Наша семья».

Рисование на тему: «Кто главный в моей семье».

 Консультация «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Групповые родительские  собрания: знакомство с режимом дня данной группы, правилами поведения детей в помещениях, во дворе, правами и обязанностями родителей, основными мероприятиями детского сада в учебном году.

Ноябрь        

Знакомство родителей с ответами и рисунками детей на тему «Семья»

Консультация для родителей из полных, измененных семей: «Обязанности и права родителей по воспитанию детей».

Декабрь        

Игры с детьми (работа со всеми типами семей).

Родителям предлагается понаблюдать за игровой деятельностью детей в детском саду.

Разбор педагогических ситуаций с родителями.

Издание газеты о жизни детей дома и в детском саду с помощью родителей и детей.

«Новогодний праздник для детей.

Январь

Тема «Как воспитать ребенка послушным».

Цель: дать родителям представление о формах и методах воспитания послушания.

Индивидуальные беседы с родителями всех типов семей. Обсуждение особенностей поведения, характера, привычек ребенка. .

Анкетирование родителей полных простых и сложных семей.

 «Права и обязанности родителей».

Февраль        

Обучение дошкольников дома (работа со всеми типами семей)

Цель: дать родителям представление об объеме знаний и навыков, которыми должны владеть их дети в том или ином возрасте, о методах их домашнего обучения.

День открытых дверей.

Открытые занятия для родителей  в подготовительной группе

Нетрадиционное собрание в средней группе «Один день с нами в детском саду»

Март        

Консультация: «Прогулки с детьми в весеннее время».

Выставка рекомендуемых пособий для развития познавательных способностей детей.

Встреча с учителем школы родителей детей подготовительной к школе группы: «Ребенок идет в первый класс».

Памятка для родителей. «Психологическая готовность родителей к школе».

Проведение праздника с участием мам и бабушек.

Апрель

Проведение нетрадиционного совместного родительского собрания «Мы теперь выпускники»

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

-Определение источников информации.

 Постановка задач, уточнение имеющейся информации.

-Составление плана проекта.

-Составление конспекта проекта

-Подбор литературы, видео- материала.

-Подбор музыкального материала.

-Подбор открыток, фотоматериала.

-Подбор дидактических игр и наглядного материала.

-Подбор дидактического материала.

Деятельностный этап.

-Составить конспект  проекта

-Чтение художественной литературы о семье.

-Загадывание загадок о членах семьи.

-Просмотр видеофильма «Из жизни в детском саду»

-Изготовление видео- слайдов «В режиме детского сада»

-Заучивание стихов и песен с детьми наизусть.

-Разучивание с детьми  игр .

-Изготовление альбомов: «Моя семья».

-Составление фотоальбома: «Как я дома помогаю»

-Рисование на тему: «Моя семья»

-Изготовление презентации «Вместе дружная семья»

Заключительный этап.

-Оформление выставки детских рисунков: «Моя семья»

-Оформление фотовыставки «Маленькие помощники»

-Показ презентации: «Вместе дружная семья»

-Проведение нетрадиционного родительского собрания «Один день вместе с нами в режиме детского сада»

Список литературы

Виноградова Н.Ф. «Воспитателю о работе с семьей».

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

Аспекты взаимодействия. /Глебова С. В «Детский сад – семья»:

  Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В.Загик и др.; Под ред. Т.А.Марковой.

«Детский сад и семья»

Р. В. Стеркина.Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов

 Т.А.Марковой, Ф.А. Сохиной «Подготовка детей к школе в семье»



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

Избегайте   больших  нагрузок  на  ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).

Не  пугайте  ребенка  школой («Вот  пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).

Не допускайте  резких  изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развле-чений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).

С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ре-бенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающи-ми играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенап-равленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.

Оптимизируйте свои родительско-детские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его ин-дивидуальным  особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его  достижениях; вместе с тем – требовательности и после-довательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить при-чину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.

Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расшире-ния представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, дет-ские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).

Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда поло-жительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оцени-вать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно форми-ровать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специ-алистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит                                                

 Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе

 “Школа для родителей всегда выступает

 в качестве новой формы власти над их ребёнком.

А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,

 причём наиболее незащищённой частью”.

 А. И. Луньков.

 В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы и стандарты, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

 Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

 Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованной непосредственно – образовательной деятельности с ребенком.

 1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

 Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе.

 2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.

 Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

 Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

 Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

 Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

 Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

 Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

 Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально - волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

 При подготовке к школе родители должны учить ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

 Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

 У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

 От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

 Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами много возможностей научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

 Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

 3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

 Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно - воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе в непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.

 Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

 Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

 Работа воспитателя в непосредственно – образовательной деятельности по формированию готовности к школе включает в себя:

 1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ;

 2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

 3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки) ;

 4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

 Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

 В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми в непосредственно – образовательной деятельности. В процессе непосредственно – образовательной деятельности воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

 Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

 Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

 Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

 Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

 Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе — это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.

 Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

 Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.