Методическая копилка

Шитц Виктория Андреевна

Предварительный просмотр:

Методика « Домик» ( Н.И.Гуткина )

Цель: выявление у ребенка умения ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявление особенностей произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Возраст: дети 5,5 – 10 лет.

Дата_________________________________

Код__________________________________

Возраст______________________________

Инструкция: « Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, как ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (нужно проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе.

По ходу работы ребенка необходимо фиксировать.

Какой рукой рисует(правой или левой)

Как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или мельком взглянув на него, рисует по памяти.

Быстро или медленно проводит  линии.

Отвлекается ли во время работы.

Высказывания и вопросы во время рисования.

Сверяет ли испытуемый после окончания работы

Результаты интерпретации рисунка:______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог:



Предварительный просмотр:

Сводная таблица результатов тестирования на предмет готовности ребенка к школе( основа для составления заключения).

Фамилия, имя ребенка:_____________________________

Возраст:_______________________

Дата обследования:______________________________

Изучаемое свойство

Выводы об уровне развития

1

Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости

а).

Ориентация в окружающей среде, запас знаний.

б).

Графический диктант.

в).

Произношение  .

г).

Речевые коммуникации:

- богатство словаря;

- способность к словообразованию;

- умение строить предложения и выражать мысль.

д).

Способность понимать и воспроизводить содержание:

- установление причинно-следственных связей;

- способность определять последовательность событий;

- воспроизведение   .

е).

Навыки чтения.

ж).

Развитие мелкой моторики.

З).

Уровень графического изображения.

И).

Особенности внимания.

- устойчивость;

- переключение;

- распределение.

К).

Особенности памяти:

- непосредственное запоминание:

- опосредованное запоминание;

Л).

Особенности мышления:

- анализ и синтез;

- сравнение;

- классификация;

- обобщение.

М).

Навыки счета.

2.

Оценка социального компонента школьной зрелости.

А).

Исследование социальных эмоций.

- отношение к сверстникам:

- оказание помощи друзьям:

- чувство долга:

- эмпатия:

- забота к окружающим.

-реакция на успех и неудачи других.

3.

Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости.

А).

-Умеет ли ребенок достигать цели, поставленной взрослым:

-умеет ли сдерживать свои эмоции:

- дисциплинированность:

- самостоятельность:

- настойчивость:

- инициативность.

- какие волевые привычки сформированы ( культурно-гигиенические, к труду, регулярной деятельности…)

Педагог – психолог ____________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог:                                                                      Дата:



Предварительный просмотр:

Протокол к  методике «Ориентация в окружающей среде».

№ вопроса.

Ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

Оценка результатов:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол к методике «Речевые коммуникации».

Словарь существительных:

Посуда-

Мебель-

Обувь-

Деревья-

Птицы-

Рыбы-

Обобщение рядов:

1птицы, звери, рыбы -

2деревья, травы, кустарники -

3мебель, посуда, одежда -

4часы, весы, градусник -

Словообразование:

- образование существительных

множественное число

образование прилагателных:

умение строить предложения и выражать мысли:

1.у кошечки -

2.у собачки -

3.у лошади -

4.у коровы -

5.у свиньи -

 

1 книга-

2 ручка-

3 лампа-

4 стол-

5 окно-

6 город-

7 ухо-

8 ребенок-

9 час-

10  флаг-

1.красный -

2.черный -

3.белый -

4.желтый -                                                                                                                                    

Оценка результатов:_________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол к методике «Способность понимать и воспроизводить содержание»

Вопросы

Ответы

Кто жил в доме?

Какую работу придумал Сережа

Почему надо было помочь бабушке?

Почему бабушка должна была пойти к доктору?

Что нужно было сделать у нее дома?

Оценка резульатов:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол к методике « Развитие мелкой моторики руки»

Характеристики

Показатель

Неровная, дрожащая линия

Очень слабая, почти невидимая линия

Очень сильный нажим, почти рвущий бумагу

Многократное проведение карандашом по одному месту

 Оценка результатов:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол к методике «Опосредованное запоминание»

Стимульный материал

Воспроизведенные слова

Тяжелая работа

Развитие

Вкусный ужин

Смелый поступок

Болезнь

Дружба

Оценка результатов:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол к методике «Оценка особенности мышления»

Характеристики мышления

Результаты выполнения задания

Анализ и синтез

Картинка из 6 частей

Картинка из 8 частей

Сравнение

Классификация

-

-

-

-

-

Обобщение

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Протокол к методике «Навыки счета»

Навык

Наличие навыка

Умение сравнивать

Знание прямого и обратного счета

Выполнение арифметических операций

Протокол к методике «Оценка социальной зрелости»

Вопросы

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

Незаконченные ситуации

1

2

3

4

5

6

7



Предварительный просмотр:

ЦВЕТИК-ВОСЬМИЦВЕТИК

(диагностика эмоциональных отношений в семье)

Цель: выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье.

Материал: разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры беседы.

Инструкция:

«Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе; выбери лепесток, цвет которого, ты чувствуешь, похож на маму (папу, дедушку, бабушку, брата и т.д.)».

Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.

Фиксируется цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка.

Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи.

Как правило, лепестки, обозначающие значимых близких взрослых, ребенок кладет около лепестка, который был выбран для него самого.

Цвет

Характеристика

Желтый

«Близко, рядом, вместе».

Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.

Красный

«Активное взаимодействие».

Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности.

Голубой

«Рядом, но не всегда вместе».

Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.

Зеленый

«Надежда и опора».

Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.

Фиолетовый

Состояние близкое к игнорированию данного лица.

Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом.

Коричневый

Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка.

Серый

Неэмоционален, угнетает активность ребенка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребенку.

Черный

Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом



Предварительный просмотр:

СКАЗКИ ДЮССА (ДЕСПЕРТ)

(диагностика исследования межличностных отношений)

Цель: исследовать межличностные отношения между детьми в семье.

«Сказки Дюсса (Десперт)» - проективная методика исследования, была предложена Л. Дюссом в 1940 году и переведена на английский язык Десперт.

В модификации Барановой О. используется пять видоизмененных историй сказок, которым соответствует семь иллюстраций (шесть заимствованы у Махортовой Г. Х.).

Применяется с 6-11 лет. Диагностика не должна превышать 20 минут. Методика проводится индивидуально.

Истории-сказки рассказываются испытуемому в определенном порядке, одновременно предъявляются иллюстрации. Испытуемый должен ответить на вопрос в конце каждой истории-сказки. Все ответы фиксируются в протоколе. Результаты этой методики полезно сопоставить с результатами теста «Рисунок семьи», наблюдений за детьми и бесед с родителями. А качественный анализ ответов может помочь вскрыть механизмы взаимоотношения сиблингов. Наблюдая за поведением сиблингов, зарубежные авторы (Абрамович Р., Кортер К., Данн Дж. и др.) установили наиболее типичные характеристики их поведения и распределили их на категории. Все поведенческие категории могут быть либо просоциальными (положительными), либо враждебными (негативными).

Инструкция:

«Сейчас я расскажу тебе несколько историй. Ты внимательно их послушай. В конце каждой истории будет вопрос, на который тебе нужно ответить. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай то, что первым приходит в голову.»

Далее испытуемому рассказываются сказки в следующей последовательности: «Ягненок», «Проводы», «Песочный домик», «Прогулка», «Дурной сон», и показываются картинки к ним.

Таким образом, две первые сказки получаются как бы вводными в тему взаимоотношений детей в семье, две последующие — отражают эти отношения непосредственно, а заключительная сказка помогает уточнить выводы.

Ответы испытуемого заносятся в протокол.

Обычно дети 6—11 лет сразу отвечают на поставленный вопрос. Редки случаи, когда ребенок может думать несколько минут (не понял, не услышал, проблемы в данной сфере отношений, вспомнил что-то похожее и др.). В таких случаях нужно немного подождать и повторить сказку. После этого испытуемый уже готов отвечать. Затруднения в выполнении задания могут испытывать дети с органическими повреждениями мозга и с различными отклонениями в развитии. Если после прослушивания первой сказки дважды испытуемый не может ответить на вопрос или говорит, что он не знает, что делать, лучше отложить диагностику на некоторое время или воспользоваться другими методами. Полученные ответы распределяются по просоциальным (положительным) и враждебным (негативным) категориям (см. Abra-movitch R., Corter C., Lando B.) Например, ответ «Согласится» по сказке «Ягненок» относится к просоциальной категории «Готовность делиться с сиблингом», а ответ «Обидится и не будет есть» — к враждебной категории «Ревность (борьба с сиблингом за внимание матери)».

СКАЗКИ

Ягненок

Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил (рис. 1). Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, которой пьет только молоко и еще не умеет есть травку (рис. 2). Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен есть только травку.

Как поступит ягненок?

                                 Рис. 1

                                 Рис. 2

Проводы

Однажды родители, дедушка с бабушкой, тетя с дядей и все дети отправились на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется (рис. 3).

Кто это был?

Рис.3

Песочный домик

Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно-таки просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень гордился этим. Сестра и попросила подарить ей домик, потому что он ей очень понравился (рис. 4).

Как ты думаешь, как поступит мальчик?

Рис. 4

Прогулка

Эта сказка имеет два варианта — для мальчиков и для девочек.

Для мальчиков

Один мальчик пошел с мамой и папой в лес погулять, и они были очень довольны. Когда они вернулись домой, то увидели, что у сестры изменилось выражение лица (рис. 5).

Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?

Для девочек

Одна девочка пошла с мамой и папой в лес погулять, и они были очень довольны. Когда они вернулись домой, то увидели, что у сестры изменилось выражение лица (рис. 6).

Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?

                                 Рис. 5

                                    Рис. 6

Дурной сон

Однажды одна девочка неожиданно проснулась и сказала: «Я видела очень плохой сон про семью (рис. 7).

Какой сон увидела девочка?

Рис. 7



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ

Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению

Тип теста: Вербальный, Невербальный, Проективный 

Вопросов: 42 

Назначение теста

Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

  1. отношение к матери;
  2. отношение к отцу;
  3. отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
  4. отношение к братьям и сестрам;
  5. отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
  6. отношение к другу (подруге);
  7. отношение к учителю (воспитателю).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

  1. любознательность;
  2. стремление к общению в больших группах детей;
  3. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
  4. конфликтность, агрессивность;
  5. реакция на фрустрацию;
  6. стремление к уединению

И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Тестовый материал

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Стимульный материал к вопросу №1. Методика Рене Жиля

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

Стимульный материал к вопросу №2. Методика Рене Жиля

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

Стимульный материал к вопросу №3. Методика Рене Жиля

  1. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

  1. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

Стимульный материал к вопросу №5. Методика Рене Жиля

  1. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Стимульный материал к вопросу №6. Методика Рене Жиля

  1. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

Стимульный материал к вопросу №7. Методика Рене Жиля

  1. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

Стимульный материал к вопросу №8. Методика Рене Жиля

  1. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
  2. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
  3. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
  4. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
  5. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
  6. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

Стимульный материал к вопросу №14. Методика Рене Жиля

  1. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

Стимульный материал к вопросу №15. Методика Рене Жиля

  1. Где ты на этот раз?

Стимульный материал к вопросу №16. Методика Рене Жиля

  1. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

Стимульный материал к вопросу №17. Методика Рене Жиля

  1. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
  2. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
  3. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

Стимульный материал к вопросу №20. Методика Рене Жиля

  1. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
  2. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

Стимульный материал к вопросу №22. Методика Рене Жиля

  1. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

Стимульный материал к вопросу №23. Методика Рене Жиля

  1. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

Стимульный материал к вопросу №24. Методика Рене Жиля

  1. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
  2. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

Стимульный материал к вопросу №26. Методика Рене Жиля

  1. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
  2. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

Стимульный материал к вопросу №28. Методика Рене Жиля

  1. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

Стимульный материал к вопросу №9. Методика Рене Жиля

  1. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

Стимульный материал к вопросу №30. Методика Рене Жиля

  1. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

Стимульный материал к вопросу №31. Методика Рене Жиля

  1. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

Стимульный материал к вопросу №32. Методика Рене Жиля

  1. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  2. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  3. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
  4. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
  5. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  6. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  7. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
  8. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

Стимульный материал к вопросу №40. Методика Рене Жиля

  1. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Стимульный материал к вопросу №41. Методика Рене Жиля

  1. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Стимульный материал к вопросу №42. Методика Рене Жиля

Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 - «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Название шкалы

Номера заданий

Количество заданий

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

          20

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

          20

Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители»)

1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42

          12

Отношение к братьям и сестрам

2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42

         18

Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам

2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

         16

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40

         14

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40

        12

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31, 32

         6

Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей»)

4, 8, 17, 20, 22-24, 40

         8

Стремление к доминированию или лидерству в группе детей

20-24, 39

         6

Конфликтность, агрессивность

22-25, 33-35, 37, 38

         9

Реакция на фрустрацию

25, 33-38

        7

Стремление к уединению, отгороженность

7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42

        18



Предварительный просмотр:

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОБА

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

(Панфилова М.А)

Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.

Форма проведения: индивидуально.

Время проведения: 10-15 мин.

Время обработки: 10-15 мин.

Инструкция:

В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с ребёнком: «давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звёздочкой или снежинкой?  (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, а девочки – снежинку.)

Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребёнок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок.

После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать, или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт возможность предположить его потребности в общении.)

Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

Анализ результатов:

1.  Потребность в общении:

а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;

б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;

в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».

3.  Значимость социальных окружений:

а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;

б) преобладание какой-то группы ( семья, детский сад, школа, двор, дача и т. д.) – значимая среда в общении;

в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребёнка. Для углублённого социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, социометрические опросники и др.)



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ребёнок:

а) фамилия, имя_____________________________________________________________

б) сколько лет, месяцев______________________________________________________

2. Мать:

а) фамилия, имя, отчество ___________________________________________________

б) год рождения ____________________________________________________________

в) образование, специальность ________________________________________________

3. Отец:

а) фамилия, имя, отчество ____________________________________________________

б) год рождения_____________________________________________________________

в) образование, специальность________________________________________________

4. Состав семьи (кто постоянно живёт с ребёнком)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Есть ли  другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. К кому из членов семьи ребёнок больше привязан? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Была ли патология родов, беременности? Какая?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Часто ли болеет Ваш ребёнок? Какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Основные виды игр и занятий дома

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Какие игрушки любит, кто их убирает?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие кружки, секции посещает ребёнок?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Часто ли в вашем доме бывают гости (чаще 1 раза в неделю, чаще 1 раза в месяц, реже), кто они?________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Насколько часто вы с ребёнком ходите куда-нибудь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Как Вы наказываете ребёнка (перечислить), какая мера наказания наиболее действенная?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Какие меры поощрения Вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенная? _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

17. Посещает ли ребёнок детский сад, сколько времени, как относится к посещению детского сада? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Какие у ребёнка отношения с детьми, если есть трудности – какие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Что Вас беспокоит в ребёнке? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Что бы Вы хотели узнать и какие советы получить от нас?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

ОПРОСНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЫ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Инструкция:

Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли ваши утверждения:

5 – абсолютно верно

4 – скорее всего, это так

3 – в некоторых случаях верно

2 – не совсем верно

1 – абсолютно неверно

Утверждения

Баллы

1.  Я сразу замечаю, когда мой ребёнок расстроен.

2.  Когда мой ребёнок обижается, то невозможно понять, по какой причине.

3.  Когда моему ребёнку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.

4.  Мне часто бывает стыдно за своего ребёнка.

5.  Что бы ни сделал мой ребёнок, я буду любить его.

6.  Воспитание ребёнка – сложная проблема для меня.

7.  Я редко повышаю голос.

8.  Если часто обнимать и целовать ребёнка, можно испортить его характер.

9.  Я часто даю понять моему ребёнку, что верю в его силы.

10.  Плохое настроение ребёнка не может быть оправданием его непослушания.

11.  Я легко могу успокоить своего ребёнка.

12.  Чувства моего ребёнка для меня загадка.

13.  Я понимаю, что мой ребёнок может грубить, чтобы скрыть обиду.

14.  Часто не могу разделить радость моего ребёнка.

15.  Когда я смотрю на своего ребёнка, то испытываю любовь и нежность, даже  

       если он плохо ведёт себя.

16.  Я многое хотела бы изменить в своём ребёнке.

17.  Мне нравится быть матерью.

18.  Мой ребёнок редко спокойно реагирует на мои требования.

19.  Я часто глажу моего ребёнка по голове.

20.  Если у ребёнка что-то не получается, он должен справиться с этим  

       самостоятельно.

21.  Я жду, пока ребёнок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.

22.  Если мой ребёнок разбаловался, то я уже не могу его остановить.

23.  Я чувствую отношение моего ребёнка к другим людям.

24.  Я часто не могу понять, почему плачет мой ребёнок.

25.  Моё настроение часто зависит от настроения моего ребёнка.

26.  Мой ребёнок часто мне досаждает.

27.  Ничто не мешает мне любить своего ребёнка.

28.  Я чувствую, что процесс воспитания слишком сложен для меня.

29.  Мне приятно проводить время вместе с ребёнком.

30.  Я раздражаюсь, когда ребёнок «липнет» ко мне.

31.  Я часто говорю ребёнку, что высоко ценю его старания и достижения.

32.  Даже когда ребёнок устал, он должен довести начатое дело до конца.

33.  У меня получается настроить ребёнка на серьёзные занятия.

34.  Часто мой ребёнок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он

       чувствует.

35.  Я всегда понимаю, почему мой ребёнок расстроен.

36.  Когда у меня хорошее настроение, капризы моего ребёнка не могут

       испортить его.

37.  Я чувствую, что мой ребёнок любит меня.

38.  Меня огорчает, что мой ребёнок растёт не таким, как мне хотелось бы.

39.  Я верю, что могу справиться с большинством проблем в воспитании моего

       ребёнка.

40.  Часто у нас с ребёнком возникает взаимное недовольство друг другом.

41.  Мне часто хочется взять моего ребёнка на руки.

42.  Я не поощряю мелкие успехи ребёнка, так как это может испортить его.

43.  Бесполезно требовать что-то от ребёнка, когда он устал.

44.  Я не в силах изменить плохое настроение моего ребёнка.

45.  Мне достаточно только взглянуть на ребёнка, чтобы почувствовать его

       настроение.

46.  Часто радость ребёнка кажется мне беспричинной.

47.  Я легко заражаюсь весельем моего ребёнка.

48.  Я очень устаю от общения с моим ребёнком.

49.  Я много прощаю ребёнку из-за любви к нему.

50.  Я нахожу, что гораздо менее способна хорошо заботиться о своём ребёнку,

       чем я ожидала.

51.  У меня спокойные, тёплые отношения с ребёнком.

52.  Я редко сажаю ребёнка к себе на колени.

53.  Я часто хвалю своего ребёнка.

54.  Я никогда не нарушаю распорядок дня ребёнка.

55.  Когда мой ребёнок устал, я могу переключить его на более спокойное

       занятие.

56.  Мне тяжело понять желания ребёнка.

57.  Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребёнка.

58.  Иногда я не понимаю, как ребёнок может расстраиваться по таким пустякам.

59.  Я получаю удовольствие от общения со своим ребёнком.

60.  Не всегда легко принять моего ребёнка таким, как он есть.

61.  Мне удаётся научить ребёнка что и как делать.

62.  Наши занятия с ребёнком часто заканчиваются ссорой.

63.  Мой ребёнок любит ко мне прижиматься.

64.  Я часто бываю строгой с ребёнком.

65.  Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребёнок не в духе.

66.  Когда ребёнок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно

       помочь ему.

Ключи к опроснику детско-родительского взаимодействия :

  1. Способность воспринимать состояние ребёнка – 1, 23, 45, 12, 34, 56 (норма 3,7)
  2. Понимание причин состояния – 13, 35, 57, 2, 24, 46 (норма – 3,2)
  3. Способность к сопереживанию – 3, 25, 47, 36, 58 (норма – 2,8)
  4. Чувства в ситуации взаимодействия – 15, 37, 59, 4, 26, 48 (норма – 3.3)
  5. Безусловное принятие – 5, 27, 49, 16, 38, 60 (норма – 3.2)
  6. Отношение к себе как к родителю – 17, 39, 61. 6, 28, 50 (норма – 3.1)
  7. Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия – 7, 29. 51, 18, 40. 62  (норма – 3.0)
  8. Стремление к телесному контакту – 19, 41, 63, 8, 30, 52 (норма – 3.3)
  9. Оказание эмоциональной поддержки – 9, 31, 53, 20, 42, 64 (норма – 2.8)
  10. Ориентация на состояние ребёнка – 21, 43, 65, 10, 32, 54 (норма – 2.3)
  11. Умение воздействовать на состояние ребёнка – 11,  33, 55, 22, 44, 66

      ( норма – 3).

Обработка результатов:

        Каждая характеристика диагносцируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три, указанные в скобках), т.е. согласие с данным утверждение свидетельствует о высокой степени выраженности качества, и три – отрицательные (вторая тройка утверждений, указанных в скобках), т.е., согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качеств. Таким образом, заполняющий Опросник родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяет выявить суждения родителей и повышает достоверность полученных оценок.

Для получения стандартных баллов необходимо перевести в «сырые « баллы по формуле (a  + b + c - d  - e - f +1) / 5 где a , b, c  - оценки с положительным утверждением, d, c, f – оценки с отрицательным утверждением. Знак «минус» перед утверждением означает, что для них используется инвертированная шкала оценок; если за ответ «абсолютно верно» для положительного утверждения даётся 5 баллов, то за ответ «абсолютно верно» для отрицательного утверждения даётся 1 балл. Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов.



Предварительный просмотр:

ОПРОСНИК ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

(ОРО)

А.Я. Варга, В.В. Столин

Инструкция:

        Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно» («-»).

Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно  отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они его травмируют.
  5.  Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6.  Я уважаю своего ребенка.
  7.  Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей  жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые  заслуживают осуждения..
  15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16.  Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18.  При  всем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.
  19.  Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него  вырастет хороший человек.
  20.  Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в  дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24.  Когда в компании говорят о детях, мне становится  стыдно, что мой ребенок не такой

умный и способный, как другие дети.

  1. Я жалею своего ребенка.
  2.  Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они  кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.
  3. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  4.  Я часто жалею о том, что мой ребенок  взрослеет,  и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.
  5. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и  враждебно отношусь к ребенку.
  6.  Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично  мне не удалось в жизни.
  7.  Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относится к нему с уважением, как к личности.
  8. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  9.  При принятии  решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  10. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  11. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок  по-своему прав.
  12. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  13. Я всегда считаюсь с ребенком.
  14. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  15.  Основная причина капризов моего ребенка ― это эгоизм, лень и упрямство.
  16.  Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  17. Самое главное-  чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  18. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  19. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  20. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  21. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  22. Мой ребенок часто меня раздражает.
  23. Воспитание ребенка ― это сплошная нервотрепка.
  24. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  25. Я не доверяю своему ребенку.
  26. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  27. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  28. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  29. Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.
  30.  Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

  1. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  2. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  3. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  4. Я восхищаюсь своим ребенком.
  5. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  6. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не  скрываю этого от него.
  7. Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы.

Принятие—отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.  

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.      

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

        Высокие баллы по шкале принятие—отвержение от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

        Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

        Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.        

        Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

        Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.



Предварительный просмотр:

ШКАЛА ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЯ С РЕБЁНКОМ

( А.И Баркан)

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения вас с малышом.

Из всех форм общения выбраны самые употребляемые. Причём в графе 1 шкалы перечислены формы общения – поставщики положительных эмоций, а во 2 – отрицательных.

Шкала общения родителей с ребёнком

Методы воспитания, вызывающие у ребёнка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребёнка ( ребёнку, ребёнком)

хвалили

поощряли

одобряли

целовали

обнимали

ласкали

симпатизировали

сопереживали

улыбались

восхищались

делали приятные сюрпризы

делали подарки

упрекали

подавляли

унижали

обвиняли

осуждали

отвергали

одёргивали

позорили

читали нотации

лишали чего – то необходимого

шлёпали, пороли

ставили в угол

Инструкция:

Вам надо отметить плюсами те формы общения, которые вы использовали сегодня, воспитывая своего ребёнка. Затем подсчитать общее количество плюсов в каждой графе и сделать приблизительный вывод: какие эмоции превалировали сегодня у малыша в течение дня. Чем был наполнен день : радостью или печалью.

Как чувствовал себя сегодня ребёнок  в течение дня, можно проанализировать, применив экспертный метод балльных оценок, с наивысшим количеством баллов (+ 2) и наименьшим количеством (- 2).

Для этого необходимо использовать следующую вспомогательную шкалу:

Вспомогательная шкала, предназначенная

для присвоения баллов градациям показателей

Описание градации

Оценка, баллы

Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии и вплоть до телесного наказания.

- 2

Весь день наполнен отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии.

- 1

В течение дня отрицательных и положительных эмоций было поровну.

0

В течение дня положительные эмоции превалировали.

+ 1

Весь день был наполнен положительными эмоциями.

+ 2

Конечно, если день ребёнка был наполнен одними положительными эмоциями      (+ 2) или положительные эмоции превалировали (+ 1), мы можем судить о том, что, по всей видимости, малыш ощущал себя нужным и необходимым в доме, а вы были довольны им.

Когда же общая сумма баллов достигает отрицательных величин ( от (- 2) до

(- 1), то это косвенно подтверждает отверженность ребёнка в семье. И чтобы хоть как-то привлечь ваше внимание, отверженный малыш временами специально делает вам назло.



Предварительный просмотр:

ИЗМЕРЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И РЕАКЦИЙ

( PARY)

Опросник направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребёнка. Родители выражают своё мнение, касающееся воспитания детей вообще. Это позволяет изучать установки родителей на воспитание ребёнка априорно, что необходимо в практике усыновления и при создании семейных детских домов.

Опросник (PARY) включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы, в каждой из шкал по 5 вопросов. Есть шкалы, связанные между собой. Утверждения в опроснике расположены так, что они повторяются в шкале через каждые 23 пункта. Например , шкала 1 «Предоставление ребёнку возможности высказаться» включает в себя такие пункты: 1, 24, 47, 70, 93.

PARY является многомерным опросником, поэтому осуществлялось выявление связей между шкалами с помощью факторного анализа.

В результате было получено три фактора

Фактор 1. Гиперопека – отсутствие родительской опеки.

Шкалы первого фактора с соответствующими нагрузками приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Шкалы, вошедшие в фактор 1

№ шкалы

Название шкал

Факторная нагрузка

2

Оберегание ребёнка от трудностей

0.724

10

Зависимость ребёнка от матери

0.479

11

Поощрение зависимости ребёнка от родителей

0.502

12

Подавление агрессии ребёнка

0.612

18

Подавление сексуальности ребёнка

0.513

20

Навязчивость родителей

0.543

Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребёнка. Выраженность факторов свидетельствует о том, что родители стремятся всё знать о ребёнке, стремятся ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить дочь или сына. Дети должны во всём слушаться родителей, понимать, что их мудрость есть высшая мудрость, причём родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребёнка, подчёркивая собственную роль.

Оказалось, что с опекой, как способом воспитания, связано подавление сексуальности и агрессивности ребёнка. Ребёнок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания ещё раз подчёркивают необходимость мягкости, послушности ребёнка, его недостаточную зрелость, а поэтому необходимость зависимости от взрослого.

Противоположный полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от опеки над ребёнком, между родителями и ребёнком большая межличностная дистанция. Родители отрицают значение собственного влияния на ребёнка.

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребёнком – демократичность.

В данный фактор вошли шкалы, перечисленные в табл.2.

Таблица 2

Шкалы, составляющие фактор 2

№ шкал

Название шкалы

Факторная нагрузка

1

Предоставление ребёнку возможности высказаться

- 0.882

14

Равенство родителей и ребёнка

- 0.484

15

Поощрение активности ребёнка

- 0.462

21

Товарищеские отношения и участие в ребёнке

- 0. 448

Один полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от демократичности и равенства в общении с сыном или дочерью. И наоборот, противоположный полюс – о преимущественных установках родителей на демократичность. Родители предоставляют ребёнку возможность высказать своё мнение, считаются с ним, общаются на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

Фактор 3. Диктат в воспитании – отказ от авторитарности.

В данный фактор вошли 5 шкал ( см. табл.3.)

Выраженность данного фактора говорит о наличии у родителей установки на авторитарность в воспитании ребёнка. Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребёнка, они предполагают в ребёнке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством обременительности.

Шкалы, составляющие фактор 3

№ шкал

Наименование шкалы

Факторная нагрузка

4

Подавление вол  ребёнка

0.403

7

Супружеские конфликты

0.461

8

Строгость родителей

0.550

9

Раздражительность родителей

0.650

13

«Мученичество» родителей

0.504

По всей видимости, супружеские конфликты и осуществление диктата в воспитании, сопровождаемые чувством обременительности родительских обязанностей, являются показателями общего неблагополучия семьи.

Опросник

  1. Инструкция родителям

Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом :

С – полностью согласен

с – почти согласен

н – скорее не согласен

Н – полностью не согласен

Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но они все необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах.

Список утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей

  1. Детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.
  2. Хорошая мать должна оберегать ребёнка даже от незначительных жизненных трудностей.
  3. Для хорошей матери дом – главное.
  4. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.
  5. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказаться от многого.
  6. Нужно крепко держать ребёнка во время купания, потому что в какой – то момент он может выскользнуть.
  7. Люди, которые думают, что можно прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.
  8. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.
  9. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.

10. Гораздо лучше для ребёнка, если он никогда не усомнится в правоте матери.

11 .Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение прислушиваться и принимать мнение матери.

12.  Ребёнок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.

13. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства – это чувство, что она не успевает сделать всё.

14.  Родителям следовало бы приспособиться к детям, вместо того, чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.

15. Поскольку ребёнку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он так тратил время.

16. Если Вы позволите своим детям  жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.

17. Матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы  были добрее.

18. Маленькому ребёнку не следует слышать разговоры о сексе.

19. Если мать не сумеет создать дома хорошие семейные традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.

20. Матери следовало бы взять за правила знать всё, что думает её ребёнок.

21. Дети были бы счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.

22. Большинство детей должно быть приучено к туалету к 15 месяцам.

23. Нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего ребёнка без помощи.

24. Следовало бы поощрять стремление детей высказаться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.

25. Матери следует делать всё, чтобы отгородить ребёнка от разочарований.

26. Женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью.

27. Часто можно предотвратить плохой поступок ребёнка, устранив возможную причину этого поступка.

28. Мать должна быть готова отдать своё счастье ради счастья ребёнка.

29. Все молодые матери бояться быть неловкими при уходе за ребёнком.

30. Бывают ситуации, когда женщине нужно прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить своё положение.

31. Строгая дисциплина развивает сильный характер.

32. У матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребёнка.

33. Родители никогда не должны выглядеть в глазах своего ребёнка в дурном свете.

34. Детей нужно научить считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.

35. Ребёнка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.

36. Женщина, отдающая ребёнку всё своё время, испытывает чувство, что у неё «подрезали крылья».

37. Родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.

38. Дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.

39. Родители, которые поощряют ребёнка к тому, чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.

40. Мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичными.

41. Очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.

42. Для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством трудностей.

43. Ребёнок никогда не должен иметь секретов от родителей.

44. Если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.

45. Чем быстрее ребёнок научится ходить, тем легче его будет обучать.

46. Несправедливо, если женщина вынуждена нести одна всё бремя воспитания ребёнка.

47. Ребёнок имеет право на собственную точку зрения, и ему не должно быть позволено её высказывать.

48. Ребёнка нужно оградит от работы, которая бала бы слишком утомительной и тяжёлой для него.

49. Женщина должна выбирать : либо она будет хорошей хозяйкой дома, либо будет общаться с соседями и приятелями.

50. Умные родители рано дадут понять ребёнку, кто в семье принимает решения.

51. Мало женщин получают ту благодарность, которую они заслуживают за то, что они сделали для своих детей.

52. Мать всю жизнь будет упрекать себя, если с её ребёнком произойдёт несчастный случай.

53. Даже если муж и жена любят друг друга, то всё равно они могут раздражать друг друга и ссориться.

54. Дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми.

55. Редкая мать может быть ласковой с ребёнком весь день.

56. Детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.

57. Ребёнок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.

58. Нельзя оправдать ребёнка, который бьёт другого.

59. Большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому.

60. Несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.

61.Родители должны воспитывать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего – либо, нужно заниматься делом, а не терять времени даром.

62. Родители должны сразу сделать так, чтобы дети не беспокоили их своими проблемами.

63. Если мать не справляется с ребёнком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.

64. Дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми, совершают сексуальные преступления.

65. Планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.

66. Тревожные родители пытаются узнать всё, о чём думает их ребёнок.

67. Родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюблённостях, шутках, облегчают их взросление.

68. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребёнком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.

69. Умная женщина сделает всё возможное, чтобы кто – нибудь был с ней рядом до и после рождения ребёнка.

70. Принимая какое – либо решение, родителям следует всерьёз считаться с мнением своих детей.

71. Родители должны сделать всё возможное, чтобы их ребёнок не попал в трудную ситуацию.

72. Многие матери забывают, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются , что могут повредить ребёнка, ухаживая за ним.

76. В семье могут быть конфликты, которые мирным путём уладить невозможно.

77. От большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.

78. Воспитание детей – разрушительная работа для нервов.

79. Ребёнку не следует спрашивать, о чём думают его родители.

80. Родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.

81.Детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам.

82. Одна из неприятных сторон в воспитании ребёнка та, что у Вас нет достаточно свободного  времени , чтобы делать то, что Вам нравится.

83. В определённых пределах родители должны обращаться с ребёнком как с равным.

84. Ребёнок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывает счастлив.

85. Если ребёнок чем – то расстроен, то лучше не придавать этому серьёзного значения, а оставить его одного.

86. Если бы матери могли осуществить своё самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть более чуткими.

87. Секс – это одна из самых сложных проблем в воспитании.

88. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмёт на себя мать.

89. Мать имеет право знать всё, что происходит в жизни её ребёнка, потому что ребёнок – её часть.

90. Если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут их советы.

91. Матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребёнка к туалету как можно раньше.

92. Большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают, для того, чтобы оставаться дома после рождения ребёнка.

93. Если у ребёнка неприятности, лучше, чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.

94. Детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишить уверенности в себе.

95. Хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.

96. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребёнка.

97. Матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.

98. Мать больше всего боится, как бы по её вине с ребёнком что – нибудь не случилось.

99. Ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное мнение.

100. При строгом воспитании дети более счастливы.

101. Если ребёнок эгоистичен и требователен, это естественно выводит мать из себя.

102. Нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребёнке.

103. В детях важнее всего воспитывать умение прислушиваться и принимать мнение родителей.

104. Большинство родителей предпочитает спокойных детей.

105. Для молодой матери обязанности по воспитанию ребёнка в тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах свое жизни.

106. Нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещать это делать.

107. Чем раньше ребёнок поймёт, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.

108. Если проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.

109. Мало кто из мужчин понимает, что их жёнам, воспитывающим детей, тоже хочется развлечься.

110. С ребёнком что-то неладно, если он задаёт много вопросов о сексе.

111. Замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.

112. Мать должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребёнка.

113. Если Вы делаете что-то вместе в детьми, то они чувствуют себя ближе к Вам, и им будет легче общаться с Вами.

114. Ребёнка следует как можно раньше отлучать от груди и от бутылочки.

115. Забота о маленьком ребёнке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна.

Бланк ответов

Ответ,

№ по поряд-

ку

С с

Н н

С с

Н н

С с

Н н

С с

Н н

С с

Н н

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

  1. Ключ

Ответ, № по порядку

С с   Н н

С с    Н н

С с   Н н

С с   Н н

С с   Н н

Значение признака

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

11

112

113

114

115

С – 4 балла ;                      с – 3 балла;                           н – 2 балла;                       Н – 1 балл      

Признаки:

  1. Предоставление ребёнку возможности высказаться.
  2. Оберегание ребёнка от трудностей.
  3. Мать, которая выступает только в роли хозяйки дома.
  4.  Подавление воли ребёнка.
  5. «Жертвенность» родителей.
  6. Страх причинить вред ребёнку.
  7. Супружеские конфликты.
  8. Строгость родителей.
  9. Раздражительность родителей.
  10. Зависимость ребёнка от матери.
  11. поощрение зависимости от родителей.
  12. Подавление агрессивности ребёнка.
  13. «Мученичество» родителей.
  14. Равенство родителей и ребёнка.
  15. Поощрение активности ребёнка.
  16. Избегание общения с ребёнком.
  17. Невнимательность мужа к жене.
  18. Подавление сексуальности ребёнка.
  19. Власть матери.
  20. Навязчивость родителей.
  21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.
  22. Ускорение развития ребёнка.
  23. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребёнка.


Предварительный просмотр: