Мой портфолио

Раднаева Маргарита Анатольевна

В данном порфолио расположены достижения учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел 2.  Самоанализ профессиональной деятельности

«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». 

Целью моей педагогической деятельности  является создание условий для формирования познавательного и личностного развития учащихся младших классов средствами технологии системно-деятельностного обучения, при сохранении их физического и психического здоровья. Таким образом, цель  моей профессиональной  деятельности  соответствует методической теме школы «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС».

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Изучение и овладение технологиями системно-деятельностного обучения;
  2. Внедрение в учебный процесс метода проектов, технологии портфолио, технологии проблемного обучения, активных и интерактивных методик с целью организации учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска;
  3. Применение технологии деятельностного метода обучения – условие для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитание).

С 2011 года наша школа начала внедрение ФГОС второго поколения. Я работаю с данным мне классом с 2011 года по УМК «Школа России». Отличительной чертой данного УМК является его ориентированность на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, что исключительно важно в настоящее время. Поэтому его содержание полностью соответствует целевым установкам, заложенным в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».  

Мне дали возможность познакомиться с детьми моего класса начиная с азов, т. е. с 5 с половиной лет. При поступлении детей в предшколу была проведена диагностика уровня дошкольной зрелости (диагностическая игра «Помощники доброго волшебника»), которая выявила насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития. Из 14 детей 71% (10) детей посещали детский сад и у них высокая и средняя степень сформированности приемов игровой деятельности, у остальных 29% (4-х) детей, которые воспитывались дома, - низкая.  В конце учебного года были проведены мониторинговые исследования по оценке готовности к обучению в школе. Данная диагностика включает в себя психологическую и физическую готовность. Проведённое  исследование позволило сделать следующий вывод о готовности будущих первоклассников к обучению в школе: на повышенном уровне сформированности предпосылок к учебной деятельности - 8 человек (57%), на среднем уровне – 4 человека (29%), низком – 2 человека (14%). В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают. У значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики руки, графического навыка. Встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество детей со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. И помочь детям войти в наш мир и научиться действовать  можно  только  в  процессе  деятельности. Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности. Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка.        Поэтому  мне,  как  учителю начальных классов,  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий. Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе   дидактической системы деятельностного метода. Мой интерес к этой системе обусловлен тем, что она «позволяет педагогам постепенно, поэтапно перейти к реализации новых ценностей образования, систематизируя и обогащая, а не разрушая, уже имеющийся у них опыт. Важно и то, что при заметном повышении качества образования, сохранении и поддержке здоровья детей у них наблюдается значительное развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер, качеств личности, толерантности, коммуникабельности».  

Систематизировав свой педагогический опыт, я изучила технологии системно-деятельностного обучения (Дидактическую систему деятельностного метода «Школа 2100»),  систем развивающего обучения Л. В. Занкова и  Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова   и начала реализовывать его с предшкольного образования. И сегодня можно сказать, что обучение, построенное на деятельностном подходе, развивает самостоятельность и творческий потенциал учащихся. В данный момент мои ученики, учащиеся 4 класса, на любом уроке активно включаются в коллективный поиск истины, высказывают, аргументируют свои мысли, отстаивают свои позиции в диалоге, создают свои проекты, защищают его. По итогам мониторинга (МЦОКО) процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся данного класса выявлены следующие результаты:

Личностные УУД

самооценка

мотивация

завыш

адекватная

заниж

Н

С

В

7%

86%

7%

0%

63%

37%

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Н

С

В

Н

С

В

14%

63%

23%

0%

46%

54%

Познавательные УУД

Н

С

В

7%

63%

30%

Мониторинг процесса развития личностных УУД по годам обучения

Мониторинг процесса развития матапредметных УУД (регулятивные УУД) по годам обучения

Мониторинг процесса развития матапредметных УУД (коммуникативных УУД) по годам обучения

Мониторинг процесса развития познавательных УУД по годам обучения

Начиная с предшкольной подготовки, я строю уроки в технологии деятельностного метода разных типов (уроков «открытия» нового знания, рефлексии и обучающего контроля). На уроках «открытия» нового знания я применяю проблемно-диалогическую технологию обучения. На уроках математики, развития речи, ознакомления с окружающим миром подводящий диалог способствует разностороннему развитию у ребёнка 5-6 лет связной речи, творческого мышления, развитию умений проводить наблюдения, сравнивать предметы и явления, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики. Например, на уроке математики при прохождении темы «Круг», перед учениками представлены разные предметы, разной величины, цвета (тарелка, блюдце, кольцо, колесо, обруч, очки, мячи большой и маленький, разноцветные и разного размера картонные кружочки и т. д.). Я предлагаю им: - «Посмотрите на эти предметы. Что заметили общего? В чем различие?   Значит, чем мы будем заниматься сегодня?»  Дети рассматривают предметы, отвечают на вопросы. Я поощряю каждый ответ и в итоге мы приходим к выводу, что сегодня мы будем рисовать круги, раскрашивать их, находить круги в окружающем пространстве.

На этапе предшкольной подготовки важной задачей является обучение детей различным формам взаимодействия: взаимодействия учащихся как между собой, так и со взрослыми. Для решения этой задачи я применяю различные игры («Знакомство», «Назови другого», «Снежный ком»),  в которых требуется от детей совместная деятельность в малой группе, состоящей из двух-пяти человек. Игра требует участия каждого члена группы, а по окончании игры проводится обсуждение, т. е. рефлексия. Далее я усложняю условия игры, включаю в групповую работу предметный материал, связанный с выполнением практических задач. Например, надо найти такой же, как на выставке, коврик и раскрасить его. Для её выполнения группе детей, состоящей из трех учеников, необходимо распределить операции между собой. Ученики находят коврик, первый участник находит треугольники и раскрашивает их, второй – квадраты, третий – круги. А затем они сравнивают свою работу с образцом. Эта форма работы подготавливает детей к работе в группе в старших классах.

В своей работе применяю технологии проблемного обучения. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитию их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность его и дидактическую целесообразность. При этом учитываю специфику изучаемого материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов).  Также важно выявить «внутренние условия» обучаемых, а именно уровень знаний по изучаемой теме, интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития. Затем разрабатываю систему конкретных заданий, это вопросы, требующие объяснить то или иное явление, задания на сопоставления, сравнения и т.п. Создание проблемной ситуации обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным. Так, например, при изучении учебного материала по теме «Площадь четырехугольников» можно организовать самостоятельную, исследовательскую работу следующим методом. Суть этого метода состоит в том, что для вычисления площади некоторой фигуры ее пытаются разбить на конечное число таких фигур, из которых можно составить фигуру, площадь которой уже известна ученикам. Вопрос, который был поставлен при выводе формул площадей четырехугольников: «Как разбить фигуру на части, их которых можно сложить такую, площадь которой мы умеем находить?» порождал у учащихся истинное творческое прозрение, ставил их в условия «первоооткрывателя» формулы, что значительно важнее выученного из учебника. В отличие от традиционного подхода к изучению темы, когда учащиеся выполняют исполнительские функции, в данном случае упор сделан на творческую самостоятельность учащихся.

Опыт показывает, что ученики не в состоянии сразу и непосредственно разрешить основную проблему вследствие отсутствия у них необходимых умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Поэтому необходимо создание последовательной системы частных, вспомогательных проблем, которые способны вывести к пониманию основного проблемного вопроса.

Проблемное обучение позволяет варьировать различные формы обучения. Поэтому на всех уроках я применяю фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы работы. Например, на уроке русского языка при прохождении темы «Текст. Виды текстов», я разбиваю класс на 3 группы, каждая группа получает свой материал, прочитывает его и определяет, текст это или нет. Каждая группа доказывает, что данный материал является текстом. Но возникает проблемная ситуация: тексты были про одно и то же, про лису, но тексты разные. Из возникшей проблемы выводится тема урока и цель. При выполнении практического задания применяю фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы работы. Парную работу можно проводить как у доски, так и за партой. Стараюсь проводить такую работу у доски, т.к. результат работы на потаенных крыльях доски очевиден. Учащиеся класса могут сравнить свою работу с работой у доски и высказать своё мнение. Практическое задание может выполнить один ученик у доски, а фронтально работающий класс с ним не соглашается. Например, на уроке математики при прохождении темы «Нахождение числа по его доле», один ученик решает у доски 3 однотипные задачи на нахождение доли числа, а четвертая задача на нахождение числа по его доле. Возникает проблема: новый вид задач. Учащиеся выполняют схему к задаче 4, выясняют, что нужно найти в данной задаче, анализируют схему и находят способ решения этой задачи. Учащиеся сами открыли новый способ!

Одним из активных методов обучения является метод проектов. Как известно, ФГОС НОО предусмотрено участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ и проектов. На всех уроках учащиеся становятся исследователями. Особенно на уроках окружающего мира. В 1 классе исследуется мир младшего школьника. Каждый ученик исследует свою семью, двор, хозяйство, природу. Во втором классе учащиеся изучают язык географических карт. По картам они исследуют нашу Землю. В третьем классе  учащиеся знакомятся с ролью жизни на Земле и являются исследователями круговорота веществ (например, в квартиру входит чистый воздух, выходит негодный для дыхания; кто же его исправляет?), являются исследователями собственного организма. Чтобы лучше узнать свой организм, дети проводят опыты. Например, чтобы узнать, как работает сердце и органы кровообращения, они измеряют частоту пульса в состоянии покоя и после выполнения физических упражнений. Эту же работу учащиеся продолжают дома. С помощью родителей определяют частоту пульса у взрослых и детей и приходят к выводу, что при физической нагрузке сердце работает интенсивнее, т. е. сильнее прогоняя кровь по организму. В тетради появляется правило: «Чаще занимайся физкультурой, и твоё сердце будет здоровым». Таким образом мои ученики получают опыт научно-исследовательской работы. Результатом исследовательской работы является выполненный проект. Начиная с первого класса ребята собрали в отдельной папке различные проекты: книжки-малышки про себя, семью, родное село и т. д. Учащиеся выполняют проекты по всем предметам.  Например, по математике – «Математика вокруг нас. Математика в раскрое рукавиц». Данная работа заняла 3 место в школьной НПК «Первые шаги в науку».  В этой работе очень важна помощь родителей.

И на уроках литературного чтения, технологии применяю метод проектов. Например, урок литературного чтения. Тема урока «Небылицы». Учащиеся класса были разделены на группы. Перед началом работы вместе с детьми составляем паспорт проекта: название проекта, цель, задачи, вопросы, оборудование, продукт проекта. В конце урока каждая группа представляет свой проект – книжку «Небылицы», в которую собраны небылицы, придуманные детьми. Основная часть практических работ по курсу «Технология» Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, Н. В. Шипиловой, С. В. Анащенковой представляет собой коллективные и небольшие индивидуальные проекты. Последовательность работы над проектом состоит из разработки проекта (выбор объекта, обсуждение и разработка эскизов, выбор материала, разработка конструкции и технологии изготовления деталей и объекта в целом, выявление возможных проблем, поиск рациональных путей их решения, подбор необходимых инструментов) и практической реализации проекта (выполнение разработанного проекта, защита выполненных проектов). Например, в 4 классе при прохождении темы «Вагоностроительный завод» мои ученики изготовили грузопассажирский состав, состоящий из локомотива, пассажирских и грузовых вагонов. Для этого им пришлось изучить строение локомотивов и вагонов, подобрать материал и инструменты, договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. Учащиеся самостоятельно выполнили работу и прекрасно защитили свой проект. У них появился в итоге один длинный состав. Это результат дружной коллективной работы.

В данный момент у большинства учащихся имеется дома компьютер или планшет, домашний интернет. Поэтому, начиная с 1 класса, разбиваю класс на группы по несколько человек по месту жительства. Ученики, пользуясь инструкциями, разрабатывают проект. Готовые проекты анализируются, обсуждаются. Далее выполняется компьютерная верстка. В такой работе принимают участие все ученики класса.  В результате участия в таких проектах наметились положительные качества у моих учащихся: искать, находить лучшее; сотрудничать, оказывать помощь  товарищам, принимать их помощь; оценивать результаты труда; выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; демонстрировать артистические возможности; планировать деятельность – время. Реализация  метода творческих проектов изменила мою позицию, что позволило мне самой стать организатором самостоятельной  познавательной деятельности учеников. Некоторые презентации проектов размещены на моём мини сайте   сайт учителя начальных классов.

Применяя на уроках  интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.  Интерактивность дает ребятам возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого материала. Например, включение в урок метода ««Фруктовый сад» позволяет детям выяснить цель урока, т. к. дети выдвигают свои ожидания от урока. Метод «Кластер» помогает учащимся познакомиться с новым материалом, т. к. дети сами заполняют «белые пятна».

На своих уроках широко применяю разноуровневые и дифференцированные задания. По каждому предмету  есть необходимый пакет  дидактических материалов в трех вариантах. Первый – самые простые задания, которые ученик может решить по образцу. Второй – теоретические вопросы по темам и применение правила при решении примера, выполнении упражнения. Третий – нестандартные задания, творческие работы. Это дает ученикам  с разными уровнями  обученности возможность  активно участвовать  в образовательном процессе.  С психолого-педагогической точки зрения дифференцированная работа эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, что способствует ощущению психологического комфорта.

В моем классе каждая творческая деятельность поощряется. Учащиеся ставят спектакли, готовят утренники, выступают со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками; учатся выпускать книжки с рассказами, стихами, сказками.

На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии. В процессе обучения в школе с помощью информационных технологий ученик учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Он узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося.

В своей учебной практике применяю компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные приложения к учебникам, тренажеры, тестовые системы, также обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, ЦОРы, созданные мною презентации РР для уроков, созданные учащимися сообщения в форме презентации РР, поиск учащимися информации в сети интернет. Считаю, что применение ИКТ эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации ученикам, на этапе усвоения учебного материала, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений), на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Одна из презентаций к уроку математики во 2 классе по теме «Новые мерки и умножение» приняла участие во всероссийском конкурсе для педагогов «Презентация к уроку» и размещена на страницах СМИ «Завуч.Инфо». (Приложение 7)

Умелое сотрудничество школьника и персонального компьютера в образовании позволяет сделать процесс более эффективным. Наиболее ярко это сотрудничество проявляет себя в ходе проведения урока «открытия» новых знаний с применением мультимедиа-технологии обучения. Мы с учащимися создаём презентации в программе Рower Point, учимся работать на уроке в программе Microsoft Office Word, Еxcel. Например, на уроке русского языка при проведении словарного диктанта один ученик садится за компьютер и пишет словарный диктант программе Microsoft Office Word. По окончании работы проходит коллективная проверка этой работы на интерактивной доске, анализ результатов, устранение ошибок. Также использую электронные тренажеры для индивидуальных занятий со слабыми учениками. 

На уроке применяю различные виды работ: устные упражнения, работа в рабочих тетрадях, дидактические игры. Применяю различные средства обучения: опорные сигналы (схемы, таблицы, опорные слова), учебники и учебные пособия, наглядные средства (картины, фотографии, карты, плакаты, муляжи, макеты, модели, глобусы, игрушки, коллекции минералов, гербарии растений), технические средства (магнитофон, компьютерные мультимедиатехнологии).

В своей деятельности использую  также такие приемы, как работа с правилами и определениями,  лексическая словарная работа, изложение с элементами рассуждения, создание текстов разных жанров, редактирование  созданных текстов, написание отзыва к прочитанному тексту; учимся брать интервью, писать репортаж,  статью в газету,  писать юмористические рассказы. Кроме того, большое внимание уделяю орфографической грамотности, каллиграфии детей.

Одним из приоритетных направлений  нашей школы является воспитание  подрастающего  поколения на основе изучения родного бурятского языка. Уроки родной литературы позволяют мне включать в их содержание этнокультурный материал. При подготовке детей к районному конкурсу «Юный Гэсэр», «Юная Дангина» искали и находили фольклорный материал баргузинских бурят (народные песни, благопожелания, сказки, легенды, предания, пословицы, острые слова - «уран үгэнүүд»), беседовали со старожилами нашего села, записывали народные песни, легенды.

Серьёзной проблемой современности становится незнание своего родного языка, обычаев, традиций своего народа. Отсюда все проблемы современности: грубость, насилие, невоспитанность, неприемлемость норм поведения в обществе. Поэтому я разработала программу воспитания «Культура жизнедеятельности бурят» (www.profistart.ru)  и апробирую его с детьми своего класса.  

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности. В связи с этим в нашей школе внеурочная деятельность организована по пяти направлениям. И одной из них является направление – общеинтеллектуальное. По этому направлению я разработала программу внеурочной деятельности «Логика», которая поможет ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения интересным. 

Формированию интеллектуального потенциала детей, приобретению знаний как условию нормальной жизнедеятельности  в современном мире помогает участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах. Мои ученики ежегодно принимают участие в международных,   всероссийских конкурсах «Домик-семигномик», «Лисёнок», «Ребус», «Матрёшка», «Пятёрочка», «Ёж», «Совёнок», «ЭМУ-специалист», «Эрудит», республиканских конкурсах по русскому языку и математике.  (Приложение 6)

В результате участия в таких мероприятиях наметились некоторые положительные аспекты:

  • увеличение  числа обучающихся, принимающих  участие в предметных олимпиадах (конкурсах) на уровне учреждения;
  • увеличение числа учащихся, посещающих библиотеки;
  • рост мотивации к изучению учебных предметов (увеличение  процента учащихся класса, испытывающих интерес к изучению учебных предмета);
  • повышение личностных, метапредметных и предметных результатов (о чем свидетельствуют результаты итоговых комплексных контрольных работ, диагностических обследований).

   «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся». Мною используются следующие виды оценивания: цифровая, словесная, формирующая, балльная, портфолио, самооценка.

Обучение в первом классе строится на принципах безотметочного обучения. Вместо отметок учителя «выставляют» первоклассникам то ли разноцветные кружочки, то ли рожицы с разным настроением. А мои ученики с первых школьных дней учатся оценивать себя. Например, в тетради по чистописанию я подчёркиваю красным цветом все каллиграфически правильно написанные знаки. А ученикам для оценки собственной работы вычерчиваю три шкалы: первая шкала для оценивания чистоты тетради, вторая – правильность написания знаков, третья (когда учащиеся учатся писать слова, решать примеры) – за грамотность выполненного задания. После того, как дети поставят себе оценку, я ставлю свою. Сначала учительская оценка у всех учащихся не совпадает с ученической. У первоклассников обычно завышенная самооценка. Сначала у них все крестики на самой вершине. Давая оценку работе каждого ученика, я комментирую свою оценку. Только в этом случае ребенок осознает, в чем он был прав, а в чем неправ. Необходимо подобрать такие слова, чтобы ребенок понял свою ошибку, и чтобы эти слова не были бы унизительными для него. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, я особо отмечаю тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. В процессе самопроверки и оценки своей работы у ученика формируется объективная самооценка, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что существенно влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности. Также для формирования адекватной самооценки моим детям помогает ведение «Личного дневника успехов». Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом. Делать это можно с помощью условных обозначений прямо в дневнике: в конце урока напротив каждого предмета, нужно закрасить пустой круг определенным цветом (цвет зависит от проделанной работы на уроке). Дети называют эти круги «светофором». Зеленый – значит все получилось, все хорошо; желтый – получилось, но не всё; красный – сегодня пока не получилось, но я буду стараться. Разного цвета они несут ребёнку радость и удовлетворение от проделанной работы или общения с учителем и одноклассниками. На своих уроках я стремлюсь не только содержательно оценивать работу ученика, но и давать соответствующее пояснение. Ни в коем случае не сравниваю одного ученика с другим. Сравнение достижений идет только по отношению к самому себе. Похвалить необходимо, даже за незначительный успех слабых учеников. Это приводит к тому, что ученик начинает уважать сам себя, а значит, начинают уважать его и одноклассники. Для поддержки улучшения результатов слабых учеников  я использую также формирующее оценивание. Данный вид оценивания ориентирован на конкретного ученика, призван выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Для этого разрабатываю с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, помещаем его в конце тетради и заполняем по мере необходимости. В конце проекта осуществляется итоговое оценивание. Таким образом отслеживается прогресс в развитии конкретного ученика.  

    За 32 года работы классным руководителем выпущено мною 7 классов, в данное время - классный руководитель четвёртого  класса.

  Главной моей целью, как педагога, как воспитателя является создание условий, способствующих развитию творческой личности,  личности духовно богатой, свободной, физически здоровой.  В соответствии с этим и выбрала тему своей воспитательной системы -  «Цветик - семицветик». Девизом системы является: «Семь лепестков у цветка – семь дорог у нас»   Каждый лепесток этого чудесного цветка  соответствует одному из семи взаимосвязанных направлений деятельности системы.

  Основу деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний,  праздники «Посвящение в ученики»,  «День Учителя», «День пожилых», «День матери», Новогодний праздник, 23 февраля, Праздник Белого месяца, 8 марта,  День именинника, акция «Доброе утро, ветеран», день Семьи, совместные походы родителей и детей, праздник “Окончания учебного года”, составление и оформление «Дневника класса».

  Содержание каждого направления реализовывается через различные формы. Это игра, поисково-исследовательская деятельность; экскурсии, дискуссии, проектные работы, акции, ярмарки, выставки, конкурсы, тренинги, и.т.д.        

 В младшем возрасте у многих детей наблюдаются достаточно выраженные интересы в форме предпочтения тех или иных видов или содержания деятельности. Развито всякого рода коллекционирование, увлечение рисованием, лепкой, конструированием. В моем классе для поддержания интереса к таким увлечениям постоянно действуют персональные и коллективные выставки работ учащихся. Причем выставляются все предоставленные работы, независимо от их качества. В своих работах учащиеся отражают не столько мир, сколько выражают самого себя, пробуют свои возможности.  Зная желание и возможности своего класса, провожу коллективные творческие дела для развития детского коллектива, а вместе с тем развивается личность каждого  ребенка.

В реализации  воспитательной системы  целесообразно используем  социокультурный потенциал своего села: музей, библиотеки, ИКСК «Баянгол»,  кружки (хореографический, «Серебряная шкатулка», «Дархан», шахматный кружок) спортивный стадион, ДЮСШ,   парк отдыха, Сад камней, дом отдыха «Хугшол», Буддийский Дуган «Баянгол».

  Мои ученики активно посещают спортивные секции по вольной борьбе и легкой атлетике, хореографический кружок, вокальный кружок и достигли хороших результатов. Ежегодно мои дети принимают участие в различных конкурсах: конкурс рисунков Забайкальского национального парка «Мир заповедной природы», конкурс рисунков «Процветай моя долина».  Воспитательная система  моего класса - максимально открытая система, родители, педагоги школы, работники учреждений дополнительного образования, Попечительский Совет, Совет школы  - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, семейные праздники. В своей деятельности стараюсь использовать различные формы работы с родителями.

 Основные внутренние и внешние связи классного сообщества: ученики - учитель - родители - интересные люди - жители нашего села - другие учителя - другие классы.

 Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие образу выпускника начальной школы.  

 Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел. Но основным своим результатом я считаю повышающийся уровень воспитанности моих детей.

   Всегда веду работу по созданию сотрудничества и поддержки учащихся,  психоэмоционального климата, здоровьесберегающих факторов на уроке, в классе.

   Провожу внеклассную работу по предметам. В школе проводятся недели математики, русского языка, бурятского языка, олимпиады, различные конкурсы, турниры, КВНы по предметам. Мои ученики принимают активное участие в данных мероприятиях, занимают призовые места. Являюсь координатором в ОУ различных дистанционных олимпиад.

   Кроме того, провожу  целенаправленную работу с отстающими детьми по индивидуально составленной программе.

  В течение всей своей работы в школе делюсь своим опытом  с молодыми учителями, коллегами. Не раз давала открытые уроки, проводила «круглые столы» по обобщению и распространению своего опыта на школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов, открытые уроки и мастер-классы для учителей-предметников школы в связи с внедрением новых ФГОС.  (Приложение 8) 

        Постоянно работаю над совершенствованием своего педагогического мастерства. В данный момент работаю над методической темой «Актуальность ИКТ в жизни современного учителя».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: