План самообразования
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДОВАТЕЛЯ БИОЛОГИИ – Р.З. НУРУЛЛИНА
Тема самообразования:
«Развитие творческих способностей на уроках биологии»
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения - воспитания в среднем профессиональном образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «самообразование» целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и Т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его обучающихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Цели:
1. Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения биологии.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по биологии, внеклассную работу по предмету с учетом конкретных условий данного заведения;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся;
- формировать интерес обучающихся к биологии;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, проектной и других видов деятельности обучающихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования информационно-коммуникационных средств в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Этапы работы:
1 этап 2021-2022 годы…
2 этап 2022-2023 годы …
3 этап 2023 год …
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное Психолого-педагогическое Методическое ИКТ Охрана здоровья Интересы и хобби | 1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Биология». 2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по биологии и химии, концепциями обучения, их оценками. 3. Изучать новую литературу по биологии и химии и методике преподавания. 4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для преподователей биологии, организованных в Институте образования. 5. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни. 9.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. 11. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету. 12. Систематически просматривать спортивные телепередачи. 13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. |
1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. 3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для преподавателя. | |
1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - Биология и химия - Биология в школе 2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков естественно-математического цикла. 3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу. 4. Проводить мастер-классы для коллег по работе, преподавателей района. 5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов. 6. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания учащихся. 7. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы работы с обучающимися ( одаренными, мотивированными, слабо мотивированными ), контрольные тесты-упражнения, тренажеры). 8. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий. 9. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности. | |
1. Пройти курсы повышения квалификации для получения пользовательских навыков работы на компьютере. 2. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий. 3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс. | |
1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках биологии. 2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | |
Продолжать чтение педагогической и художественной литературы, выращивание комнатных растений. |
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподаваемого предмета.
2. Доклады и выступления.
3. Разработка дидактических материалов.
4. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
5. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
6. Организация работы предметных кружков и факультативов.
7. Работа на личном сайте.
8. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
9. Подаю личный пример обучающимся, участвуя на конкурсах и олимпиадах различных уровней.