Самообразование учителя

Ромаданова Мария Сергеевна

План самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2-многопрофильная им. Е.И. Куропаткина»

Индивидуальный план  самообразования

учителя английского языка

Ромадановой Марии Сергеевны

на 2023 – 2028 годы

2023 год

Тема: “Методы самостоятельной работы на уроках английского языка”

Цель:   Освоить новые формы и методы самостоятельной работы на уроках английского языка, способствующие развитию личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в изучаемой им иноязычной речевой деятельности и умеющей применить свои знания в нужный момент.

Задачи:

  • выявить особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка;
  • изучить опыт преподавателей, использующих в своей практике различные виды и формы самостоятельной работы учащихся;
  • разработать методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы на уроках английского языка.

Сроки реализации: 2023-2028гг

Источники самообразования: Интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Перспективный план

Направление работы

Учебный год

2023-2024

2024-2025

2025-2026

2026-2027

2027-2028

Аттестация

+

Курсы

+

+

Выступление на МО

+

+

+

Выступление на педсовете

+

+

+

+

Участие в предметной неделе

+

+

+

+

+

Участие в олимпиадах международного, всероссийского уровня, на школьном этапе ВОШ

+

+

+

+

+

Участие в областном проекте-конкурсе презентаций “Мой дом- моя земля”

+

+

+

+

+

 Подготовка к ОГЭ

+

+

+

+

+

Внеурочная  деятельность

+

+

+

+

+

Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники УМК серии «Английский язык» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, уяснить их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

4. Выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ

Систематически

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически

Методические

1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся на уроках английского языка

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения английского языка.

3. Принимать участие в работе школьного и районного МО учителей англ. языка.

4. Организовать работу со способными детьми и принимать участие в международных, всероссийских, региональных  конкурсах, олимпиадах.

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7.Проводить открытые уроки для коллег школы.

8. Выступать с докладами по своей методической теме самообразования.

  1. 9.Проводить контрольные работы по английскому языку.
  2. 10. Проводить ВОШ на школьном уровне
  3. 11. Готовить участников для ВОШ на муниципальном уровне
  4. 12. Пополнять методическую копилку на персональном сайте
  5. 13. Проводить промежуточную аттестацию

14. Разработать методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы на уроках английского языка.

Систематически

Систематически

Ежегодно

Систематически

Систематически

Периодически

Ежегодно

По плану МО

По КТП

Ежегодно

По результатам

Периодически

По плану

2028г

Информационно-технологические технологии

1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по английскому языку, педагогике и психологии.

Систематически

Систематически

Этапы проработки материала

Этапы

Содержание работы

Сроки

Деятельность

Диагностический

Изучение литературы по опыту и по проблеме обучения

2023-2024

1. Изучение литературы по данной методической теме.

2. Разработка методических рекомендаций для учащихся по этой теме

Прогностический

Составление системы приемов для ликвидации проблем.

2023-2024

1. Применение методических рекомендаций, разработанных для учащихся на уроках английского языка.

2. Анализ применения методических рекомендаций по изучаемой теме

3. Ликвидация проблем, возникших при применении методических рекомендаций по данной теме

Практический

1.Внедрение педагогического опыта.

2.Формирование методического комплекса.

3.Исправление работ.

2023-2024

1.Выступление на МО по данной теме

2.Открытые уроки на школьном  уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах.

Обобщающий

1.Выводить итоги.

2023-2024

1.Выступление по обмену опытом на МО по теме самообразования.

2.Оказание методической помощи ученикам

Внедренческий

Обобщение педагогического опыта.

2024-2025

1.Распространение педагогического опыта через свой персональный сайт “Образовательная социальная сеть”

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации

к изучению предмета;

  • повышение уровня организации самостоятельной работы учащимися

на уроках английского языка;

  • разработка рекомендаций учащихся по организации самостоятельной

работы на уроках английского языка;

  • разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по теме.




Предварительный просмотр:

 «Проблема формирования лексического запаса учащихся на уроках иностранного языка путем применения игровых технологий»

Современный подход к обучению иностранному языку обуславливает необходимость оперативной и одновременно очень качественной подготовки к функционированию его языковых средств. Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения языковыми средствами, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.
По выражению Л.В. Щербы, лексика – «это живая материя языка, она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния». Мы рассматриваем лексику как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть: 1) слова; 2) устойчивые словосочетания; 3) клишированные обороты (выражения).
Лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма, что определяет её место на каждом уроке иностранного языка, а формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими – это необходимый строительный материал, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, поэтому они составляют один из основных компонентов содержания обучения ИЯ.
Эффективность обучения лексике зависит от:
- личности педагога, от его профессиональных качеств, творчества, т.е. его умения интересно спланировать работу над лексическими единицами, результатом которой будет полное усвоение учащимися программного лексического минимума и прочное закрепление в их памяти активного словарного запаса на среднем и старшем этапах обучения.
- активного и пассивного словаря учащегося, который зависит от ряда экстралингвистических факторов: уровня начальной подготовки учащихся, их способностей и т.д.

При обучении лексике следует учитывать тот факт, что лексические единицы обладают своей спецификой:
1) Под формой слова понимается его звуковая оболочка, которая воспринимается на слух.
2) Под содержательной стороной слова понимают его значение.
3) Благодаря грамматическому оформлению, слово образует словоформы.
4) Благодаря способности к сочетаемости с другими словами, слово образует словосочетания.
Обучая лексике, мы обучаем языку, что является главной задачей методики преподавания иностранного языка.
Этапы работы над лексикой:
1)Этап презентации новых лексических единиц;
2)Этап семантизации (раскрытия значения новых лексических единиц);

3)Этап контроля понимания новых лексических единиц;
4) Этап заучивания и запоминания новых слов и выражений;
5) Этап тренировки использования новой лексики (в продуктивных видах речевой деятельности: письме и говорении) и ее восприятия (в рецептивных видах речевой деятельности: чтении и аудировании)

Приемы работы над лексикой

На этапе первичной тренировки лексических единиц требуется обеспечить:
- правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением;
- правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков;
- правильное и разнообразное комбинирование новых лексических единиц с другими, уже известными ученикам словами иностранного языка.
Решать эти задачи требуется раздельно для активного и пассивного минимума, поскольку требующиеся навыки и трудности их формирования различны для каждого из них. Лексику активного запаса следует вводить в устной форме в отдельных предложениях или в связном рассказе. Представление материала должно быть максимально ярким, можно связать их с той или иной жизненной ситуацией. Важно помнить, что первое восприятие имеет большое значение для запоминания, но не отменяет дальнейшую работу над материалом. После устного ввода учитель произносит новые слова, а ученики повторяют их хором и индивидуально, это требуется для первичного закрепления звуковой формы слова. Новые слова полезно записать, так как по наблюдениям психологов: из трех видов памяти – слуховой, зрительной и моторной – у детей чаще всего развиты два последних вида. Лексику пассивного запаса следует вводить также в устном рассказе (или в отдельных предложениях), но возможно и в виде отдельных лексических единиц, изолированных от контекста. Раскрытие значения и объяснение в данном случае объединены.
Большую роль при обучении лексике играет правильно подобранный учителем способ семантизации новых лексических единиц, раскрытия их значения. Самый популярный способ - это перевод на родной язык.
Основополагающими принципами для тренировки словарного запаса (согласно коммуникативному подходу в обучении иностранным языкам) являются: систематичность тренировки, ситуативность тренировочных упражнений и самостоятельность учащихся. Упражнения должны воспроизводить реальные ситуации общения, быть разнообразными, интересными для учащихся, должны развивать их языковые способности.
В своей работе я использую следующие упражнения:
1) составить словосочетания из данных разрозненных слов,
2) соотнести слова в колонках так, чтобы получились словосочетания,
3) заполнить пропуски в предложениях или закончить предложения,
4) подчеркнуть слова с противоположным значением,
5) подобрать слова с синонимичным и противоположным значением,
6) ответить на вопросы, употребляя данные слова,
7) назвать обобщающее слово для данной группы слов,
8) различные игровые упражнения,
9) описать слово, понятие, используя спайдер – грамму или кластер,

10) подобрать слова по теме
Роль лексической игры невозможно переоценить, они помогают сосредоточить внимание школьников на лексическом материале, расширяют словарный запас и позволяют отработать лексические единицы в ситуациях реального общения. Мои ученики любят кроссворды, чайнворды, «бинго».
Для лучшего запоминания слов можно пользоваться рифмовками, песнями, содержащими новые слова. Следует также мобилизовать специальные приемы запоминания слов, как-то: проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на какой-либо знакомый мотив. Такие приемы успешно используются преподавателями интенсивных методов.
Мои ученики ведут словарики, в которых они записывают слова, их транскрипции. Многие слова являются многозначными, мы часто записываем несколько наиболее употребительных значений слова, обязательно с примерами. Также я часто обращаю внимание учащихся на различное употребление или произношение какого либо слова в британском и американском варианте, это учащимся нравится особо и соответственно – лучше запоминается.

Применение информационно - коммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность процесса обучения лексике. Одновременное воздействие на слух и зрение учащегося повышает объем и качество усвоения лексического материала.
Существует ряд трудностей усвоения лексического материала, которые обусловлены:
- многозначностью лексических единиц
- широкой сочетаемостью лексических единиц
- способами словообразования
- отличием или несопоставимостью с родным языком и др. факторами
Для того, чтобы избежать этих трудностей необходимо организовать такое обучение, при котором работа над иноязычным словом обеспечивает создание мобильного словарного запаса, а также создание условий для предотвращения его забывания и адекватное использование его в речи.
Таким образом, работа над развитием лексического навыка на конкретном этапе зависит от того метода преподавания, который использует учитель на уроке иностранного языка. В соответствии с современным коммуникативным методом обучения иностранному языку новые лексические единицы должны вводиться, где это только возможно, в контекстах, приближенных к реальным ситуациям общения и соответствующих интересам данной возрастной группы учащихся.