Аналитические материалы

Кочерга Галина Николаевна

Отчеты о проделанной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы МО ЕМЦ за 1 полугодие 2012 – 2013 учебного года.

Деятельность методического объединения учителей естественно-математического цикла в 2012/2013 учебном году строилась в соответствие с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы – становление конкурентоспособного учителя в условиях модернизации школы.

Отсюда вытекает цель, стоящая перед учителями на этот учебный год:

непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции.

В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

  1. Повышение качества обучения через применение инновационных технологий.
  2. Совершенствование педагогического мастерства (профессиональной компетентности) учителей.
  3. Использование проектной и исследовательской деятельности.
  4.  Создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
  5. Совершенствование технологии подготовки и проведения личностно ориентированного урока по предметам естественно-математического  цикла.
  6. Использование здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе для сохранения физического здоровья учащихся.

     

МО состоит из 12 учителей, куда входят учителя математики, физики, информатики, биологии, химии, географии, ОБЖ и физической культуры. 67 % преподавателей имеют педагогический стаж более 20 лет.

Сказанное выше говорит о достаточно высоком профессиональном уровне учителей МО естественно-математического цикла. Однако устоявшаяся  педагогическая позиция учителей, имеющих большой стаж профессиональной деятельности, наличие собственной системы взглядов на образование, не всегда благоприятно сказываются на способностях педагогов к переосмыслению профессиональной деятельности в современных условиях. Данная проблема решается через организацию целенаправленной, систематической работы по повышению профессионального уровня педагогического состава.

Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:

  1. Прохождение плановой курсовой подготовки;
  2. Участие в семинарах конференциях различного уровня;
  3. Взаимопосещение уроков;
  4. Работа над индивидуальной методической темой;
  5. Обобщение опыта собственной педагогической деятельности;
  6. Изучение передового педагогического опыта.

В этом учебном году Хохлова А.П. прошла курсы повышения квалификации –«Информационно – компьютерный блок» в Хабаровском институте повышения квалификации, Михайлов А.Л. – сдал квалификационный экзамен по предмету информатика. Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства учителей, их ориентации на решение современных задач образования, что, в конечном счете, направленно на повышение качества образовательного процесса. Однако методическому объединению следует активизировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в деятельности РМО, конкурсах профессионального мастерства, что может служить основанием для выдвижения на награждение и материалом для составления портфолио

               За период 1 полугодия были проведены 2 заседания МО и 3 межсекционных заседаний:

Дата

Тема

заседания

1

Август,

2012 г

ЗАСЕДАНИЕ № 1

«Анализ и планирование методической работы»

  1. Анализ деятельности МО за 2011-2012 учебный год. Обсуждение и утверждение плана МО на 2012-2013 учебный год
  2. Итоги единого государственного экзамена за 2011-2012 учебный год.
  3. Рассмотрение рабочих программ по предметам. Знакомства с нормативными документами. Знакомство с инструкциями ТБ на уроках.
  4. Обеспечение учащихся  учебниками
  5. Учитель и его самообразование.
  6. Пути совершенствования преподавания математики в свете новых образовательных стандартов.

2

Сентябрь,

2012 г

Межсекционное заседание

  1. Проведение стартового контроля и анализа адаптации учеников 5-ого класса к системе обучения и требований в основной школе
  2. Организация и проведение повторения
  3.  Составление графика открытых уроков
  4. Организация взаимопосещения уроков.
  5. Развитие навыков самоконтроля на уроках математики.

3

Октябрь

2012 г

Межсекционное заседание

  1. Определение степени усвоения базовых знаний по результатам диагностических работ.
  2. Организация  школьного тура  олимпиад по предметам.
  3. Провести работу по выполнению единого орфографического режима в школе по предметам естественно- математического цикла. Проверка тетрадей учащихся.
  4. Инновационные приемы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока.

4

Ноябрь,

2012 г

ЗАСЕДАНИЕ № 2

«Творческие задания на уроках и во внеурочное время»

  1. Проверка журналов ТБ в кабинетах
  2. Организация и проведение школьных олимпиад. Подготовка учащихся к районному туру.
  3. Проведение контрольных работ, анализ результатов. Мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся по предметам ЕМЦ
  4. Организация работы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по предметам ЕМЦ.
  5. Доклад на тему «Творческие задания на уроках и во внеурочное время»
  6. Урок исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах
  7. Разное

5

Декабрь

2012 г

Межсекционное заседание

  1. Провести  промежуточный  контроль  знаний по предметам.
  2. Результаты взаимопосещения уроков.
  3. Методы мотивации на уроках математики.
  4. «Развитие логического мышления на уроках математики».
  5. «Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы её организации в школе».

Список выступлений на МО ЕМЦ за 1 полугодие 2012 – 2013 учебного года.

Ф.И.О. учителя

Название доклада

Протокол

Кочерга Г.Н.

1.Пути совершенствования преподавания математики в свете новых образовательных стандартов.

№ 1

2. Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы.

№ 2

3. Работа с тетрадью

№ 3

4 Эффективные технологии при подготовке к ЕГЭ.

№ 4

5 Творческие задания на уроках и во внеурочное время.

Творческие домашние задания

№ 4

6 Урок –исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах.

№ 4

7 Методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся

№ 5

8 Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы её организации.

№ 5

Ильюшко М.М

1.Развитие навыков самоконтроля при изучении математики.

№ 2

2 План работы с учащимися 10 класса по подготовке к ЕГЭ

№ 4

3 Творческие задания на уроках и во внеурочное время.

Творческие задания на составление задач.

№ 4

4 Развитие логического мышления учащихся на уроках математики

№ 5

Васюкович Н.А.

1.Инновационные приёмы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока.

№ 3

Полюхович Л.М.

1.Инновационные приёмы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока.

№ 3

Бутенко Т.Н.

1 Творческие задания на уроках и во внеурочное время.

Творческие задания – средства формирования творческих способностей учащихся.

№ 4

В течении 1 полугодия  учителя МО вносили  разного рода корректировку в календарно-тематическое планирование. По окончанию 1 полугодия  программный  материал  для учащихся был выдан, согласно календарно – тематического планирования.

Были осуществлены вводный, промежуточный и итоговый контроли  уровня усвоения программного  материала по математике. Проанализированы результаты итоговых контрольных работ за 2 четверть.

предмет        

класс        

количество «2»        

количество «3»        

количество «4»        

количество «5»        

качество знаний        

 процент успевае-

математика

5 А

2

5

8

3

61

89

математика

5 Б

4

10

3

5

42

79

математика

5 В

5

2

4

0

36

55

математика

6 А

2

14

7

0

30

91

математика

6 Б

7

10

1

0

6

61

алгебра

7 А

4

8

4

3

37

79

алгебра

7 Б

1

6

14

1

68

95

алгебра

7 В

3

8

4

0

27

80

алгебра

8 А

5

5

5

0

33

67

алгебра

8 Б

4

10

2

0

13

75

алгебра

8 В

6

7

7

2

41

73

алгебра

9 А

4

8

0

0

0

67

алгебра

9 Б

2

5

0

0

0

71

алгебра

9 В

1

12

9

0

41

95

алгебра

10

4

6

4

3

41

76

алгебра

11

5

12

0

0

0

71

Самый низкий процент успеваемости в 5 В классе, самое низкое качество знаний в 9 А, 9Б, 11 классах; самый высокий процент успеваемости и качества знаний в 9 В, 7 Б, 5 А классах. Учителям математики следует проводить дополнительные занятия со слабоуспевающими учениками, а также систематически проводить консультации по предмету для всех желающих.

Хотелось бы отметить и то, что пропуски уроков в таких классах как 9 А (из 20 человек работу писали 12), 9 Б (из 20 человек работу писали 7), влияют на успеваемость по предмету.

 Основной инструмент мониторинга знаний являлась унифицированная работа – контрольный срез в виде тестов. Уровень сложности заданий средний и низкий, так как выявлялось качество знаний по основным ключевым объектам, количество вариантов 2-4. Все классы одной параллели писали одну и туже контрольную работу. Оценки учащихся сводились в таблицу.

Всем учителям  необходимо продолжить работу по выявлению пробелов в знаниях учащихся, организовать дополнительные занятия во втором полугодии, больше внимания уделять повторению и закреплению основных алгоритмов знаний по предмету. Кроме того, стоит обратить внимание на развитие и укрепление интереса учащихся к изучению физики, информатики, математики.

 Атак же анализировались  результаты успеваемости и качества по четвертям и полугодиям

Ф.И.О.

Предмет

1 четверть

2 четверть

динамика

% усп

% кач

Ср балл

% усп

% кач

Ср балл

Кочерга Г.Н.

Математика

100

56

3,6

100

59

3,7

Повышение на 3%

Алгебра

99

37

3,3

100

42

3,5

Повышение на 5%

Геометрия

99

38

3,4

100

39

3,4

Повышение на 1%

Бутенко Т.Н.

Математика

100

39

3,4

100

40

3,5

Повышение на 1%

Алгебра

90

5

3,1

95

20

3,2

Повышение на 15%

Геометрия

90

5

3,1

95

18

3,2

Повышение на 13%

Ильюшко М.М

Математика

100

40

3,5

100

41

3,5

Повышение на 1%

Алгебра

100

20

3,2

100

32

3,3

Повышение на 12%

Геометрия

100

23

3,2

100

31

3,3

Повышение на 8%

Шрамко Л.Б.

Физика

99

36

3,4

99

31

3,4

Понижение на 5%

Михайлов А.Л.

Информатика

100

75

4

100

89

4,3

Повышение на 14%

Технология

100

96

4,3

Полюхович Л.М.

Биология

99

38

3,3

99

38

3,3

стабильно

Хохлова А.П.

Химия

99

50

3,6

99

43

3,5

Понижение на 7%

География

100

52

3,7

100

58

3,7

Повышение на 6%

Кириллова М.П.

Биология

100

62

3,9

Природоведение

100

86

4,3

Васюкович Н.А.

География

99

43

3,4

99

48

3,5

Повышение на 5%

Корень В.С.

ОБЖ

99

57

3,6

99

52

3,4

Понижение на 5%

Физическая культура

100

83

4,1

100

91

4,2

Повышение на 8%

Андросова Т.Н.

Физическая культура

98

64

3,6

98

75

3,6

Повышение на 11%

Ермолин Н.И.

Физическая культура

100

63

3,7

100

65

3,8

Повышение на 2%

Как видим из таблицы почти по всем предметам наблюдается повышение динамики обученности учащихся.

Это делалось с целью выяснения уровня усвоения учебных знаний ребятами, а также для выявления основных пробелов в знаниях школьников

        Но  в работе МО ЕМЦ выявлены недостатки  по работе со слабоуспевающими учениками во всех параллелях, не  удовлетворительный контроль за посещением  занятий этих учеников.

           С целью повышения активности участия педагогов в обсуждении вопросов методики преподавания математики учителя МО в свободное  от преподавании время посещали  уроки коллег:

-Кочерга Г.Н.. дан урок по теме «Решение квадратных уравнений», на уроке присутствовала Ильюшко М.М.

- Бутенко Т.Н. дан урок по теме «Определенный интеграл », на уроке присутствовала Кочерга Г.Н.

- Ильюшко М.М. дан урок по теме «« Свойства корней степени п », присутствовала Бутенко Т.Н.  

          К сожалению из-за сложного расписания уроков список посещённых уроков не велик, а также не всегда удавалось  собрать всех членов МО на заседания, но при этом проводилась индивидуальная работа со всеми членами МО.

          В рамках работы с одарёнными  детьми велась целенаправленная работа на подготовку и участие  учащихся в олимпиадах разного уровня и городских конкурсах.

    В системе работы школы – проведение олимпиад, способствующих выявлению одаренных детей. Учащиеся принимали участие в олимпиадах по математики, физики, биологии, химии, географии, ОБЖ.

Наибольшую активность учащиеся проявили по математике 47 человек.

Согласно приказа № 1477 от 8.11.12 УО администрации города Хабаровска «Об итогах  школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2012 – 2013 учебного года», на муниципальный этап Всероссийской олимпиады прошли три человека

  1. Кутовая Екатерина 8в класс – физика, учитель Шрамко Л.Б.
  2. Мякшина Дарья 8в класс – физика, учитель Шрамко Л.Б.
  3. Саяпин Алексей 10 класс – ОБЖ, учитель Корень В.С.

Однако следует отметить, что качество подготовки участников предметных олимпиад (особенно по математике) оставляет желать лучшего. Это можно объяснить тем, что система работы со способными и одаренными детьми находится еще в стадии становления. Недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней стадии одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимается во внимание уровень личностного развития школьников, их готовность к участию в подобного рода мероприятиях.

          Так же в рамках работы с одарёнными  детьми велась целенаправленная работа на подготовку и участие  учащихся в олимпиадах разного уровня и городских конкурсах:

  1. Михайлов А.Л. – городской конкурс «Россия начинается с востока»

                              Всероссийская олимпиада «КИТ» для учащихся 2 – 9  

                              классов.

  1. Ильюшко М.М.  – городской конкурс «Новогодняя открытка»
  2. Шрамко Л.Б. – интерактивная олимпиада  по физики 1 тур ( 9-15 декабря. Приняли участие
  1. 8 класс - Супрунов, Мякшина, Кутовая, Тютюник
  2. 9 класс  - Григорьева, Якимчук, Свиридов, Барбочкова, Кузнецов, Педаш, Романов, Широченко
  3. 10 класс – Саяпин.

Хотелось бы отметить, что учитель вовлекает в эту работу детей инвалидов.

      Продолжается традиция МО по привлечению учащихся  к проектно-исследовательской деятельности, а как итог года - участие школьников в  научно - практической конференции  «Шаг в науку».( учителя: Полюхович Л.М., Хохлова А.П., Кочерга Г.Н.).

В современном обществе остро стоит проблема низкого уровня физического развития учащихся и физического здоровья участников образовательного процесса. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным. На лицо нервное переутомление, которое хронически накапливаясь приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около 22 %. Преобладание статических нагрузок  способствует сокращению объема произвольной двигательной активности детей.

И поэтому хотелось бы отметить работу наших учителей физической культуры.

В 1 полугодии прошли: 1 четверть « Веселые старты», в которых приняли участие ученики с  1 по 11 класс ( не приняли участие 1 а класс и 7 в класс); 2 четверть игра «Пионербол», в которой принимали участие ученики с 4 по 9 класс. Учитель Андросова Т.Н.

Ребята 6 – 7 классов принимали участие в «Президентских спортивных играх». 1 этап, которых проводился в школе с сентября по декабрь, 2 этап – муниципальный с октября по январь. Учитель Ермолин Н.И.

С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока и повышения педагогического опыта, преподаватели МО ЕМЦ принимали участие в городских семинарах. 

Ф.И.О. учителя

Название мероприятия

1

Михайлов А.Л.

Ноябрь

Декабрь

ИКТ технологии в образовательном процессе

Школа будущего. Внедрение ФГОС в среднее звено школы.

2

Андросова Т.Н.

ноябрь

Воспитательная работа по физической культуре

3

Шрамко Л.Б.

декабрь

Современные интерактивные кабинеты физики и математики

4

Хохлова А.П.

Декабрь

Школа креативного мышления

5

Кочерга Г.Н.

Октябрь

Совершенствование методики обучения математике в конспекте новых изменений ГИА иЕГЭ.

6

Бутенко Т.Н.

Октябрь

Совершенствование методики обучения математике в конспекте новых изменений ГИА иЕГЭ.

Организация и обновление кабинетов математики

К сожалению  материально-техническая база МО  в этом году не пополнялась (за исключением проведения кабельного Интернета в кабинеты информатики и физики, математики и биологии).

  1. Оформлены демонстрационные стенды по ЕГЭ и ГИА.
  2. Уделяли внимание экономному и отвечающему эстетическим требованиям оформлению кабинетов.
  3. Осуществляли меры по технике безопасности и соблюдению норм школьной дисциплины

Однако недостаточная оснащенность кабинетов математики, физики, географии современными техническими средствами обучения не позволяет организовать учебный процесс на высоком современном уровне.

          Как показывает анализ работы МО, учителя МО  обладают высоким потенциалом по внедрению передовых  педагогических технологий. в связи с этим мы считаем целесообразным акцентировать внимание на интеграции совместной деятельности с другими МО школы и организовать работу творческих мастерских и творческих групп.

           Анализ уровня  владения компьютерной техникой и использование информационных технологий показывает, что в перспективе необходимо акцентировать внимание на использование слайд  лекций, созданных программных продуктов в процессе преподавания учебных дисциплин. необходим переход от единичного использования к созданию системы работы в этом направлении.

Обобщая, вышесказанное, следует отметить позитивные и негативные тенденции в работе МО.

Негативные тенденции

Позитивные тенденции

Причины тенденций

Необходимые мероприятия по корректировке тенденций

1Недостаточная активность и инициативность членов МО.

Нехватка времени из – за большой загруженности учителей. Профессиональная усталость.

Более четкое планирование и распределение нагрузки между членами МО. Вовлечение в работу МО новых членов. Применение личностно – ориентирован

ного подхода к распределению нагрузки в рамках МО.

2.Недостаточная мотивированность большей части учителей на внедрение в практику своей работы информационных технологий и проектного обучения, внедрение исследовательских методов обучения.

Низкая материальная база

Создание внутри МО творческие группы, внедряющих ту или иную технологию,

знакомство с особенностями использования современных технологий на заседаниях МО.

3.Недостаточно активная работа по обобщению передового опыта.

Организация инструктивно – методических совещаний по вопросам обобщения своей деятельности.

1. Возросший уровень мотивации у ряда учителей к овладению новыми технологиями в образовании и внедрение их в урочную деятельность  

Внедрение премиального фонда зарплаты.

2. Совершенство

вание системы профес-

сионального сотрудничества

Оформление портфолио учителя

3. Более серьезный подход к выбору и реализации тем самообразования

Возросший уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями.

Вывод:

  1. Признать работу МО ЕМЦ удовлетворительной. 
  2. В целях повышения качества знаний учащихся широко внедрять в учебно-воспитательный процесс современные технологии и методики обучения и воспитания;
  3. Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся через организацию работы предметных кружков, научных групп и индивидуальных занятий



Предварительный просмотр:

Результаты обученности  учащихся за первое полугодие.

Ф.И.О.

предмет

1 четверть

2 четверть

динамика

% усп

% кач

Ср балл

% усп

% кач

Ср балл

Кочерга Г.Н.

Математика

100

56

3,6

100

59

3,7

Повышение на 3%

Алгебра

99

37

3,3

100

42

3,5

Повышение на 5%

Геометрия

99

38

3,4

100

39

3,4

Повышение на 1%

Бутенко Т.Н.

Математика

100

39

3,4

100

40

3,5

Повышение на 1%

Алгебра

90

5

3,1

95

20

3,2

Повышение на 15%

Геометрия

90

5

3,1

95

18

3,2

Повышение на 13%

Ильюшко М.М

Математика

100

40

3,5

100

41

3,5

Повышение на 1%

Алгебра

100

20

3,2

100

32

3,3

Повышение на 12%

Геометрия

100

23

3,2

100

31

3,3

Повышение на 8%

Шрамко Л.Б.

Физика

99

36

3,4

99

31

3,4

Понижение на 5%

Михайлов А.Л.

Информатика

100

75

4

100

89

4,3

Повышение на 14%

Технология

100

96

4,3

Полюхович Л.М.

Биология

99

38

3,3

99

38

3,3

стабильно

Хохлова А.П.

Химия

99

50

3,6

99

43

3,5

Понижение на 7%

География

100

52

3,7

100

58

3,7

Повышение на 6%

Кириллова М.П.

Биология

100

62

3,9

Природоведение

100

86

4,3

Васюкович Н.А.

География

99

43

3,4

99

48

3,5

Повышение на 5%

Корень В.С.

ОБЖ

99

57

3,6

99

52

3,4

Понижение на 5%

Физическая культура

100

83

4,1

100

91

4,2

Повышение на 8%

Андросова Т.Н.

Физическая культура

98

64

3,6

98

75

3,6

Повышение на 11%

Ермолин Н.И.

Физическая культура

100

63

3,7

100

65

3,8

Повышение на 2%