Кружки,факультативы,предпрофильное обучение
"Рисуем на компьютере"-5,6 класс,учитель Лесик-Куприйчук Оксана Степановна
"Юный дизайнер"- 7,8 класс,учитель Лесик-Куприйчук Оксана Степановна
"Пользователь ПК"-8,9 класс ,учитель Лесик-Куприйчук Оксана Степановна
"Занимательная информатика",авторская программа,8СКК,9СКК,учитель Лесик-Куприйчук Оксана Степановна
"Берёзка"-5,6 классы,учитель Буренко Наталья Александровна
"Поделки из кожи"-6,7 классы,учитель Буренко Наталья Александровна
"Стрелов"-5-11 классы,учитель Смотрин Сергей Борисович
"Вышивание лентами"-5-8 классы,учитель Михалева Маина Фёдоровна
- МОУ СОШ№1 -участник комплексной образовательной программы «Школьный университет» ТУСУР г. Томск с 2007 года, участник международной экспериментальной площадки на базе Негосударственного образовательного учреждения «Открытый молодёжный университет» Актуальность программы подтверждается тем, что в настоящее время в связи с реформой образования большое внимание уделяется информатизации современного образования, способности современного учащегося адаптироваться в сложном и многообразном мире; комплексная образовательная программа «Школьный университет» как нельзя лучше отвечает современным учебным требованиям развития ребенка, а, следовательно, способствует формированию и развитию у учащихся учебных компетенций, в том числе информационных; все это позволяет применять свои знания на практике и значительно расширить рамки образовательного пространства. Структура и содержание программы соответствуют основным принципам концепции новых образовательных стандартов. Программа позволяет сформировать у школьников новую информационную культуру, стиль мышления и мировоззрения, возможность участия в образовательных средах, осуществить применение учителем новых инновационных образовательных технологий на практике; позволяет постоянно совершенствовать профессиональные навыки учителя; дает возможность профессионального роста и самовыражения учителя. В 2011 году школе присвоен статус базовой школы по формированию IT-компетентности школьников по программе «Открытый школьный университет» г. Томск.Учащиеся участвуют в сетевых проектах, дистанционных конкурсах и олимпиадах. За время работы школы по программе учащиеся получили: сертификат «Пользователь ПК»-18человек, сертификат «Юный дизайнер»-13 человек, сертификат «Компьютерный дизайн: web дизайнер»- 8 человек; сертификат «Flash-мастер»-9 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа 8-9 СКК "Занимательная информатика" | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№1 Усть-Кутского муниципального образования
Программа элективного курса по информатике
для 8-9 классов СКК восьмого вида
«Занимательная информатика»
Учитель информатики
МОУ СОШ№1
Лесик-Куприйчук О.С.
г. Усть-Кут,2009г.
Содержание
1.Пояснительная записка
- Аннотация стр.3
1.2. Место и роль курса в обучении стр.3-6
Цели и задачи курса стр.6
2.Содержательная часть
2.1 Тематическое планирование курса стр.6-10
3.Методическая часть
3.1 Формы организации учебного процесса стр.10-11
3.2 Состав учебно-методического комплекта стр.11
3.3 Требования к знаниям и умениям учащихся стр.11-12
3.4 Контроль знаний и умений стр.12
- Используемая литература стр. 12
Приложение№1. Разработки уроков-8 класс стр.13-16
Приложение№2. Разработки уроков- 9 класс стр.16-19
1.Пояснительная записка
- Аннотация.
Данный курс ориентирован на учащихся 8,9 классов СКК восьмого вида и направлен на развитие творческих способностей, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора учеников. В связи с началом стремительного роста популярности информационных технологий в середине 80-х гг. содержание школьного образования дополнилось комплексом новых знаний и умений, обеспечивающих так называемую «компьютерную грамотность». Смысл этого термина более или менее устоялся и предполагает, в частности, достаточный уровень подготовки школьников к использованию некоторого набора прикладных программ, список которых постоянно меняется в соответствии с требованиями времени. Применительно к специальной школе, цель уроков информатики более приближена к общеобразовательным и коррекционным задачам. Данный курс направлен на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Учащиеся должны овладеть основными умениями работы с текстовым редактором Word при создании документов, мастером презентаций PowerPoint и созданием простых слайдовых фильмов для представления информации. Курс рассчитан на учащихся 8 классов СКК восьмого вида в объёме 34 часов,9 классов СКК восьмого вида в объёме 34 часов.
1.2. Место и роль курса в обучении.
Школьная информатика имеет выраженный межпредметный характер, поэтому пользовательская содержательная линия информатики может и должна реализовываться на материале других учебных предметов. Информатика в коррекционном обучении, призвана систематически, постоянно сочетать и реализовывать обучающие, развивающие и коррекционные цели. Опыт применения информационных технологий в коррекционной педагогике показал что, компьютер при правильном и продуманном подходе к его использованию может предоставить педагогу неоценимые возможности в качестве эффективного средства решения ряда коррекционных, педагогических и даже организационных, технических задач. Вместе с тем на огромном рынке отечественной программной продукции, создаваемой для средней школы, практически полностью отсутствуют специальные программы для коррекционных школ. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или мало применимы для обучения детей с нарушениями развития. Состояние речи, как письменной, так и устной, у большинства учащихся ниже среднего уровня. При этом их словарный запас существенно различается. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. С помощью приложений WINDOWS можно создавать адаптированные учебные тексты, отвечающие возможностям той или иной категории учащихся. При этом учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся.
Одним из важнейших принципов в обучении детей коррекционного вида является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям коррекционного вида сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме доступной и понятной школьнику, важно дать не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности. Процесс обучения информатике выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования учащихся в классах СКК восьмого вида и специфика их познавательной деятельности (воспитания, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
- Преобладание наглядных средств преподнесение учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);
- Рациональное дозирование учебного материала;
- Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;
- Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся);
- Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.);
Большие и пока малоизученные возможности для успешного изучения предмета информатики (и других общеобразовательных предметов) в специальной школе содержат мультимедиа технологии в силу того, что они позволяют сочетать одновременно различные формы представления информации, а это, в свою очередь – позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохраненные анализаторы.
Учащиеся классов коррекционного вида обнаруживают способность к усвоению несложных примеров работы на компьютере и переносу этих примеров на аналогичные ситуации.
Неоценимые методические возможности в плане обеспечения коррекционного обучения имеет программа Microsoft PowerPoint, овладеть которой может практически каждый пользователь. Кроме того, она входит в школьную программу по информатике и ученики сами могут использовать ее в своей учебной и внеучебной работе.
Microsoft PowerPoint относится к классу так называемых мультимедиа технологий в силу того, что позволяет сочетать одновременно возможности текстового и графического редакторов, анимацию (движение объектов), звук и видео. Сейчас эта программа широко используется в рекламе, при проведении презентаций и конференций. Применительно к условиям коррекционного обучения, столь богатый арсенал средств представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохраненные анализаторы.
Таким образом, изложение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей, учитывая необходимость многократного повторения, возраста к перыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости. Microsoft PowerPoint изучается в классах СКК восьмого вида в соответствии с программой курса информатике. При этом используются различные учебники для массовой школы, ни один из которых не соответствует ни возможностям учащихся с нарушениями развития, ни целям уроков информатики в специальной школе. Поэтому при изложении учебного материала учитель информатики вынужден создавать адаптированные тексты. Возможности Microsoft PowerPoint позволяют иллюстрировать объяснительный материал; при этом пользователь располагает обширной библиотекой готовых иллюстраций. Во многих случаях иллюстрации помогают снять трудности работы учителя по развитию речи учащихся, связанные с различиями в содержании их словарного запаса. Особенно эффективно использование анимации для демонстрации понятий, связанных с движением и пространственной ориентировкой. Среди многих преимуществ компьютерных средств, одни из наиболее значимых для коррекционного обучения, является именно динамичность предоставляемой ими наглядности (плакаты, макеты, рисунки, предметы) были статичными и не раскрывали полностью смысл терминов, связанных с движением, с временными характеристиками (навстречу, в одном направлении, в противоположных направлениях, быстрее, одновременно, встретились, догнал и т.д.).
Возможность совмещения текста и графики в Microsoft PowerPoint позволяет учителю предлагать детям задания по созданию и иллюстрированию текстов. Целью таких заданий является развитие всех мысленных операций (в частности, обобщения и классификации), обеспечение продуктивной творческой деятельности учащихся, формирование у них письменной речи (в частности, ее смысловой стороны и причинно-следственных связей), развитие воображения и эстетической сферы. Учащиеся создают последовательность слайдов, на которых размещают отдельные фрагменты текста. Затем к каждому фрагменту подбирается картинка из библиотеки готовых рисунков и добавляется эффект анимации.
Библиотека содержит очень большое количество рисунков, поэтому простой перебор практически невозможен. На одном слайде часто приходится совмещать несколько рисунков, соответственно менять их размер и создавать из них композицию. Программа Microsoft PowerPoint может быть одновременно и объектом изучения и средством обучения и коррекции нарушенных сфер познавательной деятельности учащихся. Тексты слайдов представлены короткими простыми предложениями, содержащими небольшое количество незнакомых учащимся слов. Цветовое решение слайдов предусматривает (помимо внешней привлекательности) смысловое выделение наиболее значимых частей текста (в данном случае – новых терминов). Новые слова сразу же закрепляются с помощью специальных вопросов. Образцы ответов на вопросы появляются на экране после ответов учащихся. Таким образом, во – первых, обеспечивается оперативная обратная связь, важность которой для эффективного обучения известна и неоспорима, а, во – вторых, учащиеся получают возможность проверить себя и закрепить новый материал. Результаты выполнения проверочных работ по текстовому редактору WORD показали заметную положительную динамику по уровню сформированности проверяемых знаний и умений.
1.3 Цели и задачи курса.
Цель курса - научить учащихся элементарным приёмам работы с компьютером.
Задачи курса - заинтересовать учащихся предметом информатика, получение и развитие теоретических знаний и практических навыков в области применения компьютера, развитие воображения и логического мышления, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения; привитие трудолюбия усидчивости, коммуникабельности.
2. Содержательная часть
2.1 Тематическое планирование курса
8 класс
Компьютер(7).Техника безопасности и организация рабочего места. Введение. Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Ввод информации в память компьютера. Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода букв. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов.
Операционная система(5).Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Основные элементы окна. Управление компьютером с помощью меню. Выполнение простых вычислений с помощью программы калькулятор. Выполнение простых вычислений с помощью программы калькулятор.
Файлы и папки(2).Файлы и папки. Работа с файлами и папками.
Человек и информация (2). Информация, действия с информацией. Формы представления информации. Наглядные формы представления информации.
Компьютер для начинающих(18.)Текст как форма представления информации. Ввод текста. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Редактирование текста. Форматирование текста. Создаем надписи. Списки. Нумерованные и маркированные списки. Табличная форма представления информации. Диаграммы. Построение простых диаграмм. Рисуем в WORD.Графический редактор Paint.Инструменты графического редактора Paint.Рисуем графические примитивы. Практическая работа «Рисуем открытку ко дню рождения».
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Компьютер | Техника безопасности и организация рабочего места. Введение | 1 |
2 | Информация и информатика | 1 | |
3 | Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. | 1 | |
4 | Ввод информации в память компьютера. | 1 | |
5 | Знакомство с клавиатурой. Основная позиция пальцев на клавиатуре | 1 | |
6 | Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода букв | 1 | |
7 | Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов | 1 | |
8 | Операционная система | Рабочий стол. Практическая работа «Управление компьютером с помощью мыши» | 1 |
9 | Главное меню. Запуск программ. | 1 | |
10 | Запуск программ. Основные элементы окна. | 1 | |
11 | Практическая работа «Управление компьютером с помощью меню.» | 1 | |
12 | Выполнение простых вычислений с помощью программы калькулятор. Практическая работа «Выполнение простых вычислений с помощью программы Калькулятор» | 1 | |
13 | Файлы и папки | Файлы и папки | 1 |
14 | Практическая работа «Работа с файлами и папками» | 1 | |
15 | Человек и информация | Информация, действия с информацией. | 1 |
16 | Формы представления информации. Наглядные формы представления информации. | 1 | |
17 | Компьютер для начинающих | Текст как форма представления информации. Практическая работа «Знакомство с текстовым процессором Ms.Word» | 1 |
18 | Основные объекты текстового документа. Практическая работа «ввод текста» | 1 | |
19 | Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Практическая работа «Ввод текста» | 1 | |
20 | Редактирование текста. Практическая работа «Редактирование фрагментов текста» | 1 | |
21 | Форматирование текста. Практическая работа «Форматирование текста» | 1 | |
22 | Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. | 1 | |
23 | Списки. Практическая работа «нумерованные и маркированные списки» | 1 | |
24 | Табличная форма представления информации. Практическая работа «Создаём таблицы»(1) | 1 | |
25 | Табличная форма представления информации. Практическая работа «Создаём таблицы» (2) | 1 | |
27-26 | Практическая работа «Размещаем текст и графику в таблице» | 2 | |
28 | Рисуем в WORD.Практическая работа. | 1 | |
29 | Графический редактор Paint. | 1 | |
30 | Инструменты графического редактора Paint. | 1 | |
31 | Практическая работа «Рисуем графические примитивы в графическом редакторе Paint» | 1 | |
32 | Практическая работа «Рисуем открытку к Дню рождения» | 1 | |
34 | Резерв времени | 1 |
9 класс
Компьютер(7).Техника безопасности и организации рабочего места. Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Ввод информации в память компьютера. Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода букв.
Операционная система(5).Рабочий стол. Главное меню. Запуск программ. Основные элементы окна. Управление компьютером с помощью мыши. Управление компьютером с помощью меню. Выполнение простых вычислений с помощью программы калькулятор.
Файлы и папки (2).Файлы и папки. Работа с файлами и папками.
Человек и информация(2). Информация, действия с информацией. Формы представления информации.
Компьютер для начинающих.(18) Текст как форма представления информации. Знакомство с текстовым процессором WORD.Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Редактирорвание текста. Форматирование текста. Списки. Нумерованные и маркированные списки. Табличная форма представления информации. Диаграммы. Рисуем в WORD.Графический редактор Paint.Компьютерные презентации. Дизайн презентации. Шаблоны презентаций. Использование анимации. Смена слайдов. Настройка переходов слайдов.
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Компьютер | Техника безопасности и организация рабочего места. Введение | 1 |
2 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. | 1 | |
3 | Устройство компьютера | 1 | |
4 | Устройства ввода-вывода информации | 1 | |
5 | Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода букв. | 1 | |
6 | Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. | 1 | |
7 | Операционная система | Рабочий стол. Главное меню. | 1 |
8 | Запуск программ. Основные элементы окна. | 1 | |
9 | Файлы и папки | Файлы и папки. | 1 |
10 | Практическая работа «Работа с файлами и папками» | 1 | |
11 | Человек и информация | Формы представления информации. Наглядные формы представления информации. | 1 |
12 | Компьютер для начинающих | Текст как форма представления информации. Практическая работа «Знакомство с текстовым процессором WORD» | 1 |
13 | Основные объекты текстового документа. Практическая работа «Ввод текста» | 1 | |
14 | Редактирование текста. Практическая работа «Редактирование фрагментов текста» | 1 | |
15 | Форматирование текста. Практическая работа «Форматирование текста» | 1 | |
16 | Практическая работа «Таблицы. Размещение текста и графики» | 1 | |
17 | Практическая работа «Таблицы. Построение диаграмм» | 1 | |
18 | Графические возможности текстового процессора Ms.WORD | 1 | |
19 | Практическая работа «Визитка» | 1 | |
20 | Практическая работа в Ms.Word «Создание рисунка по образцу» | 1 | |
21 | Компьютерные презентации. Основные объекты презентации. | 1 | |
22 | Компьютерные презентации. Макеты слайдов. | 1 | |
23 | Компьютерные презентации. Дизайн презентации. Практическая работа «Дизайн презентации» | 1 | |
24 | Использование анимации. Практическая работа «Использование анимации в мультимедийных презентациях» | 1 | |
25-26 | Смена слайдрв, настройка перехода слайдов. Практическая работа Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах» | 2 | |
27 | Анимация «Подводный мир» | 1 | |
28-29 | Разработка презентации «Зоопарк» | 2 | |
30 | Демонстрация презентаций. | 1 | |
32 | Практическая презентация «Времена года» | 1 | |
33-34 | Резерв времени | 2 |
3.Методическая часть
3.1 Формы организации учебного процесса.
Курс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
-урочная форма, в которой учитель объясняет материал и консультирует в процессе выполнения учащимися практических заданий;
-внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков могут самостоятельно выполнять задания на компьютере.
Единицей учебного процесса является урок. Каждый урок включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая и практическая часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
3.2 Состав учебно-методического комплекта.
Программ курса обеспечивается:
- Курсом лекций по основам информатики, составленных учителем;
- Пакетом программ MS Office;
- Практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках;
- Комплектом заданий по практической части курса; (учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения)
- Комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами;
- Комплектом заданий разного уровня сложности, что позволяет выстроить индивидуальную траекторию учащегося;
В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуется:
- Учебник для 7, 8, 9 классов по информатике Н. Д. Угринович, Москва, Бином.
Лаборатория знаний 2008 год.
3.3 Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- требования безопасности труда на рабочем месте;
- правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
- устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними;
- понятия: информация, сообщения, источник/приёмник информации, текст, символ, компьютер, презентация, модель, программа, пользователь;
- виды программных продуктов для организации работы на компьютере;
- понятие текста его основных элементов и их характеристики;
- правила создания, редактирования, форматирование простых текстов;
- правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессов;
- назначение и основные возможности текстового процессора;
- назначение и возможности графического редактора Paint;
- правила создания простых презентаций и умения с ними работать;
- понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
- способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
- действия, выполняемые над папками и файлами, алгоритмы этих действий;
- характеристики файлов;
- приемы работы со стандартными программами;
Учащиеся должны уметь:
- запускать текстовый редактор;
- открывать, создавать и сохранять документ в файле;
- форматировать текст;
- выделять фрагменты и выполнять действия над ними;
- копировать, вырезать в буфер и вставлять из буфера;
- создавать таблицы;
- создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
- вставлять в документ графические изображения и применять обтекание их текстом;
- создавать списки разных типов;
- настраивать параметры страницы;
- создавать, сохранять и открывать презентацию;
- вставлять, дублировать и удалять слайды;
- вводить текст на слайд, форматировать и редактировать его;
- вставлять и редактировать графические объекты;
- уметь работать со стандартными программами;
3.4 Контроль знаний и умений
Текущий контроль усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий разного уровня сложности, исходя из возможностей каждого учащегося, что позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Итоговый контроль осуществляется в форме итоговой практической контрольной работы.
3.5 Литература
- УгриновичН.Д., Информатика, Учебник для 7-9 классов, - Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008
- Угринович Н.Д. программа по информатике к комплекту учебников по информатике 7-11 класс, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний,2008г
- СемакинИ.Г.,ШеинаТ.Ю.Преподавание курса информатики в средней школе, Москва, АСТ-ПРЕСС, Информком-Пресс,2006
- СимоновичС.В.,Компьютер в вашей школе, Москва, АСТ-ПРЕСС, Информком-Пресс,2006
- СимоновичС.В.,ЕвсеевГ.А.,Занимательный компьютер, книга для детей, учителей, родителей, Москва, БИНОМ,2006
Приложение№1. Разработки уроков-8 класс.
Урок№2 Тема урока: Информация и информатика.
Вид урока: Урок изучения нового материала.
Тип урока: комбинированный с применением мультимедиа.
Цели урока:
- Обучающая: помочь учащимся усвоить понятие информация, иметь представление об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек, уметь определять виды и свойства информации.
- Развивающая: развитие логического мышления и пространственного воображения.
- Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, бережное отношение к технике.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечение продуктивной деятельности учащихся
Воспитательные: вовлечение в активную деятельность; формирование гуманных качеств личности учащихся;
Развивающие: развитие воображения; развитие творческих способностей.
ЗУН: уметь приводить примеры об информации в живой и неживой природе, о видах информации и свойствах информации, с которой соприкасается человек, уметь определять виды и свойства информации, понимать, что человек воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств, приводить примеры сведений, получаемых с помощью различных органов чувств.
Необходимое оборудование и материалы: презентация урока, раздаточный материал; проектор, компьютер, экран
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Обьяснение хода урока
2.Актуализация знаний:
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «Информатика».Давайте вспомним, что это за наука, что она изучает. И что такое компьютер?
(Ответы учащихся)
То есть мы учимся работать с информацией с помощью компьютера. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что такое информация.
3.Объяснение нового материала: Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов и всю эту информацию доносят до сознания человека органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. (ПрезентацияСЛ№1)С их помощью человек формирует свое представление о предмете. Как называется информация, которая воспринимается с помощью органов слуха? (Звуковая)
Что можно воспринять с помощью органов слуха? (Речь, пение, игру на музыкальных инчструментах, звуки)
Как называется информация, которая позволяет различать цвет, размер и форму предмета? (Зрительная)
Какими видами информации пользуется слепой человек? (Тактильная, вкусовая, звуковая, обонятельная)
Что можно определить с помощью кожи? (Что предмет тёплый, холодный, гладкий, плоский и пр.)
Какую информацию можно получить с помощью языка? (что предмет кислый, сладкий, солёный и пр.) Как называется такой вид информации? (Вкусовая)
Какую информацию мы получаем с помощью носа? (Обонятельную)
(Презентация СЛ№2-3).
Глазами люди воспринимают зрительную информацию
Органы слуха доставляют информацию в виде звуков
Органы обоняния позволяют ощущать запахи
Органы вкуса несут информацию о вкусе еды.
Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9%-посредством органов слуха и только 1% при помощи других органов чувств.
Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задать себе вопросы: понятная, полезная, важная (актуальная) или наоборот бесполезная информация для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Вы постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, развитие общества.
Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее, чтобы она стала понятной и другим, представляя её в другой форме. Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, поэт может воплотить в виде стихотворения. Хореограф выразить свои чувства танцем, а художник в картине. Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова в свою очередь, состоят из букв. Это – алфавитное представление информации. ( Презентация СЛ№4).Форма представления информации может быть тоже различной: в письменном виде, символьном в виде текста, чисел, различнызх символов, табличнгой форме, в виде жестов и сигналов (светофор), устным словесным разговором. Форма представления информации очень важна при её передаче. В разные времена люди передавали информацию в различной форме помощью: речи, дыма, звона колоколов. В наше время : с помощью телефона, интернета, писем. Выводы: человек,природа,животные,растения,технические устройства могут быть источниками информации о себе или о чем-то. человек может воспринимать лили не воспринимать сообщение от источников информации. Вкус, цвет, запах, ощущения тепла или холода позволяют человеку получать информацию о предмете, о явлении природы, ориентироваться в окружающем мире, понимать, обучаться, играть,выполнять задания.
Задание: Приведите пример, когда человек для точного определения предмета использует несколько органов чувств. (например пластмассовое яблоко)
4.Компьютерный практикум. Работа с программой «Клавиатурный тренажёр» в режиме ввода букв.
5.Подведение итогов. Весь урок мы работали с вами с информацией: повторяли, думали, отвечали на вопросы, приводили примеры. Во время выполнения заданий мы воспринимали информацию. Какую? (звуковую, зрительную, осмысливали ее). Мы воспринимали и тактильную информацию, работая с мышью, нажимая на клавиши. А также мы с вами узнали, что вкус, цвет, запах, ощущение тепла или холода позволяют человеку получать информацию о предметах.
6.Д/З. Написать в рабочей тетради новые слова. Знать виды информации, уметь приводить примеры. Знать источники информации, какие бывают источники информации.
Урок№3 Тема урока: Как устроен компьютер. Что умеет компьютер.
Вид урока: Урок изучения нового материала
Тип урока: комбинированный с применением мультимедиа.
Цели урока:
- Обучающая: представить учащимся компьютер как инструмент для работы с информацией; познакомить учащихся в общих чертах с назначением и основными функциями компьютера.
- Развивающая: развитие пространственного воображения.
- Воспитательная: воспитание ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к технике.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечение продуктивной деятельности учащихся, формирование навыков описания, сравнения.
Воспитательные: вовлечение в активную деятельность; формирование гуманных качеств личности учащихся;
Развивающие: развитие воображения; наблюдательности, самостоятельности, развитие творческих способностей.
ЗУН: понимать, что компьютер может использоваться для хранения, обработки и передачи информации на большие расстояния;
Необходимое оборудование и материалы: презентация урока, раздаточный материал; проектор, компьютер, экран
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Обьяснение хода урока
2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Словарная работа: Презентация Сл.№1 Продолжи предложение:
Звуковая информация воспринимается человеком с помощью…….(органов слуха, ушей)
Такая информация позволяет человеку услышать пение,….,……. на музыкальных инструментах.(речь, игру)
С помощью …. человек различает размер, форму и …… предмета.(Глаз, цвет)
Человек воспринимает звуковую, вкусовую,…,тактильную и …. информацию.(зрительную, обонятельную)
3.Объяснение нового материала. Презентация Сл№2-5.С давних времён люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усливающие возможности человека. Компьютер был изобретён в середине 20 века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека ,т.. е для работы с информацией. Из истории науки и техники известно, что идеи многих изобретений человек подглядел в природе. А с кого списали компьютер? С самого себя, только человек постарался передать компьютеру не свои физические возможности, а свои интеллектуальные способности, т. е возможность работать с информацией. Имеются четыре основных компонента информационной функции и человека:
- Прием (ввод) информации
- Запоминание информации (память)
- Процесс мышления (обработка информации )
- Передача (вывод) информации
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека: устройства ввода, память, устройство обработки (процессор), устройства вывода информации. Схема устройства компьютера была предложена впервые в 1946 году американским учёным Джоном фон Нейманом, он сформулировал основные принципы работы ЭВМ, которые сохранились и в современных компьютерах.
Но нельзя отождествлять «ум компьютера» с умом человека, важное отличие в том, что работа компьютера строго подчинена программе заложенной в него, а человек сам управляет своими действиями. При решении задачи по математике вы, используете данные, производите над ними необходимые арифметические действия-этот процесс называется обработкой информации. При чтении текста вы производите обработку текстовой информации. В чём она заключается, втом, что вы выделяете главные мысли, запоминаете слова, придумываете ответ или план ответа. Во всех приведённых случаях работу осуществляет ваш мозг.
Для работы с информацией у человека есть помощники, напримерт – компьютер. Часто компьютер называют инструментом для работы с информацией. Где вы ещё встречались с понятием инструмент? (музыкальный, столярный, хирургический, швейный и др.) Любые инструменты, являются помощниками человека, он их использует, чтобы проще и лучше выполнить какую-нибудь работу. Компьютер отличается от других инструментов обработки информации (калькулятора, телефона, фотоаппарата) тем, что его можно использовать вместо калькулятора, фотоаппарата, пишущей машинки. Компьютер может хранить очень большой объём информации, передавать её на большие расстояния. Таким образом, компьютер выполняет все виды работы с информацией: хранит, обрабатывает, участвует при передаче информации. Вы уже обратили внимание, что компьютер может работать с разной информацией: текстовой, графической, звуковой и числовой. А как вы думаете с какими видами информации компьютер не может работать? (вкусовой, обонятельной, тактильной)
4.Компьютерный практикум. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов.
5.Д/З.Знать схему устройства ПК, назначение компьютера, виды работы с информацией на компьютере.
6.Подведениеи итогов. На уроке мы узнали с кого изобретатели «списали» компьютер, сходство и отличие человека и компьютера. Что компьютер - инструмент для работы с разными видами информации: звуковой, текстовой, графической, числовой. Компьютер может обрабатывать информацию, хранить и предавать на большие расстояния. Информация вводится в компьютер через клавиатуру.
Приложение№2. Разработки уроков- 9 класс.
Урок№2: Компьютер - универсальная машина для работы с информацией
Вид урока: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный с применением мультимедиа
- Обучающая: иметь представление о различных видах и свойствах информации, знать определения: информация, информатика, компьютер; уметь определять виды и свойства информации.
- Развивающая: развитие логического мышления и пространственного воображения.
- Воспитательная: воспитание ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к технике.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечение продуктивной деятельности учащихся
Воспитательные: вовлечение в активную деятельность; формирование гуманных качеств личности учащихся;
Развивающие: развитие воображения; развитие творческих способностей.
ЗУН: уметь приводить примеры об информации в живой и неживой природе, о видах информации и свойствах информации, с которой соприкасается человек, уметь определять виды и свойства информации.
Необходимое оборудование и материалы: презентация урока, раздаточный материал; проектор, компьютер, экран
1.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Обьяснение хода урока
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. Презентация СЛ.№1-2
Словарная работа: Что изучает наука информатика? Какие виды информации вы знаете? По какому признаку можно разделить информацию на такие виды,:звуковая, зрительная, вкусовая?(по органам чувств).Что мы называем приёмником информации? Что такое источник информации?
3. Объяснение нового материала. Презентация СЛ.№3-8
Информацию вы получаете из разных источников: когда читаете,слушаете,смотрите телепередачу или разглядываете картину, дотрагиваетесь до предмета или пробуете какую-нибудь еду. Информация несёт человеку знания об окружающем мире. В наши дни человечество накопило огромное количество информации. От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит его способность к познанию окружающего мира. Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность её хранить не только в памяти человека. В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец был изобретён типографский станок и появились книги. Сегодня мы используем для хранения информации бумагу,фото-и кинопленку, магнитные и оптические диски,компьютер. С развитием коммуникационных технологий и мобильной связи всё большее количество людей осуществляет свою производственную деятельность дистанционно, т.е. через интернет. С давних времён люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усливающие возможности человека. Компьютер был изобретён в середине 20 века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека ,т.. е для работы с информацией. Из истории науки и техники известно, что идеи многих изобретений человек подглядел в природе. А с кого списали компьютер? С самого себя, только человек постарался передать компьютеру не свои физические возможности, а свои интеллектуальные способности, т.е возможность работать с информацией
Имеются четыре основных компонента информационной функции и человека:
- Прием (ввод) информации
- Запоминание информации (память)
- Процесс мышления (обработка информации)
- Передача (вывод) информации
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека: устройства ввода, память, устройство обработки (процессор), устройства вывода информации. Схема устройства компьютера была предложена впервые в 1946 году американским учёным Джоном фон Нейманом, он сформулировал основные принципы работы ЭВМ, которые сохранились и в современных компьютерах.
Но нельзя отождествлять «ум компьютера» с умом человека, важное отличие в том, что работа компьютера строго подчинена программе заложенной в него, а человек сам управляет своими действиями. При решении задачи по математике вы, используете данные, производите над ними необходимые арифметические действия-этот процесс называется обработкой информации. При чтении текста вы производите обработку текстовой информации. В чём она заключается, втом, что вы выделяете главные мысли, запоминаете слова, придумываете ответ или план ответа. Во всех приведённых случаях работу осуществляет ваш мозг.
Для работы с информацией у человека есть помощники, например – компьютер. Часто компьютер называют инструментом для работы с информацией. Где вы ещё встречались с понятием инструмент? (музыкальный, столярный, хирургический, швейный и др.) Любые инструменты, являются помощниками человека, он их использует, чтобы проще и лучше выполнить какую-нибудь работу. Компьютер отличается от других инструментов обработки информации (калькулятора, телефона, фотоаппарата) тем, что его можно использовать вместо калькулятора, фотоаппарата, пишущей машинки. Компьютер может хранить очень большой объём информации, передавать её на большие расстояния. Таким образом, компьютер выполняет все виды работы с информацией: хранит, обрабатывает, участвует при передаче информации. Вы уже обратили внимание, что компьютер может работать с разной информацией: текстовой, графической, звуковой и числовой. А как вы думаете, с какими видами информации компьютер не может работать? (вкусовой, обонятельной, тактильной)
4.Компьютерный практикум. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов.
5.Д/З.Знать схему устройства ПК, назначение компьютера, виды работы с информацией на компьютере.
6.Подведениеи итогов. На уроке мы узнали с кого изобретатели «списали» компьютер, сходство и отличие человека и компьютера. Что компьютер - инструмент для работы с разными видами информации: звуковой, текстовой, графической, числовой. Компьютер может обрабатывать информацию, хранить и предавать на большие расстояния. Информация вводится в компьютер через клавиатуру.
Урок№3: Устройство компьютера.
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный с применением мультимедиа
- Обучающая: иметь представление об устройстве компьютера, знать определения: компьютер, системный блок,клавиатура,мышь,монитор;
- Развивающая: развитие логического мышления и пространственного воображения.
- Воспитательная: воспитание ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к технике.
Задачи урока:
Образовательные: знать основные части компьютера, основные части системного блока, уметь распознавать различные виды носителей информации.
Воспитательные: вовлечение в активную деятельность; формирование гуманных качеств личности учащихся;
Развивающие: развитие воображения; развитие творческих способностей.
ЗУН: уметь приводить примеры основных частей компьютера, уметь приводить примеры носителей информации.
Необходимое оборудование и материалы: презентация урока, раздаточный материал; проектор, компьютер, экран
1.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. Презентация СЛ.№1
Словарная работа: Какие действия с информацией вы знаете? Каковы основные сходства и различия между компьютером и человеком? С какими видами информации работает компьютер? Для чего нужен компьютер человеку?
3. Объяснение нового материала. Презентация СЛ.№2-6
По своему назначению компьютер-это универсальное техническое средство для работы с информацией. По принципам своего устройства компьютер-это модель человека, работающего с информацией. Вспомним схему, которую мы с вами зарисовали на прошлом уроке. Итак, компьютер представляет собой совокупность устройств и программ, управляющих работой компьютера. Аппаратное обеспечение-система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод,хранение,обработку и вывод информации. программное обеспечение-совокупность программ, хранящихся на компьютере.
Аппаратное обеспечение ПК: монитор, системный блок, мышь, клавиатура, колонки, принтер, сканер. (И другие). Системный блок - основной блок компьютера, включающий в себя прочессор, память, накопители на жестких и гибких дисках, блок питания и др.
Процессор предназначен для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера. Память компьютера служит для хранения данных. Существует два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства, их реализующие, называются ОЗУ – оперативное запоминающее устройство и ПЗУ - постоянное запоминающее устройство. В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются при выключении компьютера. Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. Магнитные диски бывают жёсткие и гибкие. Жесткие диски большой ёмкости встроены внутрь системного блока .В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков-дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока. Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера. Монитор-устройство вывода информации на экран
Дополнительные устройства:
Принтер - для вывода информации на бумагу
Мышь - для управления компьютером
Колонки - для вывода звуковой информации
Дисковод CD-ROM- для чтения данных с дисков
Сканер - для ввода графической информации.
4.Компьютерный практикум. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов.
5.Д/З. Знать схему устройства ПК, аппаратное обеспечение ПК, назначение клавиатуры, мыши, монитора, системного блока, колонок, принтера, сканера.
6.Подведениеи итогов. В аппаратном обеспечении компьютера различают устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации. Устройства ввода информации: клавиатура, мышь, сканер, микрофон. Устройство обработки информации-процессор. Устройства хранения информации-оперативная память, дискеты, жёсткие диски. Устройсва вывода информации-монитор, принтер, колонки.
Устройства ввода
Устройства вывода
Внутренняя память
Внешняя память
процессор
Устройства ввода
Устройства вывода
Внутренняя память
Внешняя память
процессор