Методическая разработка открытого урока к конкурсу "Учитель года -2021"
Разработка открытого урока и самоанализ урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_po_fizike.docx | 931.04 КБ |
samoanaliz_otkrytogo_uroka_po_fizike.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Суг-Бажы Каа-Хемского района Республики Тыва
Технологическая карта урока
по физике в 8 классе на тему
«Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел»
Составил: учитель физики
Салчак А.Д.
2021
Технологическая карта урока
Предмет Физика 8 класс
Тема урока: «Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел»
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Цели урока: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации понятий электризация тел, два рода зарядов, взаимодействие заряженных тел; выявление теоретических основ электризации тел и построение обобщённых понятий.
Задачи урока:
а) организация усвоения основных понятий по теме, формирование умения распознавать электризацию тел, способы образования зарядов разных знаков, их поведение при взаимодействии, формирование умения анализировать увиденный эксперимент (предметный результат).
б) формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Оборудование:Мультимедиапроектор.Учебники.Презентация.
для учителя: шарики- 2шт, фольга, резиновые перчатки, бумага.
для учащихся: шарики- 2шт, фольга, резиновые перчатки, бумага.
Формы работы с учащимися: Фронтальная.Групповая. Парная Индивидуальная.
Основные понятия: Электрические явления, электризация тел, электрический заряд, два рода электрических зарядов.
Методы работы с учащимися: практические; словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
Содержание этапов урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
| |||
Порой то знание, что мы открываем на уроке, старо как мир. Но от этого оно не старее или хуже, потому что в этом знании отражен сам мир. | |||
| |||
Здравствуйте! Ребята, я вчера была в ТЦ «Алма», там прозвучало объявление «Уважаемые посетители, будьте осторожны! По супермаркету ходит женщина в серой искусственной шубке и колет всех иголками».
| Ответ на приветствие учителя. Ставят цель и задачи урокаю Выслушивается предварительные ответы учеников -- узнать, что такое электризация, как можно наэлектризовать тела, все ли тела электризуются одинаково…). | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: 1) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | |
- Все мы знаем из курса физики 7 класса, что физика состоит из теоретической и практической частью. И сегодня мы проведем практическую часть. Давайте проделаем ОПЫТ. Смотрим на экран. Все наверное заметили, что на столах у вас лежат кусочки бумаги и фольги. Возьмите ручки или линейку, потрите о бумагу и поднесите к мелким кусочкам бумаги, потом фольги. Опыт №1. Потрем пластмассовую линейку о бумагу, поднесем ее к мелким кусочкам бумаги, к мелким ватным предметам, к фольге.
Вывод: про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано или что ему сообщен электрический заряд. Молодцы! На доске пишу Опыт №2. Пластмассовую линейку натирают о резиновые перчатки. Подносим затем к мелким кусочкам бумаги последовательно линейку и резиновые перчатки.
Вывод: при трении наэлектризуются оба тела. Пишу на доске:
Вывод:
Опыт №3. Вывод: Существуют 2 рода зарядов. - Почему мы уверены, что электрический заряд бывает 2 видов («+» и «–»), а не трех, четырех? записать в тетрадь: Обычно говорят, что волосы, наэлектризованные при их расчесывании, притягиваются к гребенке. А будет ли правильным выражение - «гребенка притягивается волосами»? (Правильным будет выражение «гребенка и волосы взаимно притягиваются друг к другу», так как здесь мы наблюдаем взаимодействие тел). | Выполняют эксперимент. Работают в группах. Делают рисунок и записи в тетради. Выполняют эксперимент, Отвечают на вопросы. Объясняют наблюдаемые явления Нужно тереть Да так как наблюдаем 2 вида взаимодействия – отталкивание и притяжение. | Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: 1) Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | |
Выполняют эксперимент. Работают в группах. Делают рисунок и записи в тетради. Слушают легенду Выполняют эксперимент, Отвечают на вопросы | |||
Объясняют наблюдаемые явления | Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: 1) Общеучебные: умение структурировать знания; 2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | ||
| |||
| при выходе из машины, если мы одеты в синтетическую одежду, для снятия статического электричества, например с бензовоза, за ним по земле тянется металлическая цепь, при снятии свитера - «искры летят», перед выходом из самолета сначала выбрасывают металлическую цепь, а потом подгоняют трап. | Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: 1) Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | |
| |||
§ 25, 26, приведите примеры электризации тел в жизни и быту, как полезной, так и вредной. /записать на доске/ | Записывают в дневниках | Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: 1) Общеучебные: умение структурировать знания; 2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | |
| |||
Спасибо за работу. Я очень довольна вами сегодня /оценки/. А теперь давайте узнаем, у меня на руке микрофон, я передаю этот микрофон вам, каковы ваши ощущения, что у вас осталось от сегодняшнего урока? | Личностные: понимание причин успеха в учебе Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: 1) Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Выберите элемент. |
Приложение 1
Опорный конспект
+ q + q + q - q - q - q
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Тема урока: « Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.»
Целью этого урока было: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации понятий электризация тел, два рода зарядов, взаимодействие заряженных тел; выявление теоретических основ электризации тел и построение обобщённых понятий.
Считаю, что цель была полностью достигнута.
Для достижения данной цели, мною были поставлены задачи, которые были реализованы в ходе урока.
Подробно остановлюсь на поставленных мной задачах
Задачи:
Первая моя задача была организовать усвоения основных понятий по теме, формирование умения распознавать электризацию тел, способы образования зарядов разных знаков, их поведение при взаимодействии, формирование умения анализировать увиденный эксперимент (предметный результат).
- привести примеры электризации в окружающем мире;
- сформировать умение определять наэлектризовано тело или нет;
- сформировать умение определять знак заряда наэлектризованного тела.
1. Данная задача была реализована на таких этапах, как усвоение новых знаний, т. Е. при получении новых знаний. Здесь же были проделаны опыты на умение определять наэлектризовано тело или нет и определять знак заряда наэлектризованного тела.
2. Вторая задача моего урока была формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. (метапредметный результат).
Данные умения были развиты при постановке проблемного вопроса. Ребята после постановки вопроса перед собой ставят задачу на урок, разобраться, в чем суть данного явления. Планировать, контролировать и оценивать свою деятельность на уроке, ребята учатся на всех этапах урока. Развитие познавательных, коммуникативных и личностных УУД было организовано с помощью групповой, индивидуальной и фронтальной работы.
- Третья задача, которая стояла передо мной на уроке, это формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Понимание практической значимости электризации в жизни было сформировано на этапе первичное усвоение новых знаний. Были приведены примеры электризации в повседневной жизни. В процессе урока была проведена работу по формированию умения понимать и анализировать причины своего успеха/неуспеха в деятельности на уроке. Это умение развивалось при выполнение практической работы.
В целом считаю урок продуктивным, насыщенным.