Эссе "Я-учитель"
Всего лишь семь букв, но сколько значимого и ценного за ними… Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет ничего на нашем свете прекраснее, чем профессия-учитель. Учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания.
Еще в школьные годы, в старших классах, при выборе самого главного в жизни человека – профессии, я представляла себя учителем истории. Что же повлияло на мой выбор стать учителем физики, информатики и астрономии? Основным ориентиром в этом выборе стал мой отец. Он в жизни занимал руководящие должности, и в свободное от работы время всегда чинил или собирал какую- то конструкцию. Он никогда просто так не сидел. То ли от сломанного пылесоса смастерит что то для мамы, то ли в гараже как то необыкновенно подключит лампочки. В 7 классе, когда я впервые познакомилась с могучей физикой, папа брал мои книги по физике и читал их, как художественную литературу. Мне стало интересно за ним наблюдать, и уже после окончания школы я поступила в физико-математический факультет.
Главная задача педагога – помочь обрести себя детям. Антон Семёнович Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И моя любимая физика мне в этом помогает. Снова и снова ищу, пробую, ошибаюсь и вновь нахожу новые формы работы... Я хочу показать ученикам, как красива эта наука и как наполнена ею наша жизнь. Если ребенок в процессе обучения чувствует себя творцом, он мыслит, у него есть стимул двигаться вперед и быть счастливым.
Считаю, что главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для её формирования. Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою дорогу. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а, будучи рядом, вовремя подставить плечо, и тогда ребенок взойдет на вершину сам.
Всегда стремлюсь к тому, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Не случайно классическая педагогика утверждает, что «смертельный грех учителя – быть скучным!» А самая большая награда для учителя – достижения учеников. Приятно видеть, как они радуются вместе с тобой собственным открытиям и победам, сопереживают ошибки и временные неудачи, строят планы по их преодолению. И эти удачи и неудачи сближают нас с детьми ещё больше.
Знает ли кто-нибудь, в чём заключается «золотое правило» педагогики? – А нет никакого правила, поскольку все дети разные. К сожалению, не всех удается зажечь, но если удается – учитель счастлив. Мне повезло: у меня есть ученики, которым я передал факел любви к знаниям, и я горжусь ими!
Вместе с учениками растёт и сам учитель. У нас много планов на будущее! Я думаю, самое страшное – поверить в то, что ты уже всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Но с каждым новым классом учитель по-новому открывает, казалось бы, знакомые истины. Он учится всю жизнь, не успокаивается на достигнутом, ищет новые ответы на старые вопросы, не устает находить необычное в обычном и обычное в необычном.
Я все время спрашиваю у себя: «Смог ли я стать не урокодателем, а наставником?», «Достаточно ли моих сегодняшних знаний, чтобы быть интересным современным детям, отвечать на их многочисленные «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», чтобы уверенно вести диалог со своими учениками?». Поиски ответов на эти вопросы заставляют ежедневно думать о самообразовании, работать над собой.
Да, трудна наша профессия, но велика и награда за труд – щедрые детские сердца, которые дарят мне доверие и признательность. В них я постоянно черпаю силы для такой непростой, но такой нужной работы. Каждый день мои ученики смотрят на меня с любопытством и доверием. И мне это очень нужно, чтобы быть счастливым, чтобы чувствовать себя состоявшимся человеком.
Моя главная цель – не просто научить детей учиться, но и привить им любовь к учению. Убеждён: всё, что знаю, умею, чувствую, должен передать им. Они в этом очень нуждаются. И ни в коем случае нельзя предать, нельзя обмануть. Фразу о том, что ребёнок – «факел, который нужно зажечь», знают все. А как зажечь? Для этого необходимо только одно условие: педагог сам должен гореть!
В нашей работе есть всё: радость и горечь, взлёты и падения, тепло детских глаз и свет улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: дневники, тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые и искренние люди - наши любимые дети. Наши звёздочки, которым мы помогаем загораться и освещать свой жизненный путь.