Это важно. МХК
Здесь расположена вся необходимая информация для урока по МХК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_informativnogo_kharaktera.docx | 15.52 КБ |
test_11_klass_po_teme.docx | 194.13 КБ |
obobshchenie_temy_drevnie_tsivilizatsii.docx | 307.04 КБ |
pyamyatka_issledovatelyu.docx | 22.89 КБ |
Для 11 класса | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Задания информативного характера, направленные на репродуктивное воспроизведение материала
• Пересказ прочитанного текста.
• Пересказ рассказанного учителем или другим учеником на уроке.
• "Летучки” на термины всем классом или по вариантам.
• Составление плана прочитанного текста в виде перечисления.
• Составление плана рассказа учителя (другого ученика) в виде перечисления.
• "Угадайки” памятников ИЗО, музыки, кинофрагментов: - эпоха, стиль, автор, название, канон (иконографический), сюжет (мифологический). Все это вместе или частично.
• Разбиение кинофрагмента на кадры.
• Тесты на знание терминов, периодов, имен, названий.
• Составление и решение кроссвордов.
• Текст с ошибками.
• Определение характера тем в музыкальном произведении (быстро, медленно, громко, тихо, весело, печально и т.д.).
Задания, имеющие некоторую творческую направленность
• Выделение главного в прочитанном тексте.
• Выделение главного в рассказе учителя или другого ученика.
• Составление плана прочитанного текста в виде иерархии.
• Составление плана рассказа учителя (другого ученика) в виде иерархии.
• Описание исторического события, лица или мифологического сюжета, на основе которого построено произведение (живопись, скульптура, кино).
• Соотношение конструкции и тектоники в архитектуре (какими приемами достигается такой эффект?).
• Нахождение символов: геометрических, линейных, цветовых, сюжетных.
• Попытка интерпретации символики натюрморта.
• Анализ воздействия на зрителя цвета в картине.
• Анализ воздействия на зрителя линий в картине.
• Анализ воздействия на зрителя формата картины.
• Анализ воздействия на зрителя целостной композиции картины.
• Анализ воздействия на зрителя композиции статуи.
• Описание фигуры и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа?).
• Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм и темп, мелодия, гармония, тембр).
• Определение стиля произведения.
• Сравнение одинаковых стилей в разных странах (например, что общего в итальянском и русском возрождении?).
Задания творческого характера
• Какое впечатление на вас произвело это произведение (подобрать точные слова)?
• Какими средствами художник добивается этого впечатления?
• Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи. Например, архитектура + одежда + мебель + живопись + скульптура + музыка. Все или по частям.
• Попытка интерпретации символов в данном произведении. Что дает этот символ в данном произведении?
• Фантазирование на тему: кому могли принадлежать те или иные здания, какие это были люди по характеру, общественному положению?
• Проектирование зданий: школы, дома, дачи в определенных стилях или в совокупностей стилей.
• Соотнесение евангельского сюжета в православной иконе и западно-европейской картине (Богоматерь, распятие и т.д.).
• Соотнесение взглядов на мир какого-либо исторического времени и современных.
• Соотнесение канонов (живописи, архитектуры, музыки и т.д.) разных эпох.
• Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю.
• Анализ соотношения архитектурного сооружения и окружающей его среды.
• Психологический портрет человека по произведению: портрету, натюрморту, пейзажу, интерьеру, скульптуре, архитектурному сооружению, музыкальному произведению. Портрет героя и портрет автора.
• Описание примет времени по произведению.
• Описание ситуации по произведению (живопись, графика, скульптура).
• Описание преддействия и последействия в произведении.
• Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?).
• Попытки ответить на нерешенные наукой вопросы. "Расшифровать Фестский диск”, "Вопрос о плоском изображении человеческой фигуры у египтян” и т. д.
• Организация активного диалога в классе. "Чем икона лучше картины? и Чем картина лучше иконы?”
• Представление об идеале в искусстве: идеальный дом, идеальный фильм, идеальная картина, идеальная музыка.
• "Пропускание” произведения искусства через себя. "В Средние века храм часто сравнивали с человеком. Почему?”
Предварительный просмотр:
Тест 11 класс по теме «Авангардизм»
1. Что объединяет эти произведения и что отличает их от искусства прошлых эпох?
(отметьте правильные ответы)
- Отказ от норм классического изображения
- Деформация формы
- Экспрессия
- Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем
2. Соедините линиями
Авангардизм | (фр. – «дикий») – течение в живописи, ярко проявившееся с 1905 по 1908 гг. и получившее свое выражение в стихийной динамике письма, интенсивности цвета и остроте ритма. Представители: А. Матисс, Р. Дюфи, А. Марке, А. Дере,М.Вламинк |
Фовизм | (итал. – «будущее») – авангардистское течение в европейском искусстве 1910-1914 гг. в основе которого стремление освободить искусство от бремени прошлого и восславить современность. Характерный изобразительный прием – наложение друг на друга разных положений одного и того же объекта. Художники – итальянцы: Д. Балла, К. Кара, Д. Северини, У. Боччони |
Кубизм | (лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве и литературе, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение, а его выражение – главной целью искусства. Художники: Ф. Марк, П. Клее, О. Кокошка, Д. Поллок |
Футуризм | (фр. – передовой отряд) – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Здесь авангардизм – это собирательное обозначение всех новейших течений, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм. |
Экспрессионизм | авангардистское течение в искусстве первого десятилетия XX века, выдвинувшее на первый план конструирование объемной формы на плоскости, выявление геометрических форм и разложение сложных форм на простые. Представители: П. Пикассо, Ж. Брак, Р. Делоне |
Примитивизм | (лат. – «наивысший», «превосходный») . Суть супрематизма в принципах: «Каждая форма свободна и индивидуальна», «Каждая форма есть мир». Супрематизм – система из перекрывающих друг друга форм чистого цвета, создающих ощущение глубины и перспективы. |
Супрематизм | (фр. – «сверхреализм») – как направление сложился в 1920 г. Главная черта – аналогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность. Художники: С. Дали, Ж. Миро, М. Эрнста, Ж. Арра |
Сюрреализм | (лат. – «первый», «самый ранний») – наивное искусство, не испорченное цивилизацией, с принципиальным отказом от норм художественной культуры. Истина в искусстве, по мнению примитивистов: смотреть на мир глазами ребенка. Представители: А. Руссо, Н. Пиросманшивилли, М. Шагал |
Анри РУССО | |
Марк ШАГАЛ | |
Казимир МАЛЕВИЧ | |
Сальвадор ДАЛИ | |
Василий КАНДИНСКИЙ | |
Пауль КЛЕЕ | |
Анри МАТИСС | |
Пабло ПИКАССО |
Предварительный просмотр:
Обобщение темы «Древние цивилизации»
1.Что такое культура и цивилизация? Каково соотношение этих понятий. Приведите примеры исчезнувших цивилизаций.
2.Прочитав текст, сопоставьте образ культурного человека, согласно учениям древнегреческого философа Платона и китайского мыслителя Конфуция. Что между ними общего и в чем различия?
Образ культурного человека пытался воссоздать ещё в эпоху античности древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н. э.). Кого же следует считать культурным человеком, согласно его учению? Во-первых, человека образованного - способного к длительному и целенаправленному приобретению знаний. Во-вторых, умеющего владеть собой - собран-
внутренне организованного. И, в-третьих, нравственного - поступающего в соответствии с общепринятой моралью общества.
Интересно, что подобный образ культурного человека был создан и на Востоке китайским мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.). Вот о чём беседовали семеро молодых людей с мыслителем Конфуцием, на берегу стремительного потока бурной реки.
«- Учитель, - прервал молчание один из юношей, - Вы никогда не рассказы в себе, о том, чем Вы занимались в жизни. Расскажите!
- Ну, если вам интересно, чем бывает росток до того, как пробьётся на свет и земли, расскажу...
- Учитель, в чём видите Вы добродетель? Что вмещает у Вас это... признаться, вольно сложное понятие?
- Да, конечно, - воскликнул Конфуций. - Это понятие, кажется беспредельный океан, но так присмотримся к нему. Ну, вот хотя бы умение сдерживать себя - оно добродетельно, и это очевидно! Ведь, только умея сдерживать себя, вы подчинитесь правилам поведения и станете добродетельными. Добродетель заключается еще и в том, ° младшие братья были почтительны к старшим братьям и к родителям...
- Учитель! - молвил один из молодых людей. - Как Вы понимаете, что такое «благородство»?
- Благородный человек тот, - отвечал Конфуций, - кто ставит долг на первое место. Ещё скажу вам, что благородный помогает людям увидеть то, что есть в них доброго учит людей видеть то, что есть в них дурного. Человек же низкий поступает совсем противоположным образом..,
- Наставник, ответьте, что значит способность к познанию? Конфуций, проведя рукой по бороде, так стал говорить:
- Да, есть люди, обладающие знаниями от рождения... но есть и те, кто o6jii знаниями благодаря учению... Наиболее ценными я считаю знания, приобретённые личным трудом, познанием. И я не родился со знаниями, но я любил и люблю древность, проявляя упорство и понятливость, приобрёл знания... Знание всесильно!.. Вот и ищите истину, только помните при этом о стрелке из лука: когда он делает промах, то не в других, а ищет причину неудачи в самом себе. Учитесь так, будто вам всё время не хватает, знаний, будто вы их боитесь растерять!
Все, кто слушали своего учителя, молчали, стараясь тут же пропустить через сито рассудка слова Конфуция, касающиеся каждого».
«Беседы и суждения»
(Приводится по книге «Всемирная галерея. Древний Восток». С.-Пб., 1994.С.519-
Не правда ли, очень поучительным и полезным оказался этот ре вор для молодых юношей?
- В чем, по вашему мнению, единство и многообразие мировой культуры?
4.Рассмотрите репродукции и найдите соответствия:
Древний Египет | А) | ||||
Древняя Греция | В) | ||||
Древний Восток | С) | ||||
Доколумбовая Америка | Д) |
- Проведите заочную экскурсию (письменно) по одной из Древнейших цивилизаций (Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция, Доколумбовая Америка). Расскажите о шедеврах искусства цивилизации. Какое влияние на развитие искусства они оказали? В чем проявляется своеобразие и оригинальный характер художественных культур Древнейших цивилизаций?
(Работу выполнить в любой творческой форме)
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность школьников
ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах.
№ | Компонент | Описание компонента |
|
1 | Проблема | Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения. | Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях... |
2 | Актуальность | Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время. |
|
3 | Цель | Запланированный результат ваших исследований | Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета... |
4 | Задачи | Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. | Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы: |
5 | Методы | Как решать задачи, проводить исследование | Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью... |
6 | Гипотеза | Предположение, требующее доказательств |
|
7 | Теоретические основания | Теории, в рамках которых проводится исследование |
|
8 | Объект | Что исследуется |
|
9 | Предмет | Как, в каком аспекте исследуется объект |
|
Обрати внимание и на формулировку темы исследования. ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы в теме были отражены ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ исследования. Не принято в научных работах формулировать тему в вопросительной форме. Содержание основной части проекта зависит от темы и поставленных задач. В заключение работы Вы должны провести рефлексию относительно ЦЕЛЕЙ и ответить на вопрос КАКОВ УРОВЕНЬ достижения цели, ЧТО НОВОГО я узнал, ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ, КАКИЕ ВОПРОСЫ требуют дальнейшего исследования?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Композиционная структура исследовательской работы
Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.
Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).
Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.
Научная статья
Научная статья (описание работы) должна содержать:
- Оглавление
- Введение
- Основную часть
- Заключение
- Список использованных источников и литературы.
В оглавлении должны быть включены основные заголовки работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.
В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.
Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.
Понятийный аппарат исследования
Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования - это сте-пень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть много-словным.
Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:
- с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;
- с возможностью решения определенной практической задачи на основе по-лученных в исследовании данных.
Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значе-ние.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.
В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.
Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Не менее важно в начале исследования правильно сформулировать тему. Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.
С проблемой тесно связан объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы. Таким образом, объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность; предмет - это то, что находится в границах объекта. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования.
Формулировку цели исследования можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
- выявить...;
- установить...;
- обосновать...;
- уточнить...;
- разработать...
Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования.
Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Следующим важным этапом работы над исследованием является выдвижение гипотезы исследования. В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.
Методы научного исследования традиционно делятся на две группы: теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.
Правила оформления исследовательской работы
Требования к тексту Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель) через два интервала между строками на одной стороне листа. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.