Для учителя.
Уважаемые учителя, надеюсь, что эта информация будет вам полезна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская и проектная деятельность в системе работы учителя мировой художественной культуры.
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и может быть, я запомню,
Сделай меня соучастником – и я пойму».
Эти слова как нельзя лучше характеризуют идею и сущность проектной деятельности, её направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы.
Цель: научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания.
Типы проектов: исследовательский, творческий, информационный, ролево-игровой. Чаще всего мы имеем дело с творческими и ролево-игровыми вариантами проектной деятельности.
В зависимости от целей и задач проект может быть использован, как метод изучения темы, как вариант итогового занятия.
Участвуя в проектной деятельности, школьники, в свою очередь, демонстрируют:
- знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
- владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
- владение коммуникативными навыками;
- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Проект по мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.
Метод проектов всегда предполагает решение какой–то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми».
1. Поисковый
- моделирование идеальной (желаемой) ситуации;
- анализ имеющейся информации;
- определение и анализ проблемы;
- определение в потребности информации;
- сбор и изучение информации.
2. Аналитический
- постановка цели проекта;
- определение задач проекта;
- определение способа разрешения проблемы;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ имеющейся информации;
- сбор и изучение информации.
3. Практический
- выполнение плана работ;
- текущий контроль.
4. Презентационный
- предварительная оценка продукта;
- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;
- презентация продукта.
5. Контрольный
- анализ результатов выполнения проекта;
Для проекта могут быть предложены темы как завершающие изучение определенного раздела программы и представленные как итог работы по разделу. Вот некоторые из тем:
Тема пути в творчестве русских художников.
Взаимодействие поэзии и живописи.
Сады и парки. Барокко. (3-4 примера французского, английского, итальянского парка и создание своего парка или сада)
Греки и римляне.
Слушай и смотри. (Тема: «Моцарт».)
Итогом изучения ряда тем стали выставки работ учащихся. Это такие темы, как: Первобытная культура, Древний Египет, Древняя Греция и Рим, Эпоха Возрождения.
Исследовательская работа помогает в изучении трудных тем. Например, Иконопись - это сложная тема, но благодаря выполнению определенных заданий, дети лучше ее понимают. Перед детьми ставятся два вопроса: « Отличие иконы от картины?» и «Сходство иконы и картины?». Дети, отвечая на эти вопросы, делают выводы.
После экскурсий можно предложить детям составить свою экскурсию. Особенно это удается, если можно выйти на такие музеи, как:
• http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи.
• http://www.rusmuseum.ru - сайт Русского музея
• http://www.hermitagemuseum.org - официальный сайт Эрмитажа.
Учащиеся начальной школы с большим удовольствием участвуют в создании проекта. Например, в курсе ОРКСЭ есть тема: «Счастливая семья?» На вопрос: «В чем же секрет счастливой семьи»? попытались найти ответ ученики 4- х классов. Главной целью проекта стало формирование представления у детей о семье, семейных ценностях. Проблемный вопрос: Каждый мечтает о счастливой семье. Зависит ли это от меня? Результаты работы - создание презентации «Секреты счастливой семьи».
Предварительный просмотр:
Тема урока: Волшебная сила музыки. Слушай и смотри.
Цель урока:
- Показать на музыкальных примерах «волшебное» свойство музыки передавать свою созидательную силу, своё состояние множеству людей.
- Формировать навыки слушания музыки и её анализировать.
- Прививать любовь к музыке, через классическую и современную музыку.
Задачи урока:
- закрепление представлений о взаимосвязи музыки, литературы и жизни.
- показать возможности искусства как средство общения между людьми;
- создать условия для применения усвоенных знаний на практике, их закрепления;
- развивать умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве, “вжиться” в художественный образ, проявить свою оригинальность в трактовке.
- Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
- Обогащение духовного мира учащихся.
Литературный материал: М. Мазель « В старом парке осенний ветер…»
Музыкальный материал: Моцарт В.А. «Фантазия», «Менуэт», фрагмент фильма о Моцарте.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, видеоролик, презентация «В.А.Моцарт»
Ведущая деятельность | ||
учителя | ученика | |
Орг. момент Стадия вызова Стадия осмысления Постановка учебной задачи Цель: самостоятельная формулировка темы и цели урока Работа над темой урока. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. И я очень надеюсь, что после него на некоторые вопросы вы будите смотреть по-другому. Давайте прочитаем эпиграф. ЭПИГРАФ Чем больше человек сталкивается с жизнью, Чем больше познает ее, чем крепче любит, Тем сильнее у него желание пережить то Хорошее, что он уже испытал. Путь к этому Переживанию открывает музыка. Она способна возвратить утраченное. (А.Калинин). -Как вы понимаете эти слова? - Но музыка – это всего лишь звуки. Как удается звукам повернуть время? Это не может ни наука, ничто другое. Как вы считаете? -Ребята, вы помните рассказ К. Г. Паустовского «СТАРЫЙ ПОВАР»? Это произведение вдохновило Михаила Мазеля написать замечательное стихотворение. Я вам предлагаю его послушать. В старом парке осенний ветер разбросал, растревожил листья и в окно, что огарком светит, Запустил с сатанинским свистом…(см. приложение 1) Звучит «Фантазия» В. -А. Моцарта. Какое впечатление на вас произвели эти произведения? Какое чудо произошло с Иоганном? Можем ли мы сказать, что музыка Моцарта подарила радость пережитого Иоганну? - А теперь, давайте попытаемся сформулировать тему урока, вспомнив все, о чем мы с вами говорили. Давайте проверим. «Волшебная сила музыки. Слушай и смотри». Запишите тему в тетрадь. Как вы думаете, какой композитор нам поможет прочувствовать эту тему? (В.А. Моцарт) Обоснуй свою точку зрения? На прошлом уроке Муса получил задание, о котором вам ничего не известно. Сейчас настало время, об этом нам рассказать. -У вас возникли вопросы к Мусе? -Видео сюжет, составленный тобой, напомнил мне об одном случае, произошедшем с маленьким Моцартом, во время его выступления. - Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил: - Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались. - А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть? Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно. Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце. Закончив играть, он поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала его утешать. - Вы так добры, – серьезно сказал мальчик. - Когда я вырасту, то непременно женюсь на вас. - А сейчас, я предлагаю вам послушать еще одно произведение Моцарта, после поделиться теми образами, которые возникли в вашем воображении. (звучит «Менуэт» В.А.Моцарта.) -Что вы представили, слушая эту музыку? В каких цветах вы видите эту музыку? Какой характер у этой музыки? Кто-нибудь знает, что это за произведение? В те времена очень распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты Моцарта, нетрудно представить себе, как церемонно кланяются кавалеры напудренных париках, а дамы грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу. - Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Вспомним все, о чем говорили. -Скажите, наш урок как-то повлиял на ваши взгляды, суждения? Домашнее задание: Зайти на мой сайт, найти вкладку аудиозапись. Для вашего внимания, там будут представлены, 3-и музыкальных произведения: 1-ое В.А. Моцарта, 2-е – Бетховена 3- Яна Гарбарека (современного композитора). Вы должны, прослушав их, выбрать одно и по нему написать мини сочинение или нарисовать тот образ, который возник во время прослушивания.
| Слушают, анализируют Отвечают на поставленный вопрос. Отвечают на поставленные вопросы. он вернулся в свои молодые годы, когда был счастлив Формулировка темы Отвечают на поставленные вопросы. Защита презентации Передо мной стояла задача составить презентацию о великом музыканте, жившем в эпоху Просвещения, о В.А. Моцарте… Задают вопросы Отвечают на поставленные вопросы. Бал. Танцующих людей. Легкий, воздушный, торжественный.) «Менуэт» В.А.Моцарта Отвечают на поставленные вопросы. |