Для учителя.

Некрасова Надежда Леонидовна

Уважаемые учителя, надеюсь, что эта информация будет вам полезна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность в системе работы учителя мировой художественной культуры.

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и может быть, я запомню,

Сделай меня соучастником – и я пойму».

Эти слова как нельзя лучше характеризуют идею и сущность проектной деятельности, её направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы.

Цель: научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания.

Типы проектов: исследовательский, творческий, информационный, ролево-игровой. Чаще всего мы имеем дело с творческими и ролево-игровыми вариантами проектной деятельности.

В зависимости от целей и задач проект может быть использован, как метод изучения темы, как вариант итогового занятия.

Участвуя в проектной деятельности, школьники, в свою очередь, демонстрируют:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
  • владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
  • владение коммуникативными навыками;
  • умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.  Проект по мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.

Метод проектов всегда предполагает решение какой–то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми».

1. Поисковый

- моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- определение в потребности информации;

- сбор и изучение информации.

2. Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ имеющейся информации;

- сбор и изучение информации.

3. Практический

- выполнение плана работ;

- текущий контроль.

4. Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта.

5. Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

Для проекта могут быть предложены темы как завершающие изучение определенного раздела программы и представленные как итог работы по разделу. Вот некоторые из тем:

Тема пути в творчестве русских художников.

Взаимодействие поэзии и живописи.

Сады и парки. Барокко. (3-4 примера французского, английского, итальянского парка и создание своего парка или сада)

Греки и римляне.

Слушай и смотри. (Тема: «Моцарт».)

 Итогом изучения ряда  тем стали выставки работ учащихся.  Это такие темы, как: Первобытная культура, Древний Египет, Древняя Греция и Рим, Эпоха Возрождения.

Исследовательская работа помогает в изучении трудных тем. Например, Иконопись - это сложная тема, но благодаря выполнению определенных заданий, дети  лучше ее понимают.  Перед детьми ставятся два вопроса: « Отличие иконы от картины?» и «Сходство иконы и картины?». Дети, отвечая на эти вопросы,  делают выводы.

После экскурсий можно предложить детям составить свою экскурсию.  Особенно это удается, если можно выйти на такие музеи, как:

• http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи.

• http://www.rusmuseum.ru - сайт Русского музея

• http://www.hermitagemuseum.org - официальный сайт Эрмитажа.

  Учащиеся начальной школы с большим удовольствием участвуют в создании проекта. Например,  в курсе ОРКСЭ есть тема: «Счастливая семья?» На вопрос: «В чем же секрет счастливой семьи»? попытались найти ответ ученики 4- х классов. Главной целью проекта стало формирование представления у детей о семье, семейных ценностях. Проблемный вопрос: Каждый мечтает о счастливой семье. Зависит ли это от меня? Результаты работы - создание презентации «Секреты счастливой семьи».



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Волшебная  сила  музыки. Слушай и смотри.

Цель  урока: 

  • Показать  на  музыкальных  примерах  «волшебное»  свойство музыки  передавать                                свою  созидательную силу,  своё  состояние   множеству  людей.
  • Формировать  навыки  слушания  музыки  и  её  анализировать.
  • Прививать  любовь  к  музыке,  через  классическую и современную   музыку.

Задачи урока:

  • закрепление представлений о взаимосвязи музыки, литературы  и жизни.
  • показать возможности искусства как средство общения между людьми;
  • создать условия для применения усвоенных знаний на практике, их закрепления;
  • развивать умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве, “вжиться” в художественный образ, проявить свою оригинальность в трактовке.
  • Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
  • Обогащение духовного мира учащихся.

Литературный материал: М. Мазель « В старом парке осенний ветер…»

Музыкальный  материал: Моцарт В.А.  «Фантазия», «Менуэт», фрагмент фильма о Моцарте.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, видеоролик, презентация  «В.А.Моцарт»

Ведущая   деятельность

учителя

ученика

Орг. момент

Стадия вызова

Стадия осмысления

Постановка учебной задачи

Цель: самостоятельная формулировка темы и цели урока

Работа над темой урока.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

   Здравствуйте,  ребята.  Сегодня у нас необычный урок. И я очень надеюсь, что после него на некоторые вопросы вы будите смотреть по-другому.

Давайте прочитаем эпиграф.  

ЭПИГРАФ

 Чем больше человек сталкивается с жизнью,

Чем больше познает ее, чем крепче любит,

Тем сильнее у него желание пережить то

Хорошее, что он уже испытал. Путь к этому

Переживанию открывает музыка.

Она способна возвратить утраченное.

(А.Калинин).

-Как вы понимаете эти слова?

- Но музыка – это всего лишь звуки. Как удается звукам повернуть время? Это не может ни наука, ничто другое.

 Как вы считаете?

-Ребята, вы помните рассказ К. Г. Паустовского «СТАРЫЙ ПОВАР»? Это произведение вдохновило  Михаила  Мазеля написать замечательное стихотворение. Я вам предлагаю его послушать.

В старом парке осенний ветер

разбросал, растревожил листья

и в окно, что огарком светит,

Запустил с сатанинским свистом…(см. приложение 1)

Звучит «Фантазия» В. -А. Моцарта.

Какое впечатление на вас произвели эти произведения?

Какое чудо произошло с Иоганном?

Можем ли мы сказать, что музыка Моцарта подарила радость пережитого Иоганну?

- А теперь, давайте попытаемся сформулировать тему урока, вспомнив все, о чем мы с вами говорили.

Давайте проверим. «Волшебная сила музыки. Слушай и смотри». Запишите тему в тетрадь.

Как вы думаете, какой композитор нам поможет прочувствовать  эту тему? (В.А. Моцарт) Обоснуй свою точку зрения?

На прошлом уроке  Муса получил задание, о котором вам ничего не известно. Сейчас настало время, об этом нам рассказать.

-У вас возникли вопросы к Мусе?

-Видео сюжет, составленный тобой, напомнил мне об одном случае, произошедшем с маленьким Моцартом,  во время его выступления. - Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил:

 - Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались.

- А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть?

 Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно.

Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце.  Закончив играть, он  поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала его утешать.

- Вы так добры, – серьезно сказал мальчик.

 - Когда я вырасту, то непременно женюсь на вас.

- А сейчас, я предлагаю вам послушать  еще одно произведение Моцарта, после поделиться теми образами, которые возникли в вашем воображении.

(звучит «Менуэт» В.А.Моцарта.)

-Что вы представили, слушая эту музыку?

В каких цветах вы видите эту музыку?

Какой характер у этой музыки? Кто-нибудь знает, что это за произведение?

В те времена очень распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты Моцарта, нетрудно представить себе, как церемонно кланяются кавалеры напудренных париках, а дамы грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу.

- Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Вспомним все, о чем говорили.

-Скажите, наш урок как-то повлиял на ваши взгляды, суждения?

Домашнее задание: Зайти на мой сайт, найти вкладку аудиозапись. Для вашего внимания, там будут представлены, 3-и музыкальных произведения: 1-ое В.А. Моцарта, 2-е – Бетховена 3- Яна Гарбарека (современного  композитора).

Вы должны, прослушав их, выбрать одно и по нему написать мини сочинение или нарисовать тот образ, который возник во время прослушивания.

 

Слушают, анализируют

Отвечают на поставленный вопрос.

Отвечают на поставленные вопросы.

он вернулся в свои молодые годы, когда был счастлив

Формулировка темы

Отвечают на поставленные вопросы.

Защита презентации

Передо мной стояла задача составить презентацию о великом музыканте, жившем в эпоху Просвещения, о  В.А. Моцарте…

Задают вопросы

Отвечают на поставленные вопросы.

Бал. Танцующих людей. Легкий, воздушный, торжественный.)

«Менуэт» В.А.Моцарта

Отвечают на поставленные вопросы.

Запись в тетрадь.