Рогозина Л.И. - учитель технологии

Соловьева Любовь Леонидовна

Предварительный просмотр:

Школьный проект  «Уютная школа»

Руководитель проекта: Хандорина Аня- ученица 8 класса

Участники и исполнители  проекта:  обучающиеся  8 класса

Актуальность темы:

 - эстетическое оформление школьного коридора;

 - воспитание патриотических чувств  у школьников к своей школе;

- развитие  интеллектуального и творческого потенциала.

Цели проекта:

Эстетично оформить стены  школьного  коридора.                                                                                                                                                                                                                                                                                               Выразить в интерьере неповторимую красоту родного края.

 Развивать эстетический вкус.                                                                             Воспитывать чувство гордости за свой край, желание сохранить его чистым  и красивым.

 Задачи  проекта:

        1. Организация практической общественно значимой коллективной деятельности – благоустроить школьные помещения;

  1. Сформировать у детей умения и навыки трудовой деятельности, необходимые в жизни каждого человека;
  2. Развивать воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость).

     4. Рассмотреть варианты оформления;

Объект: внутреннее оформление нашей школы.

Предмет: оформление коридора второго этажа школы.

Введение

Есть такие места, попадая в которые чувствуешь себя тепло и уютно, где раскрываются самые сокровенные уголки души, таким местом  является наша школа. Многие  до сих пор  ошибочно считают, что дело не во внешней красоте, а во внутреннем содержании,  и порой недооценивают роль первого впечатления, которое складывается у родителей, попадающих в школу. А вот сделать так, чтобы у школы была своя изюминка, неповторимый интерьер, уют – это уже дело взрослых и учеников, которым не всё равно, что их окружает. Ведь что такое тепло, уют в школе, это когда ученикам не хочется уходить домой после уроков. Только вещи, сделанные своими руками, оригинальные картины на стенах, цветы, фотографии могут сделать школьный коридор уютным и неповторимым.

А представьте себе родителя, попадающего в эту «образовательную среду» и видящего только пустые коридоры. Будет ли он воспринимать это как место, куда стоит вкладывать свою энергию?

Таким образом, интерьер школьного коридора  выполняет как минимум три функции:

*Информационную

*Образовательную

*Психотерапевтическую.

Если коллективу школы удается правильно «встретить» приходящего родителя, можно с уверенностью сказать, что часть напряжения, возникающего при контакте этих двух сторон, снимется.

Проблема: Стены  коридора   2 этажа в школе пустые. Гораздо более приятно было бы учиться в красиво оформленной, уютной школе.

Задачи:                                                                                                                        *рассмотреть варианты оформления;

*создать своими руками  изделия с наименьшими  денежными затратами;

*совершенствовать свои умения и навыки, используя творческий подход к работе.

План действий в рамках проекта

Запланированное действие  

 

Срок выполнения

Определение темы, задач, проблемы,

 объекта, предмета

сентябрь 2013

Проведение социологического опроса

первая половина октября 2013

Анализ соц. опроса, разработка вариантов, создание модели оформления, расчет финансового обеспечения проекта

вторая половина октября – первая половина декабря 2013

Реализация проекта

январь-июнь 2014

Идеи для оформления школьного коридора

1. Озеленение школы;

2. Расписывание стен школы маслеными красками;

Выбор варианта

Учителя школы  предлагали несколько вариантов:

1.        Картины  декоративно-прикладного творчества в любой технике.          

2.        Картины, выпиленные из фанеры.

3.        Фотовыставка.

4.        Картины, написанные масляными красками.

Вариант 1.Картины, написанные масляными красками. Нужно затрачивать деньги, для покупки холста, рамок и масляных красок, что стоит недешево. Не желателен этот вариант.

Вариант 2. Картины из фанеры, выпиленные лобзиком. Работа  будет пыльная  и  не очень тонко будет передавать  всю красоту природы.

Вариант 3. Фотовыставка. Показать красоту края можно в таком варианте. Опять же, размеры небольшие, а стены в школе широкие.

Вариант 4. Картины, выполненные  в любой технике. Неплохой вариант.  У нас есть талантливые дети, которые могут реализовать этот проект. Картины могут выполняться в произвольной технике, что присуще многим детям. Обогатить рисунок из лент помогут цветные нитки, бисер, тесьма, шнур.  Выбираем вариант 4. Выбор  рисунков

Для школьного коридора  мы выбрали картины с красивыми цветочными букетами.

 Как было выяснено именно  цветочный мотив это бодрящий, мирный, который символизирует надежду и покой. Что считается самым благоприятным  для человека с точки зрения психологического восприятия, на многих людей цветы оказывают освежающее и успокаивающее воздействие. Многие психологи склоняются к версии, что такое влияние  цветов, очевидно, вызвано тем, что человек за миллионы лет эволюции наиболее привык к цвету окружающей растительности. Цветы успокаивают и располагают к общению, способствуют отдыху. Но мы решили, что нашей школе не помешают  несколько ярких пятен.                                                                                               В результате, мы выбрали самые красивые цветы и решили изобразить их на картинах.

Выбор  материалов

Для выполнения проекта нам понадобятся атласные ленты, клей и потолки

Перед началом художественных работ рассчитали  примерное количество необходимого материала.

  1. Ленты атласные различных расцветок.
  2. Клей «Момент»-1шт.
  3. Кисточки-2 набора.
  4. .

Экономический расчет

Материал

Кол-во

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

Потолки ???

Ленты

Клей

Кисти

Итого        10080

Администрация

ООО «Оазис», магазин «У Фомы»

Расход на оформление школьного коридора составит ?  рублей.

Родительский комитет школы выделил  спонсорские деньги на реализацию школьного социально-значимого проекта.

Оценка проекта

Основная часть работ проводилась во время школьных каникул, чтобы не мешать учебному процессу.

Учителя, родители и ученики оценили выполненную работу  очень высоко. В целом, исполнители очень  довольны результатами своей работы.

Картины производят благоприятное впечатление, соответствуют тематике. На мой взгляд, интерьер коридора получился очень красивым, интересным. Голые стены коридора приобрели эстетический и современный  вид.

Работа закончена, но впереди у нас новые проекты, потому что в школе ещё много уголков, которые можно и нужно изменить. Ученики узнали много нового для себя, многому научились: пользоваться информацией Интернета, организовывать свою работу, работать в команде. Мы учились видеть вокруг себя красивое, и теперь знаем, что красоту можно сделать своими руками.

Ученицы попробовали себя в роли дизайнеров, и им это очень понравилось.

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

- проект помог творческому самовыражению школьников при создании комфортных условий в школе; развитию коммуникативных способностей, умений работать в коллективе.

- реализация проекта стала наглядным положительным примером украшения интерьера школы.

- была достигнута главная задача  проекта «Эстетическое оформление стен школьного коридора ».

  1. Перспективы развития проекта

 «Дорожная карта»

В школе очень   много помещений, требующих специального оформления.

В перспективе будет оформляться школьная столовая, к 2014 году,

Уже имеются предложения от учителей школы для оформления кабинетов, библиотеки.

Иными словами, у проекта «Уютная школа»  большое будущее!

Список информационных источников

1.http://www.school43.net/node/9

2.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6330/Itemid,0/

3.http://school23kms.narod.ru/images/FotoAlbom/25.htm

4.http://www.admgruppo.ru/arti.phpid=33&m=arti

                            ЦВЕТОЧНАЯ КАРТИНА ДЛЯ школьного коридора.

       

 Этапы изготовления картины. Приложение № 1

  1. Выбор рисунка картины – «Цветы в корзине»;
  2. Изготовление двух  маленьких лотосов (середины вышиты бисером, лепестки двойные: органза и капрон);
  3. Изготовление 5 ярких но небольших крученых роз (рис.4 и 5, 6), цвета роз: белая, голубая, нежно – желтая, фиолетовая, сиреневая;
  4. Делаем цветки из присборенной ленты первым способом (рис.7): 3-ри цветка светло – зеленым; 2-а синих; и 1 –фиолетовый;
  5. Цветки из присборенной ленты собрали  вторым способом: 2-а цветка темно – оранжевые; один светло – оранжевый, оформлены цветки бисером (рис.7 и 8);
  6. Цветки из присборенной ленты собрали  вторым способом: 2-а цветка темно – оранжевые; один светло – оранжевый, оформлены цветки бисером (рис.7 и 8);
  7. Красная лента выкроена из лоскута  мокрого шелка, в середине бант оформлен серебристой стразой - пуговицей, по краям ленты пришиты красный и оранжевый бисер (рис.9).
  8. Зеленные листья светлых и темных оттенков сделаны методом гильоширования и соединены с фоном картины стебельчатым швом.
  9. Корзина для цветов с длиной ручкой выполнена эффектным переплетением двух узких светлой и темной ленточек. Ручка  корзинки и бока корзинки оформлены светлым бисером (рис.8,9);
  10. Для картины «Цветы в корзине» фон взят светлый, ткань плотная; размер картины  А 4.
  11. Сборку всех элементов картины нужно выполнять аккуратно.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства с использованием различных художественных технологий.

Федоренко Елена Валериевна,

 учитель ИЗО МОУ Гимназии №6 города Тихорецка МОТР

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Борис Леонидович ПАСТЕРНАК

Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней.

Виктор ГЮГО

Наш мир велик и многогранен. Все, казалось бы, является важным для развития ребенка.
Не каждому дано выразить свою красоту, не каждый может увидеть в простом прекрасное. Считаю, что миссия учителя изобразительного искусства в том, чтобы раскрыть творческие способности ребенка, развить интерес к внутреннему миру человека, способность углубиться в себя, осознать свои внутренние переживания. А это значит, что сам учитель должен быть настоящим ценителем искусства. Если мы внимательно посмотрим в глаза детей, то непременно заметим, что в них спрятана тайна творчества, которое необходимо разбудить умением видеть прекрасное.

Задача учителя найти что-то важное значимое в каждом детском рисунке, каждой его работе. Даже если работа далека от произведения искусства, нужно помочь ребенку осознать красоту его произведения и наполнить его смыслом. Искусство зарождать искусство кроется в мастерстве учителя увидеть и развить индивидуальный творческий потенциал ребенка. Очень важно, чтобы деятельность ребенка на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с его неизбежными трудностями. Именно поэтому на своих уроках я использую следующие формы нестандартных уроков: урок-экскурсия, урок-викторина, урок творчества, урок - конкурс, урок - импровизация, урок - эксперимент, урок-выставка, проект-урок и другие. Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая и мини групповая работа учащихся. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества урока.

Изображение 015.jpg  Изображение 027.jpg  Изображение 030.jpg

Урок-экскурсия в городскую галерею «Драккар», встреча с заслуженным художником России С. Саидовым

Наши образовательные учреждения обеспечиваются современными компьютерами, различными электронными ресурсами, доступом к интернету, что позволяет применять на уроках различные педагогические технологии обучения: обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Именно поэтому особое место на моих уроках занимает проектная деятельность.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, сформировать и решить проблему. Данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.

Творческий проект.

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. «искать», изобретать и создавать что-то такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном.

Основополагающие задачи творчества -  система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.

Творческие способности присущи любому человеку, любому  ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включить в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

 Творческий проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.

Формы организации деятельности учащихся.

Проекты в зависимости от сложности замысла конечного продукта могут быть различными по продолжительности:

  1. краткосрочный;
  2. средней продолжительности;
  3. долгосрочный.

         

.

Чаще всего учащиеся информацию получают из интернета, книг и уст учителя. Творческий проект позволяет школьникам самим прикоснуться к прекрасному, удивить окружающих новыми познаниями, а значит, проявить себя. Этот вид работы предоставляет возможность каждому ребенку сделать значимое и полезное дело для общества. Так как подразумевает разные виды деятельности. Школьники делают, то, что умеют, а это важный момент в становлении личности ребенка.

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, а пытаюсь им почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.

Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку, и лучше, если начинать эту работу с младших школьников, ориентируясь на возрастные особенности учеников. Программа по изобразительному искусству и технологии – благодатная возможность для создания творческих проектов. В начальной школе это могут быть проектные игры.  Например, в 1 классе проект на тему «Дом снаружи и внутри», где ребята все вмести строят города из домов в виде овощей, фруктов, грибов и т.д.

 В ходе таких уроков дети приобретают навыки переноса знаний из учебной ситуации в реальную жизнь, развивают коммуникативные навыки:

В групповой проектной работе мы распределяем роли и определяем обязанности:  

роль

обязанности

исследователь

отыскивает все новое, необычное, таинственное, разгадывает найденные загадки, отвечает за сбор информации

творец

создает новые произведения, сочиняет, оформляет

помощник

помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта

организатор

следит за этапами выполнения работы, ведет запись работы

докладчик

готовит доклад о работе, отвечает за этап презентации

И роли и обязанности  каждый педагог может добавлять и изменять.

Представляю вашему вниманию конкретный учебный продукт учащихся, как результат самостоятельного исследования творческих групп.

      Изображение 076.jpg Изображение 080.jpg

                                         1 «Д» класс «Город – огород»

Творческие проекты на тему «Постройка предметов - упаковок» 1 «Г» класс

P1030189.JPG

Дети 2 класса на тему «Постройка и фантазия» в мини группах ребята строят фантастические города

Изображение 094.jpgИзображение 098.jpgИзображение 099.jpg

                                    2 «Г» класса композиции «Фантастический город»

Творческая проектная деятельность в 3 классе может быть использована в теме «Театр», где ребята поэтапно выполняют работу над проектом. Ребята в данном проекте выступают в роли художников декораторов, гримеров, режиссеров, артистов. Они сами рисуют афиши, изготовляют кукол, костюмы, декорации и пригласительные билеты, все это им доставляет необыкновенное удовольствие. Учащиеся с нетерпение ждут театрализованного представления, где они проявляют себя как настоящие артисты.

          Изображение 106.jpg Изображение 108.jpg

                             3 «В» класс» русская народная сказка «Колобок»

Коллективная творческая деятельность в 4 классе мною  использоваться в изучении народных традиций, костюмов и обрядов Древней Руси, Греции и Японии.

Image2.bmpImage8.bmp Image4.bmp

                         Коллективная проектная работа 4 «А» класса «Народные праздники»

Очень интересные проекты получаются при изучении страны восходящего солнца, ребята над проектом работают поэтапно. Первое часть проекта: архитектура Японии,  народный мужской и женский костюм, деревья сакуры, выполняется каждым самостоятельно. Далее ребята разделяются на мини группы, где объединяют все свои наработки в единое целое, с учетом всех изобразительных правил: компоновки на листе, перспективы, целостности и т.д.

             Изображение 043.jpg Изображение 048.jpg

                                           Изображение 046.jpg

                          Проекты 4 «В» и 4«А» класса. Стана восходящего солнца.

Творческие проекты на уроках изобразительного искусства в 5 классе можно использовать в разных темах программы. Народные праздничные обряды, где дети знакомятся народными христианскими праздниками: рождеством, масленицей.

                                                5 «В» класс «Рождественская сказка».

      Изображение 047.jpg Изображение 052.jpg

Творческий проект театрализованного представления, посвященного празднику «Здравствуй масленица». Конкурс «Самое оригинальное чучело – масленица».

                                                       Изображение 110.jpg

В среднем звене учащиеся в своей творческой проектной деятельности используют более серьезную исследовательскую работу, используя знания Мировой художественной культуры, а старшеклассники, которые помимо исследования создают значимый продукт, который часто имеет социальную значимость. Дети готовят стендовые и компьютерные презентации. Так учащиеся 5 класса очень заинтересованы в создании проектов по народному искусству. Гжель, Хохлома, Городецкая роспись позволяют плодотворно поработать над творческими проектами, как в группах, так и индивидуально, где, безусловно, присутствует дух соперничества. Такие проекты позволяют понять всю великую ценность изобразительного искусства, как неотъемлемую часть культурного наследия нашего народа.

Image2.bmpImage3.bmpImage4.bmpImage1.bmp
                              Творческий проект ученика 5 «В» класса Царева АндреяImage1.bmp

Приложение 1

Проектная работа 6 класса позволяет глубже изучить и закрепить знания по видам и жанрам изобразительной деятельности. Ребята с необыкновенным воодушевлением создают методические поэтапные разработки видов изобразительного искусства и жанров.

Ребята 7 классов создают интереснейшие творческо-поисковые проекты, посвященные нашему городу, краю. Историческая и библейская тематика также позволяет активно работать над коллективными проектами.

Приложение1

Огромное количество проектов учащиеся создают, связанных с дизайнерскими разработками, 8 и 9 классов. Ребята и интересом подбирают материал для создания работ в техниках коллаж, фотоколлаж, создают коллективно анимационные фильмы, снимают мини видео ролики и т.д.

Этапы проектной деятельности  учащихся

  1. Выбор темы;
  2.  Исследовательская работа;
  3. Творческая деятельность;
  4. Защита проекта.

Самое сложное – выбор темы. Ее нельзя спланировать заранее, потому что она возникает и предполагается в зависимости от конкретного автора. Способность предложить оригинальное решение зависит не только от знаний, но и от особых черт мышления, которые развиваются постоянно в течение обучения.

             Применяя на уроках творческую проектную деятельность, я также использую разновозрастную проектную деятельность, объединяя детей разного возраста одной темой. Ребята одновременно познают новое, обучаются друг у друга, ведь не секрет, что в старшем звене ребята более рассудительные, быстрее ориентируются, в конце концов больше имеют знаний и навыков, однако пропадает та непосредственность, быстрота исполнения, смелость присуща младшим школьникам, а в творчестве это на мало важный аспект.

          Процесс создания творческих проектов бесконечен. Таким образом, создавая проекты, используя свои знания умения и навыки, проведя исследовательскую работу по интересующим их проблемам, ученики включаются в творческий процесс. Результатом работы является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшей их взрослой жизни. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения. Ученики вместе познают мир, в котором живут, интеллектуально развиваются, максимально раскрывают свои творческие способности и учатся применять их в жизни, даже в своей будущей профессии.

        Во время работы над проектами развиваются на только ученики, но и я сама. Мне постоянно приходится совершенствоваться в своем мастерстве, чтобы идти в ногу со временем и растить действительно современных и творчески мыслящих людей.

         Представляю вашему вниманию конкретный учебный урок, где учащиеся выполняют разноуровневыми  творческими проектами по теме «Весна идет, весне дорогу»

Мастер-класс творческого урока «Весна идет, весне дорогу»

ЦЕЛИ:

  1. Развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого и технического мышления;
  2. Формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
  3. Формирование эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
  4. Формирование творческой проектной деятельности и проектного  мышления;
  5. Развитие способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников в мини группах, коммуникативных качеств у ребенка;
  6. Стимулирование  мотивации детей на приобретение знаний.

Задачи:

  1. Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления;
  2. Учить детей:

- преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;

- чувствовать свой внутренний мир, прислушиваться к себе, к своему организму;

- закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение

3.   Учить детей навыкам свободно владеть различными техническими  приемами изображения.

Ход урока:

В ходе урока ребята  обсудят такие понятия как доброта, истина, красота, приветливость.

Познакомятся с интереснейшей притчей В.А. Сухомлинского «Красота», именно она, на мой взгляд, поможет ребятам вложить душу и сердце в свои творческие проекты. А самое главное они познакомятся и сами поработают со многими техниками художественного исполнения: батик, техника аля-прима (по - сырому), граттаж, технические приемы пастели и ластика.

Притча “КРАСОТА”                В.А. Сухомлинский

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –  возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…

Основная часть работы на уроке – групповая работа над творческими проектами. Ребята заранее подготовили поисковый материал для создания творческой работы. Каждая группа выполняет проект  в различной художественно - изобразительной техники, что позволяет одновременно познакомиться с различными видами изобразительного искусства.

Первая группа детей работают над творческим проектом в технике аля – прима. Данная техника выполняется «по сырому», которая развивает навыки целостного решения этюдов. Суть ее заключается в том, что учащиеся ставят себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что они видят, чувствуют, т.е. цвет, форму светотень и пр., не прибегая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы.  В результате работы  получаются сочные и лаконичные.

Вторая группа выбрала для своего проекта технику батика. Батик – очень древняя техника, которая возникла несколько тысячелетий назад в Древнем Китае и на островах Индонезии. Основной материал для батика – шелк, хлопок, лен и анилиновые красители. Техника письма в технике батик схожа приемами письма аля - прима. Работы очень живописные и  воздушные, которые эмоционально заряжают.

         Учащиеся третьего творческого союза работали над проектом живописным материалом пастелью.

        Пастель имеет огромное количество оттенков. Материал пастель используется как в живописи так и в графике, неслучайно пастель часто называют живописный рисунок. Работы выполненные в технике пастель удивительно проникновенные и чувственные.

        Пастель обладает свойствами придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. Возможности пастели безграничны. Ею можно писать, рисовать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью

        Следующие две группы работали над графическими техниками исполнения: граттаж и работа ластиком по бумаги.

Техника граттаж пользуется огромной популярностью в изобразительном искусстве. граттаж является уникальным и выразительным средством рисования. Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый или цветной картон.

Бумажная основа предварительно натирается воском, затем  вся поверхность покрывается черной тушью или гуашью в сочетании с мыльным раствором, создавая ровное тонкое покрытие.  

Работа  в данной технике требуют более решительный, экспрессивный подход к работе, в результате которого рисунки приобретает черты несколько грубого характера. Именно к такому результату стремились ребята, работая над своим проектом.

Стремлению достичь таких же результов в работе преследовали учащиеся пятой группы, работая ластиком по тонированному листу бумаги Основными материалами в работе являются бумага, графический карандаш и ластик.

Для работ с ластиком действительны следующие правила: 
1. Если слегка провести ластиком по рисунку, он частично размажет линии, возникнут средне-темные и темные тона

2. В местах, где необходим самый светлый оттенок, первоначальный рисунок полностью стирается.

Последовательностьработы: 
1. Вначале наносится контур, в котором будет изображена текстура зебры,

2. Далее с помощью ластика сделайте основные белые полоски текстуры. Резкие переходы между темной – нестертой и белой – стертой частью.

3. Далее с помощью ластика сделайте основные белые полоски текстуры. Резкие переходы между темной – нестертой и белой – стертой частью.

Сюжеты в этой технике обладают необыкновенной нежностью, мягкостью и трепетностью.  

Дети на данном уроке создавали свой творческий продукт, который доставил радость и им, и всем окружающим. Учащиеся увидели, как серьезно оценивают их творчество, и сами серьезно отнеслись  к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение.

В ходе работы над  проектами дети открыли для себя:

- способность самостоятельно работать и выполнять сложные задачи;

- дружба помогает в работе;

- я - маленький художник.

Таким образом, введение творческих проектных технологий расширило диапазон способов организации учебной деятельности. Проектная форма работы способствует формирование коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А самое главное позволяет получать удовольствие ор результата свой деятельности.



Предварительный просмотр:

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях.

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.

 Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Общая цель  профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

 Задачи:

  • оказание профориентационной  поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями  района.

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики. Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.
В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

??7 Результаты тестирования проведенные в 9 классе:

- Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя.

- Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении.

- Профессии родителей.

-. Примеры и опыт друзей, знакомых.

- Советы родителей или других родственников.

- Интуитивное принятие решений.

- Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы.

- Все это неважно, так как всё определяет случай.

- Престиж профессии в обществе.

- Рекомендации учителей

В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Значит, подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Поэтому я как классный руководитель: опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы и план  по организации профориентационной работы в школе  Составила план профориентационной работы обучающихся с  5по 9 класс.

- составила план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников (приложение1 «Примерный план профориентационной работы»)

 - с 5 по 8 классы проводились индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; классные часы и т.д. (приложение 2  кл.час «Профессии, которые рядом»)

- запланировано посещение учащимися 9 класса дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;

- были организованы тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;( папка для обучающихся по профориентации)

-проводились родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

- организована совместная работа с библиотекарем; (подбор книжек о профессиях, изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;)

- регулярно ведется работа совместно с учителями-предметниками, которая способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

Заключение

     В современных условиях невозможно отрывать деятельность по профориентации от гражданского воспитания в целом; профориентация должна рассматриваться в контексте развития всех основных составляющих гражданской культуры личности: политической культуры; правовой культуры; толерантности; патриотизма; экономического мышления; психологической культуры.
     Необходимо готовить школьников к реальной жизни в обществе, формировать у них такую внутреннюю картину мира, основанную на знаниях и отношениях, которая позволила бы молодым людям наиболее эффективно использовать свой личностный потенциал на рынке труда.

Приложение 1

Примерный план профориентационной работы

 

Содержание деятельности

класс 

Ответственные

 

Организационная работа в классе (5-9кл)

1

Оформление кабинета, уголка по профориентации.

«В мире профессий»
“Твоя профессиональная карьера”
Оформление стенда :“Куда пойти учиться”.

 

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Совет по профориентации

2

Организация работы  кружков декоративно-прикладного творчества

8 класс

Проект «Уютная школа» Кл.руководитель

3

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами (создан волонтерский отряд, кукольный театр)

7-9 класс

 классный руководитель

4

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

8-9 класс

 классный руководитель,

 

Работа с родителями

1

Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий

 5-9 класс

Кл. руководитель 
Учителя-предметники

2

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

5-9 класс

Кл. руководитель

3

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
“Медицинские аспекты при выборе профессии”

8-9 класс

Зам. директора по воспитательной работе 
Кл. руководитель

 

Работа с учащимися

1

Допрофильная подготовка
“Твоя профессиональная карьера”

9 класс

Учителя-предметники
Кл. руководитель

2

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения района

6-9кл..

Кл. руководитель

3

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности

8-9 класс

Психолог.
Кл. руководитель

4

Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”:

5-9 класс

К.л. руководитель, библиотекарь.

5

Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)

«Город мастеров»

«Профессии, которые рядом»
“Сто дорог – одна твоя”
“Как претворить мечты в реальность”
“Легко ли быть молодым”

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Кл. руководитель

6

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

5-9 класс

Кл. руководитель

7

Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”

8-9 класс

Кл.руководитель

8

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

9 класс

Зам. директора по воспитательной работе

9


Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества

5-8 класс

Учителя "Технологии"

10

Организация пятой трудовой четверти.
Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;

5-9 кл

 
Кл. руководитель

11

Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии

5-9 класс

Кл. руководитель


 Приложение 2

                                                                  Классный час.

(5-7класс)

«Профессии, которые рядом».

Учитель:Рогозина Л.И

Цели: 

-ознакомление учащихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах.

-развитие профессиональных интересов, склонностей, обучение основам выбора профессии.

Задачи:

-Расширить представления уч-ся об огромном и многообразном мире профессий.

- Нацелить учеников на серьезное осмысление выбора профессии.

Формы работы 
Ролевые игры, экскурсии на предприятия и в учреждения, встречи с представителями различных профессий и специальностей.

Оборудование:  выставка  книг о профессиях, рисунки учащихся на тему «Прфессия моих родителей», презентация «Профессии, которые рядом», костюмы врача, повара, лесника

Ход мероприятия.

Ведущий: Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встанет и пред вами.

У меня растут года,

Будет мне семнадцать…

Ведущий:  Ведь именно в этом возрасте, когда  «растут года», задолго до семнадцати, и решаем мы, «где работать нам тогда, чем заниматься». Фантастически велика возможность выбора. Но чтобы точно выбрать, нужно как можно больше знать о будущей профессии.

Ведущий:  На классном часе мы поговорим с вами об огромном и многообразном мире профессий.

Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.

Огромен и интересен мир профессий и мы сегодня с вами поговорим о профессиях, которые нас окружают и мы их видим ежедневно и уже даже не замечаем как замечателен труд людей, окружающих нас.

Слушайте смотрите, мотайте на ус

Выбирай работу по душе на любой вкус.

Да. Нельзя конечно сразу

Стать пилотом иль врачом

Водолазом

Скалолазом

Знаменитым скрипачом

Стать полярником отважным

К дальним звездам улетать

Самым лучшим

Самым нужным

Самым важным сразу стать

Да нельзя…

Но можно сразу

И учиться и мечтать

Каждый может выбрать дело чтоб оно в руках кипело

Мы будем учиться

Мы будем трудиться

Чтоб родина нами

Могла бы гордиться.

Почтальон

Послушайте загадку и скажите о какой профессии говорится

Ждет письма мой старший брат

Я журналу буду рад,

Папа ждет газету.

Где же взять все это?

Принесет нам это он

Наш знакомый …почтальон.

Ведущий: Пока не придумали электронной почты, огромную роль играли люди, доставляющие письма. Итак, речь идёт о почтальоне — человеке, разносящем корреспонденцию и газеты. Этот человек приносит хорошие и плохие вести в конвертах.
Гонцы, перевозящие письменные или устные послания появились ещё в античные времена в древнем Египте. Но это не имело форму гражданской общедоступной почты. На территории России предшественниками нынешних почтальонов были ямщики, которые на сменных лошадях переправляли государственную и купеческую корреспонденцию из города в город и вынуждены были её разносить по адресам, так как не существовало почтовой службы в каждом городе. При царе Петре I в. 1711 и 1712 годах были учреждены первые почтамты и появились сами почтари — те, кто разносит письма. В царские времена почтальоны были столь уважаемыми людьми, что носили униформу, как жандармы и офицеры…

Ведущий: Без человека, доставляющего вести от деловых партнёров, родственников и солдат значительно усложнилась бы жизнь в обществе. Только представьте, что вы можете общаться только с теми, кого видите лично. А значит, чтобы сообщить важную новость родственнику из другого города, вам предстоит туда поехать. Передача информации — это столь же важная функция, как и транспортировка товаров и медикаментов. В нынешнее время, несмотря на то, что частично работу почты выполняет интернет и телефонная связь, все же существует множество курьерских служб, а значит, потребность в услугах почтальонов в нашем обществе есть. Кроме того, не стоит забывать, что во многих отдалённых районах нашего государства почта остаётся единственным путём сообщения с остальным миром, так как телефонной связи и интернета там нет. Поэтому почтальон приносящий весточку от родственников и друзей, а также доставляющий пенсию старикам — это высокоуважаемый человек, которого все рады видеть на пороге своего дома.
Нет специальных учебных заведений, где готовят почтальонов. Для того, чтобы работать в этой службе, нужно просто иметь здоровые ноги, быть вежливым и уметь отбиваться от собак. Разумеется, нужно быть сознательным человеком и доставлять все письма по адресам, ведь они очень важны, для тех, кому написаны.

Без почты никому не обойтись,

Поэтому меня все ждут

Я почтальон мое призванье-

Вот этот скромный незаметный труд.

Могу оформить вам подписку

И пенсию готова выдавать,

Открытки, письма и посылки

В срок адресатам доставлять

Загадки от почтальонов

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно

Я его не пожалею

Получу и вмиг расклею

(конверт)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам

На одном таком листе

Много разных новостей

(газета)

Очень к вам хотело

Ехало, летело,

По морю плыло,

Наконец… пришло.

(письмо)

Пусть же прилетит к вам весточка живая

С нею не сравнится никакой прогресс

Голубем почтовым в небеса взлетая

Это вам не электронка и не СМС!

Вот вы взяли ручку, а потом бумагу

И слова из сердца сами потекли

Добрые душевные ровно строчки лягут

Ну а мы доставим хоть на край земли.

(можно учителям раздать по письму)

Письма пишут во все времена

Почта всем народам земли нужна

Почта найдет адресата везде

И на планете Земля и на далекой звезде.

Библиотекарь

Всему меняют цену времена,

И от иного ни пера, ни пуха..

Но для людей пока как хлеб она.

Библиотека храм души и духа.

Проза, поэзия-это жемчужные нити искусства. Они окружают нас повсюду. И только тот кто владеет этим драгоценным даром, может растопить сердце любого человека.

О профессии библиотекарь вам расскажет  наш школьный библиотекарь

Библиотека, то культуры кладезь

Не обходите стороной

Ведь там от самого порога

В волшебный мир ведет дорога

Никто от скуки там не чахнет

Там книжный дух, там мыслью пахнет.

Песенка про книжки

(на мотив «Улыбка»)

Нам от книжек хмурый день светлей

Старшекласснику и школьнице-малышке

Так пускай почаще для детей

В книжкин дом завозят новенькие книжки

Припев

И тогда наверняка не сваляем дурака

На контрольной, у доски и на концерте.

Книжки добрые читать, чтобы все на свете знать

Будем умными, учеными поверьте.

Поплывем по сказочной реке,

Тигру выловим, Дюймовочку утешим

И закружим в лунной тишине

С бабкой ежкой и  с кикиморой и с лешим.

Припев

Врач

Знаю я про вас немало

Как зовут кто ваша мама

Знаю рост и знаю вес

Кто как спит и кто как ест

Не свожу с вас строгих глаз

Я лечу ребята вас.

Работают люди у нас в медицине,

Работают там по чудесной причине

Ведь людям привыкли они помогать

Здоровье чужое оберегать.

Все им благодарны по многим причинам

За доброе слово . за нежные руки

За то что по жизни шагают без скуки

За то что все видят, за то, что все знают

За то, что от боли нас часто спасают.

Ведущий: Невозможно представить цивилизованный мир без белых халатов. Одна из любимых народных присказок- «было бы здоровье». Лекарь, медик, врач! Перед этими людьми во все века во все времена преклонялись. Их всегда уважали и любили, потому что именно они облегчали людям жизнь, вселяли надежду в завтрашний день. Именно они освобождают людей от боли. А иногда дают ту мудрость, с помощью которой человек может существовать в мире. Нельзя забывать, что профессия врача занимает, зачастую, центральное место в его жизни и накладывает особый отпечаток на личностные мироощущения и потребности, духовные, семейные, психологические стороны его жизни. Врачебная деятельность во многом идеализируется, и общество требует от врача безошибочного и идеального исполнения своих профессиональных обязанностей

Повар

Доктору хорошо, а повару лучше

Я бы в повара пошел, пусть меня научат

Кастрюлю в руки- работа другая:

Морковь и капусту ножом мы стругаем.

От работы плита раскалилась до красна.

Я сначала наварю борщ такой какой хочу.

Самое главное, чтоб было сварено кушанье славное.

Ведущий: Казалось бы, профессия повар знакома всем и много говорить о ней не приходится. Юноши и девушки, оканчивая школу, мечтают о профессиях романтичных и героических. Мало кто стремится стать поваром. И не потому, что плохо знает, что это за профессия.
Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда. А еще это такая профессия, которая требует постоянного поиска, творческой фантазии, потому что надо приятно удивлять посетителя каждый раз, когда он заходит в столовую, кафе, ресторан.
  Сейчас в сфере общественного питания работает много женщин. Однако в старину поварами были только мужчины. Да и сейчас в крупных ресторанах повара – мужчины, которые не только не уступают в мастерстве женщинам, но зачастую превосходят их в умении. Да и физически эта работа под стать мужчине.
Кому же можно рекомендовать профессию повара? Прежде всего, тем юношам и девушкам, которые любят готовить, проявляя при этом выдумку и фантазию.
А опытные повара говорят: «Работа у нас такая – доставлять людям радость. А иначе, зачем в повара идти?»
Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это уже искусство, которому следует долго и упорно учиться. И сами повара
 всегда говорят о творчестве. Профессия повара – одна из немногих, где обязательные вкусовые ощущения и восприятия являются основными профессионально важными психическими функциями. Поэтому тот, кто решил стать кулинаром, должен обладать тонкими вкусовыми ощущениями и хорошо развитым обонянием. Специфические требования предъявляются к памяти повара. У него должна быть развита долговременная словесно-логическая память, ему необходимо знать все о составе пищи и ее калорийности, о физиологии питания, санитарии и гигиене, о правилах составления меню, и, конечно же, иметь глубокие знания по технологии приготовления пищи и эксплуатации оборудования. Трудная, но одновременно и увлекательная профессия повара приносит человеку большое моральное удовлетворение: она дает ему возможность ежедневно убеждаться в необходимости и важности своей работы.
Продавец.

Кто клиента встретит в зале

И расскажет о товаре

Подберет и запакует

Тонкости все растолкует

Удалые молодцы

Это наши …продавцы.

Лесник

Чтобы сосны липы ели

Не болели зеленели

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса

Их под звон и гомон птичий

Охраняю я –лесничий.

Ведущий: Наш народ, как и многие другие, многим обязан лесу. Это щедрый подарок природы для нас и его необходимо сберечь. Так вот охрана леса от злоумышленников и пожаров — это основная обязанность лесника. Работают эти люди в лесном хозяйстве, или, как ещё говорят, в лесничестве.
Лес с давних времён считался священным во многих религиях. Охраняли его зачастую просто люди, которые жили поблизости и пользовались его ресурсами. В лесу прятались от врагов, там же охотились на зверей, с чьих шкур делали тёплую зимнюю одежду, а дерево использовали как строительный материал и топливо для печей

Площадь лесов в современном мире постоянно уменьшается. Это происходит от перенаселения планеты людьми. Естественно, что вопросы охраны и защиты хотя бы тех лесов, которые остались, имеют стратегическую важность. Ведь лесник не только охраняет угодья от незаконной вырубки и охоты, он ещё принимает участие в насадке новых массивов, следит за здоровьем деревьев и других растений, поддерживает в рабочем состоянии наблюдательные посты, откуда определяется очаг возгорания, пока ещё не образовался полномасштабный пожар. Лесное хозяйство занимает первое место среди природоохранных организаций страны.
Лесники есть там, где присутствуют леса. Управления лесного хозяйства находятся зачастую в районных центрах, но могут быть и в меньших населённых пунктах. Любые планы по заготовлению древесины и промышленной вырубке отдельных участков согласуются в первую очередь с лесничеством. Работники этой сферы должны быть в хорошей физической форме, чтобы преодолевать большие расстояния пешим ходом, а также пресекать нарушения и ловить браконьеров.
Бесспорно, многие из нас мечтали бы работать на свежем воздухе. А когда погода плохая? С одной стороны в работе лесника есть огромный плюс — мы выбираемся на пикник раз или два в год, а он весь год в лесу. Но ведь люди этой профессии также стыкаются и с угрозой для жизни — браконьеры вооружены, лесные животные опасны, а зимой приходится по морозу делать обход участка. Но зато как прекрасно круглый год дышать запахом сосны, следить за состоянием природы и слушать пение птиц.
Зачастую в лесничество принимают на работу людей, без какого-либо специального образования в этой сфере. Руководство же лесного хозяйства должно иметь специальность «инженер лесного хозяйства», которое можно получить в некоторых вузах страны. В некоторых техникумах готовят также специалистов с квалификацией техник-лесник. Вот их-то и можно считать профессиональными лесниками.

У них особая стезя

У них особые задачи

Ведь смогут лес для нас сберечь

Волшебники, и не иначе

От них зависит быть иль нет

Счастливой жизни на планете

Ведь чистым воздухом должны

Дышать и взрослые и дети

В коротком этом слове лес

Для всех таится столько счастья

Лес укрывает от жары

Спасает в страшное ненастье

Лесных даров не перечесть

Богатства как в волшебной сказке

Все лето ягоды грибы

Цветы красивейшей окраски

Но человек там властелин

И от него зависит много

Он охраняет все вокруг

Следит за лесом очень строго

Лесник и егерь- в двух словах-

Надежда, сила и защита.

Сноровкой и известным мастерством

Профессия эта знаменита

У них во власти мир тайги.

Все чащи, рощи, перелески.

Им все известны ручейки

Все шорохи в лесу и трески

Заметив зверь уж не бежит,

И птицы рады встретить хором

Когда по тропкам потаенным

Идет лесничий темным бором.

Сценка про лес

Водитель.

На конях своих железных

Ездят, ездят, ездят. Ездят

В срок любого привезут

Никогда не подведут

Дорог и бездорожья повелители

Кто же это? Конечно… водители.

Леснику хорошо, а шоферу лучше

Я бы в шоферы пошел пусть меня научат.

Фырчит машина скорая. Летит скользя.

Хороший шофер я – удержать нельзя

Только скажите вам куда надо-

Без рейса жителей доставлю на дом.

Ведущий: Профессия шофёра привлекает практически каждого мальчишку. Шофёр — это профессиональный водитель, имеющий большой опыт вождения и умеющий справиться как с капризами автомобиля, так и с неожиданными «поворотами» на дороге. В основном эту профессию выбирают представители сильного пола, хотя встречаются и женщины-водители. Современный автопарк предлагает большой выбор транспорта, поэтому шофёр может водить легковой или грузовой автомобиль, автобус, самосвал, автокран и так далее. Знание устройства машины, дорожных правил, умение погрузить и разгрузить груз, ответственность за жизни пассажиров — это только часть того, о чем постоянно приходится заботиться профессиональному шофёру.
Своим появлением эта профессия обязана такому изобретению, как самодвижущая конструкция, то есть автомобиль. Интересен тот факт, что изначально шофёр, или более правильно — «шоффер», как их называли во Франции, где в XIX веке и появилась эта профессия, представлял собой… кочегара парового автомобиля, важнейшей задачей которого было следить за топливом. Только в середине ХХ столетия профессия шофёр становится актуальной и востребованной.…

Сейчас уже можно утверждать, что автомобиль — это действительно не роскошь, а средство передвижения. Давно прошли те времена, когда человек всю свою жизнь мог провести в одной местности, которую можно было обойти пешком. Сегодня нам приходится переезжать из одного города в другой, перевозить различного рода грузы, а живя в мегаполисах, быстро достичь места своей работы мы можем, только воспользовавшись услугами общественного транспорта или такси. Исходя из этого, можно утверждать, что без услуг шофёра сегодня просто невозможно обойтись
Шофёр должен обладать хорошим здоровьем и определённой физической подготовкой. Среди обязательных профессиональных качеств нужно отметить внимательность, наблюдательность, предусмотрительность и отменную реакцию. Тем, кто готовится стать водителем общественного транспорта, к вышеперечисленным требованиям нужно добавить самообладание, выдержку и коммуникабельность.
Невозможно стать шофёром, не имея водительских прав, поэтому первая ступенька — это
автошкола или профессиональное техническое училище. Вторая ступенька — это практика: по некоторым расчетам, мастерство шофёра начинается после 30 тысяч наезженных километров. При желании можно существенно расширить водительские рамки, продолжив образование в высших учебных заведениях в отрасли автотранспорта и стать, например, инженером автомобилестроения или инженером по строительству дорог.

 Сегодня некоторые из нас могут испытать профессию шофера на себе. Я предлагаю два вакантных места. Игра –«Шофер» (кто быстрее доставит груз)

Мы автобус ожидали.

Мы автобус ожидали (руку козырьком, смотрим вдаль)

Увидали, побежали (бег на месте)

Заскочили, покачались (раскачиваемся в стороны)

И в салоне потолкались (раскачиваются)

У окошка место есть (рука козырьком к глазам)

Кто устал тот может сесть ( присели)

И про слабых не забыли (отрицательно качают головой)

Быстро место уступили (встали)

Мы к соседям повернулись (поворачиваются в одну и в другую сторону)

И друг другу улыбнулись ( улыбаются)

По плечу похлопали ( хлопают)

И к выходу потопали (шагают)

Вежливо извиняемся (наклоняют голову)

Местами мы меняемся (меняются)

До поручней дотянулись (тянутся)

Вышли все и обернулись (шагаем и оборачиваемся)

Всем ладошкой помахали (машут)

И вприпрыжку поскакали (скачут)

Учитель

Но как же ничего не сказать о профессии –учитель.

 Ведь если б не было учителя то не было бы не шофера не врача и не строителя.

Никто б и никогда не сосчитал и прочитал

Ни умных книжек, суп не сварил. Товар бы не продал.

Профессии прекрасней нет на свете

Источник знаний он несет всем детям

Учитель всех людей кумир

С которым познается мир.

Ведущий:

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает.

Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык/знание. И лишь в 18 — 19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире.…

В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста
Основная компетенция успешного учителя, не зависимо от преподаваемой дисциплины и аудитории — эффективная коммуникация. Именно она позволяет донести знания, мотивировать к труду, управлять конфликтами в коллективе. На втором месте — отличное знание предмета. На третьем — терпение, терпение и ещё раз терпение.
Система образования предлагает широкие возможности обучения для тех, кто хочет стать учителем. Главное решить, что именно и в каком формате Вы хотите преподавать. Если обожаете возиться с малышами, можете стать воспитателем детсада или младшей школы, чему научитесь в педучилище или пединституте. Для того, чтобы преподавать в вузе, необходимо получить как минимум полное высшее образование, а в идеале — научную степень.

Ведущий: Много хороших профессий на свете

Себе выбирайте профессию дети.

Я надеюсь, что в будущем вы все выберете интересную и полезную профессию.






Предварительный просмотр:

«Метод проектов как развитие творческих способностей обучающихся».

                              Рогозина Л.И. учитель изобразительного искусства

                              МКОУ «Самохваловская СОШ»

« Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и пойму
»

Мир, в котором мы живем, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее.
Стоящие перед современным образованием цели и задачи

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики меня привлекает то, что обучающиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности обучающихся

Удовлетворенность появляется тогда:

  • когда ученик получает результат деятельности, значимый для него лично и/или для других людей;
  • когда ученик овладевает разнообразными приемами и техниками выполнения работы;
  • когда ученик получает новые знания и продвигается в познавательном плане.

Описываемый опыт помогает решить несколько задач:

  во-первых, повышение интереса обучающихся к изобразительной деятельности, появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;

  • во-вторых, появление возможности для учащегося проявить себя в личностном плане: выявить сознательное творческое отношение к выполняемой работе, показать умение работать разными материалам и техниками и доводить работу до конечного результата.

Актуальность опыта.

Состоит в создании системы работы над художественным произведением, направленной на развитие творческих способностей (познавательных потребностей каждого ребенка) и удовлетворение выполненной работой.

Новизна заключается в:

  • технологичном подходе к организации изобразительной деятельности через метод проектов;
  • формировании у обчающихся надпредметных умений (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество);
  • расширение арсенала изобразительных средств с целью достижения наибольшей художественной выразительности.

Творческий проект.

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить ”, т.е. в общественном смысле это означает “ искать ”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приемам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда.

Формы организации деятельности учащихся.

Проекты в зависимости от сложности замысла конечного продукта могут быть различными по продолжительности:

  • краткосрочный;
  • средней продолжительности;
  • долгосрочные.

Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.

Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. 

Все названное способствует не только усвоению знаний, умений, навыков, но и развивает творческие способности ребенка. Здесь очень важно замотивировать, заинтересовать и показать социальную значимость того, что делает ребенок.

  • План работы над проектом.
    Предварительная подготовка учителя.
     
  • 1 .Определить тему проекта.
  • 2. Продумать ключевые понятия темы.
  • 3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  • 4. Представить возможные итоговые работы.
  • 5 .Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
  • Первый этап (проектировочный)
  • 1 . Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
  • 2 . Учитель уточняет или задает наводящие вопросы, обращает перечень вопросов, сформулировав несколько тем.
  • 3 . Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
  • 4 .Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
  • 5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это презентация, публикация- обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена( рис, описание модели, макет)
  • 6 . Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
  • Второй этап (практический) 
  • 1. Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
  • 2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
  • 3 . Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
  • Заключительный этап.
  • 1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
  • 2. Оглашается последовательность выступления групп.
  • 3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания .

Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.

Проект на уроке изобразительного искусства это всегда решение художественно-творческой задачи. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над темой необходимо  сформулировать тему, работа над которой  потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:

- умение находить нужную информацию;

- способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;

- умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:

- умение выдвигать  новые идеи выполнения проектного  задания в соответствии с возрастом;

- создавать проекты  отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;

- умение уместно использовать средства и  способы творческой деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету “изобразительное искусство” ведётся по определённому плану:

1. Информационный этап - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо:

- обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

- проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

- создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

2. Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо:

- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

- выделить среди них наиболее удачные;

- помочь учащимся составить план работы над проектом.

3. Поисковый этап - определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. На этом этапе учителю необходимо:

- составить список возможных источников информации;

- следить за ходом исследования;

- проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

- корректировать деятельность участников проекта;

- обобщать промежуточные результаты.

4. Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе учителю необходимо:

- организовать консультирование по обобщению материалов;

- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

- продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

- выбрать форму представления проектов.

5. Этап представления и защиты проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо:

- определить время и форму защиты проектов;

- подготовить сценарий защиты проектов;

- оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

6. Аналитический этап - анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

Ниже перечислены примерные темы проектов и возможные результаты (“выходы”) проектной деятельности обучающихся .

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и работа в группах.

1) Индивидуальная работа. Проект “Искусство на улицах твоего города”.

Создание индивидуального произведения с последовательным усложнением композиции на каждом последующем уроке, имеющем разные задачи и преследующем одну цель.

Темы уроков

Учебная задача
(что узнают, чему научаются)

Изобразительная техника исполнения

Материалы

1. Парки, скверы, бульвары.

Знакомство с разными видами парков, дизайном парков, скверов, Овладение способами изображения природы в разных состояниях, изображение парков, скверов, бульваров города.

Усвоение основ перспективы.

Живопись ”по сырому”

Бумага гуашь, тонкая и толстая кисть.

2. Ажурные ограды.

Дать представление о создании ажурной решетки. Развитие интереса к работе художника в окружающей среде города.

Воспитание эмоциональной отзывчивости на многообразие форм в природе. Овладение технологией конструирования ажурной решетки или ворот.

Прорезная аппликация из черной бумаги.

Черная бумага, ножницы, клей.

3. Фонари на улицах твоего города.

Знакомство с видами фонарей.

Конструирование формы фонаря в соответствии с выбранным стилем.

Аппликация или бумажная пластика.

Цветная бумага, ножницы, клей.

4.Транспорт в городе.

Знакомство с машинами разных времен. Развитие наблюдательности.

Изображение транспорта определенного времени.

Рисунок фломастерами и вклеивание его в основную композицию.

Бумага, фломастеры,ножницы, клей.

5.Люди на улицах города.

Закрепление знаний рисования фигуры человека в движении. Знакомство с культурой, одеждой определенного времени.

Изображение фигур людей в одеждах определенного времени.

Рисунок фломастерами и лоскутная аппликация и вклеивание их в основную композицию.

Бумага, фломастеры,ножницы, клей, лоскутки ткани.

Итог: создание индивидуальных работ со сложной композицией, выражающей определенный характер эпохи и традиции времени. Могут быть использованы для оформления школы, класса.

2) Совместно-индивидуальная работа. Проект “Искусство твоего народа”.

Представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом совместно поставленной задачи или с воплощением замысла общей композиции. Индивидуально выполненные части, элементы композиции в конце работы собираются в единое целое.

Темы уроков

Учебная задача
(что узнают, чему научаются)

Изобразительная
техника исполнения

Материалы

1. Пейзаж родной земли.

(Коллективная работа по группам 8–10 человек)

Закрепление способов изображения природы в разных состояниях.

Основ перспективы.

Совершенствование опыта общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность.

Изображение пейзажа русской природы.

Элементы соревнования.

Живопись.

Бумага большого формата, гуашь, тонкая и толстая кисть.

2. Образ традиционного русского дома (изба).

Знакомство с народными традициями постройки жилого деревянного дома, видами деревянных построек, конструкцией избы, значением ее частей.

Индивидуальное конструирование проекта деревянного дома (избы).

Подготовка материала. Аппликация из гофрированного картона.

Гофрированный картон, с одной стороны которого снят верхний слой, ножницы, клей.

3. Украшение деревянных построек и их значение.

Изба – как образ лица человека; окна – очи дома - украшались наличниками; фасад – чело дома – лобной доской, причелинами.

Украшение проекта деревянных построек наличниками, причелинами, лобной доской и др.

Прорезная аппликация.

Верхний слой бумаги, снятый с гофрированного картона, ножницы, клей.

4.Деревня – деревянный мир.

(Коллективная работа по группам 8–10 человек)

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы… Единство природы и построек, выполненных людьми.

Основы перспективы.

Совершенствование опыта общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность.

Элементы соревнования.

Конструирование макета деревни.

Наклеивание, выполненных индивидуально домов, в коллективную работу “Пейзаж русской природы”.

Ножницы, клей.

Итог: создание нескольких коллективных панно с изображением русской деревни, в которых показана гармония жилья и природы и которые используются для оформления школы, класса или мероприятий, посвященных русской культуре.

Социальная значимость работ учащихся поднимает их на новый этап развития. Ребенок создал свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, и сам серьезно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им произведение. Ему хочется забрать работу домой, сохранить ее на память.

Отличные результаты при выполнении проекта показывают учащиеся в подростковом возрасте. После выполнения проекта “Уютная школа” обучающиеся так ответили на вопросы анкеты.

Какие собственные открытия были сделаны в ходе проекта?

  • Я могу самостоятельно работать и выполнять сложные задачи.
  • Открыл в себе художника.
  • Дружба помогает.

Совпало ли ваше представление и полученный результат проекта?

  • Совпали, потому что мы работали командой.
  • Да совпало, потому что мы делали то, что задумали.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима  координация  деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома.

Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства:

- “Журнал мод Василисы Прекрасной”.

- “Создание герба своей школы”.

- “Музей народных промыслов”.

Недельные проекты выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла:

- подготовка и проведение викторин;

- конкурс “Цветы России” в технике аппликации или коллажа.

Возможные результаты (“выходы”) проектной деятельности школьников: альбом; газета; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка; наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном мире.