Учителю химии

Константинова  Инесса Владиславовна

Для учителя химии представлены самостоятельные работы по химии для 10 класса. 

Конспект урока и презентация по теме: Состав воздуха. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме:

Алканы. Изомерия. Свойства

Вариант 1

1. Дайте названия соединениям:

2. Напишите уравнения реакций: а) термического разложения метана, б) первой стадии хлорирования этана, в) изомеризации пентана; г) горения пропана в кислороде.

3. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 83,3 %. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 36.

Самостоятельная работа по теме:

Алканы. Изомерия. Свойства

Вариант 2

1. Дайте названия соединениям:

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

3. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором составляет 15,79  %. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 3,93

Самостоятельная работа по теме:

Алканы. Изомерия. Свойства

Вариант 3

1. Дайте названия соединениям:

3. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 81,8 %. Относительная плотность паров этого вещества по азоту  равна 1,07.

Самостоятельная работа по теме:

Алканы. Изомерия. Свойства

Вариант 3

1. Дайте названия соединениям:

2. Напишите уравнения реакций: а) горения пропана в кислороде; б) первой и второй стадии хлорирования пропана; в) дегидрирования этана

3. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода  в котором составляет 25 %. Относительная плотность паров этого вещества по кислороду  равна 0,5



Предварительный просмотр:

Решение задач

Тема: Смесь газов.

Нахождение формулы вещества

по уравнению реакции.

Вариант 1

  1. Смесь этана и этена объемом 2,5 л пропустили через бромную воду, при этом образовался 1,2-дибромэтан массой 9,4 г. Определите объемную долю каждого газа в смеси.
  2. Найдите молекулярную формулу алкена, 7 г которого способны  присоединить 16 г брома.

Решение задач

Тема: Смесь газов.

Нахождение формулы вещества

по уравнению реакции.

Вариант 2

  1. Смесь бутана и бутена объемом 50 л взаимодействует с бромом массой 120 г. Определите объемную долю каждого газа в смеси.
  2. Диеновый углеводород массой 5,4 г полностью прореагировал с 4,48 л хлороводорода. Найдите молекулярную формулу углеводорода.



Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (8класс)

Тема урока: «Воздух. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений».

Цель урока: Изучение состава воздуха и зависимость состава  воздуха как от природных факторов, так и от хозяйственной деятельности  человека. Познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с загрязнением воздуха, и показать необходимость охраны атмосферного воздуха.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о составе воздуха;
  •  АКТУАЛИЗИРОВАТЬ знания, полученные о составе воздуха из курса природоведения, биологии, географии;
  •  сформулировать понятие об инертных газах, их открытии, применении;
  • установить причинно - следственных связи на основе переработки информации;

Развивающие: 

  • развитие самостоятельности, наблюдательности,
  • развитие общеучебных умений:  
  • учебно-организационных: самостоятельное планировать свою учебную деятельность.
  • Учебно-коммуникативных: выдвигать гипотезы, доказывать свою точку зрения; развитие положительной мотивации учения, коммуникативности и умения работать в команде.
  • Учебно-информационных: развитие умения обучающихся работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное.
  • Учебно-интеллектуальных: развитие логического  мышления, памяти.
  • Развитие познавательной активности ребят.

Воспитательные: 

  • Экологическое воспитание - воспитание бережного и гуманного отношения к природе, стремление к приобретению химических знаний, которые можно использовать в решении проблем по защите собственного здоровья от веществ - загрязнителей.

План-конспект.

  1. Орг.момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: ребята, сегодня, для того, чтобы изучить новую тему, нам необходимо будет повторить свойство одного простого вещества. Но для этого, нам сначала необходимо узнать, что это за вещество. Давайте узнаем.

Слайд – Фотосинтез

Растения

Солнце.

Учитель: Какое простое вещество связывает всё, что изображено на слайдах?

Учащиеся: Кислород.

Учитель: Верно, кислород. Мы его уже изучали на прошлых уроках. Далее нам необходимо повторить его свойства. Какие свойства характерны для кислорода?

Учащиеся: физические и химические.

Слайд: свойства, 2 стрелочки, физические и химические.

Учащиеся: Кто назовет физические свойства кислорода?

Учащиеся: газ, без цвета и запаха, тяжелее воздуха, плохо растворим в воде.

Слайд: физические свойства

Учитель: Верно, теперь давайте назовем химические свойства.

Учащиеся: Вступает в реакции горения с другими простыми веществами.

Слайд: химические свойства кислорода.

Учитель: Таким образом, всё, что мы знаем о кислороде представлено в таблице.

Слайд: таблица свойство кислорода и углекислого газа.

Учитель: назовите черты сходства и отличий углекислого газа и кислорода.

Признаки

Кислород

Углекислый газ

Сходство

газ

газ

Отличия

Простое вещество

Сложное вещество

Поддерживает горение

Не поддерживает горение

Образуется при фотосинтезе

Образуется при дыхании

  1. Изучение новой темы.

Учитель: Газы кислород и углекислый газ входят в состав какого объекта природы?

Слайд: атмосфера Земли.

Учащиеся: Входят в состав атмосферы.

Учитель: Что составляет основу атмосферы?

Учащиеся: Воздух.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим состав воздуха, узнаем какие газы входят в его состав и определим в каком соотношении они находятся. Так же мы с вами обсудим экологические вопросы: загрязнения атмосферы и защита воздуха от загрязнителей.

        Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока:  «Воздух. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений».

Слайд: тема урока

Учитель: Для того, чтобы определить процентное соотношение этих газов в составе воздуха, нам необходимо решить задачу.

Задача: Ученые определили, что в 500 л воздуха на долю азота приходится 390 л, на долю кислорода 105 л, углекислого газа – 0,15 л, благородные газы – 4,7 л, примесей 0,15 л. Найдите процентное соотношение газов по объему.

Учащиеся решают задачу.

Учитель: Давайте сравним наши полученные данные с данными ученых.

Слайд: Состав воздуха:  

Азот – 78%                                                                                                                                                                                                                                                                    

Кислород-21%,

Благородные газы- 0,94%;  

Углекислый газ – 0,03%

Примеси – 0,03 %.

Учитель: Теперь мы знаем состав воздуха и доказали его решением задачи. Кто же занимался изучением воздуха. И его составом? Давайте узнаем.

В 1772 году шведский химик  К.Шееле исследовал состав воздуха. Были открыты главные части атмосферного воздуха: кислород, который он назвал «огненным воздухом», и азот, названный «испорченным воздухом».

Опыт Пристли

Учитель: Для того, чтобы изучить воздух далее, нам нужно прослушать одно сообщение, которое подготовил ______________

Сообщение ученика: Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованиями газов. Для опытов им были нужны тонкие пробирки, которые изготовлялись только в Германии. Но посылки облагались высокими налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы избежать этого, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу бесплатно, посылки с пробирками снабжались этикеткой "Осторожно! Немецкий воздух". У служащих на почте не было расценок на провоз воздуха, и они решили, что воздух можно пересылать бесплатно.

Учитель: Ребята, а мы понимаем ценность воздуха, мы можем сказать, что воздух не имеет для нас никакого значения?

Человек в среднем потребляет в сутки один килограмм пищи, 2-3 килограмма воды, а воздуха 25 килограммов! А вы знаете, что если без пищи человек может прожить до 50-и дней, без воды - несколько дней, то без воздуха – менее 10 минут. (в виде слайда).

Учитель: Уже в Древней Греции и Риме ученые и философы говорили о воздухе. Давайте послушаем сообщение _______________

Сообщение ученика: Древнегреческий философ и ученый Аристотель говорил своим ученикам «Природа не терпит пустоты». Аристотель правильно считал, что воздух, которым мы дышим, мгновенно заполняет любую пустоту. Но делал неправильный вывод, что сам по себе воздух ничего не весит. И эта ошибка просуществовала почти полтора тысячи лет, прежде чем итальянский ученый Г.Галилей предположил, что воздух имеет свою собственную массу, хотя и очень маленькую. Например, чистый воздух без пыли, дождя и дыма легче воды почти в 800 раз. Один наперсток воды весит больше, чем целый литр воздуха.

(слайд)

Учитель: Ученые подсчитали, что на вашу ладонь постоянно давят 150 кг воздуха, а на все тело около100 тонн. Вы удивлены? Почему мы не чувствуем, что воздух давит на Землю и на нас?

Учащиеся: Все наше тело, каждая клеточка организма пронизаны тем же самым воздухом, и он давит изнутри с такой же силой, как и снаружи. Оба эти давления уравновешивают друг друга. И поэтому мы не замечаем силы в десять тонн, с которой атмосферный воздух давит на нас.

Учитель: так зачем нам необходим воздух?

Учащиеся: Воздух нужен для дыхания, для сжигания различных веществ.

Сжатый воздух работает в тормозных колодках автобусов и троллейбусов, он открывает двери в транспорте, им заполнены  шины колес.

Сжатый воздух помогает малярам распылять краску и побелку. А мы с помощью сжатого воздуха распыляем духи и дезодоранты.

(слайд «Воздух и его значение»).

Учитель:  У других планет тоже есть атмосфера, но она по своему составу сильно отличается  от атмосферы нашей планеты. Рассмотрим диаграмму состава атмосферы Земли и Марса.

(слайд Атмосфера Марса и Земли).

Учитель: что вы можете сказать о составе атмосферы двух планет?

Учащиеся комментируют диаграммы, делают вывод.

Учитель: для того, что закрепить  изученный материал о составе воздуха, решим задачу.

Задача 1. В сутки через легкие человека проходит примерно 4000 литров воздуха, а за 45 минут урока – более 11 литров. Сколько этот составит кислорода?

Учащиеся решают задачу.

Учитель: Предположите свойства воздуха, основываясь на знаниях свойств простого вещества кислорода.

Слайд «Свойства кислорода и воздуха».

Ответ: Кислород поддерживает два жизненно важных процесса: дыхание и горение.

Учитель: Подумайте над вопросом: Почему состав воздуха остается постоянным в течение длительного времени, хотя кислород расходуется на дыхание живых существ и горение?"

Ответ: В процессе фотосинтеза, происходящего во всех зеленых растениях выделяется кислород и поглощается углекислый газ.

Слайд «Фотосинтез».

Учитель: Под действием солнечной радиации молекулы газов распадаются на атомы. Атомы кислорода могут присоединиться к другим молекулам кислорода с образованием озона. Максимальная концентрация озона находится на высоте 20-25 км, формируя озоновый слой,

- Что такое озоновый слой? Зачем он нам нужен?

Ученики: озоновый слой защищает нашу планету от губительного ультрафиолетового излучения Солнца.

Учитель: Сейчас мы затронем самую злободневную и животрепещущую тему - об охране земной атмосферы! Охрана воздуха от загрязнений - одна из самых важных проблем не только в нашей стране, но и на всей планете.

Сообщение учащегося: Закон  короля Англии Эдуарда IV о запрещении использования каменного угля для отопления домов в Лондоне во избежания загрязнения города продуктами сгорания угля был принят в 1273 году.

В соответствии с Федеральным Законом «Об охране атмосферного воздуха» под атмосферным воздухом понимается «жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений».

Учитель: Чистый воздух – это сокровище нашей Земли. В России в 1992 году был принят Закон об охране окружающей природной среды. К сожалению, воздух наших городов чистым не назовешь. Назовите основные источники загрязнения воздуха.

Учащиеся: Атмосфера загрязняется как по естественным причинам (извержение вулканов, пыльные бури), так и из-за хозяйственной деятельности человека. Источником загрязнения являются также автомобили и другие виды транспорта, тепловые электростанции. Оксиды азота, углерода, серы - самые распространенные газообразные загрязнители, делающие атмосферу неблагоприятной для жизни человека и животных.

Сообщение учащегося: Подсчитано, что больше всего загрязняют атмосферу: ТЭЦ-28%, предприятия черной металлургии-24%, нефтехимии-15,5%, автотранспорт-13%, предприятия цветной металлургии-10,5%, заводы стройматериалов- 8%. Возле крупных теплоэлектростанций и металлургических комбинатов начисто погибает вся растительность, земля превращается в мертвую зону.

Сообщение учащегося: У меня было задание: найти информацию о загрязнении воздуха в городе Казани. Я нашел информацию на сайте мэрии Казани. Самые загрязненные районы: Кировский, Вахитовский, Авиастроительный. С наименьшим содержанием вредных газов – Приволжский.

Учитель: Как такая обстановка сказывается на нашем здоровье?

Учащиеся: В больших городах повышается число людей с заболеваниями верхних дыхательных путей.

Учитель: Как можно обеспечить достаточную чистоту воздуха в промышленных районах и городах?

Учащиеся: можно за счет увеличения высоты труб промышленных предприятий. Чем выше труба, тем сильнее тяга, тем чище воздух.

Во избежание влияния вредных выбросов создаются санитарно-защитные зоны. Однако самый лучший способ- это перевод предприятий на замкнутый производственный цикл, при котором вообще отсутствуют вредные выбросы. Движение грузового транспорта в городах организуют только по отведенным для него магистралям, по кольцевым дорогам, в объезд городов.

Все менее ядовитым  стараются сделать горючее.

К бензину добавляют различные вещества, снижающие токсичность выхлопных газов. На улицах городов появляются в большом числе автомобили, работающие на природном газе.

Уже создан автомобиль, работающий на водороде. Разработаны модели машин, использующих солнечную энергию.

Учитель: А на сегодняшний день, что делается для того чтобы воздух был чистым и здоровым?

Учащиеся: В трубах заводов устанавливаются фильтры, автомобили проходят проверку на состав  выхлопных газов, высаживается большое количество деревьев.

Деревья можно назвать санитарами, так как они выделяют кислород и очищают воздух от пыли.

Учитель: Давайте подведем итоги урока. Что нового вы узнали? Чему удивились?

Учащиеся: говорят о том, что они узнали.

Решите задачу: На каждые 10км. пути с выхлопными газами грузового автомобиля в атмосферу попадают 700г. углекислого газа и 70г. оксида азота (IV). Чему будет равна масса вредных выбросов при перевозке груза из г. Казани  г. Набережные Челны, если самый короткий путь по трассе составляет 228 км.

     Д.з. § 22, стр. 60-62. Творческое задание: Найти информацию о процентном содержание углекислого газа в 19 и 20 веке. И сегодня. Точные цифры в процентах.                          

Опорный конспект урока по теме: «Воздух».

  • Без пищи дней,  без воздуха – менее 10 минут.
  • Человек в среднем потребляет в сутки один килограмм пищи, 2-3 килограмма воды, а воздуха 25 килограммов!

Условие задачи:

Ответ:

Имеется пятилитровая банка с воздухом. Сколько в ней литров кислорода?

Какой объем занимает азот в 4 – литровой банке с воздухом?

Сосуд какой емкости надо взять, чтобы в нем оказалось пять  литров кислорода?

Сколько кислорода в нашем кабинете, если объем кабинета 220 м3, а объемы присутствующих тел не учитывать

Состав атмосферы Земли

Состав атмосферы Марса

  • Азот -  78%
  • Кислород –  20-21%%
  • Углекислый газ – 0,03%
  • Инертные газы (в основном аргон) –  1%
  •  Прочие примеси (водяной пар, пыль, оксиды серы и азота).

  • Азот - 2.7%
  • Кислород - 0.13%
  • Углекислый газ        - 95.32%
  • Аргон -         1.6%
  • Прочие примеси (угарный газ,

водяной пар)        

 

Физические свойства воздуха

Применение воздуха

  • Газообразный;
  • Без запаха;
  • Бесцветный;
  • Немного растворяется в воде;
  • Имеет маленькую плотность;
  • При нагревании  расширяется,          при охлаждении – сжимается;
  • Упруг;
  • Плохо проводит тепло.
  • Для дыхания;
  • Для сжигания различных веществ;
  • Сжатый воздух - в шинах колес;
  • Воздух работает в тормозных колодках автобусов и троллейбусов;
  • Теплый воздух позволяет путешествовать людям на воздушном шаре;
  • Сжатый воздух помогает малярам распылять краску и побелку;
  • С помощью сжатого воздуха распыляют духи и дезодоранты;
  • На сжатом воздухе работает аттракцион «воздушный замок».

Источники загрязнения воздуха Новочебоксарска:

Как делают  воздух чистым и здоровым?

  • Выхлопные газы автотранспорта;
  • Выбросы газов промышленных предприятий ( в первую очередь ТЭЦ, где сжигают топливо; ОАО«Химпром» - самый большой завод нашего города, завод строительных материалов и др.);
  • Сжигание мусора.
  • В трубах заводов устанавливаются фильтры;
  • Автомобили проходят проверку на выброс выхлопных газов;
  • Озеленение города - высаживается большое количество кустарников и деревьев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Растения Солнце Фотосинтез

Слайд 3

Растения Солнце Фотосинтез кислород

Слайд 4

Свойства кислорода Физические газ, без цвета и запаха, тяжелее воздуха, плохо растворим в воде. Химические Вступает в реакции горения с другими простыми веществами.

Слайд 5

Сравнение свойств кислорода и углекислого газа Признаки Кислород Углекислый газ Сходство Газ Отличия Простое вещество Поддерживает горение Образуется при фотосинтезе

Слайд 6

Сравнение свойств кислорода и углекислого газа Признаки Кислород Углекислый газ Сходство Газ газ Отличия Простое вещество Сложное вещество Поддерживает горение Не поддерживает горение Образуется при фотосинтезе Образуется при дыхании

Слайд 7

Атмосфера Земли.

Слайд 8

Тема урока: Воздух. Охрана от атмосферного воздуха от загрязнений.

Слайд 9

Определим процентное содержание газов в воздухе: Ученые определили, что в 500 л воздуха на долю азота N 2 приходится 390 л, кислорода O 2 - 105 л, углекислого газа CO 2 – 0,15 л, благородные газы – 4,7 л, примесей 0,15 л. Найдите процентное соотношение газов по объему.

Слайд 10

Процентное содержание газов по объему: Азот – 78% Кислород-21%, Благородные газы- 0,94%; Углекислый газ – 0,03% Примеси – 0,03 %.

Слайд 11

1733 - 1804 ДЖОЗЕФ ПРИСТЛИ 1771 г.

Слайд 12

Жозеф Луи Гей-Люссак Александр фон Гумбольдт

Слайд 13

В сутки: Пищи - 1 кг Воды – 2-3 кг Воздуха – 25 кг.

Слайд 14

1 литр воздуха

Слайд 15

Воздух и его значение Для дыхания,сжигания различных веществ; Сжатый воздух - в шинах колес; Воздух работает в тормозных колодках автобусов и троллейбусов; Сжатый воздух помогает малярам распылять краску и побелку; С помощью сжатого воздуха распыляют духи и дезодоранты;

Слайд 17

Определите объем азота в 5 литрах воздуха на Земле и на Марсе.

Слайд 18

Задача № 2. В сутки через легкие человека проходит примерно 4000 литров воздуха, а за 45 минут урока – 12 литров. Сколько литров кислорода пройдет через легкие за время урока?

Слайд 19

Фотосинтез

Слайд 20

Отличается от лесного воздуха наличием выбросов : ( загрязняющих и ухудшающих воздух ) от автотранспорта ( в Москве - 90% всех загрязнений) от котельных установок от промышленных предприятий Автомашины выбрасывают в атмосферу : углекислый газ СО 2 , сернистый газ SO 2 , оксиды азота NO и NO 2 , угарный газ СО , формальдегид НСОН , а также сажу Металлургические предприятия выбрасывают в воздух : сернистый газ , угарный газ , формальдегид , циановодород НС N Алюминиевые заводы фтороводород Н F Целлюлозно – бумажныые комбинаты сероводород , хлор , фенол C 6 H 5 OH и формальдегид , Городской воздух