Родителю
Уважаемые родители! Вам в помощь следующие памятки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_v_organizatsii_vospitaniya_v_seme.doc | 39 КБ |
psihologicheskie_aspekty_podgotovki_shkolnikov_k_sdache_gia.doc | 47 КБ |
roditelyam_pamyatka_pamyat.docx | 13.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные стили родительского воспитания детей в семье
Стиль воспитания | Требова- тельность | Контроль | Эмоции | Модель общения | Реакции детей | Возможный результат |
демократический | справедливая | на основе разумной заботы | теплые чувства | личностно–ориентированная | самостоятельность со знанием дела | оптимальный тип развития личности |
авторитарный | жесткая, запреты без объяснения причины | жесткий, часто некорректный | отсутствует | «дисциплинарная» | замкнутость, приспособление, безынициативность | пассивность, агрессивность |
гиперпротекция: «самостоятельный ребенок» | отсутствует, нет взрослого как образца | периодический, слабый | недостаток теплых чувств | «невмешательство» | непредсказуемость | неустойчивый, тип личности, асоциальность |
потворствующий | отсутствует, ребенок предоставлен сам себе | отсутствует; не критичное отношение к поведению | при нарушении поведения – лишение теплых чувств | «заискивающая» | непредсказуемость | неустойчивый, эпилептический тип личности, некритичность, приспешничество |
доминирующая гиперопека | отсутствует, нет самостоятельности | чрезмерный, за каждым шагом, минутой, мыслью | излишняя забота | по поводу запретов, мелочная опека | эгоцентризм, несамостоятельность | вседозволенность, несамостоятельность |
потворствующая гиперопека: «кумир семьи» | отсутствует | слабый, большая забота | восторженное любование, обожание | вокруг желаний и прихотей ребенка | завышенные притязания, получение желаемого без труда | истероидный, эпилептический тип личности, не может постоять за себя |
эмоциональное отвержение: «золушка» | повышенная | жесткий | отсутствует | полная потеря контакта | равнодушно – жесткая | мечтатель; жестокость; трудности общения |
в условиях жестких отношений между родителями | открытая агрессия к ребенку | жесткий; побои за непослушание | каждый сам за себя | по поводу поведения | страх наказания, ложь, жестокость | эпилептический тип личности, индивидуализм, жестокость |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ ГИА И ЕГЭ
По своей сути ЕГЭ и ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ГИА. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, старшеклассники посещают курсы, покупают различные пособия для подготовки к ГИА. Родители нанимают репетиторов. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников. По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: - сомнение в полноте и прочности знаний; - сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание; - психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе: - стресс незнакомой ситуации; - стресс ответственности перед родителями и школой. Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ГИА для детей: - познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ГИА, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности являются всего периода обучения в школе!); - личностные – обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых; Считаю, что основным, наиболее важным направлением подготовки является психологическое просвещение и профилактика для выпускников. Для всех учащихся 9 классов во втором полугодии будут проводиться занятия «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с тревогой», данные темы включены в программу психологической подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА «Скорая помощь». На занятиях будут обсуждаться вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, использовать методы релаксации и активизации, приёмы снижения экзаменационной тревожности , как организовать день на кануне экзамена, настроить свои мысли на успех, как вести себя на Экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ.
Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ, учителям- предметникам и классному руководителю. Учителям-предметникам необходимо: - адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; - исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности; - организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету; - индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей; - провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения; - проанализировать результаты пробного тестирования и др.; - составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ГИА и ЕГЭ. Классный руководитель, является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива. Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ГИА и ЕГЭ предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают: 1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации; 2) осуществление постоянной связи родитель-учитель-ученик; 3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА и ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры; 4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации. Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления: 1. Знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Саратовской области, управления образования Калининского МР о проведение ГИА и ЕГЭ. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ЕГЭ и ликвидировать пробелы. 2. организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог- позитивное отношение школьников к проведению ГИА и ЕГЭ в районе; 3. проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль (аттестат особого образца). Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:
Работа классного руководителя с родителями заключается: 1. в оказании помощи в изучении нормативно-правовой базы ГИА и ЕГЭ; 2. в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися ГИА и ЕГЭ. 3. в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся; 4. в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для экзамена. Для учащихся о профилактике «экзаменационных стрессов». Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно.
Во время экзамена необходимо: 1) во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно. Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. Лучше всего подходит минеральная вода, т.к. она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить простую чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки бесполезны и вредны. 2) вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий головного мозга. Если доминирует одно из них- правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ними задачи. Но можно восстановить гармонию, применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. 3) следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание».Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющую нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков. 4) самовнушение не помешает, думайте о себе только положительно: «Я умница, я всё сдам!», Я спокоен и все мои умения проявят себя». | |
Предварительный просмотр:
Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.
Ассоциации.
Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации. Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли «цепляет», затрагивает старую, уже известную. использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д. Поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.
Схематический образ.
К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается словами, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.
Опорные пункты.
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и пр. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Структурирование материала.
Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных действий. К ним, в первую очередь, относится структурирование материала, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Данный прием позволяет успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направлен на упорядочение ее.
Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.
Ассоциации.
Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации. Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли «цепляет», затрагивает старую, уже известную. использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д. Поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.
Схематический образ.
К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается словами, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.
Опорные пункты.
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и пр. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Структурирование материала.
Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных действий. К ним, в первую очередь, относится структурирование материала, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Данный прием позволяет успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направлен на упорядочение ее.