Методический семинар
Повышение уровня образованности и воспитанности через применение модульно-рейтинговой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_urovnya_obrazovannosti_cherez_mrt.doc | 209.5 КБ |
mrt_stv.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Повышение уровня образованности
и воспитанности через применение модульно-рейтинговой технологии
Современное общество претерпело серьёзные изменения, как в социально-экономическом, так и в культурном, ценностном отношении. Всё это не могло не отразиться на образовании – важнейшей сфере ценностного становления и культурного развития общества. Появилась необходимость в пересмотре принципиальных основ образования, обучения, воспитания.
«Современная школа – это школа развития личности ребёнка», - отмечают психологи. «Свобода, творчество, самооопределение – основные принципы современной школы», - отмечают педагоги.
Все мы знаем, что математика один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у учащихся тоже разные. В каждом классе есть такие дети, имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей всё же больше. Наша работа связана с целым рядом трудностей. Одна из них: обилие теоретических сведений, которые учащиеся должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить всех учащихся нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.
Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить учащихся к активному и осознанному усвоению знаний? Каждый из нас, наверно, постоянно задаёт себе эти вопросы. Не может быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Таким образом, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.
Современное образование – это личностно-ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его усвоения, что требует от учителя осуществления индивидуального подхода к учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся, подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся. Развитие личности является основной целью личностно-ориентированного образования. Поэтому овладение теорией и технологией развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя.
Значит, перед каждым из нас постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого учащегося в классе.
Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование.
Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в деле. Суть моей работы – умение учить всех хорошо. В самой простой обычной школе. В самом простом обычном классе. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее, в любом из них, даже в самом «безнадёжном». Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться.
Одной из технологий, выбранных мной для работы, стала модульно-рейтинговая технология, которая позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном режиме, самостоятельно или с помощью учителя и товарищей, предоставляя выбор - как освоить материал, на достаточном или более высоком уровне. Именно эта технология позволяет ученику приобрести такие необходимые ему умения и навыки самостоятельной работы при изучении нового материала, навыки работы в группе, позволяет даже самому нерадивому ученику почувствовать свою успешность (на том уровне, который ему доступен).
Систематическое измерение знаний принципиально отличает МРТ от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в модульно-рейтинговой технологии производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу. Важнейшими составляющими педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и личностно-деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии "Педагогика сотрудничества". Идеи этой технологии вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу ФГОС.
Модульно-рейтинговая технология – технология, при использовании которой учебный курс разбивается на несколько модулей (разделов, тем, уроков).
Суть модульного построения учебного процесса:
- Курс, тема, глава разбивается на модули-уроки.
- Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям.
- Значимость каждого модуля определяется весовым коэффициентом - баллом.
В модуле представлены:
- Цели изучения модуля;
- Содержание учебной информации;
- Разъяснение к этой информации;
- Условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
- Приводятся теоретические и практические задания и рекомендации к ним.
Например:
Тема: «Модуль числа» | 6 класс | |
1 | Работа с учебником (стр.159-160). Рассказать соседу по парте. Ответить на вопросы (стр.160) | 2 балла 5 баллов |
2 | Вопросы учителя | 1 балл за ответ |
3 | Устный счёт | 1 балл за ответ |
4 | Работа в тетради № 950, 951, 953, 956, 958 | 40 баллов |
5 | Итог урока | 1 балл за ответ |
6 | Домашнее задание с объяснением | |
Рейтинг урока 40-50 баллов оценка «5» 34-39 баллов «4» 28-33 балла «3» | 50 баллов |
Что такое “рейтинг”? Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения хорошо успевающих школьников. Итоги изучения модуля главы размещаются в рейтинговой таблице по ходу изучения модуля пунктов учениками. По окончании работы с модулем подводится общий итог, высчитывается рейтинг ученика, по количеству набранных баллов каждому ученику определяется оценка, которая выставляется в журнал.
Рейтинг курса: оценка «5» - 90-100%, «4» - 75-90%, «3» - 60-75%, «2» - менее 60%.
В рейтинговую таблицу входят и основные контрольные точки: -Выполнение задания по выбору учащихся: реферат, доклад, выступление (10 б);
-Конспект текста учебника, журнала, статьи (3б.)
-Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3б.) -- -Подготовка дополнительного материала по теме (5 б).
-Выполнение практической работы по теме (1,5-3 б).
-Решение проблемных задач по теме (5 б).
-Устный ответ – монолог (5 б).
-Самостоятельные работы (от 2 до 5 баллов)
-Помощь товарищу или анализ работы товарищей (от 3 до 5 баллов)
-Контрольная (зачётная) работа по содержанию темы (10-20 б)
С одной стороны может показаться, что данная технология дублирует классно-урочную систему – модуль-урок, балл-оценка. Так в чем отличие?
Основополагающие принципы модульно-рейтинговой системы:
- Индивидуализация обучения – ученик работает с модулем в том режим, который наиболее для него комфортен;
- Самостоятельность изучения – ученик работает над модулем полностью самостоятельно, в затруднительных случаях прибегая к помощи;
- Изучение учебного материала модулями – позволяет ученику быстро включиться в изучение материала на любом этапе;
- Открытость, объективность оценки и самооценки знаний – исключает унижение личности ученика, позволяет ученику самому оценивать свои способности и возможности, т. е. стимулирует его на добросовестную работу.
Преимущества для учеников:
- Ученик точно знает, что они должен усвоить, в каком объеме и что должен уметь после изучения модуля;
- Ученик может самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
- Учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Преимущества для учителей:
- Учитель имеет возможность индивидуализировать учебный процесс, больше внимания уделяя проблемам, возникающим у ученика;
- Учитель своевременно определяет проблемы в обучении;
Основные трудности для учащихся:
- Ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
- Ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
- Ученики сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителей:
- Отказ учителя от центральной роли в учебном процессе. Учитель организует и направляет учебный процесс, контролирует полученные результаты, в большей степени становится консультантом, помощником ученика.
- Изменение структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика. Большой объем подготовительной, консультативной и проверочной работы.
На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.
На своём опыте убедилась, что модульно-рейтинговая система усиливает моти вацию обучающегося как движущую силу его саморазвития, выраженный интерес к систематической напряженной работе над учебным материалом. Основу этому дает осознание учащимся объективного оценивания своих успехов, достижений, вера в сам факт объективного к нему подхода при оценке успеваемости. Иногда, “двоечник” оказывается в числе лучших по результатам выполнения какого-либо задания или даже модуля.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа во благо ребёнка - обязанность учителя Оптимальное сочетание инновационности и традиционализма в обучении математике Внимательный учёт индивидуальных особенностей учеников «Математика для каждого», а не «вся математика для всех» Основные принципы педагогической деятельности
«Учитель! Научи ученика!» «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». К.Д. Ушинский
Основополагающие принципы модульно-рейтинговой системы Индивидуализация обучения Самостоятельность изучения Объективность оценки и самооценки знаний
Модульно-рейтинговая технология Построение учебного процесса Тема, разбивается на модули-уроки. Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям. Значимость каждого модуля определяется весовым коэффициентом - баллом.
Модульно-рейтинговая технология Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала.
Преимущества для учеников: Ученик точно знает, что они должен усвоить, в каком объеме и что должен уметь после изучения модуля Ученик может самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности Учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе .
Преимущества для учителей: Учитель имеет возможность индивидуализировать учебный процесс Учитель больше внимания уделяя проблемам, возникающим у ученика Учитель своевременно определяет проблемы в обучении
Основные трудности для учителей : Отказ учителя от центральной роли в учебном процессе. Учитель организует и направляет учебный процесс, контролирует полученные результаты, в большей степени становится консультантом, помощником ученика . Изменение структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.
Основные трудности для учащихся: должны владеть само дисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей должны выполнять большой объем самостоятельной работы сами несут ответственность за свое обучение
Ученик Окружающая среда Учитель
Преимущества в обучении ? Расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины; Снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для преподавателя; Обучение становится личностно-ориентированным; Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя в плане подготовки к экзаменам.
Технология позволяет развивать и воспитывать Аналитическое и критическое мышление; Коммуникативные способности; Ответственность за результаты своей работы; Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя; Умение рационально распределять своё время; Чувство самоуважения.
Обучение математике с применением технологии педагогики сотрудничества решает следующие задачи: формирование нового типа мышления- теоретического, позволяющего исследовать и понять сложность мира развитие желания и умения учиться, которые обеспечивают саморазвитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения формирование таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами воспитание интереса к познанию, к поиску новых источников информации
Результаты применения модульно-рейтинговой технологии