Методический семинар

Сафина  Татьяна  Владимировна

Повышение уровня образованности и воспитанности через применение модульно-рейтинговой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_urovnya_obrazovannosti_cherez_mrt.doc209.5 КБ
Office presentation icon mrt_stv.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Повышение уровня образованности

и воспитанности через применение модульно-рейтинговой технологии

     Современное   общество  претерпело  серьёзные  изменения, как  в  социально-экономическом, так  и в  культурном, ценностном  отношении. Всё  это  не  могло  не  отразиться  на  образовании – важнейшей  сфере  ценностного  становления  и  культурного  развития  общества. Появилась  необходимость  в  пересмотре  принципиальных  основ  образования, обучения, воспитания.        

    «Современная  школа – это  школа  развития  личности  ребёнка», - отмечают  психологи. «Свобода, творчество, самооопределение – основные  принципы  современной  школы», - отмечают  педагоги.

    Все  мы  знаем, что  математика  один  из  самых  сложных  для  учащихся  и  способности  усвоения  знаний  у   учащихся  тоже  разные. В  каждом  классе есть  такие  дети,   имеют  склонность  и  интерес  к  изучению   математики, но  не  имеющих  математических  способностей  всё  же   больше. Наша  работа  связана  с  целым  рядом  трудностей. Одна  из  них: обилие  теоретических  сведений, которые   учащиеся  должны  усвоить. Поэтому  во  время  объяснения  нового  материала  мы  часто  не  в  состоянии  охватить  всех  учащихся  нуждающихся  в  дополнительных  разъяснениях, индивидуальной  помощи.

     Что  делать? Как  построить  учебный  процесс? Как  побудить  учащихся  к  активному  и  осознанному  усвоению  знаний?  Каждый  из  нас, наверно, постоянно  задаёт  себе  эти вопросы.  Не  может  быть двух  школьников, не  говоря  о  целом  классе, обладающих  одинаковым  набором  способностей, умений, поведенческих  реакций, мышления и т.д. Для  кого-то  из  детей  средний  уровень  предъявляемых  требований  оказывается  непосильным, а  кто-то, наоборот, недополучает  знаний  и  умственной  нагрузки. Одни  понимают  учителя  сразу, другим  надо  повторить,  а  третьим  необходимо  разъяснить. Таким  образом, успешность   усвоения  учебного  материала, темп  овладения  им, прочность  осмысления  знаний, уровень  развития  учащихся зависит  не  только  от  деятельности  учителя, но  и  от  познавательных  возможностей  и  способностей  учащихся, обусловленных  многими  факторами, в  том  числе  особенностями  восприятия, памяти, мыслительной  деятельности  и  физическим  развитием.

     Современное  образование – это  личностно-ориентированное  образование, основанное  на  учёте  результатов  диагностики  индивидуальных  особенностей  и  способностей  каждого  ребёнка, его отношения  к  предмету  и  возможностей  его  усвоения, что  требует  от  учителя  осуществления  индивидуального  подхода  к  учащимся, предвидения  трудностей  учебного  материала  для  отдельных  учащихся, подбора  рациональных  видов  работ  для  сильных  и  слабых  учащихся. Развитие  личности  является  основной  целью  личностно-ориентированного  образования. Поэтому  овладение  теорией  и  технологией  развивающего  обучения  становится  необходимым  условием  успешной  работы  учителя.

      Значит, перед  каждым  из  нас  постоянно  стоит  задача  создавать  такие  условия, при  которых  стало  бы  возможным  использование  фактических  и  потенциальных возможностей  каждого  учащегося  в  классе.

       Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт».  Поэтому я  не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование.

     Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в деле. Суть     моей работы – умение учить всех хорошо. В самой простой обычной школе. В самом простом обычном классе. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее, в любом из них, даже в самом «безнадёжном». Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться.

Одной из технологий, выбранных мной для работы, стала модульно-рейтинговая технология, которая позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном режиме, самостоятельно или с помощью учителя и товарищей, предоставляя выбор - как освоить материал, на достаточном или более высоком уровне. Именно эта технология позволяет ученику приобрести такие необходимые ему умения и навыки самостоятельной работы при изучении нового материала, навыки работы в группе, позволяет даже самому нерадивому ученику почувствовать свою успешность (на том уровне, который ему доступен).

         Систематическое измерение знаний принципиально отличает МРТ от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в модульно-рейтинговой технологии производится по  многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу. Важнейшими составляющими педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и личностно-деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии "Педагогика сотрудничества". Идеи этой технологии вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу  ФГОС.                                                                        

   Модульно-рейтинговая технология – технология, при использовании которой учебный курс разбивается на несколько модулей (разделов, тем, уроков).

Суть модульного построения  учебного процесса:

  • Курс, тема, глава разбивается на модули-уроки.
  • Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям.
  • Значимость каждого модуля определяется весовым коэффициентом - баллом.

В модуле представлены:

  • Цели изучения модуля;
  • Содержание учебной информации;
  • Разъяснение к этой информации;
  • Условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
  • Приводятся теоретические и практические задания и рекомендации к ним.

Например:

 Тема: «Модуль  числа»

6 класс

1

Работа с учебником (стр.159-160).

Рассказать соседу по парте.

Ответить на вопросы (стр.160)

2 балла

5 баллов

2

Вопросы учителя

1 балл за ответ

3

Устный счёт

1 балл за ответ

4

Работа в тетради № 950, 951, 953, 956, 958

40 баллов

5

Итог урока

1 балл за ответ

6

Домашнее задание с объяснением

Рейтинг урока 40-50 баллов оценка «5»

                          34-39 баллов              «4»

                          28-33 балла                 «3»

50 баллов

         

         Что такое “рейтинг”? Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения хорошо успевающих школьников. Итоги изучения модуля главы размещаются в рейтинговой таблице по ходу изучения модуля пунктов учениками. По окончании работы с модулем подводится общий итог, высчитывается рейтинг ученика, по количеству набранных баллов каждому ученику определяется оценка, которая выставляется в журнал.

                                                                                                                              Рейтинг курса: оценка «5» - 90-100%, «4» - 75-90%, «3» - 60-75%, «2» - менее 60%.

В рейтинговую таблицу входят и основные контрольные точки:                                                                                                             -Выполнение задания по выбору учащихся: реферат, доклад, выступление (10 б);

-Конспект текста учебника, журнала, статьи (3б.)

-Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3б.) --    -Подготовка дополнительного материала по теме (5 б).

-Выполнение практической работы по теме (1,5-3 б).

 -Решение проблемных задач по теме (5 б).

-Устный ответ – монолог (5 б).

-Самостоятельные работы (от 2 до 5 баллов)

-Помощь товарищу или анализ работы товарищей (от 3 до 5 баллов)

            -Контрольная (зачётная) работа по содержанию темы (10-20 б)

С одной стороны может показаться, что данная технология дублирует классно-урочную систему – модуль-урок, балл-оценка. Так в чем отличие?

Основополагающие принципы модульно-рейтинговой системы:

  • Индивидуализация  обучения – ученик работает с модулем в том режим, который наиболее для него комфортен;
  • Самостоятельность  изучения – ученик работает над модулем полностью самостоятельно, в затруднительных случаях прибегая к помощи;
  • Изучение  учебного материала модулями – позволяет ученику быстро включиться в изучение материала на любом этапе;
  • Открытость, объективность  оценки и самооценки знаний – исключает унижение личности ученика, позволяет ученику самому оценивать свои способности и возможности, т. е. стимулирует его на добросовестную работу.

Преимущества для учеников:

  • Ученик точно знает, что они должен усвоить, в каком объеме  и что должен уметь после изучения модуля;
  • Ученик может самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
  • Учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

Преимущества для учителей:

  • Учитель имеет возможность индивидуализировать учебный процесс, больше внимания  уделяя проблемам, возникающим у ученика;
  • Учитель своевременно определяет проблемы в обучении;

Основные трудности для учащихся:

  • Ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
  • Ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
  • Ученики сами несут ответственность за свое обучение.

Основные трудности для учителей:

  • Отказ учителя от центральной роли в учебном процессе. Учитель организует и направляет учебный процесс, контролирует полученные результаты, в большей степени становится консультантом, помощником ученика.
  • Изменение структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика. Большой объем подготовительной, консультативной и проверочной работы.

На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.

На своём опыте убедилась, что модульно-рейтинговая система усиливает моти    вацию обучающегося как движущую силу его саморазвития, выраженный интерес к систематической напряженной работе над учебным материалом. Основу этому дает осознание учащимся объективного оценивания своих успехов, достижений, вера в сам факт объективного к нему подхода при оценке успеваемости. Иногда, “двоечник” оказывается в числе лучших по результатам выполнения какого-либо задания или даже модуля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сафина Татьяна Владимировна учитель математики МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Повышение уровня образованности и воспитанности через применение модульно-рейтинговой технологии

Слайд 2

Работа во благо ребёнка - обязанность учителя Оптимальное сочетание инновационности и традиционализма в обучении математике Внимательный учёт индивидуальных особенностей учеников «Математика для каждого», а не «вся математика для всех» Основные принципы педагогической деятельности

Слайд 3

«Учитель! Научи ученика!» «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». К.Д. Ушинский

Слайд 4

Основополагающие принципы модульно-рейтинговой системы Индивидуализация обучения Самостоятельность изучения Объективность оценки и самооценки знаний

Слайд 5

Модульно-рейтинговая технология Построение учебного процесса Тема, разбивается на модули-уроки. Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям. Значимость каждого модуля определяется весовым коэффициентом - баллом.

Слайд 6

Модульно-рейтинговая технология Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала.

Слайд 7

Преимущества для учеников: Ученик точно знает, что они должен усвоить, в каком объеме и что должен уметь после изучения модуля Ученик может самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности Учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе .

Слайд 8

Преимущества для учителей: Учитель имеет возможность индивидуализировать учебный процесс Учитель больше внимания уделяя проблемам, возникающим у ученика Учитель своевременно определяет проблемы в обучении

Слайд 9

Основные трудности для учителей : Отказ учителя от центральной роли в учебном процессе. Учитель организует и направляет учебный процесс, контролирует полученные результаты, в большей степени становится консультантом, помощником ученика . Изменение структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.

Слайд 10

Основные трудности для учащихся: должны владеть само дисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей должны выполнять большой объем самостоятельной работы сами несут ответственность за свое обучение

Слайд 11

Ученик Окружающая среда Учитель

Слайд 12

Преимущества в обучении ? Расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины; Снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для преподавателя; Обучение становится личностно-ориентированным; Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя в плане подготовки к экзаменам.

Слайд 13

Технология позволяет развивать и воспитывать Аналитическое и критическое мышление; Коммуникативные способности; Ответственность за результаты своей работы; Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя; Умение рационально распределять своё время; Чувство самоуважения.

Слайд 14

Обучение математике с применением технологии педагогики сотрудничества решает следующие задачи: формирование нового типа мышления- теоретического, позволяющего исследовать и понять сложность мира развитие желания и умения учиться, которые обеспечивают саморазвитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения формирование таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами воспитание интереса к познанию, к поиску новых источников информации

Слайд 15

Результаты применения модульно-рейтинговой технологии