эссе «Я - учитель»

Сафина  Татьяна  Владимировна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_uchitel.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Я – учитель

           Сегодня я могу точно сказать, что я  сделала правильный выбор профессии и вложила в нее  свою душу.  Состояние постоянного счастья стало неотъемлемой частью моей жизни! В этом году 1 сентября исполняется 36 лет с того дня, когда я впервые с замиранием сердца переступила порог средней школы поселка Круглое Поле, куда после окончания института  приехала по направлению. До сих пор с благодарностью вспоминаю  эти годы первого опыта, педагогов-наставников, давших мне самое главное – уверенность в себе. Доверие и доброжелательность, понимание и взаимопомощь – этому учили меня мудрые учителя. Благодаря поддержке и помощи моих наставников  пришел и первый успех.  Но судьба распорядилась так, что мне пришлось уехать в другой район и, спустя годы,  вновь вернуться.

«Относись с уважением к ребенку, твоему ученику»! - это была учительская заповедь, которую я усвоила с первых шагов в педагогике и следую этой заповеди неукоснительно. С первых же дней работы в школе, поняла – это мое. Как приятно чувствовать себя человеком на своем месте! Есть такое мудрое высказывание: «Школа - второй дом». Обычно мы произносим его, обращаясь к  своим ученикам, но признаюсь, что школа, действительно, стала моим  «вторым  домом».

        Мне всегда было комфортно в моей профессии. Самое главное понимать, что тебе оказали большое доверие и родители, и ученики, что на тебя возложена большая ответственность. Именно это не позволяет спокойно спать по ночам, именно это не позволяет «душе лениться». Надо постоянно находиться в тонусе... Постоянно задавать себе вопрос: «А имею ли я право?»   Не поучать, не диктовать свою волю, а объяснять, прививать, быть рядом, помогать! И хорошо, если с тобой советуются, если к тебе обращаются за помощью, значит, доверяют, а это дорогого стоит.     

Я считаю, что сегодня учитель должен быть не просто добрым, отзывчивым, внимательным к детям, но должен компетентным в своей профессии и креативным. Нужно быть хорошим психологом, так как дети сегодня требуют от нас, взрослых, особого внимания. Мне кажется, что профессия учителя исключительно для людей творческих, это профессия от Бога. Не каждый сможет изо дня в день видеть и слышать радости и горести, принимать участие в жизни не одного ребенка, а десятков, а то и сотен. Огромная чуткость, терпеливость, преданность, сила и воля характера помогают учителю в их трудной миссии.

            Стремительно ворвался в нашу жизнь XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. И, как следствие, новая школа. И в этой школе  учитель XXI века - человек, который должен не только «сеять разумное, доброе, вечное», но и осуществлять связь времен и поколений -  без этого будущее немыслимо.

            Каждая профессия, конечно же,  имеет свои особенности. Но у каждого мастера свои отличительные черты: неординарность личности, стремление изменить мир к лучшему, вера в учеников, желание  много и плодотворно работать  ради идеи.  Именно таким  я вижу учителя XXI века.

            Многое поменялось в образовании, но, по-прежнему, учитель -  это мастер, за которым стоят ученики.  Настоящий мастер  верит в их силы, помогает  им идти вперед, учит совершенствоваться. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу им».

           Сегодня общество выдвигает перед учителем новые требования.

           Современный учитель -  это организатор деятельности на уроке.

          Современный учитель - учитель-исследователь, научный руководитель учащихся. Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в Учителе человека, живущего их временем, их интересами.

        Учитель XXI века -  это организатор движения,  это сила, питающая, пробуждающая молодые умы к жажде знаний, к росту, развитию.

          Учитель XXI века должен иметь активную гражданскую позицию, участвуя в реформах образования, отстаивая свои позиции, взгляды на развитие общества.

       Учитель XXI века в обществе должен иметь авторитет, поддерживаемый политикой государства и родительской общественностью. «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти» (Т. Шаш)

     Учитель  должен быть Личностью. "Только личность может воспитать личность" (К.Ушинский). А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем.

        Учитель  XXI века должен отличаться умением разбираться в потоках информации и множестве способов ее передачи с использованием новых технологий. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций)

        Учитель XXI века - это творческий учитель.  Он должен уметь создать совершенную музыку урока, нарисовать шедевр "Мои ученики"…., написать "роман"  о себе, совершенствуя его всю жизнь.

            Я убеждена  в том, что Учитель  XXI века, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и  искренним, уважающим и ценящим своих учеников.

             Чтобы соответствовать духу времени, на данный момент я стараюсь воспитывать в себе такие личностные качества, как: уверенность в себе и в своих силах, адекватность восприятия себя и деятельности, внутреннюю самодисциплину. Мои советчики при этом –философы, педагоги, писатели, коллеги.

      Хочется сказать вслед за Ш.Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития  человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и, в первую очередь, в их душах и сердцах…".  

           Главным принципом моей работы являются слова В.О.Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Поэтому я сама любила свой предмет и многое делаю для того, чтобы заинтересовать детей математикой. В своей педагогической деятельности я старалась не только дать школьнику определённую сумму знаний, но и научить учиться, развить интерес к учению. Я всегда показывала ребятам важности математики и необходимость её изучения. Убеждала их, что математика проникает во все сферы нашей жизни, достигая просторов Вселенной.

           Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт».  Поэтому я  не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Я боюсь равнодушных лиц на уроке. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.   « Искусство обучать – искусство разбудить в юных душах любознательность, чтобы затем удовлетворить ее... Знания, которые заталкивают силой, душат и закупоривают умы. Надо, чтобы их глотали с аппетитом». (Анатоль Франс) Мудрое высказывание, сказанное с тонким юмором. Полностью согласна с ним.                                                              

           Суть моей работы – умение учить всех хорошо. В самой простой обычной школе. В самом простом обычном классе. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее в каждом из учеников, даже самом « безнадёжном».

            Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого - это не так просто, но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то он обязательно будет владеть знаниями. А «будить» мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные,  разноуровневые  задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера.

          Для ученика необходимо создать на уроке  условия,  максимально  раскрывающие его     творческие способности, определяющие степень   продвижения, рост уровня их развития и мышления.

  Учитель должен уважать своих учеников, доверять им, уметь входить в мир детства и стараться понять его. Ведь учитель - это человек, в душе которого живёт ребёнок с открытым сердцем. Помня это всегда, учитель сможет быть своим ученикам хорошим другом, помощником и наставником.      

 Учитель – особая профессия. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его учеников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле – Человек. Завтра новый день. Каким он будет? Какими войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь пытливость в их глазах? Не пропадет ли желание удивляться? Ведь удивление рождает любопытство, а любопытство – тропинка к любознательности, любознательность же– дорога к знаниям.

 Кто мой ученик?                                                                                                                                Прежде всего - человек! Возраст моего ученика – 10 – 14 лет.
          Чему учит мой предмет?
Мой предмет нужен для овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, для интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Он формирует ясность, и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами».
          Чему я хочу научить своих учеников?
Вооружить необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями, навыками; посредством математики сформировать у учеников логическое мышление, трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. «Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело – как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело – какими они кажутся; эта наука даёт надёжнейшие правила; кто им следует – тому не опасен обман чувств» (Леонардо Эйлер).
        Как я могу добиться лучшего усвоения знаний моими учениками?
В своей работе использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно - ориентированный подход к  обучению. Одной из технологий, выбранных мной для  работы, стала модульно-рейтинговая технология, которая позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном режиме, самостоятельно или с помощью учителя и товарищей, (предоставляя выбор) освоить материал на достаточном или более высоком уровне. Именно эта технология позволяет ученику приобрести такие необходимые ему умения и навыки самостоятельной работы при изучении нового материала, навыки работы в группе, позволяет даже самому нерадивому ученику почувствовать свою успешность (на том уровне, который ему доступен).
        Я люблю преподаваемый предмет за то, что он многогранен. Математика – это опорный предмет для смежных дисциплин. Она формирует логическое мышление, развивает творческую личность, вносит вклад в формирование общей культуры, способствует пониманию красоты и изящества рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственное представление.

         Для реализации принципа целостного и интересного изложения математики при изучении многих тем я применяю историко-генетический метод. Использование на уроках элементов истории математики повышает интерес учащихся, имеет большое мировоззренческое и общекультурное значение. А в основе историко-генетического метода лежит следующее: изучая математику, учащиеся кратко повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания. Словами американского математика М. Клайна: «Нет никакого сомнения, что затруднения, которые встретили великие математики, являются теми же камнями преткновения, какие встречают учащиеся, и что никакие попытки смазать  эти трудности с помощью логической словесности, не достигнут цели. Больше того, учащимся придется преодолеть эти трудности почти тем же путем, каким это преодолели математики, постепенно привыкая к новым понятиям, оперируя с ними и используя все интуитивные средства, которые учитель может им преподнести». Зная этот путь, зная историю математики, используя эти знания, можно координировать учебный процесс, делая его более эффективным, а математику более понятной. Ведь, реализуя этот метод в своей работе, я вместе с учащимися повторяю путь развития науки, веду их по пути новых открытий.

       Профессионалы нужны в каждом деле. Мне посчастливилось увидеть и почувствовать работу настоящих мастеров. Один из них - Липатова Валентина Григорьевна – человек необыкновенной души, добрый, внимательный, сумевший с первых дней моей учебы в школе завоевать мое сердце. Это моя первая учительница! В выборе моей профессии особую роль сыграли Горынина Лидия Ивановна и Клюшкин Геннадий Александрович, авторитет которых был безупречным. В своей работе я равняюсь на них. На протяжении своей многолетней трудовой деятельности я старалась сочетать высокую требовательность к учащимся с искренней доброжелательностью.

         Мы с мужем создали свою династию педагогов. По нашим стопам пошла наша дочь Дина  (учитель физической культуры),  племянница Альбина (учитель математики и информатики), племянники Эльвира, Ильдар, Чулпан (учителя технологии), сестра Тамара Владимировна – учитель математики . Профессию учителя выбрали многие  наши ученики, ставшие заслуженными учителями России и Татарстана.

Мудрое восточное изречение гласит: «Учитель – профессия жертвенная. Это способность человека с высоты своего знания опуститься на уровень незнания ученика и вместе совершить восхождение». Восхождение к высотам мудрости человеческой, к высотам постижения знаний, к воспитанию в себе умения мыслить, преодолевать трудности, к умению чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его.









.