Самообразование

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя средней группы

Рудневой Ольги Андреевны

на 2017 – 2018 учебный год.

Тема: «Развитие познавательных интересов у детей через опытно- исследовательскую деятельность».

Актуальность темы:  Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».      Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.          

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно - теоретический

2 этап – практический

3 этап – обобщающий: представление опыта работы по теме.

Цель самообразования: 

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса.

Задачи:

- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-

экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми, дошкольного возраста.

- Создать условия, для опытно-экспериментальной и исследовательской

деятельности детей в группе.

- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-

исследовательской деятельности

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого

объекта, его связь с другими объектами и средой обитания.

- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.

Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и

современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции

образовательных областей основной образовательной программы

дошкольного образования ДОУ.

Три уровня овладения детьми навыками экспериментирования:

  •  педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют

решение проблемы вместе с воспитателем.

  •  педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке

взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.

  •  постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно.

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Планируемый результат

Информационно - теоретический

Изучение методической литературы:

1. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения у дошкольников», «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания».

2. Н. Н. Поддъяков,  Л. Н. Прохорова «Методика детского экспериментирования»

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. –

Волгоград: Учитель, 2009.

В течение года

В течение года

Приобретение

теоретических знаний по теме самообразования

Подбор наиболее

продуктивных и

результативных методов

работы с детьми по

детскому

экспериментированию

Практический

Разработка

перспективного

планирования опытно-

экспериментальной

деятельности с детьми.

сентябрь

Внедрение в образовательный процесс

откорректированной системы занятий по

экспериментально –

исследовательской деятельности
детей.

Обогащение предметно-

развивающей среды, в

соответствии  с ФГОС

дошкольного образования.

В течение года

Созданная предметно-

развивающая среда по

детскому

экспериментированию,

позволяющая

организовать

полноценную детскую

деятельность (опыты с

живой и неживой

природой, использование

ИКТ)

Работа с детьми

«Приборы-помощники»

Сентябрь

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

«Свойства песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.

«Мыльные пузыри»

Сентябрь

октябрь

Опыты с песком, глиной и почвой.

 

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойством мыльной воды.

«Ветер по морю гуляет»

ноябрь

помочь детям обнаружить вокруг себя воздух.

«Легкий – тяжелый.

Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые.

декабрь

Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

январь

«Бумага, ее качества и свойства».

        февраль

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Работа с детьми

Опыт «свет и тень»

Свет повсюду.

 Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер)

 искусственные — изготовленные людьми  (лампа, фонарик, свеча).

март

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

«Солнечные зайчики»

Причина возникновения солнечных зайчиков.

Познакомить детей с понятием «отражение»

апрель

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Работа с родителями

Анкетирование

родителей на тему:

«Организация поисково-

исследовательской

деятельности

дошкольников дома»

Привлечение родителей к пополнению мини – лаборатории «Почемучки»

Консультации для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Родительское собрание на тему: «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье».

Тематические выставки:

«Моя семья на природе».

«Мой любимый питомец»

Изготовление сборника

игр для мам и пап

«Сыпь песок, лей

водичку»

сентябрь

В течение года

Ноябрь

Март

Апрель

Май

 

Активное привлечение родителей

собрать природный материал, приобрести  материалы для опытов, экспериментов

Формирование у

родителей

представлений о

познавательном

развитии детей,

посредством опытно-

экспериментальной деятельности

Активное привлечение родителей

Обобщающий

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Консультация для педагогов ДОУ

«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Презентация по теме

«Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Картотека опытов и экспериментов для детей 4-5 лет.

Буклет

Выступление на педсовете

презентация

Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического

мастерства:

  • умение анализировать научно-методическую литературу;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся:

  • самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
  • предлагать возможные варианты решения;
  • исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы исследовательской деятельности.

.