Самообразование
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя средней группы
Рудневой Ольги Андреевны
на 2017 – 2018 учебный год.
Тема: «Развитие познавательных интересов у детей через опытно- исследовательскую деятельность».
Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно - теоретический
2 этап – практический
3 этап – обобщающий: представление опыта работы по теме.
Цель самообразования:
Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса.
Задачи:
- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-
экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми, дошкольного возраста.
- Создать условия, для опытно-экспериментальной и исследовательской
деятельности детей в группе.
- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-
исследовательской деятельности
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого
объекта, его связь с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и
современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции
образовательных областей основной образовательной программы
дошкольного образования ДОУ.
Три уровня овладения детьми навыками экспериментирования:
- педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют
решение проблемы вместе с воспитателем.
- педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке
взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.
- постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно.
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения | Планируемый результат |
Информационно - теоретический | Изучение методической литературы: 1. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения у дошкольников», «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания». 2. Н. Н. Поддъяков, Л. Н. Прохорова «Методика детского экспериментирования» 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | В течение года В течение года | Приобретение теоретических знаний по теме самообразования Подбор наиболее продуктивных и результативных методов работы с детьми по детскому экспериментированию |
Практический | Разработка перспективного планирования опытно- экспериментальной деятельности с детьми. | сентябрь | Внедрение в образовательный процесс откорректированной системы занятий по экспериментально – исследовательской деятельности |
Обогащение предметно- развивающей среды, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. | В течение года | Созданная предметно- развивающая среда по детскому экспериментированию, позволяющая организовать полноценную детскую деятельность (опыты с живой и неживой природой, использование ИКТ) | |
Работа с детьми | «Приборы-помощники» | Сентябрь | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) |
«Свойства песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. «Мыльные пузыри» | Сентябрь октябрь | Опыты с песком, глиной и почвой.
Научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойством мыльной воды. | |
«Ветер по морю гуляет» | ноябрь | помочь детям обнаружить вокруг себя воздух. | |
«Легкий – тяжелый. Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. | декабрь | Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). | |
Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) | январь | ||
«Бумага, ее качества и свойства». | февраль | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | |
Работа с детьми | Опыт «свет и тень» Свет повсюду. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | март | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. |
«Солнечные зайчики» Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение» | апрель | Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома» Привлечение родителей к пополнению мини – лаборатории «Почемучки» Консультации для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Родительское собрание на тему: «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье». Тематические выставки: «Моя семья на природе». «Мой любимый питомец» Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку» | сентябрь В течение года Ноябрь Март Апрель Май |
Активное привлечение родителей собрать природный материал, приобрести материалы для опытов, экспериментов Формирование у родителей представлений о познавательном развитии детей, посредством опытно- экспериментальной деятельности Активное привлечение родителей |
Обобщающий | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | Картотека опытов и экспериментов для детей 4-5 лет. Буклет Выступление на педсовете презентация |
Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического
мастерства:
- умение анализировать научно-методическую литературу;
- умение применять полученные знания на практике;
- активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
- самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- предлагать возможные варианты решения;
- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы исследовательской деятельности.
.