Проектная деятельность
Проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 25.2 КБ |
malenkiy_issledovatel.docx | 300.08 КБ |
proekt_v.v.bianki.docx | 16.86 КБ |
proekt_krasnaya_kniga.docx | 21.2 КБ |
domashnie.docx | 24.15 КБ |
proekt_ptitsy_1.docx | 2.03 МБ |
proekt_novyy_god.docx | 2.67 МБ |
v_mire_raznyh_materialov.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для младшей группы «Что нам осень подарила…»
Актуальность проекта:
Дети младшего дошкольного возраста начинают знакомиться с понятиями овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, т.к. в них много витаминов, которые позволяют им лучше расти, развиваться.
Чтобы помочь детям классифицировать овощи и фрукты, познакомить их с местом их произрастания, был выбран метод проекта.
В игровом проекте дети знакомятся с такими свойствами: цвет, форма, величина. Умение детей сравнивать, обобщать, классифицировать, способствует умственному развитию детей.
Вид проекта: познавательный - творческий.
Возраст детей: 3- 4 года.
Продолжительность 2 недели
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный работник.
Цель проекта: Формирование у детей знаний о дарах осенней природы.
Задачи проекта:
• Обеспечить освоение системы знаний об овощах, фруктах, ягодах, грибах.
• Помочь детям осознать пользу овощей, фруктов, соков для организма человека.
• Вовлечь дошкольников в практическую деятельность по выявлению свойств и качеств даров природы.
• Обогатить словарь детей образными словами и выражениями в процессе реализации проекта.
слайд 4 Предполагаемые результаты:
• Расширение знаний детей о дарах природы и их роли для здоровья человека.
• Освоение умения изображать овощи, фрукты и ягоды разными способами.
• Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.
• Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
• Заинтересованность родителей в разнообразной деятельности детского сада.
Виды деятельности: игровая (сюжетно – ролевые игры), продуктивная (рисование, аппликация, лепка), познавательно - исследовательская, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений наизусть, отгадывание загадок), двигательная (подвижные игры, хороводы, пальчиковые игры).
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Сотрудничество с родителями:
Подборка картинок, фотографий на тему: "Дары осени".
Разучивание стихотворений об овощах.
Беседы с родителями о необходимом участии в жизни детского сада.
слайд 7 Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
● Чтение художественной литературы: В. Авдиенко «Бродит осень по дорожке… », Т. Агибалова "Осень", В. Сутеев «Яблоко»; «Мешок яблок».
● Беседы: "Осень золотая", "Дары осени", "Витамины на грядке и в саду".
● Наблюдения: ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.
● Дидактические игры: «Вершки - корешки», «Назови овощ или фрукт», "В огороде и в саду" «Разложи урожай по корзиночкам»
● пальчиковые игры: «Мы капусту рубим», «Овощи - фрукты», «Это деревья в лесу…»
● Хоровод «Есть у нас огород».
● Подвижная игра: "У медведя во бору".
● Сюжетно – ролевая игра «Семья»
(накормим кукол фруктовым салатиком).
● Изобразительная деятельность:
аппликация: «Консервированные овощи»
аппликация: "Яблочко с листочками"
лепка: "Овощи на грядке"
рисование: "Падают, падают листья..."
● Инсценировка сказки «Репка».
Мероприятия по работе с родителями:
Выставка работ родителей с детьми из овощей и фруктов «Дары осени»
Помощь в оформление альбомов: "Овощи и фрукты" "Осень"
Консультация для родителей: "Овощи и фрукты - полезные продукты"
Заключительный этап: Осенний праздник совместно с родителями.
Конспект ОД: аппликация «Консервирование овощей»
Цели: Продолжать знакомить детей с предметами круглой и овальной формы.
Учить приемам наклеивания, намазывания клеем обратной стороны формы, работать на клеенке, прижимать формы к бумаге салфеткой и всей ладошкой.
Вызывать интерес к деятельности взрослых при сборе овощей в огороде.
Закреплять знания об овощах, способах их приготовления.
Развивать фантазию, творческое воображение. Закреплять в активном словаре названия овощей.
Развивать эстетический вкус.
Материал: клей, кисти, салфетки, трафареты овощей, силуэты банки, макеты овощей, почтового ящика, руль, зайчик, разрезные картинки.
Ход занятия:
1.Сюрпризный момент.
Зайчик Степашка приносит ребятам в детский сад посылку, а что в ней лежит мы узнаем, если отгадаем загадки:
Ее и жарят и пекут, и в суп кладут немножко,
Любое блюдо подадут, но всех милей….(картошка) (цвет, форма)
Он зеленый-презеленый, просто загляденье,
Он и свежий и соленый, просто объеденье…(огурец) (цвет, форма)
Он растет на грядке чтобы разбежались все микробы.
Ты простыл, голубчик?.. Съешь хотя бы зубчик…(чеснок)
Сидит дед – во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает…(лук)
Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи,
Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос…(морковь)
Встал на грядке синьор, красный, словно светофор.
Видят козы красный цвет – в огород дороги нет…(помидор)
- Ребята, а как можно назвать все эти подарки вместе, одним словом? (овощи)
- А где растут овощи? (в огороде, на даче, на грядке)
- Мы с вами сейчас тоже отправимся в огород собирать овощи.
3. Игра «Урожай»
Мы корзиночки берем
Хором песенки поем: (взялись за руки,
Урожай собирай ножки по дорожке,
И на зиму запасай пошли по кругу)
Мы ребята – молодцы,
Собираем огурцы, (наклоны,
Помидоры и горох, имитация сбора овощей)
Урожай у нас не плох.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой. (построились за воспитателем
Ворота отворяй, /водителем/ поехали)
Едет с поля урожай.
Ой -да отворяй,
Едет с поля урожай.
4. Игра «Разрезные картинки»
- Ребята, пока мы ехали на грузовике, все наши овощи перемешались, давайте их соберем и полюбуемся, какие они красивые…
(дети делятся на 3 команды)
5.Изготовление аппликации «Консервирование овощей»
- А как можно сохранить овощи, чтобы кушать их зимой? (ответы детей). Мы положим наши овощи в банку, закроем ее крышкой и поставим в кладовую на полку до зимы. (показ образца).
Пальчиковая гимнастика.
Наши овощи не всегда были овощами , летом на месте плодов были цветочки, к ним прилетали бабочки и пчелки. Давайте мы с вами покажем эти красивые цветочки:
Наши алые цветки, распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
Наши алые цветки, закрывают лепестки,
Головой кивают, тихо засыпают…
6. Выполнение работы.
Обратить внимание на технику выполнения работы: пользоваться салфеткой для удаления излишков клея, клей наносить на изнаночную сторону шаблона при помощи кисточки)
7. Подведение итогов.
Все «банки выставляются (приклеиваются) на полке в кладовую (на ватмане изображены полки, покрытые салфетками.)
Дети радуются, что получился большой запас овощей, хватит всем попробовать: и папам, и мамам, и деткам.
Конспект ОД: аппликация" Яблоко с листочками"
Задачи:
Формировать композиционные умения - создавать композицию из разнородных элементов на фоне, передвигать детали в поисках наилучшего размещения и поочерёдно наклеивать.
Развивать чувство цвета - подбирать цвет фона в зависимости от цвета яблока.
Воспитывать интерес к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности.
Интеграция разных видов деятельности
Дидактическое упражнение «Яблоки» (развитие чувства формы и цвета). Занятие по рисованию гуашевыми красками «Мой весёлый, звонкий мяч...». Обследование формы яблок.
Материалы, инструменты, оборудование: силуэты яблок красного цвета и листочки - готовые формы, клей, клеевые кисточки, салфетки.
У воспитателя 2-3 варианта композиции «Яблоко с листочками» (яблоки разного цвета и размера, листочки по-разному размещены на черенке или лежат возле яблока, будто упали).
Ход ОД:
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения П. Мумина «Яблоко»:
С ветки яблоко упало - В руки мальчику попало:
До чего душист и ярок Старой яблони подарок!
Всё в полосках,
В ярких блёстках Яблоко, яблоко.
С алым боком,
Сладким соком –
Яблоко, яблоко
Было вкусным, было сочным Яблоко, яблоко:
Всем досталось по кусочку Яблока, яблока!
Воспитатель показывает детям варианты композиции «Яблоко с листочками» и предлагает сравнить:
- на этой картинке яблоко зелёное, оно ещё не дозрело, кислое; листочки крепко сидят на черенке, в разные стороны смотрят;
- на этой картинке яблоко спелое, красное, сочное, листочки устали, отдыхают, вниз смотрят;
- а на этой картинке яблоко спелое-спелое, большое, наливное, вон какое жёлтое, будто соком налитое - один листочек уже упал, словно осень наступила.
Воспитатель показывает детям силуэт зелёного яблока, прикладывает его поочерёдно к фону разного цвета (голубого, жёлтого, розового, зелёного) и спрашивает, какой цвет лучше выбрать для аппликации. Затем предлагает выбрать цвет фона и силуэт яблока для своей картинки. Дети выбирают цветосочетание. Педагог уточняет творческую задачу: «Сейчас мы с вами составим красивые картинки - наклеим яблоко и листочки, а черенок нарисуем карандашом или фломастером». Педагог просит детей сначала разложить яблоки и листочки на фоне и полюбоваться. Уточняет очерёдность операций: нужно сначала наклеить яблоко, затем нарисовать черенок и после этого приклеить листочки. Дети выполняют задание.
Оформление выставки «Яблоки с листочками».
Конспект ОД: лепка «Овощи на грядке»
Задачи:
Сформировать у детей обобщенное представление об овощах: растут на грядке, полезны людям.
Продолжать знакомить детей с видом творчества - лепка.
Развивать мелкую моторику рук, при выполнение разных приемов работы с пластилином:раскатывания, сплющивания
Воспитывать усидчивость.
Развивать интерес к занятию лепкой.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением, растущих на грядках овощей.
2. Игры с машинками (грузовиками), которые везут овощи в магазины.
3. Беседа о пользе овощей.
4. Заучивание пальчиковой гимнастики «Овощи»
Материал и оборудование:
• Иллюстрации с изображением овощей.
• Корзина с муляжами овощей и фруктов.
• Набор пластилина разных цветов.
• Салфетки для рук.
• Стека.
• Доска для лепки.
Ход ОД:
1 часть
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, осень. А какие приметы осени вы знаете?
Дети: листья желтеют, становится холоднее, люди собирают с грядок
урожай.
Воспитатель: Все правильно. И я хочу предложить вам собрать урожай овощей. У меня есть целая корзина различных овощей и фруктов. Я буду вам загадывать загадки, а вашими отгадками мы будем отделять овощи от фруктов.
Загадки:
1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом … (картошка)
2. Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она… (капусту)
3. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
4. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (лук)
5. Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой. (репка)
Воспитатель: Молодцы. Все отгадали правильно. А вы знаете, что овощи едят не только в свежем виде, но и отжимают из них сок, делают салаты, варят из них супы.
Чтобы приступить к работе, нам нужно с вами размять наши ручки. Давайте и мы сейчас сварим суп. Поможете мне?
Дети: Да!
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Чищу овощи для щей, (вертикальные движения рук)
Сколько нужно овощей? (показываем ладошки)
Три картошки, (загибаем три пальца левой руки)
Две морковки, (плюс ещё два пальца)
Луку полторы головки.
Да петрушки корешок, (загибаем постепенно три пальца на правой руке)
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка, ты, капуста, (делаем круговые движения обеими руками)
От тебя в кастрюле густо.
Раз, два, три, огонь зажжён, (делаем сжимание пальчиков в кулачок)
Кочерыжка, выйди вон! (выставляем из кулаков большой палец)
2 часть
Практическая работа.
Воспитатель: Какие овощи вы знаете?
Дети: Огурец, помидор, капуста, репка, морковка, баклажан.
Воспитатель: Молодцы! Много вы назвали овощей. А давайте вспомним, какого цвета бывают овощи? Огурец, капуста?
Дети: Зелёного.
Воспитатель: А какого цвета помидор?
Дети: Красного.
Воспитатель: Репка?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: А какого цвета морковь?
Дети: Оранжевая.
Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать овощ, который вы хотите слепить. Обратите внимание на его цвет и форму.
Воспитатель: Обратите внимание на то, что капуста, репка, помидор, круглые как шарик, а морковка, огурец, баклажан похожи на столбик. Давайте с вами вспомним, что шарик надо лепить, раскатывая его круговыми движениями рук, а столбик – прямыми движениями рук (показ).
Рассмотреть с детьми получившиеся работы.
Воспитатель: Вот какие овощи у нас получились!
3 часть
Воспитатель: Вы замечательно сегодня поработали. Очень старались. У всех получились просто замечательные овощи.
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Воспитатель: Овощей очень много и каждый из них очень важен, полезен и богат витаминами.
Конспект ОД: рисование «Падают, падают листья……»
Задачи.
Учить детей рисовать листья на стволах деревьев с помощью мазков (техника «рисование пальчиками»), наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение.
Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад», слушая песню «Золотые листики с дерева летят, это называется тоже листопад…».
Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета.
Воспитывать желание рисовать.
Материал: «заяц- перчаточная кукла», краски пальчиковые, силуэты деревьев, нарисованные на листках бумаги для рисования, салфетки, стаканчики с водой, аудиозапись песни, вырезанные из бумаги силуэты листьев разного цвета, панно, картины, с изображением осеннего леса, макеты деревьев, сделанные из пластика, фанеры для создания «осеннего леса».
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, я сегодня шла на работу и увидела зайку. Он сидел на пенечке и любовался листочками, которые падали с деревьев. Но он был один, и захотел пойти со мной. Давайте встретим его. (Воспитатель показывает игрушечного зайца, который здоровается с детьми).
Воспитатель («Заяц»). Ребята, как красиво на улице! Какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Воспитатель («Заяц»). А вы любите гулять по осеннему лесу?
Дети. Да.
Воспитатель («Заяц»). Да, сейчас осень и я тоже люблю гулять по осеннему лесу. Давайте вместе отправимся в осенний лес. (Дети идут по группе, попадают в «лес»- выставлены панно, картины, с изображением осеннего леса, силуэты деревьев, сделанные из пластика, фанеры). Все деревья стоят в золотом наряде. Но когда поднимается ветер, с деревьев осыпаются разноцветные листочки. Это листопад.
Вот послушайте песенку «Золотые листики» Г. Вихаревой. (слушание песни в аудиозаписи).
Золотые листики с дерева летят
Кружит ветер листики,
Это листопад.
Воспитатель («Заяц»). А теперь давайте походим по листочкам и послушаем, как они шуршат. (Дети ходят по листочкам, вырезанным из бумаги, разбросанным по ковру, воспитатель читает стихотворение).
Падают, падают листья
В нашем саду листопад
Красные , жёлтые листья
По ветру вьются, летят!
Воспитатель. Ой, какие красивые листочки. Ребята, хотите, чтобы и у вас были такие красивые листочки?
Дети. Да.
Воспитатель. Мы с вами можем нарисовать их, а наши пальчики будут нам помогать (дети садятся за столы, готовые для рисования).
Воспитатель объясняет детям способ рисования пальчиками листочков на листах бумаги с изображением дерева. (Пальчик аккуратно опускаем в краску, а затем наносим мазки .Чтобы нарисовать краской другого цвета, нужно вымыть пальчик и вытереть салфеткой, потом опустить пальчик в краску).
Воспитатель проводит с детьми физминутку.
Физминутка. Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише
Дерево всё выше, выше, выше.
По окончании рисования, дети рассматривают свои рисунки, рассказывают о своей работе. Воспитатель хвалит работы детей.
«Заяц» хвалит детей и предлагает поиграть в игру «Собери листики».
Воспитатель объясняет правила игры. Дети собирают листочки, делают букет из собранных листочков и дарят «зайцу». Он благодарит детей, хвалит их за красивые работы и уходит.
Консультация для родителей: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка.
Остановимся на самых известных.
Яблоки – прекрасный источник витаминов и микроэлементов. Употребление яблок стабилизирует деятельность кишечника, избавляет от запоров.
Груша содержит органические кислоты, регулирующие процесс работы желудочно-кишечного тракта, повышает аппетит, а клетчатка, входящая в ее состав, способствует росу полезных бактерий в кишечнике.
Банан богат калием, полезным для работы сердечно - сосудистой системы, поднимает настроение.
Абрикос содержит железо и витамины, стабилизирует работу кишечника.
Виноград помогает при упадке сил, малокровии, расстройствах нервной системы, нарушениях обмена веществ (диатез).
Клубника содержит большое количество магния, полезного для роста костно-мышечной системы ребенка.
Малина богата витамином С, незаменима в осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний.
Цветная капуста содержит калий, фосфор, железо, магний, йод.
Брокколи по содержанию витамина С и каротина опережает цветную капусту. Рекомендуется при анемии, приятна на вкус и легче усваивается детским организмом.
Морковь улучшает свертываемость крови, зрение, повышает иммунитет.
Кабачки полезны для больных, идущих на поправку, ослабленных людей и очень хорошо подходят для детского питания.
Картофель укрепляет сердечно - сосудистую систему, избавляет от проблем с пищеварением.
Как видим, польза овощей и фруктов огромна. И зная особенности каждого, в зависимости от времени года и вкусов ребенка всегда можно составить вкусное и полезное меню.
Предварительный просмотр:
Проект
младшей группы «Ягодки»
«Маленький исследователь»
Воспитатели: Руднева О.А
Денисова В.Л.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети младшей группы, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Китайская пословица:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые он приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных учреждениях экспериментированию не всегда уделяется нужное внимание, особенно в младшей группе. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача проекта удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Цель проекта: Создание условий для формирования интереса к окружающему миру у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности путем совершенствования исследовательских способностей.
Задачи исследовательской деятельности как средства развития познавательной активности у младших дошкольников:
1.Развивать у детей познавательные мотивы и способности.
2.Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска и творческого проектирования.
3.Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
4.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
5.Формировать социальные компетенции: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.
6.Вовлекать родителей в совместную деятельность по детскому экспериментированию.
План поэтапной реализации проекта (материально-техническое обеспечение проекта).
I этап. Подготовительный (Организационный)
1.Изучить и проанализировать методическую литературу по теме "Исследовательская деятельность в детском саду"
2. Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
3. Подбор опытов по данному возрасту.
4. Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской исследовательской лаборатории.
II этап. Внедренческий
1.Организация предметно-развивающей среды,
2.Проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
3. Индивидуальная работа с детьми
4.Самостоятельная экспериментальная деятельность.
5.Подвижные игры
6.Чтение художественной литературы
7.Беседы, наблюдения, продуктивная деятельность детей
III этап. Обобщающий
1.Определить эффективность проделанной работы.
2.Осуществить анализ полученных результатов.
3.Обобщение результатов деятельности.
Работа с родителями:
- Родительское собрание по теме: «Экспериментирование детей дома»
- Памятка для родителей. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - проводим с детьми дома»
- Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
- «Готовим исследователей на кухне»
- Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
- Пополнение мини - лаборатории «Почемучка»
- Анкетирование родителей по теме: «Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».
Оснащение
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и дополнен центр экспериментирования «Почемучка».
Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:
- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
- природный материал (камешки, песок, семена и т.п);
- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…);
- прочие материалы - лупы, песочные часы, дидактические игры.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Список литературы
- Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников"2014г
- "Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия с дошкольниками"2013г Дыбина О.В.
- "Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов"2014г
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
Анкета для родителей
«Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».
Цель: Выявить отношение и степень участия родителей в развитии познавательного интереса детей в исследовательской деятельности (познание окружающего мира).
1. Проявляет ли Ваш ребенок в повседневной жизни любознательность, часто ли задаёт вопросы?
*Да *Нет * Иногда
2. Часто ли Ваш ребенок проявляет интерес к окружающему миру (живая природа – животные и растения, рукотворный мир, неживая природа, человек и его строение)?
* Да * Нет * Не знаю
3. Ваш ребенок занимается или играет чаще :
* Один * С одним из родителей *С братом или сестрой * С другом
__________________________________________________________
4. Любит ли Ваш ребенок играть ?
*с глиной *с песком * с водой *с пластилином *с мыльными пузырями *с бумагой *с деревянными предметами *с тканью * другое (указать , что)
5. Есть ли у Вас дома домашние животные, комнатные растения?
* Да (указать, какие) * Нет
_____________________________________________________
6. Как часто Вы посещаете музеи, цирк , выставки , гуляете в парке? (подчеркнуть, что)
* Каждый выходной * Часто * Редко *Не посещаем
7. Какую помощь в развитии Вашего ребенка Вы хотели бы получить:
а) наглядную информацию;
б) консультации;
в) просмотр открытых занятий с детьми;
г) проведение совместных (родитель +ребенок) мастер – классов.
_________________________________________________________
Перспективный план работы с детьми
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Для детей:
- дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой;
- развитие у детей познавательной активности через экспериментальную деятельность;
- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагога:
- повышение педагогической компетентности по организации экспериментальной деятельности дошкольников;
- внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- создание условий, способствующей эффективной организации экспериментальной деятельности дошкольников;
- обобщение и распространение педагогического опыта.
Для родителей:
- родители станут активными участниками образовательных отношений.
Предварительный просмотр:
Проект: " 120 лет со дня рождения В.В. Бианки"
Старшая группа (5 - 6 лет)
Вид проекта, срок реализации : краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, сотрудники городской детской библиотеки.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация».
Цель:
Познакомить детей с жизнью и творчеством русского писателя В.В. Бианки; дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц и животных в природе.
Задачи:
Воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе.
Развивать театрально-художественную деятельность, развивать умение выстраивать свои выступления, используя все средства выразительности.
Посредством произведений В. Бианки способствовать воспитанию у детей добрых чувств, любви и сочувствия к природе и ее обитателям.
Актуальность.
Дошкольное детство - очень важный этап в формировании нравственных чувств и оценки, а так же в воспитании внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которое помогает ему познавать мир и себя в нем.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Слушая рассказы наших детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получили летом, отдыхая вместе с родителями, обнаружили, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах. У детей появляется много вопросов о жизни животных, которые мы вместе с ними стали искать в книгах писателя - натуралиста В. Бианки. А посредством этих произведений формировать нравственные чувства дошкольников, обогащать их речь, знакомить с формами работы с книгой.
Этапы проекта.
1этап - подготовительный. Продолжительность - 1 неделя.
- создание предметно - развивающей среды;
- подбор необходимого материала для работы с детьми и родителями.
2 этап - основной.
Формы работы:
Чтение произведений В.В. Бианки (ежедневно): сказки о животных, о птицах, о насекомых.
Просмотр мультфильмов по произведениям В.В. Бианки.
Наблюдения за природой на целевой прогулке, на прогулках в детском саду.
Тематические беседы по творчеству писателя В.В. Бианки.
Игры – подвижные, дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие.
Экскурсия в библиотеку.
Продуктивные виды деятельности и художественное творчество.
Заучивание детьми наизусть отрывков из произведений В.В. Бианки
Работа с родителями:
- консультации для родителей «Волшебный мир детских книг», «С какого возраста нужно учить читать? », «Книги разные нужны, книги всякие важны»;
- выставка книг- самоделок, про жизнь птиц и зверей;
- конкурс рисунков.
3 этап - итоговый.
Итоговая литературная викторина «Произведения В.В. Бианки.
11 февраля 2014 года исполнилось 120 лет со дня рождения замечательного русского писателя Виталия Валентиновича Бианки.
35 лет он писал о лесе. Это слово часто звучало в названиях его произведений: «Лесные домишки», «Лесная газета», «Лесные разведчики», «Тайна ночного леса», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Отчего я пишу про лес».
За свою жизнь он написал более 300 рассказов, сказок, повестей, только сборников произведений при его жизни вышло около 40.
Был Виталий Бианки удивительно любознательным человеком. В книге «Клуб колумбов» он написал: «Есть такие скучные люди, для которых новое – старое. А мы такие, что нам и старое всё – ново. И страна у нас такая, что, сколько ее ни открывай, никак в ней всего не откроешь. Юным пытливым глазам и нашему пытливому уму она предстает в совершенно новом, чудесном и загадочном свете. Нам всё в ней ново, всё дивно, всё – тайна…». Так писатель призывает ребят знакомиться с родной природой, побольше узнавать про птиц и зверей, про охоту и лес.
Предварительный просмотр:
Проект:
"Красная книга"
для подготовительной группы
Воспитатели: Руднева О.А.
Цель: формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи:
- формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе. О тех растениях и животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории России;
- развитие навыков наблюдательности, навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных;
- воспитание любознательности, бережного отношения к природе.
Продолжительность проекта: 5 дней
Участники проекта: Дети подготовительной группы воспитатели, родители детей.
Формы реализации проекта:
- занятия;
- беседы;
- оснащение предметно-пространственной среды (оформление выставки Красной книги)
- работа с родителями;
- игровые технологии.
Проект включает три этапа: подготовительный; исследовательский; заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап.
Погружение в проблему: показ презентации «Главная книга природы»
Цель: знакомство с Красной книгой, как государственным документом и её значением.
Рисование «Животное из Красной книги»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Дидактическая цель: расширить представления дошкольников о диких животных; познакомить с животными, занесенными в Красную книгу.
Музыкально-художественная деятельность: Заучивание песни Земля-наш общий дом» музыка Н. Б. Караваевой.
Исследовательский этап
«Мы исследователи»
Какие представители животного и растительного мира занесены в Красную книгу встречаются на территории ХМАО и чем они интересны?
- изучение природоведческой литературы домашней (с родителями), и детского сада библиотек.
- поиск информации в детских электронных книгах и энциклопедиях(с родителями)
Подвижная игра «Что я за зверь?»
«Мы инспекторы»
Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать, чтобы сохранить природные богатства?
- Дидактическая игра «Напоминающие знаки»
- разработка правил поведения в природе
Опытническая деятельность: попробовать изготовить краску из растений и ягод. Какие получились цвета?
«Мы художники"
- создание экологических знаков в поддержку исчезающих животных и растений (выставка рисунков в детском саду)
- создание Красной книги для детского сада (день открытых дверей) «Рисуем вместе с мамой и папой»
Игры на развитие сенсомоторных координаций:
- Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка или животного из Красной книги.
- «Учимся рисовать линии» Нарисуй прямую линию, соединив пищевую цепочку.
- «Кто нарисован»
- Рассмотри картинку. Скажи, кто нарисован в правом, левом верхнем углу, в правом, левом нижнем углу? Кто в середине листа?
- Сравни картинки и найди между ними семь (пять) отличий.
- 2. Экологическая беседа: "Братья наши меньшие".
- Цель: формировать у детей представление о жизни птиц, животных и насекомых в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес, формировать понимание того, что им нужна наша помощь.
- 3. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц и животных.
- Цель: воспитывать умение различать голоса птиц и животных, приобщать к миру дивных звуков.
- 4. Дидактические игры: "Чей домик? "
- Цель: воспитывать умение определять животных, которые живут в разных условиях, развивать умственные способности, доказательно строить суждения.
Заключительный этап
- Изготовление книг «Наша Красная книга» создана из совместной деятельности с родителями.
Ожидаемый результат:
- овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
- получат наглядное представление о круговороте веществ в природе, всё взаимосвязано.
- осознано правильное отношение детей к животным и растениям.
Чтение художественной литературы:
Красная Книга “Растения России”.
Цель: Прививать любовь к зеленым братьям и сестрам, бережное отношение к растениям, любить свой край, любить природу.
“Зеленая страна” Е. Серова.
Цель: Прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
“Сказки матушки Земли” А. Лопатина, М. Скребцова.
Цель: Воспитывать бережное отношение к растениям, животным.
1000 загадок.
Цель: Закреплять представления о названии и об основных частях растений, животных развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
“Лекарственные растения в народной медицине” В. П. Махлаюк.
Цель: Объяснить детям, что растения имеют целебные свойства.
«Самая красивая энциклопедия животных» Издательство: Аванта+, 2008 г.
Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия
Юлия Школьник Растения. Полная энциклопедия
Цель: дать детям эниклопедические знания
Подвижная игра «Что я за зверь?»
В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается. Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
2-й вариант
Группа ребят изображает зверя, а игрок должен определить зверя по мимике
Предварительный просмотр:
Проект для младшей группы
"Домашние животные"
Актуальность: В настоящее время не все имеют возможность держать домашних животных в доме. А любовь к животным у детей нужно воспитывать с раннего возраста. Поэтому проект позволяет расширять знания у детей о животных, содержащихся в домашних условиях; об их образе жизни, повадках, характерных внешних признаках, накапливать ребенку личный опыт в познании окружающего мира.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Вид проекта:
• по времени: краткосрочный .
• по количеству участников: групповой.
• участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели.
Цель проекта: Формирование представлений о домашних животных у младших дошкольников.
Задачи:
• развивать познавательное общение со взрослыми;
• поощрять познавательную активность;
• поддерживать стремление к положительным поступкам и ответственности за домашнего питомца;
• развивать речевую активность со сверстниками и взрослыми.
Проблема
У многих ребят в группе есть домашние животные, и они часто рассказывали о своих питомцах. Максима очень заинтересовали эти рассказы, он давно мечтал иметь домашнее животное. Но не знал, кого лучше выбрать (собаку, кошку, хомячка, кролика или рыбок), как за ними ухаживать, кормить. Мы вместе с ребятами решили ему помочь в выборе домашнего питомца, рассказав подробно о каждом животном.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
Обсуждение проблемы с воспитанниками; поиск путей решения проблемы, обсуждение возможных вариантов, рассматривание иллюстраций, поиск дополнительной информации . Подбор литературы, игр.
2 этап – Основной
1. Обсуждение вопросов: «Какие бывают животные? Какой у них образ жизни, повадки, характерные внешние признаки».
2. Продуктивная деятельность с детьми (в рисунках, лепке, аппликации).
3. Конструирование, дидактические игры, театрализованная деятельность.
4. Консультации для родителей, изготовление папок-передвижек.
5. Конкурс совместных работ родителей и детей «Самое забавное, милое животное».
3 этап – Заключительный
1. Подведение итогов проекта.
2. Изготовление газеты «Наши любимцы».
Ход проекта
1 этап – подготовительный
1. Опрос детей «Домашние животные, какие они»?
2. Опрос родителей: «Есть ли в вашей семье домашние животные. Какие?»
3. Подбор литературы.
4. Подбор пальчиковых, дидактических и подвижных игр для детей и родителей.
2 этап – основной
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей «Домашние животные в жизни ребенка», «Общение с домашним питомцем"
2. Рекомендации: «Читаем детям дома о животных» (перечень литературы).
3. Конкурс рисунков «Самое забавное, милое животное».
Работа с детьми:
1. Беседы: «Домашние животные», «О своем любимце» (о внешнем виде, образе жизни, питании, проживании, уходе за домашними животными).
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций домашних животных и их детенышей.
3. Наблюдения на прогулке: «Кошки», «Собаки».
4. Загадки про домашних животных.
5. Заучивание и чтение стихов о животных.
6. Чтение и заучивание скороговорок, потешек.
7. Составление описательного рассказа по фотографиям «Мой любимец».
Игры:
• Пальчиковые: «Бычок», «Кошки - мышки», «Поросята», «Два козлика».
• Дидактические: «Кто как говорит», «Кто, чем питается», «Назови животное», «Чей малыш», «В деревне?», «Кто лишний?», «Кто, чем питается?», «Кто, как кричит?», «Найди детёныша», «Домашние животные».
• Подвижные игры: «Кот и мыши», «Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Лошадки», «Кот Васька», «Скачет козлик по дорожке».
Физкультминутки: «Котик», «Кошка», «Козочка», «Корова».
Художественно-творческая деятельность:
Рисование: Раскраски (кошка, собака, кролик, лошадь, свинья, корова, коза).
Лепка: «Мисочка для кошечки»
Конструирование: «Загон для животного»
Аппликация: «Домик для Жучки».
Театрализованная деятельность:
Инсценировка сказки: "Репка"
3 этап – заключительный
1. Фотовыставка «Мои домашние животные».
2. Выставка рисунков-раскрасок «Домашние животные».
3. Совместная работа родителей и детей по оформлению газеты «Наши любимцы».
Выводы по проекту
Таким образом, наш проект способствовал:
• вовлечению в активную работу детей, родителей и педагогов;
• развитию познавательного общения со взрослыми;
• поощрению познавательной активности;
• поддерживанию стремления к положительным поступкам и ответственности за домашнего питомца;
• развитию речевой активности со сверстниками и взрослыми, эмоциональной отзывчивости.
Конспект ОД: лепка "Миска для собаки"
Задачи:
1)уточнить представление о домашнем животном; закрепить знание частей тела собаки (голова, уши, лапы, хвост); активизировать в речи слова «пушистый», «ласковый», «большой»; учить детей четко и правильно выговаривать слова;
2)формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать умение скатывать ком теста круговыми движениями между ладонями рук, использовать метод сплющивания;
3)закрепить знание формы «круг», цветов «синий», «красный»;
4)воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
Оборудование : картина с изображением собаки, игрушечная собачка, пластилин, доска для лепки.
Ход занятия
Дети сидят полукругом. Воспитатель обращает их внимание на стук в дверь, просит посмотреть, кто пришел в гости.
Заносит в группу игрушечную собачку.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? ( Собака)
Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашим гостем.
Дети поочередно здороваются и гладят шерстку собачки.
Воспитатель. У каждого из нас есть имя. Давайте спросим, как зовут собаку?
Дети спрашивают
Воспитатель. Пёсик говорит, что его зовут Барбос. Посмотрите, дети, какая мягкая шерсть у Барбоса, уши и хвост пушистые, а на лапках когти.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Что это у собаки? ( Педагог показывает на голову, уши, хвост, лапы)
- Какая шерстка у собаки? ( Мягкая, пушистая)
- А собака большая или маленькая? (Большая)
- А как лает большая собака? ( «Ав-ав-ав!»)
Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Затем воспитатель обращает их внимание на картину с изображением собаки.
Просит малышей сравнить изображение с игрушечной собачкой и ответить, в чем различие. Если дети затрудняются ответить, подсказывает, что игрушечную собаку можно погладить, обнять.
Воспитатель. Ребята, Барбос хочет поиграть с вами в одну очень интересную игру, она так и называется « Пёс Барбос».
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
- Ну, Барбос, скорей вставай
И ребяток догоняй!
- Ав-ав-ав!
После подвижной игры воспитатель обращает внимание детей на то, что собака устала и хочет пить, но чтобы дать Барбосу воды, надо слепить чашку из теста. Педагог обращает внимание детей на тесто ( мягкое, эластичное, разноцветное – синее и красное).
Воспитатель. Какого цвета тесто? ( синее, красное.)
Далее показывает технику работы с тестом: как скатывать тесто круговыми движениями между ладонями рук (получается шарик).
Воспитатель. Какой формы шарик? (Круглый)
Затем объясняет и показывает на примере метод сплющивания, чтобы получилась чашка для собаки.
После того как дети справились с работой, они вместе с воспитателем рассматривают поделки и дарят Барбосу миски. Он благодарит за помощь и предлагает поиграть еще в подвижную игру.
Конспект ОД: аппликация «Домик для Жучки»
Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о жилье собаки, посредствам наклеивания геометрических фигур на лист бумаги.
Задачи: Развивать умение наклеивать готовые геометрические фигуры в определённой последовательности, выкладывать на листе готовые детали.
Закрепить знания о форме, цвет.
Воспитывать аккуратность, правильно используя материалы.
Обеспечить условия развития поисковой активности детей.
Создать условия для побуждения детей к речевой активности.
Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.
Материал: лист бумаги, готовые геометрические фигуры для наклеивания, кисточки, клей, картинка с собакой в будке, игрушка собака.
Ход образовательной деятельности.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Вдруг раздаётся собачий лай.
Воспитатель: - Что это за звуки?
Дети: - Собака.
Воспитатель: - Где же она интересно?
Дети предлагают найти собачку. По звукам собачьего лая мы находим игрушечную собаку.
Воспитатель:- Дети, давайте придумаем ей имя?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель:- Она мне, что - то говорит (подносит собаку к уху)
Воспитатель: – Она говорит, что её зовут Жучка, и она очень хочет с нами поиграть.
Организуется подвижная игра «Лохматый пёс».
Ребенок, которого выбирают псом, берёт в руки Жучку, садится на стул и спит. Остальные дети с воспитателем ходят вокруг пса и говорят:
Вот лежит лохматый пёс
В лапы свой, уткнувши нос
Тихо, смирно он лежит
То ли дремлет, то ли спит
Подойдём к нему поближе
И посмотрим, что- то будет?!
Ребёнок с Жучкой догоняет детей.
(1-2 раза повторяем игру)
Воспитатель - А где живёт собака? Что делает собака?
Дети:- Сторожит, охраняет.
Воспитатель - Как называется её домик?
Дети:- Будка.
Воспитатель показывает картинку «Собака в будке»
Воспитатель - А ведь Жучка к нам пришла за помощью, у неё сломалась будка, теперь ей холодно и мокро без домика.
Воспитатель: - Посмотрите, что у нас на столе лежит (На столе лежат большие фигуры: треугольник, квадрат, круг).
Воспитатель: - Как называются фигуры? (Воспитатель показывает каждую фигуру по очереди, дети называют фигуры).
Воспитатель: - А какого они цвета? (Дети отвечают)
Воспитатель: - А что можно сложить из этих фигур? (Дети складывают домик)
Воспитатель: - Какие вы молодцы!!! Поможем Жучке, построим ей домик?
Дети:- ДА!
Воспитатель предлагает сесть за стол.
Воспитатель: - Перед тем как поработать разомнём пальчики.
Делаем пальчиковую гимнастику «Собачка».
-Гав-гав-гав, никого я не пугаю. (Локоть правой руки опирается о стол, кисть - параллельно столешнице).
-Гав-гав-гав, я с детишками играю. (Разводить и сводить большой палец с остальными сомкнутыми пальцами).
(То же другой рукой).
Перед детьми лежит лист с собакой и готовые геометрические фигуры.
Воспитатель: - Дети мы сначала выложим из этих фигур домик и посмотрим, как у нас получится. Дети выкладывают.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь всё это наклеим на бумагу.
Воспитатель показывает приём наклеивания на бумагу, дети смотрят и начинают наклеивать. (Воспитатель смотрит, помогает).
После того как дети наклеили домик, мы дарим домики Жучке и наказываем что бы она берегла свой домик.
Воспитатель: - Молодцы, Жучке очень понравились наши домики.
Прощаемся с гостями.
Консультация для родителей:
"Домашние животные в жизни ребенка"
В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки.. конечно у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить питомца : необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, родителей понять можно а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще.
Не забывайте, сколько плюсов в этом если у вас появиться домашнее животное, ребенок взрослеет, хочет чтоб его жизнь была наполнена чем то важным, стремиться помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные стороны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, преданность, забота, также формирование активности в принятии решений став чуточку взрослее, шаг - который предполагает ответственность, общение с животным также повлияет на качества характера - он может стать более открытым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в жизни питомца проявляя заботу.
В настоящее время много различных увлечений, но также можно отметить, что дети мало находятся на свежем воздухе, большую часть времени в основном проводят за компьютерными играми, но если, взвесив за и против - домашний питомец тоже могут стать хорошим другом.
Нужно выяснить у ребенка насколько сильное его желания, рассказать об ответственности, которая предстоит, разъяснить минусы. И попытаться понять мотивы, то есть насколько велико желание вашего малыша, поговорите с ребенком честно объясните ваши сомнения ваши желания и нежелания, и пусть он примет решения сам, обсудив, сможете придти к какому либо совместному решению тем самым вы уйдете от его капризов потому что если скажите однозначное - «нет!» ребенок вас не поймет, последуют упрямство и капризы, конфликта всегда можно избежать, если найти правильный выход, тем самым сохраните доверительное отношения между вами, учитесь правильно объяснять, больше разговаривать с ребенком тем самым научите его рассуждать ведь в жизни много разных ситуаций.
Как подметили ученые - выбор животного зависит от типа темперамента человека от его особенностей потребностей, например кошки помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля.
Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который принесет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка, например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.
Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.
Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и если Вы замечали – это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домашний питомец.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проект «В мире разных материалов"
Продолжительность проекта: 12 дней.
Тип проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 4-5 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: "Из каких материалов созданы окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы?»
Цель проекта: предложить систему работы, направленную на формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Задачи проекта
Для детей:
Приобщение к процессу познания, побуждение интереса к предлагаемой деятельности.
Расширение и закрепление представлений о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса, резина).
Познакомить детей с новым материалом - пластмассой, и ее свойствами.
Учить выделять свойства материалов: мягкость - твердость, гладкость - шероховатость, прочность – гибкость и т.д.
Привлечь детей к участию в экспериментальной деятельности. Упражнять в умении проводить несложные опыты с предметами, сделанными из разных материалов, на основе этого делать выводы.
Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
Развитие познавательно-поисковой активности ребенка, умения устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.
Развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь), формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).
Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
Воспитывать и развивать эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов, сделанных из разных материалов.
Воспитывать умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.
Для педагогов:
Подбор методических, дидактических материалов по данной теме.
Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
Создание условий, стимулирующих развитие опытно-экспериментальной деятельности детей.
Организация совместной деятельности детей и родителей.
Для родителей:
Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
выставка: "Чудо- материалы и удивительные пуговицы".
Продукты проекта:
Для детей:
Коллекции из разных материалов: ткани, бумаги, резины, дерева, металла, пластмассы.
"Это - наши опыты"(оформление фотоматериалов по опытно- экспериментальной деятельности: альбом).
Д.и "Разные материалы".
Выставка "Чудо- материалы и удивительные пуговицы".
Для родителей:
Информация на стенд " Удивительные поделки из разных материалов.
Выставка: " Чудо - материалы и удивительные пуговицы".
Консультация, "С какими материалами можно знакомить детей 5-го года жизни".
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Имеют представление о свойствах предметов из ткани, бумаги, дерева, металла, пластмассы; различают их, выделяют их качества.
Определяют, как и где могут использоваться эти материалы.
Имеют представление о безопасном и бережном использовании предметов из разных материалов (непрочные, шероховатые, хрупкие, тяжелые).
Для родителей:
Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений в семье, раскрытие творческого потенциала.
Приобщение ребенка к миру предметов.
Усиление взаимодействия педагогов с родителями и повышение роли семьи в воспитании детей.
Для педагогов:
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач и их причин).
Оценка проекта в целях определения его актуальности (продолжения или закрытие проекта).
Систематизация методического материала по теме.
Презентация проекта.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«В мире разных материалов ".
1 этап Подготовительный
(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)
1. Определение темы.
Постановка проблемы перед детьми: (Приходит в гости Незнайка. Он приносит с собой коробку с подарками.
В ней платье из бумаги, мячик из ткани, ботинок из дерева, лодочка из металла и чашка их неизвестного материала ( пластмассы).
Незнайка не может понять почему: платье и мячик - рвется, лодочка- тонет, а ботинки никто не хочет надевать- они тяжелые?
Давайте поможем Незнайке, расскажем:
"Из каких материалов сделаны окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы? "
Информирование родителей о предстоящей теме и проблеме.
Избрание позиции сотрудничества, позитивной установки.
Наблюдение за действиями и высказываниями детей по данной теме.
На основе изученных проблем постановка цели проекта.
Подбор наглядного материала и ознакомление с методической литературой, знакомство с нетрадиционными формами работы.
Составление плана – схемы проекта, направленного на осознание детьми значения данной темы и на оптимизацию детско- родительских отношений.
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Введение детей в проблему: "Расскажем Незнайке, из каких материалов сделаны окружающие предметы? Какими свойствами они обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы?"
1. «Для чего нам нужны разные материалы? "- вопросы -ответы детей
2. «Как мы узнаем, из каких материалов они сделаны? Какими они свойствами обладают? " - рассуждения детей, вопросы - ответы.
3. «Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы? » - постановка главного основополагающего вопроса, на который хотим найти ответ.
4.Как мы можем найти ответ на этот вопрос? (подвожу детей к заключению, что надо сделать опыты)
5.Какие опыты мы можем сделать: опыты с бумагой и тканью, деревом и металлом, и познакомиться с новым материалом- пластмассой.
6."Как нам с вами запомнить, что у нас получилось?"
8. Наша цель – и фиксирование результатов наблюдений с помощью фотографий.
Информирование родителей о теме проекта, приглашение участвовать вместе с детьми в выставке: "Чудо- материалы и удивительные пуговицы", участие в пополнении коллекции из ткани, бумаги, дерева, металла, резины, пластмассы.
2 этап: Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)
Формирование мотивации, связанной с внутренним желанием узнавать что-то
Помогаем узнать Незнайке
Почему: платье и мячик - рвется, лодочка- тонет, а ботинки никто не хочет надевать- они тяжелые? Подводим к вопросу:
"Из каких материалов сделаны окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы? "
Организация и проведение различных обучающих и развивающих форм деятельности.( как узнаем-? сделаем опыты и будем их фиксировать с помощью фотоматериалов )
Поощрение проявления самостоятельности в решении проблемных ситуаций.
Создание «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка.
Модернизация развивающей среды и изучаемого материала в соответствии с интересами детей.
* Организация различных форм работы с родителями
Активное непосредственное участие в формах работы, предлагаемых педагогами и самими детьми:
Рассматривание: образцов бумаги, ткани, металла, дерева, резины, пластмассы.
иллюстраций по теме "Профессии", "Одежда", "Мебель", "Игрушки".
Рассматривание иллюстраций изделий из разных материалов в энциклопедии для детей "Хочу все знать!" под редакцией Т.Н.Нуждиной
Экспериментальная деятельность.
Проявление самостоятельности и творческих способностей.
Формирование умений устанавливать причинно- следственные связи в ходе экспериментальной деятельности.
Накопление знаний о материалах, их свойствах и области их применения.
Проявление умения самостоятельно определять, из каких материалов сделаны предметы, какими они обладают свойствами. почему именно из этих материалов сделаны эти предметы и как с ними надо обращаться.
Непосредственное участие в проекте: создание поделок из разных материалов, участие в пополнении коллекции из ткани, бумаги, дерева, металла, резины, пластмассы.
Расширение познавательного интереса, чтение детям пословиц, поговорок о труде, загадок , стихотворений о материалах, художественной литературы, энциклопедической литературы. экспериментирование с детьми в домашних условиях.
3 этап: Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия - размышление над новым знанием или опытом)
* Оформление выставки созданных совместно с детьми и родителями.: «Чудо- материалы и удивительные пуговицы",
Оформление фотоматериалов в альбом по опытно- экспериментальной деятельности
оформление информации для родителей "Удивительные поделки из разных материалов".
Рекомендация: " С какими материалами знакомить детей 5-го года жизни".
Оптимизация знаний о материалах, из которых сделаны окружающие предметы.
Участие в оформлении совместной с родителями выставки: «Чудо- материалы и удивительные пуговицы".
Представление своих работ в группе и оценка их своими товарищами.
Предполагаемое активное участие в выставке совместных работ.
Презентация продуктов проекта
Выставка: "Чудо- материалы и удивительные пуговицы".
Определение направлений дальнейшей работы.
Экскурсия по группе: "Из каких материалов сделаны предметы в нашей группе?"
Беседа с детьми «Предметы и разные материалы".
Рассматривание предметов в уголке по опытно- экспериментальной деятельности, в спортивном, музыкальном, в изоуголке; в игровых уголках (магазине, парикмахерской и т.д.)
Рассматривание "Чудо- дерева" и предметов на нем( выставка предметов из материалов к проекту, выполненному во 2-ой мл гр.)
Рассматривание иллюстраций по теме "Профессии», «Игрушки","Мебель», «Посуда", Одежда», «Инструменты".
Рассматривание иллюстраций изделий из разных материалов в энциклопедии для детей "Хочу все знать! «под редакцией Т.Н.Нуждиной
Обучающий цикл. Знакомим с новым материалом - пластмассой.
"Разные материалы", "Из чего сделано?",
"Кому нужен этот материал?", « Назови этот материал ",
"Угадай по описанию (материал),
"Найди пару", "Сколько каких предметов ","Найди такой же", "Что лишнее?",
"Что можно сделать из этого материала?», «Чудесный мешочек "
На развитие мелкой моторики
"Собери матрешки",
"Одень куклу ",
"Застегни пуговицы". "Составь картинку".
Игры для самостоятельной деятельности детей:
«Подбери материал по образцу»
"Найди такой же",
"Кому что нужно для работы".
"Все профессии важны, все профессии нужны."
Игры- эксперименты с разными материалами
"Волшебные звуки".
Опыты и эксперименты:
"Мягкий - твердый"(дерево - металл),
"Тяжелый - легкий",
"Бумага и ткань",
"Бумага и резина",
"Резиновые перчатки",
"Что легче, а что тяжелее?"
"Дерево умеет плавать",
"Какая она пластмасса?"
Чтение:
Сказки: "Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и заяц", "Зимовье зверей», «Три поросенка".
Авторские произведения:
Е. Ильина "Чик-чик ножницами",
К. И. Чуковский "Федорино горе",
С.Баруздин «Мамина работа",
Е. Пермяк "Пропавшие нитки",
Наносов "Заплатка",
В. Осеева «Волшебная иголочка",
Д. Родари "Хитрый Буратино".
Загадки по теме, пословицы. Поговорки.
Чтение описательных рассказов про материалы из энциклопедии Т.И.Нуждиной "Хочу все знать!"
Игровые ситуации во время утреннего приема:
«Кто пришел, в какой одежде?",
"Из какого материала твоя игрушка?",
"С какими игрушкам ты сейчас играешь?"
"Строим город для зверей".
Сюжетно-ролевые игры.
Игры на развитие звукопроизношения
«Какой предмет?» ( подбор определений)
«Что делает предмет?" (Использование глаголов)
«Закончи предложение».
«Чем был, чем стал".
Пересказ сказки "Три поросенка", "Пузырь соломинка и лапоть", (драматизация)
Настольный театр "Волк и семеро козлят, "Репка", "Три поросенка",
Пальчиковый театр "Лиса и заяц".
Развиваем умение оценивать принесенные на выставку поделки сверстников, формировать положительное отношение.