Реализация дифференцированного подхода

Каберова Вероника Евгеньевна

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении и

воспитании дошкольников

(Консультация для воспитателей)

В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Дифференцированный подход состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главная задача – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала.

Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

Индивидуальное развитие детей проявляется и в уровне умственной работоспособности. Именно работоспособность как низкая, так и высокая является показателем принадлежности ребенка к определенному типу нервной системы.

Дети со слабой нервной системой выполняют работу медленно, но очень обстоятельно. Полной противоположностью являются дети с сильной нервной системой! Вместе с тем, статистические показатели состояния здоровья детей дошкольного возраста показывают, что только 20% детей являются здоровыми.

Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у вторых - наглядно-образное, а у третьих - словесно-логическое. В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них. Занятие должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у учащихся определенные представления, ассоциации, зрительные образы.

Цели дифференциации:

  • обучающая цель - содействие реализации учебно-воспитательных программ посредством повышения уровня знаний и навыков каждого ребенка в отдельности, уменьшение его отставания, углубление и расширение знаний исходя из интересов и способностей умственного и психологического развития;
  • развивающая цель - формирование и развитие логического мышления дошкольников, умение трудиться при опоре на зону ближайшего развития;
  • воспитывающая цель - создание предпосылок для развития интересов и способностей ребенка.

Реализация дифференцированного подхода в обучении позволяет воспитателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников:

  • создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях;
  • о влиянии на него семьи и ближайшего окружения;
  • раскрытию его потенциальных возможностей;
  • содействию различными средствами выполнению учебных программ каждым ребенком;
  • развитию познавательных интересов и личностных качеств.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №38 , г. Тамбов

Старший воспитатель: Каберова В.Е.

Дифференцированный подход –

положительные и отрицательные стороны

Одной из наиболее важных проблем является разработка индивидуального и дифференцированного подходов, как средство преодоления несоответствия между требованиями воспитательно-образовательного процесса и реальными возможностями ребенка.
Для нахождения наиболее эффективных путей коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии необходимо знание не только структуры первичного дефекта и вторичных отклонений, но и изучение их индивидуальных особенностей.

Знание индивидуальных особенностей познавательных возможностей ребенка позволяет наиболее эффективно организовать коррекционную помощь. Эффективность коррекции отклонений в развитии детей с ЗПР значительно возрастет, если индивидуальный и дифференцированный подходы к организации коррекционно-педагогической работы будут основаны на анализе уровней развития познавательных возможностей детей, что позволяет наиболее эффективно организовать индивидуальную и дифференцированную коррекционную помощь.

Дифференцированный подход - это особый подход педагога к различным группам детей или отдельным воспитанникам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной работой с каждым ребенком. Дифференцированный подход позволяет определять содержание и формы обучения для каждого ребенка, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей.

То есть дифференцированный подход — это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
При использовании такого подхода предполагается уровневый педагогический подход в работе с детьми и существует обычно в форме индивидуального подхода к детям, когда учитываются их психические особенности — память, мышление, темперамент.

Разделение детей на группы может зависеть от поставленной задачи и включает:
* Отказ от ориентировки на среднего ребенка;

* Поиск лучших качеств личности, способностей, направленностей личности в образовательном процессе;

* Прогнозирование результатов образовательной деятельности;

* Конструирование индивидуальных программ развития ребенка

В настоящее время в ДОУ при планировании занятий используются такие виды дифференцированного подхода:

по умственному развитию;
по половому признаку;
по состоянию здоровья.


N

Положительные стороны процесса дифференцированного обучения

Отрицательные стороны процесса дифференцированного обучения

1

Созданы условия для реализации возможностей как сильных, так и слабых детей, устранены условия для возникновения «комплекса неполноценности»

Слабые лишаются возможности тянуться за сильными, получать от них помощь

2

У педагога появляется возможность осуществлять индивидуальный подход

Требуется больше времени на подготовку к занятиям

3

У педагога появляется возможность использовать в своей работе новые технологии обучения

Необходимо, чтобы педагог обладал умением быстро корректировать учебную программу