«Принципы программы «Ладушки», воплощение их в семье.
Одно из направений работы в нашем детском саду - это сотрудничество с родитеями воспитанников. Порой родители не представляют, чем занимаются их дети на музыкальных занятиях. Выступая на родительском собрании в средней группе, я познакомила пап и мам с программой "Ладушки", её принципами и возможностью вопощения их в семейном воспитании..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupenie_na_rod_sobranii.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородского района Белгородской области»
«Принципы программы «Ладушки», воплощение их в семье.
Выступление на родительском собрании
Подготовила
Головина Е. В.
музыкальный руководитель
Современная дифференциированность дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений, предлагают вариативность в использовании программ и педагогических технологий. Закон РФ «Об образовании» предоставил право ДОУ самостоятельно разрабатывать авторские программы или из комплекса вариативных выбрать те, которые максимально учитывают конкретные условия работы ДОУ.
В последние годы получили развитие два вида программ: основные и дополнительные. Основные в свою очередь, делятся на комплексные и специализированные (Парциальные).
В нашем детском саду помимо комплексной программы, для более целостного развития ребёнка, формирования его музыкальных способностей, воспитания музыкальной культуры, музыкальные руководители используют парциальную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Авторы: И. Каплунова И. Новосколъцева
Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству доступными дошкольнику средствами и к творчеству.
В программе определены:
- задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе;
- структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка;
- результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе;
- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;
- рекомендации по взаимодействию с детьми на занятии.
Программа имеет содержательное методическое обеспечение: планирование занятий в каждой возрастной группе, конспекты занятий, комплексы музыкально-творческих игр, разнообразие приемов организации слушательской, музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности дошкольников, как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности, практические советы для воспитателей и родителей, календарь музыкальных праздников и развлечений.
Программа имеет долгий опыт апробации в нашем образовательном учреждении и можно с полной уверенностью говорить об эффективности предложенной методики, ее результативности;
Необходимо подчеркнуть, что она широко и полно охватывает все разделы музыкального образования и сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду.
Учебно-методический материал включает в себя детальные разработки по всем видам музыкальной деятельности, которые учитывают особенности развития ребенка, сферу его интересов и предусматривают творческое развитие личности ребенка.
Авторы предлагают очень интересный, оригинальный, разнообразный песенный, танцевальный и игровой материал, который часто проходит мимо детей. Грамотно и целесообразно подобран песенный репертуар, доступный по содержанию и удобный для детского исполнения. По-новому освещен раздел «Слушание музыки». В программу вошли лучшие произведения XIX и XX вв. Это классическая музыка композиторов разных стран, фольклор, а также музыка, созданная специально для детей. Особое внимание в содержании программы уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяют успешно осваивать игру на детских музыкальных инструментах. Необходимо подчеркнуть ценность выбора литературного материала (стихи, загадки, считалки, потешки), которые дети легко запоминают и активно используют в повседневной жизни.
Грамотно и последовательно выстроена программа в тесной связи с различными видами изобразительной деятельности. Авторы предлагают аудиоматериалы, которые отличаются высоким качеством и исполнительским мастерством аранжировщиков. Таким материалом могут пользоваться все педагоги в дошкольном учреждении.
Программу «Ладушки» отличает очень грамотный и педагогически обоснованный подход к детским праздникам в дошкольном учреждении. Очень верно авторы сформулировали отношение к праздникам, которое стало девизом:
«Праздник - это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для
взрослых». Авторы предлагают не тренировать детей в ходе подготовки к ним, оттачивая техническую сторону воплощения образов музыкально-художественной деятельности, а дарить детям радость творческого самовыражения средствами музыкально-художественной деятельности, активно используя форму развлечений в детском саду.
В условиях невероятной насыщенности музыкально-звукового пространства ребенок, играя, открывает для себя мир звуков. Программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние задачи работы с детьми, но и закладывает способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
Высочайший уровень профессионализма позволил авторам создать систему погружения ребенка в мир музыки «с радостью и улыбкой».
Современные подходы в дошкольном образовании ориентированы на сотрудничество воспитателя и родителей. Какие же методические принципы, реализующиеся в программе «Ладушки» могут взять на вооружение папы и мамы?
Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно. И педагоги, и родители не редко стакиваются с различным поведением детей - одни неуравновешенные и капризные, другие стеснительные и застенчивые. Как привлечь ребёнка к выполнению задания или упражнения? Лучшее и для педагога, и для родителей - акцентировать внимание ребёнка на игру. В программе «Ладушки» игра присутствует в каждом виде музыкальной деятельности. В домашних условиях проведение занятий в форме игры потребует от родителей временных затрат, но игры, сюрпризы и обязательная положительная оценка помогут отвлечь ребёнка и снять его психологические проблемы.
Принцип положительной оценки немаловажный в оценке деятельности детей. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребёнку. Что бы и как бы ни сделал ребёнок – все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей – 3-4лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6ет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Детям в дошкольном возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты сам заметишь её». При более серьёзных замечаниях: «Вы не справились с заданием, потому что…»; «Давайте ещё раз повторим, но будем все стараться». Тон должен оставаться спокойным, добрым. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов и родителей – научить детей правильно и адекватно на них реагировать.
Еще один принцип программы, который могут использовать родители в домашних условиях – соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей, дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку, принять участие в веселой игре). Попросите ребёнка спеть или станцевать что-нибудь из репертуара, разученного в детском саду (музыкальный материал программы выстраивается согласно календарным праздникам и природными изменениями – временам года) или научить присутствующих играть в музыкальную игру. Дети делают это с большим удовольствием. Можно обратиться к музыкальному руководителю. При современных возможностях поделиться музыкальной подборкой специалисту будет не сложно.
Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Этого принципа следует придерживаться во всех сферах деятельности детей. Подбирая песни или танцы родителям необходимо помнить - не все, что нравится взрослому, подходит ребёнку. Проконсультируйтесь с музыкальным руководителем. Специалист на основании мониторинга даст необходимые советы по выбору репертуара для воспитанника.
Пойте, танцуйте, играйте вместе с детьми и у вас будет
«Праздник каждый день»