Статьи для родителей
https://www.friendship.com.ru/articles/08.shtml
"Детская гиперактивность"
Полезные сайты для родителей
Основные принципы работы интеллект-карт
Бехтерев С.Фрагмент из книги «Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт»
Издательство «Альпина Паблишерз»
«Мы живем в век информации». Это утверждение мы слышим отовсюду все чаще и чаще, и оно уже набило многим оскомину. Большинство людей уже не обращают на него никакого внимания. Кроме тех, кто действительно понимает, насколько серьезно обстоят дела.
Количество офисных сотрудников растет. Представители бизнеса, начиная с металлургических заводов и заканчивая консалтинговыми компаниями, обмениваются отчетами, письмами, коммерческими предложениями. Все участвуют в презентациях, совещаниях, конференциях, готовят и проводят их. Все большее число компаний переходят к проектной системе управления как более эффективной, где чуть ли не каждый сотрудник становится руководителем проекта. Обмен информацией становится с каждым годом все интенсивнее. По данным исследователей, количество электронной информации, получаемой среднестатистическим офисным сотрудником, удваивается раз в 2–3 года! Но есть ли у нас время обращать на это внимание?
Если 15 лет назад рабочий стол менеджера был завален кучей бумаг и документов, так как они были основным источником получения необходимой информации, то сейчас на рабочем столе может находиться только компьютер. Однако это нисколько не уменьшило стресс от работы с информацией, так как стоит менеджеру открыть компьютер, как на него обрушивается огромный поток сообщений, документов, задач и планов, что часто превращает рабочий день в хаос.
Как успешно справляться с потоком поступающей информации? Как тратить на обработку, анализ и принятие решения по полученной информации минимум времени и сил? Как превратить умение быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию (и принимать на ее основе правильные решения) в свое главное конкурентное преимущество в век агрессивно атакующей нас со всех сторон информации?
Ответ на этот вопрос дают современные технологии майнд-менеджмента, которые начали набирать популярность в современном мире в 70-е годы XX века.
История появления интеллект-карт
Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.
Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания своего метода интеллект-карт.
Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!»1
Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.
Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для их построения в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и решения бизнес-задач. Творческие способности людей, применявших этот метод, стали раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их результативность. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь — и в России.
Правила построения интеллект-карт
Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью... самой интеллект-карты (рис. 1).
Рис. 1. Правила построения интеллект-карт
Прокомментируем представленные правила более подробно.
1. Главное!
1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.
1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.
1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.
1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.
2. Центральный образ
Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.
3. Оформляйте!
Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.
Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Вы можете придумать свои обозначения или воспользоваться нижеприведенной трактовкой автора.
Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.
Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.
Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.
Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.
Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
Цвет | Значение | Скорость восприятия |
Красный цвет | Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание | Высокая |
Синий цвет | Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей | Средняя |
Зеленый цвет | Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа) | Низкая |
Желтый цвет | Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание. | Высокая |
Коричневый цвет | Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности | Низкая |
Оранжевый цвет | Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание | Высокая |
Голубой цвет | Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте | Низкая |
Черный цвет | Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ | Средняя |
Связи главного топика показывайте с помощью линии, утолщая ее у основания и постепенно сужая у подчиненного топика.
Если топики из соседних веток связаны друг с другом, соединяйте их стрелками.
Используйте группировку для обозначения односмысловых групп.
Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.
Попробуйте построить свою первую интеллект-карту с помощью выполнения первого урока.
Когда создавалась технология интеллект-карт, удобных персональных компьютеров еще не было в массовом использовании, и первые карты строились вручную с помощью обычной бумаги, цветных карандашей и фломастеров.
Автор этой книги не раз встречал людей, которые вообще не признают создание интеллект-карт с помощью компьютерных программ и строят все свои карты на бумаге. Да и сам автор, хотя ноутбук для него давно уже стал частью тела, тоже иногда с удовольствием закатывает рукава, берет большие листы бумаги, карандаши, фломастеры, стикеры, скотч и начинает рисовать.
Потому что в этом методе есть свои замечательные преимущества (как и недостатки).
Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть». Автор не раз убеждался в справедливости этого закона, когда целиком заполнялись листы формата А1 и даже А0.
Поэтому вам потребуются:
· чистые белые листы, желательно минимум формата А3. Формата А4 может просто не хватить для буйства ваших ассоциаций;
· цветные фломастеры, лучше — цветные карандаши, так как их можно стирать ластиком, благодаря чему можно корректировать и видеть ход мысли. Чем больше цветов, тем лучше;
· ластик;
· стикеры, желательно разных цветов и размеров;
· скотч. Если вам не хватит одного листа бумаги, вы можете прикрепить к нему еще один.
Лучше всего располагать лист горизонтально. Если лист большой — можно сразу прикрепить его к стене с помощью скотча.
Ниже приведен пример построения интеллект-карты «Отличный отдых летом всей семьей», на котором вы сможете увидеть, как была решена такая актуальная задача.
Алексей Башкеев, руководитель отдела аналитики, Incore Media
После того как на тренинге я познакомился с методом интеллект-карт, я стал его применять во всех сферах своей жизни. Ниже представлен пример карты, нарисованной нашей семьей для решения такой важной задачи, как отличный отдых летом всей семьей.
Сначала мы нарисовали центральный образ. Потом каждый из нас на стикерах записал по 10 вариантов отдыха, по одному на каждый стикер. После этого мы разместили их на карте, связали друг с другом, и получился показанный ниже результат (см. рис. 2).
Что удивительно, все полученные варианты кажутся вполне очевидными, но решение легче принять, когда видишь оформленными их в четкую структуру.
Мы повесили эту карту на кухне и за лето перепробовали лучшие из перечисленных вариантов. Теперь мы составили подобную интеллект-карту и для зимнего отдыха!
Рис. 1.2. Результаты семейного мозгового штурма «Отличный отдых летом всей семьей?»
Как вы заметили, в интеллект-картах, нарисованных вручную, очень важны рисунки. Это существенно упрощает запоминание и восприятие информации, так как рисунки запоминаются надолго.
Часто на тренингах нам говорят: «Но мы не умеем рисовать!» Приходится постоянно доказывать, что это неправда. Что вы сделали в своей жизни раньше: нарисовали человечка или написали первую цифру? Раскрасили солнце или написали слово? К счастью, научиться рисовать гораздо легче, чем научиться писать. Мы умеем рисовать! Просто со временем мы прекращаем использовать эту великолепную возможность для записи информации. Давайте вспоминать и учиться заново!
Визуальная ассоциация на каждое слово у вас появится почти сразу же. Рисуйте именно эту ассоциацию! Потому что потом, вспомнив визуальный символ, ваше сознание легко достанет из бессознательного связанное с ним слово.
Интеллект-карты завоевали популярность во многих развитых странах. Но почему эта технология так работает? Почему подобный способ представления информации настолько эффективен? На каких принципах человеческого мозга основывается эта технология? Она основывается на двух принципах работы человеческого мозга.
Принцип первый. Лево- и право- полушарное мышление
Технология интеллект-карт изначально основывалась на том принципе, что правое полушарие воспринимает информацию по другим законам, чем левое. Разница в работе полушарий показана на рис. 3.
В свое время Тони Бьюзен справедливо заметил, что большая часть информации представляется в виде цифр и букв, удобном для восприятия левым полушарием (достаточно вспомнить линейно представляющие информацию Microsoft Word, Outlook, Excel, Lotus Notes — офисные приложения, с которыми работают большинство офисных сотрудников).
Рис. 3. Полушария головного мозга и «разделение» труда между ними1
Метод интеллект-карт позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария.
Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Таким образом, человечество получило возможность использовать по максимуму огромные резервы правого полушария.
Пользуемся ли мы в нашей обычной жизни творческими возможностями правого полушария? Да. Конечно, да. Причем все без исключения.
Представьте себе следующую ситуацию. Вы пытаетесь объяснить собеседнику что-то достаточно сложное или информационно емкое (концепция нового проекта, вывод продукта на рынок, стратегия нового направления, структура новой книги или статьи, текущее состояние по бизнес-процессам и др.), и это никак не удается сделать на словах, а рядом оказывается ручка и лист бумаги. Что вы сделаете? 100% из тех, кому автор задавал этот вопрос, ответили однозначно: «Начнем рисовать». Причем часто даже сами не представляя, что будет нарисовано в итоге, — просто начинаем рисовать. Почему? Потому что во многих ситуациях этот шаг позволяет существенно быстрее найти общий язык и донести нужные мысли. Например, часто результатом такого объяснения являются схемы, подобные показанной на рис. 4.
Или вот еще вопрос: что вы делаете, когда разговариваете по телефону на какую-то неприятную или сложную тему, а рядом лежит та же самая ручка с листом бумаги? Большинство отвечают: «Ну, рисуем что-то». Но зачем? Ведь тот, с кем мы разговариваем, нас не видит. Ответ прост. Мы рисуем для того, чтобы подключить к продумыванию лучших вариантов ответа творческие зоны правого полушария мозга и тем самым задействовать больший объем коры головного мозга, что увеличит количество возможных вариантов ответов и повысит их оригинальность.
Сколько вы сможете вспомнить точных почтовых адресов, где вы когда-либо были, например, ул. Профсоюзная, д. 33, кв. 147? Никто из участников наших тренингов не смог назвать больше 10 адресов. А сколько вы сможете вспомнить адресов визуально, где вы когда-либо были, чтобы добраться туда при необходимости (например, здесь за храмом повернуть налево, потом на развилке направо и во дворе третий подъезд, полированная черная дверь)? Количество таких адресов невозможно сосчитать, и стоит большинству людей оказаться в месте, где они уже когда-то были, они сразу вспомнят, как и куда оттуда выходить. На этом примере также можно увидеть, как работает левое полушарие (физическое запоминание адресов) и правое полушарие (пространственное запоминание).
Вокруг нас существует огромное количество примеров, в которых работает мозговая кора нашего правого полушария.
Рис. 4. Типичная схема, получаемая в ходе спонтанного рисования для объяснения сложных информационно емких вопросов1
1. Светофор
Пожалуй, это один из наиболее ярких примеров визуализации. Знаете, почему красный цвет выбран в качестве запрещающего? Потому что наш мозг воспринимает его быстрее любого другого. А зеленый цвет воспринимается дольше других цветов, что очень важно перед тем, как переходить дорогу: будет время хорошенько подумать и осмотреться. Именно поэтому мы, находясь на природе среди зеленых деревьев, расслабляемся. Зеленый цвет «затормаживает» наше внимание. Современным новшеством в светофорах стало применение специальных знаков, показывающих, что надо идти или стоять.
Кстати, представьте, если бы на светофоре вместо цветов были бы простые надписи:
Красный |
Желтый |
Зеленый |
И все эти надписи зажигались бы одним цветом, например синим. Как бы вы стали ориентироваться? Большинство ответило на этот вопрос — по порядковому расположению: горит верхний сигнал — стой, горит нижний — иди. Видите, даже здесь мы подключаем к работе более быстрое правое полушарие.
Принцип второй. Ассоциаивность мышления
Вы когда-нибудь задумывались над смыслом слова «соображать»? Мы часто называем кого-то сообразительным, но что это означает? В чем глубинная сущность этого удивительного русского слова?
Сообразительный человек — это человек, способный строить в своей голове правильные образы на основе поступающей информации, то есть идентичные образам автора информации, рассказчика и др. (на лекции, во время чтения книги, статьи, письма, проведения деловых переговоров и др.). И наоборот, мы называем человека несообразительным, мягко говоря (или туповатым, говоря не мягко), если он понимает информацию не так, как бы мы хотели, или совсем ее не понимает (хотя проблема может быть в неудобном формате самой информации).
Вспоминается анекдот про преподавателей высшей математики и экспериментальной физики.
— Коллега, как вы можете быть в хорошем расположении духа после этой группы? Там же одни тупицы!
— Разве? А по-моему, очень способные, даже гениальные студенты. Особенно когда перестаешь им рассказывать и начинаешь показывать...
Любая поступающая информация должна сначала сформировать в нашей голове образ. Как только мы что-то поняли, мы формируем в своей голове образ и запоминаем информацию гораздо легче и на гораздо более долгий срок. Информация, которая не преобразовалась в образы, — это «пустая» информация, которая не имеет никакого смысла и легко забывается (вспомните зубрежку в школе).
Александр Романович Лурия, известный советский психолог и физиолог, отмечал, что «в основе словесной памяти всегда лежит процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный с процессом отвлечения от несущественных деталей и обобщения центральных моментов информации...»2
Рис. 9. Как воспринимается словесная информация1
Наталья Петровна Бехтерева, выдающийся отечественный ученый, называла процесс понимания информации схемами: «Схемы бывают разными... Мы называем человека талантливым или даже гениальным, если такая схема, представление, концепция оказываются верными... когда разрозненные факты укладываются в стройную систему и сложные события оказывается возможным излагать просто, представить в виде схемы да еще предсказать что-то на ее основе». Для того чтобы понять, как формируются в нашей голове образы, достаточно увидеть особенности хранения информации в нашем мозге. Для этого посмотрим на увеличенную картину строения нашего мозга (рис. 10).
Как известно, наш мозг состоит из примерно 1 000 000 000 000 клеток, которые называются нейронами. Их количество в течение всей жизни не увеличивается, но может уменьшаться под воздействием сильных стрессов, алкогольных интоксикаций, травм и других неблагоприятных факторов. Но если количество нейронов не увеличивается с момента рождения человека, то где хранится и обрабатывается вся поступающая информация?
Рис. 10. Иллюстрация, демонстрирующая взаимосвязи нейронов. Рисунок упрощен тысячекратно и соответствует микроскопической части мозговой ткани3
Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека. Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека. Причем чем интенсивнее его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.
Вся информация, которая распределена в мозгу, ассоциативно передается между нейронами со скоростью электрического тока, и чем больше количество таких связей — тем более способен мозг к восприятию новой информации.
Когда мы воспринимаем информацию, читая книгу или слушая лекцию, в нашем мозгу задействуются все многочисленные нейронные связи, чтобы помочь нам сформировать образ. Как только мы формируем образ, мы понимаем информацию. Нам трудно читать книгу или воспринимать чей-то рассказ, если на основе получаемой информации не удается быстро построить образы. Или нам может просто не хватать предыдущего опыта и подготовки (то есть количества связей между нейронами), чтобы понять новую информацию. Чрезвычайно трудно что-то понять на семинаре по управлению финансами (каким бы талантливым ни был преподаватель), если не умеешь считать, умножать, делить...
ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Вспомните, как в школе мы учили наизусть множество слов, предложений и определений, так и не поняв их смысла. А что же такое словесная память и есть ли она вообще? Вот какое определение словесной памяти дает психолог Лурия (на работы которого особенно ссылается Тони Бьюзен): «Получая словесную информацию, человек меньше всего запоминает слова, стараясь удержать текстуально дошедшее до неговпечатление».
Для того чтобы продемонстрировать, что такое словесная память, попробуйте запомнить следующие 10 слов4:
ночь—лес—дом—окно—кот—стол—пирог—звон—игла—огонь.
Сложно, не правда ли? Усложним задачу. Попробуйте теперь запомнить целую историю.
«Ночью в лесу в дом через окно залез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, из-за чего послышался звон. Он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе боль, как от огня».
Как ни странно, слов стало больше, а запомнить их стало легче. Почему? Потому что мы перевели язык слов в язык образов и впечатлений, что более понятно нашему мозгу и гораздо легче воспринимается.
Теперь становится понятно, почему мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях. Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом.
Например, когда мы о чем-то думаем, у нас в голове появляется множество ассоциаций, связанных с этой темой. Мы начинаем думать о том, как провести Новый год, и у нас в голове тут же появляется целый фонтан идей: «Купить больше коньяку! Организовать больше конкурсов! Продумать, куда складировать пьяных. Как всех доставлять до места? Кого выбрать в качестве ведущего? Да как же это все удержать в голове?!» — и мы машинально тянемся к ручке с бумагой и начинаем все записывать, чтобы как-то все структурировать и не потерять ценные мысли.
Принцип ассоциативного мышления заключается в том, что наш мозг в силу своего устройства работает с информацией ассоциативно, а не линейно. При этом у нас в голове создаются образы, благодаря которым мы и понимаем информацию.
На основе этого принципа Тони Бьюзен и предложил фиксировать информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно (радиантно), связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо предположив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания информации.
Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается быстрее и на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг.
Итак, согласно двум изложенным выше принципам, любая информация воспринимается нами в виде образов, которые формируются на основе получаемой информации. И чем больше объема коры головного мозга мы используем при восприятии и анализе информации, тем быстрее можем выстроить нужный образ, то есть понять информацию.
На этих особенностях головного мозга и построены технологии майнд-менеджмента.
Алгоритм майнд-менеджмента
Интеллект-карта — один из лучших способов повышения эффективности интеллектуальной работы, то есть создания интеллектуальных продуктов. А что такое интеллектуальный продукт?
К интеллектуальным продуктам можно отнести написание текстов, реализацию любых проектов, обучение, анализ, целеполагание на квартал, год, жизнь, осуществление личного развития, решение проблем и нестандартных задач, стратегическое планирование и т.д. и т.п. По сути, все работники интеллектуального труда занимаются созданием интеллектуальных продуктов. В чем часто возникает проблема?
В ходе консультационной практики нам неоднократно приходилось наблюдать, как нарушаются естественные законы интеллектуальной работы, когда сначала делают, в процессе выполнения придумывают, а после того, как сделали, восклицают: «А самое главное мы и забыли!»
Создание любого интеллектуального продукта (написание книги, подготовка презентации, разработка стратегии и даже планирование и осуществление мечты) наиболее эффективно происходит в пять этапов, у каждого из которых есть своя четкая цель, которые, скорее всего, вам известны хотя бы на интуитивном уровне. Я назвал эти этапы алгоритмом майнд-менеджмента.
1. Рождение идеи
В какое время вас обычно посещают гениальные идеи, связанные с работой? Большинство тех, кому мы задавали этот вопрос, обычно отвечают что-то вроде: «В душе. В отпуске. Во время сна». Знакомо, правда? А лучшие идеи, связанные с личной жизнью, почему-то приходят на работе.
Рождение идеи, пожалуй, самый загадочный этап. Никогда не знаешь, когда она вынырнет из недр бессознательного. Когда этот момент наступает, кажется, что гениальное озарение останется с нами навсегда и мы его уже не забудем... Ан нет. Стоит неожиданно зазвонить телефону или залаять собаке, как появляется мучительная, до боли знакомая мысль: «Эх, да о чем же это я таком гениальном думал?! О чем-то смелом и новом...» И не всегда ведь удается вспомнить, так?
Берегите свои идеи, помните про основной принцип тайм-менеджмента (принцип материализации) — записывайте! Не допускайте глупых потерь гениальных идей, которые могут изменить вашу жизнь. Первый совет, который давал Владимир Маяковский начинающим писателям, — купить блокнот, иметь его всегда при себе и записывать все наблюдения, которые потом могут лечь в основу сюжета.
2. Мозговой штурм — создание хаоса для интеллект-карты
Итак, когда идея успешно поймана, перед нами возникает задача разработать интеллектуальный продукт. Например, написать статью по новой тематике. Что делают в таком случае большинство людей? Естественно! Берут чистый лист бумаги или открывают Word и начинают писать. Вернее, пытаться писать. Так как постоянно приходится останавливаться, искать в ассоциативном хаосе мыслей нужную и отгонять лишние (хотя как бы они сгодились в следующем разделе!). Вот она, ассоциативная природа мышления!
Получается, что мы пытаемся делать две работы одновременно: писать конкретную часть текста и продолжать думать про другие, что противоречит ассоциативной природе нашего мышления и, естественно, снижает эффективность работы. Концентрироваться необходимо на одной задаче, и в тот момент, когда у нас роятся полезные мысли, необходимо поймать их все максимально быстро, ведь неизвестно, когда они появятся в следующий раз.
Главная задача на этом этапе — провести мозговой штурм, цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом. Если у вас есть хаос полезных и интересных мыслей, вы сами можете определить момент, когда надо начинать их упорядочивать.
3. Создание интеллект-карты / Анализ
Невозможно навести порядок в абсолютно пустой комнате, точно так же, как невозможно создать структуру интеллектуального продукта, не имея перед собой хаоса мыслей, связанных с ним. Это доказывает очень практичный метод ограниченного хаоса, предлагаемый Глебом Архангельским в книге «Тайм-драйв»5.
На этапе структурирования главная цель — понимание логики, то есть формирование образа интеллектуального продукта, которое достигается за счет структурирования, например в виде интеллект-карты. Знакомо ли вам приятное ощущение, когда вы вдруг неожиданно понимаете, как ответить на неприятное письмо, полученное несколько дней назад, или понимаете, куда хотите ехать в отпуск. Это происходит, когда мозг обработал полученную информацию и предложил вам наиболее подходящее решение.
То же самое, только гораздо быстрее, происходит, когда вы структурируете (лучше всего — в виде интеллект-карты) результаты мозгового штурма, например, по написанию статьи. В один прекрасный момент происходит понимание, какой будет эта статья, то есть формируется ее образ. Вы четко видите структуру, знаете, где что писать и какие данные и рисунки размещать, понимаете, какую информацию читатель возьмет из статьи и как он вообще будет ее воспринимать.
В момент достижения понимания формирования образа будущего интеллектуального продукта можно переходить к действию.
4. Действие
Если вы успешно прошли первые три этапа, достигнув цели каждого из них, то процесс осуществления задуманного будет проходить с максимальной эффективностью. Упорядоченный в структуру хаос мыслей уже не будет вам мешать, и вы сможете все свое внимание концентрировать на достижении цели. А если к вам придет еще какая-нибудь нужная мысль, упущенная на этапе мозгового штурма, то вы легко впишете ее в свою структуру. Интеллект-карты позволяют сделать это с максимальной быстротой.
На этапе действия главной целью является осуществление задуманного согласно созданной вами структуре.
5. Результат
Естественное следствие достижения целей первых четырех этапов — получение результата. Не всегда он соответствует нашим ожиданиям на первом этапе, но в том-то и прелесть интеллектуальных продуктов: если соблюдать естественную логику их создания, то есть алгоритм майнд-менеджмента, то результат обычно превосходит все ожидания.
«Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».
Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не
один год. От этого зависит и социальный статус человека и
профессиональная карьера.
Непременным условием для всестороннего развития ребѐнка, для его
успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и
сверстниками. Дети с ОНР испытывают трудности и не владеют навыками
связной речи в достаточном объеме.
Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи,
испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих
технологий, многие из которых можно успешно использовать при
коррекции речевых нарушений;
Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть
системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный
процесс;
Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который
позволяет быстро получить результат, является работа над созданием
нерифмованного стихотворения, синквейна. Применение методики
синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР способствует успешной коррекции речи в целом при соблюдении системности работы.
Применяя данную методику у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей с ОНР. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения, совершенствования словаря по лексическим темам. Метод синквейна можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая структуры занятия. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» - накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия. Работа строится по определенной схеме:
-называние слов-предметов живых;
- называние слов-предметов неживых;
-постановка вопросов к каждому слову: Кто это? Что это? Какой?
Какая? Какое? Что делает? Что делал? (а);
- добиваться от детей нескольких ответов (ветер - дует, воет, завывает, скрипит, свистит и др.);
-называть несколько признаков к предмету и угадывать что это?
(круглый, оранжевый, сочный, сладкий, спелый, витаминный – апельсин);
-нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое, светит).
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы
слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Воспитатель требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет.
Дети учатся составлять по картинкам простые предложения разной структуры .Дети нужно помочь осознать что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания нквейнами - сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет. В старшей группе детям предлагается схема составления снквейна:
- 1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя);
- 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных , характеризующих первую строчку;
- 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или еѐ суть;
- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Предварительная работа по созданию синквейна ведется на занятиях с воспитателем, с родителями в домашних условиях. Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:
«Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое… (полотенце)
«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет);
ветер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья);
обедать (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить)
Графические модели составления синквейна:
«Слова-предметы неживые»
«Слова-предметы живые»
«Слово-действие»
«Слово действие»
«Слово-признак»
«Слово-признак»
«Слово-предмет»
«Слово-предмет
неживое»
Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения
лексических тем
Лексическая тема «Грибы»
1. Гриб
2. Съедобный, старый.
3. Стоит, растет, прячется.
4. Люблю жаренные грибы.
5. Полянка
1. Боровик
2. Белый, вкусный, холодный.
3. Лежит на земле, прячется, растет.
4. Не люблю их есть.
5. Лес
Лексическая тема «Осень»
1. Листья
2. Осенние, желтые
3. Падают, летят, растут.
4. Люблю собирать листья.
5. Голые деревья.
Лексическая тема «Овощи»
1. Помидор
2. Красный, вкусный
3. Расти, катиться
4. Он очень красивый
5. Салат
1. Огурец
2. Сочный, большой, зеленый
3. Растет, зреет, висит
4. Люблю есть огурцы
5. Огород
1. Морковь
2. Вкусная, сладкая, сочная
3. Растет, вариться, сидит
4. Люблю еѐ кушать
5. Гладкая, ровная, длинная
1. Свекла
2. Красная, вкусная
3. Растет, вылезает из земли, вянет
4. Я люблю еѐ кушать
5. Огород
1. Капуста
2. Зеленая, хрустящая
3. Продается, растет, варить
4. Еѐ кушают люди
5. Пирожки
Лексическая тема «Фрукты»
1. Яблоко
2. Круглое, сочное
3. Лежит на тарелке, висит на ветке
4. Люблю яблочный компот
5. Дерево
1. Груша
2. Зеленная, сладкая
3. Продается, моется, лежит
4.Я люблю еѐ кушать
5. Дом
1. Апельсин
2. Оранжевый, вкусный
3. Лежать в вазе
4. Делить на дольки, чистить
5. Стол
1. Банан
2. Желтый, сладкий
3. Мыть, снимать кожуру, есть
4. Я его кушаю
5. Холодильник
Лексическая тема «животные»
1. Лиса
2. Хитрая, пушистая
3.Ловит, ест, ходит тихонько
4. Не люблю – хитрит и ест мышей
5. Съела колобка
1. Кошка
2. Ласковая, домашняя
3. Мяукает, царапает, прыгает
4. Люблю котенка
5. Пушистая шерстка у нее
Лексическая тема «Зима»
1. Зима
2. Белая, волшебная
3. Зима подарила снег, укутала деревья, дарит горки
4. Люблю кататься на горке
5. Холод
1. Зима
2. Холодная, снежная.
3. Морозит, наступает, приходит.
4. Я люблю зиму.
5. Я строю горки, крепость.
Используемая литература:
1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
2) . Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед»
№ 5 (2005).
3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».
4. Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»
5. Терентьева Н. Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
6. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ)
Синквейн - нерифмованное стихотворение
Французы придумал стихотворение, которое назвали «синквейн».
Говорят, что в вольном переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач». Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.
o Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
o Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
o Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.
o Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
o Пятая строка - синоним существительного или ассоциации к этому слову.
Осень. За окном моросит осенний холодный дождь. Выходить из дома неохота. Смотрим с ребёнком в окно. По стеклу стекают капли дождя. Дождь стучит по карнизу и поёт заунывную осеннюю песню. Деревья стоят мокрые. Листья остались лишь на тополях. На асфальте большие лужи.
А чтобы не скучать, можно поиграть в синквейны.
Осень.
Дождливая, мокрая.
Пришла, намочила, засыпала.
Выпал первый мокрый снег.
Октябрь
Зима.
Белая, Блестящая.
Морозит, метёт, катает.
Природы торжество.
Сезон.
Сыр.
Голландский, Российский.
Покупают, едят, лакомятся.
Сделан он из молока коровы.
Вкуснятина.
Лошадка.
Златогривая, быстрая.
Возит, работает, жуёт.
Помогает людям.
Мама жеребёнка.
журнал "Логопед" № 5 2005
Настоятельно советую почитать Записки воспитателя. Может кто-то узнает себя со стороны, узнаете каково это -быть воспитателем
https://zen.yandex.ru Записки воспитателя
Небольшие заметки о жизни старших дошкольников в детском саду.
Рекомендую для мам и пап. Ведь они видят свое чадо только вечером. А что происходит в течение дня, как формируется личность - все остается "за кадром".