Чем мы занимались сегодня

Хамаганова Надежда Дондоковна

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА                                                                                

                        Лексическая тема  "Деревья. Кусты"  . Тетрадь №1.

1.Ввести в активный словарь: существительные: береза, рябина, клен, ель, осина, сосна; прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, вечнозеленый, лиственый, хвойный. Учить образовывать сложные слова.

2. Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по данной лексической теме. (дерево-деревья, лист-листы) . Закрепить в речи употребление простых предлогов: НА, В, ИЗ, С, ПО. Научить использова простые предлоги: НАД,ПОД. 

3. Игра  "ЧЕЙ ЛИСТ?"  У березы лист березовый, у клена - кленовый, у осины-осиновый, у тополя- тополиный и т.д.

4. Учить составлять предложения из 4-5 слов и более по картинкам  с двумя определениями.( Дети  составляли такие предложения: Длинноухий и косоглазый заяц прыгает под березой. Белокрылая и легкая бабочка летит над рябинкой. Под  кленом бежит серый , колючий ежик. и т.д.)

                      Лексическая тема " Сад - Огород".     Тетрадь №1.  

1. Ввести в активный словарь : существительные: овощи, фрукты, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, поле, грядка.

прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;  глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.   

   2. Развивать умение перессказывать небольшие рассказы, составлять рассказы-описания, загадки - описания по предложенному плану  ( см. в  тетради №1)          

   3. Составлять предложения из 4-5 слов, с несколькими определениями

  4. Отвечать на вопросы полными ответами , предложениями (не словами)    

  5. Грамота. Повторить буквы П-Т-К. Упражнять в выкладывании, лепке, вырезании, рисовании в воздухе данных букв. Работа в рабочих тетрадях.      

                     Лексическая тема "Осень".  Тетрадь №1

1. Ввести в речь наречия: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено

прилагательные: хмурый, дождливый

2. Рассказывание по плану  . Воспроизведение рассказа " Наступила осень"  

3. Звук и буква Э.

4. Сложные слова: электромясорубка, электропроводка, электромонтер и т . д.  

 

                                     Лексическая тема:  "Мой город".

Беседа. Углублять и расширять знания о Иркутске, России, Сибири, об отличительных чертах города. Воспитывать чувство гордости за  родной город. 

Название города, главных улиц, площадей, парков, основные достопримечательности, важные предприятия.

Лексико-грамматические игры и упражнения

"В нашем городе". Составление распространенных предложений

 В нашем городе много (чего?)  улиц (домов, площадей, людей, музеев...)  В нашем городе много (каких?) красивых, зеленых, чистых, тихих, широких, благоустроенных, длинных улиц.  В нашем городе много (каких?) больших, красивых, высоких, многоэтажных, кирпичных..домов.  В нашем городе много  (каких?) хороших, трудолюбивых, смелых,  добрых, веселых, спортивных, замечательных... людей. и т.д.

"Сосчитай до 10". один большой город, один красивый памятник, иркутянин.

"Распутай предложение"

Находится, дом, площадь, перед.

Дом, возле, кинотеатр, есть

Детский сад, угол, стоит, за

Около, парикмахерская, дом, построили

Рядом, рынок, дом, с

Развитие связной речи . Составление рассказа-описания "Город" по  картинкам

"Строители построили город. В центре его - многоэтажные дома. Возле них - продуктовый магазин, библиотека. На окраине города построили одноэтажные дома. Рядом  с ними  - больницу. Недалеко от больницы- школу.  За городом строители соорудили гаражи для автомобилей. Городок получился красивый."

 

                                                               Лексическая тема  "Семья".

Беседа. Семья, ее состав, функции членов семьи, какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, здоровая, заботливая, культурная т.д.)

сложные слова: многоэтажный, 5(6-10) -этажный, двух(трех)комнатная

Лексико-грамматические игры и упражнения

"С кем ты живешь?  Составление предложений с предлогом С

"Договори предложение"  Предложение договори и его повтори.   Я ем и папа (мама, сестра ..) ест.  (Пою, шью, готовлю, играю, пилю, вяжу, вышиваю, строгаю...)

 вариант: Я шагаю ... (ты.., он..., она.., мы..., вы.., они,,)

"Старше или младше" Усвоение прилагательных в сравнительной степени.  Назвать двух членов семьи ( мама-бабушка) , а ребенок должен составить предложение ( Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы). 

Словарь: дочка-мама, папа-дедушка,  сын-папа,  дедушка-мама, бабушка-папа, бабушка - внучка, сын-мама.

Развитие связной речи

"Расскажи о себе" Ребенок должен рассказать о своей семье, ВСПОМИНАЯ  картинки - подсказки ( мальчик-девочка, цифра 6,  дом, папа, мама, девока, мальчик, малыш). Если затрудняется, то картинки выставить, чтобы видел.

Образец рассказа: Меня зовут Смирнов Виктор ( или Смирнов Виктор Петрович). Я родился 5 декабря. Мне 6 лет. Я живу в девятиэтажном доме на пятом этаже в двухкомнатной квартире. Мой адрес: Улица...., дом 7, квартира 14. Моего папу зовут Виктор Иванович. Он работает строителем. Мою маму зовут Ирина Петровна. Она работает бухгалтером. Моей старшей сестре Ольге 15 лет .Она учится в школе. Она школьница.

 Т. е.  ребенок должен назвать улицу, имя и отчество свое, родителей, полное имя, профессию родителей, использовать в рассказе  сложные слова.

                                                                         Лексическая тема " Транспорт"

Развитие связной речи

Составление рассказа - описания   " Я купил автомобиль" :  "Я купил  легковой (грузовой) автомобиль. Легковой автомобиль перевозит пассажиров. У него есть  салон с кожаными сидениями, фары,  руль, педали, тормоза, двигатель. Он четырехколесный, четырехдверный, пятиместный. Он синего цвета. Автомобиль "питается" бензином. Водитель (шофер) управляет  машиной.

 Можно составить аналогичный рассказ  про грузовой автомобиль.

Загадка - описание " Что это?"   Ребенок выбирает один из  предложенных рисунков ( картинки с изображением любого вида транспорта)  и  описывает его, не называя.

Например, "Это водный транспорт. У него руль, ветровое стекло, мотор. Есть сидение для водителя. У него стальной корпус, Что это?"  и т.д.

                                                                          Правила поведения в лесу

Лесной этикет детям и не только...

  1.  Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток-птенчиков, зверушек, не пугай их.
  2. Не трогай яйца в гнездах- птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
  3. Не приноси домой выпавших птенцов (ты ведь тоже падал, когда учился ходить). Птенчик в лесу дома, а научиться ему помогают его родители.
  4. Не ломай деревья- они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.
  5. Не лови бабочек или жука-  может быть это последний экземпляр на  всей земле
  6. Не рви цветы- пусть цветут они в наших полях, лесах, лугах , украшая нашу землю.
  7. Не разоряй муравейники - муравьи - это санитары леса, они приносят много пользы.
  8. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного
  9. Не сбивай и не топчи  ядовитые грибы - ими лечатся лесные звери.
  10. Не разжигай костер вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров.
  11. Не оставляй костер не потушенным.
  12.  Не оставляй за собой мусор!
  13.  Оставляй место стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в свой следующий приход.
  14. Не засоряй водоемы-может быть, тебе придется отсюда брать воду для приготовления  пищи? А может, ты захочешь искупаться?

                                                                29 ноября             ЛЕКСИЧЕСКАЯ   ТЕМА  "ЗИМА"  ( Тетрадь № 2)

Развитие связной речи

 Рассказывание по опорным картинкам (см. картинки на страничке) Придумывание названия рассказу.  Дети предлагали название "Зима", " И вот снова к нам пришла зима.." ( Аня С.)

Вот такой рассказ составил Саша С. : Зима укрыла белоснежным ковром все вокруг. Реки замерзли, покрыты льдом. Деревья стынут. Сосны и ели распустили свои иголки. Снегири похожи на яблоко, они красногрудые. Снегири, синички, голуби остаются зимовать. У них есть кормушки. Мальчики и девочки надевают шапки, варежки. Дворники убирают снег с дорожек. Мальчики играют в хоккей. 

Рассказ Сони С.: Снег покрыл дорожки белым ковром. Деревья стоят на снегу. Сосна и ель вечнозеленые. У снегирей красная грудка, похожая на душистое яблоко. Дети поставили корм на дерево, для птичек. Воробьи, синички, снегири зимуют. Дети одевают  шапки, варежки, куртки, шапки-ушанки. Дворник убирает снег на дорожках. Дети играют в хоккей. Смешной снеговик охраняет машины.

Аня С. : Зима покрыла все вокруг своим белым ковром. Речка замерзла толстым льдом. Деревья стоят голые и морозятся. Ель только и сосна, они распустили свои веточки. Снегири похожи на румяное яблочко. Дети повесили гармушки. Дети одеваются тепло, рукавицы надевают, шапку и теплые сапоги. Дворник убирает снег, дороги расчищает. Дети катаются на коньках, играют в хоккей. Белоснежный снеговик  он смешной и веселый!

Другие рассказы детей  смотрите в очередном номере газеты "Домашний логопед"  ( страничка "Родителям")

 

                                                                      ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"

Беседа  В какие игры дети любят играть зимой, почему, что нужно для зимних игр. Назвать зимние виды спорта. Поговорите о предстоящей Зимней Олимпиаде в Сочи.

Лексико-грамматические  игры и упражнения

"Почему так назван" (словообразование) : крнькобежец, санрчник, хоккеист, лыжник, фигурист  и т.д.

"Четвертый лишний" : Санки, лыжи, скакалка, коньки.  и т.д.

Связная речь  Составить рассказ (из личного опыта) на тему "Как  я лепил снеговика",  "Как я играл зимой"

Примерный план: 1. Вступление. 2. Основной рассказ 3. Заключение .  Придумай название своему рассказу.

Снежная баба

 Наконец - то выпал снег и мы с друзьями  вышли во двор лепить снеговика. 

Мы слепили два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Из небольшого кома сделали голову. Затем прилепили снежной бабе  руки и воткнули ей в руки метлу..Потом мы сделали  из камушек ей глаза, нарисовали рот и воткнули вместо носа морковку. На голову бабе надели ведро. Снежная баба получилась крепкой, смешной! Я люблю зиму, потому что можно  лепить снеговиков, кататься на лыжах!

Прочитайте, выучите стихотворение:

Мы слепили бабу снежную

Бабу снежную, потешную,

А зима сказала ей:

"Стань работницей моей!

У тебя в руках метла,

Ты б дорожки замела,

Раздели со мной заботы

И старайся до темна"

А уволила с работы

бабу снежную весна.

 

                                                                      Лексическая тема  "Новый год"

 Связная речь  Рассказывание по картинкам. 

Примерный текст для рассказа :  Дед Мороз исполняет все желания, только нужно написать ему в письме, о чем ты мечтаешь. Медведь мечтает в берлоге  о бочке меда. Заяц - о вкусной  и хрустящей морковке. Воробьи - о кормушке, полной зерен и хлебных крошек. Деревья - о том, чтобы скорее наступило лето.  (еще варианты...)  А я мечтаю о.... 

    Выучить стихотворение С.Есенина  "Береза"                       

 

Берёза

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

                                                                          ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА   "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"  (тетрадь №3 )

 

Связная речь. Рассказ- описание  "ЛИСА"  (Можно выбрать любое другое животное наших лесов, на выбор ребенка)     Вариант игр : "Писатель", "Отгадай загадку"

Примерный план ( припоминай!):

  • Кто это?
  • Какое это животное?
  • Подробное описание внешнего вида ( см. слова  активного словаря) - какая шкура, мех, шерсть, голова, морда, уши, глаза, зубы. Какие хвост, лапы, 
  • Чем питается?
  • Где живет?
  • Кто детеныши?

 Это лиса. Это дикое дивотное, живет в лесу. У нее толстая шкура с красивым , пушистым мехом. У лисицы небольшая голова с вытянутой мордочкой, с острыми, чуткими ушками. Зубы острые, мелкие, а хвост длинный и пушистый. Лиса питается мясом, это хищник. Живет в норе и кормит своих лисят.

 

                                                                           Лексическая тема "Домашние животные" (тетрадь № 3)

На одном из занятий рисовали, раскрашивали домашние животные и занимались словотворчеством. Каждый про свое животное должен был придумать  загадку, желательно в стихах... или срифмовать. Вот что получилось( лучшие ,на мой взгляд, "произведения" публикую) :

Соня : "Дом охраняет,

            Чужих не пускает.

            Живет в будке, да и поживает!"

Вова: " Сильная, быстроногая,

            Гривой машет и

            быстро скачет."

Аня И. "Дает молоко,

             Говорит :Му-Му!  

             кушает траву!"

Кузя: "Любит он траву жевать

          и живет в конюшне."    (..почти белый стих..)

Тима: "Грива красива,

           скачет быстро.."  

 Вот такие у нас "поэты"!

                                                                                  Лексическая тема " МЕБЕЛЬ"  (тетрадь №3)

 Работа по данной лексической теме по тетради ( как  обычно). 

  На этой неделе мы активно работали с кроссвордами, разгадывали (разные варианты), учились составлять их сами. Задача: продолжать учить слоговому, звуковому анализу слов,  развитию фонематического слуха.

Как образец, предлагаю вам кроссворд, составленный Тасей ( см. ниже в описании "Тасин кроссворд"). Остается  перерисовать "начисто" , с пустыми клеточками, наклеить картинки на первый звук. Отгадав кроссворд, вы узнаете как зовут девочку( да, еще картинку - девочку, где - нибудь  с краю..) Потому, что весь кроссворд называется "Узнай как зовут девочку (мальчика, киску, собачку... т.д .  как разыграется фантазия...) . Такое задание было всем деткам задано на выходные. В понедельник приносите в сад и можно поменяться с другом,он решает  твой , а ты его кроссворд! Самые интересные я обещала ребятам разместить на  сайте!

Как и обещала, смотрите  кроссворды, составленные Максимом, Тимошей, Машей, Вовой. Молодцы! Замечательные работы!

Еще один - Вадим сделал!

                                                                                             Лексическая тема "Профессии. Инструменты"  (тетрадь № 4)

 

Составление рассказа " Ступеньки к профессии" по индивидуальным картинкам .

Индивидуальные "ступеньки" у детей на руках. Кто не наклеил картинку, кем хочет стать, найти или нарисовать и доделать все. Предварительно я спрашивала, кто кем хочет стать и заблаговременно приготовила такие картинки, но некоторые  детки потом поменяли свою "мечту" и  таковых картинок  не оказалось  в наличии...

В рассказе желательны использование новых слов ( см . в тетради), правильное построение предложений (порядок слов), последовательность, использование синонимов ( скажи то же самое, но другим словом).

 Примерная схема рассказа:

Сейчас я хожу в детский сад, я малыш( ребенок, дошкольник). Потом я буду учиться в школе и буду школьником (-цей)( учеником(-цей). После окончания школы я буду учиться в университете (институте, колледже). Я буду студентом (-кой). Я хочу стать врачом. Врач лечит людей, взрослых и детей. Он выписывает рецепты, ставит уколы. (и т. д. ) 

Фотографию с занятия смотрите на страничке "ФОТО ДЕТЕЙ"

 

                                                                                                 Лексическая тема "Весна"  (тетрадь № 3 )

​В свободном порядке выставлены картинки к рассказу. Нужно расположить(выбирать) картинки  в нужной последовательности и составлять к ним предложения. После выполнения задания повторить весь текст.

Примерный текст:   Дует теплый южный ветер. С каждым днем солнышко греет (пригревает) землю ярче и горячей. Лед на реках стал тонким и хрупким. Радостно(весело, звонко) чирикают (щебечут) воробьи. С крыш свисают длинные(тонкие) сосульки. Наш снеговик во дворе почти растаял. На катке мальчишки  больше не играют в хоккей, а Маша  не берет на прогулку  санки. Весна уже в пути! (Скоро наступит весна!)

 

Необходимо помнить, что в рассказе должны присутствовать элементы творчества, не передача текста наизусть. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, используя слова, неоходимые для введения в свободную речь ( существительные, прилагательные, глаголы).

Можно рассказ записать в тетради( со слов ребенка.)   Картинки смотрите ниже ( Весна уже в пути!)

                                                                                                Лексическая тема "Женские профессии. Весна"

        Расскажи о своей маме по плану:

1. Как зовут твою  маму

2. Сколько у нее детей

3. Что она делает дома

4. Любимое занятие твоей мамы

5. Как она выглядит

6. Как ты ей помогаешь

 

..                                                                                   Лексическая тема  "Сказки, жанры сказок"

1. Записать сказку, придуманную ребенком, в тетрадь ( см . задание в тетради). Это для тех, кто еше не сделал это задание.

2. Прочитать сказки М .Сергеева  ( см. detstvo.irkutsk.ru )  на страничке автора.

 

                                                                 Лексическая тема "Наша Вселенная"

 

 

1. Ввести в активный словарь слова ( см  в тетради)                                                      
2. " Скажи наоборот":  далеко-близко, высоко -                                           
улететь -
взлететь-
темно-
 ярко-
 тесно-
3. "Что лишнее и почему"
СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЛАМПА
4. Придумай предложение с парами слов:
ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ
КОСМОНАВТ, СТАНЦИЯ
5. Прочитай слово, расположив слова  по росту:
 
М Р С А 
 
                                                                                   
Книжки "Сказки (рассказанные детьми)" готовы! Для детей  я сделала в черно-белом варианте ( цветные варианты при желании можете сами распечатать, скину на флешку). В книжке иллюстрации - раскраски, можно раскрасить самим!  А кто нарисовал сам, использовала их. Фотографии  по размерам разные, просто старалась разместить все на две странички.  Читайте вместе с детьми!
 
 
                                                                                   Лексическая тема " Традиции и обычаи коренных народов Сибири"
 
1.  Сегодня провела итоговое развлечение по теме. Рассказывала о коренных народах Сибири: бурятах, эвенках,тафаларах. Смотрели презентацию "Что ты знаешь о бурятах?", играли в бурятскую игру "Бэлэ" ( "Рукавичка"), учились танцевать национальный танец - ёхор.
 
 
Вспомни фильм, расскажи, что ты знаешь о
национальной одежде бурят
бурятские праздники
национальные блюда
бурятская музыка, танцы
 
 
2. Продолжаем работу по развитию связной речи- рассказ по серии картинок ( несколько картинок в определенной последовательности). Можно попросить ребенка расставить их по порядку, а затем составить рассказ.
 
Статью об этом читайте на страничке "Статьи  для родителей".
 
                                                                          Составление рассказа по заданной теме
 
1. Продолжаем работу по составлению рассказов ( по заданной теме, по плану, по картинкам, по серии картинок, придумываем конец(начало, продолжение)
2. Составить рассказ "Как я провел выходной день"
Не забывайте слова - признаки (какой, какая?), включайте описания предмета , начало, конец рассказа

 

 

                                 

 

 

 

 

 

Комментарии

Хамаганова Надежда Дондоковна

1.Закрепить умение различать деревья по листьям, стволам, плодам, семенам
1.Ввести в активный словарь:
существительные:береза, рябина,клен, ель, осина, сосна;
прилагательные:белоствольный, вечнозеленый, тонкий, могучий, лиственный, хвойный.
3.Закреплять в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по данной теме (дерево - деревья, лист-листы и т.д.)
Закрепить использование простых предлогов:на, с, в, из, по. Научить использовать предлоги: над, под.
4. игра"Чей лист?" У березы лист - березовый
у рябины - рябиновый,у клена-кленовый, у тополя - тополиный т.д.
5.Учить составлять предложения с двумя определениями( Ежик нашел желтый кленовый лист.)