АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Хамаганова Надежда Дондоковна

Рекомендации по развитию артикуляционной моторики. Для родителей и для воспитателей.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил-был Язычок в своем домике. Рано утром он проснулся и открыл окошко.

Широко открыть рот -"жарко", закрыть рот - "холодно". Решил посмотреть , какая погода, а потом снова спрятался в доме.

Широко открыть рот и высунуть  весь язык, потом спрятать, но рот не закрывать. Повторять 4 раза.

Посмотрел Язычок налево, потом направо: какая погода на улице?

Улыбнуться, открыть рот и потянуть язычок то к правому, то к левому углу рта. Повторить 5 раз

Веселому Язычку очень хотелось пойти в школу, но он был такой маленький. Ему все говорили:"Подрасти".

А Язычок хотел побыстрее научиться читать. Он слышал, что есть волшебная страна, где можно самому  быстро

научиться читать. Живут в этой стране разные песенки, которые могут его этому научить .И вот однажды Язычок решил 

отправиться  в путешествие, в Страну звуков. Давайте и мы пойдем вместе с ним и познакомимся с этими песенками.

Увидел Язычок -едет паравоз. Сел и поехал. Паравоз гудит :"У-У-У-У" Язычок услышал песенку паравоза и тоже запел: "УУУУ"

Губы трубочкой сложи

И дуди-дуди-дуди: УУУУ

Задание для родителей:

  • Вместе с ребенком перед зеркалом произнесите  звук У. Выполните следующие упражнения.

Произнеси, как ветер в трубе гудит : "УУУ"

Как в лесу волк воет:"УУУ"

  • Произнесите звук " А".  Выполните следующие упражнения

Произнеси, как плачет маленькая  лялька: ААА!

  •  Я буду хлопать в ладоши, а тв пропой "песенку" И столько раз, сколько хлопков услышишь.
  • Рассмотри и назови, что нарисовано на картинке. Пропой песенку "И" в начале каждой картинки.
  •  
  • Предложите ребенку самостоятельно назвать, что нарисовано, выделяя голосом первый звук: ИИИзба, ИИИгрушка, ИИголка и т.д.

 (Иииндюк, ииголка)

image

Запомни!

  • Символ песенки  "У"  - маленький кружок. Раскрась его в красный цвет.

Предложите  ребенку назвать картинки, выделяя голосом  первый звук "у" : УУУтка, УУУтюг, УУУлитка, УУУдочка 

  • Символ песенки "А "- большой кружок. Предложите ребенку назвать  картинку, выделяя голосом  первый звук "а" : АААвтобус, АААпельсин, ААбрикос, АААнтена и тд.
  •         Символ песенки  "И" - прямоугольник. Раскрась его в красный цвет
  •        Звук Н - согласный звук. Когда мы произносим согласный звук, воздух встречает преграду, его нельзя петь. Выделяем звук Н в конце слова : СлоН, диваН, клеН, банаН т.д

 

Звук  М - согласный звук. Воздух встречает преграду (губы). Выделяем слова с твердым согласным  звуком М в начале, конце слова  ( картинки).

 

Звук  П - согласный звук, твердый (па-по-пу-пы), глухой (горлышко не "поет" ). Назвать слова с звуком П  ( слова предметы : пол, пакет  и т.д., слова - действия: поливать, прыгать, покупать и т.д.)

Звук Ы - гласный звук (челюсть немного вперед). Произношение этого звука у детей вызывает затруднение, надо потренироваться!