Вебинары ОЦ «Открытое образование» и «Преемственность»
27.12.2016 Вебинар: «Комплексный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»
Теленкова Дарья Дмитриевна | Учитель-логопед высшей квалификационной категории дошкольного отделения ГБОУ города Москвы Гимназия №1551. |
Балясникова Любовь Владиславовна | Кандидат психологических наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, руководитель проекта «Дистанционный кабинет логопеда» |
Теленкова Дарья Дмитриевна | Учитель-логопед высшей квалификационной категории дошкольного отделения ГБОУ города Москвы Гимназия №1551. |
Балясникова Любовь Владиславовна | Кандидат психологических наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, руководитель проекта «Дистанционный кабинет логопеда» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОЦ «Открытое образование» | 1.55 МБ |
Система сопровождения детей с ОНР Теленкова Д.Д | 1.36 МБ |
Современные игровые методы Теленкова Д.Д. | 647.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитанник или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образованию без создания специальных условий
Ребенок имеет право на получение специальных условий обучения и воспитания Воспитанники с ОВЗ – получают медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации об условиях обучения (Приказ ДЗгМ от 01.04.13 г.№297) Ребенок проходит процедуру обследования в ЦПМПК г. Москвы и получает заключение Родитель (законный представитель) предоставляет оригинал заключения ЦПМПК г. Москвы и заявление в ОО ОО предоставляет специальные условия образования (включая индив. и груп. коррекционные занятия)
Численность детей в учебной группе, в классе не должна превышать 15 человек – обучающихся с ОВЗ (Приказы Минобрауки РФ №1014 от 30.08.13г., п.20, № 1015 от 30.08.13.г., п.22) Количество обучающихся с ОВЗ на ставку специалиста Учитель – логопед 6-12 человек Педагог – психолог 20 человек Учитель – дефектолог 6-12 человек (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.13г., №1015, п.32)
ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи (ОНР 1 уровня р.р.) или лепетного состояния до развернутой, но с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития (ОНР 3 уровня) Общие признаки: позднее начало развития речи, бедный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, нарушение слоговой структуры.
Особенности развития познавательной сферы детей с ОНР Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. В исследованиях Мастюковой Е.М. показано, что «у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития».
Мышление с трудом овладевают мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением. У детей обнаруживается недостаточный объем знаний об окружающем мире, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений (испытывают трудности при выстраивании самых простых умозаключений) характерна несформированность познавательной, поисковой мотивации (избегают любых интеллектуальных усилий); отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач ( действуют сразу)
Воображение отмечается использование штампов в работе, однообразность; характерна быстрая истощаемость процессов воображения; требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе отмечается увеличение длительности пауз. Речевое недоразвитие в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьезными препятствиями для словотворчества детей с ОНР
Внимание Недостаточная устойчивость, объем, ограниченные возможности распределения. Низкий уровень произвольного внимания приводит к нарушению структуры деятельности: быстро устают; испытывают трудности при планировании действий, поиске способов и средств в решении различных задач; распределение внимания между речью и практическими действиями вызывает серьезные затруднения; все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто являются нарушенными.
Память заметно нарушена слуховая память и продуктивность запоминания; часто забывают сложные инструкции; меняют местами порядок действий в предложенных заданиях; значительно хуже в сравнении с нормой запоминают вербальные стимулы; смысловая, логическая и зрительная память относительно сохранны.
Восприятие Нарушение отмечается у всех детей с нарушениями речи. нарушение целостного образа предмета (не могут сложить разрезную картинку, конструировать из палочек) нарушено восприятие собственной схемы тела пространственные ориентировки (не понимают предлогов под, над, около). Многие понятия осваивают только в процессе специального обучения.
Моторика - Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Особые трудности возникают при выполнении произвольных движений.
Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его психические функции. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР- это появление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения.
У дошкольников с ОНР наблюдается: снижение потребности в общении неумение ориентироваться в ситуации общения, понимать чувства других людей по мимике, жестам и соответственно этому реагировать; негативизм, пассивность, зависимость от окружающих; повышенная обидчивость , необоснованные страхи; агрессивность; заниженная самооценка. Дети с ОНР не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный детям с нормальным речевым развитием.
Основные направления работы учителя-логопеда с детьми с ОНР : обследование речи детей (выявляем уровень сформированности речи, разрабатываем план индивидуальной работы) развитие речевого внимания, слуховой памяти (учим различать неречевые звуки, голоса людей, слушать и понимать обращенную речь) развитие мелкой моторики (развиваем тонкую моторику посредством пальчиковой гимнастики, манипуляций с мелкими предметами, работы с карандашом)
развитие двигательной функции всех частей артикуляционного аппарата (укрепляем мышцы губ, языка, небной занавески; учим произвольно напрягать и расслаблять мышцы языка, губ, удерживать определенную артикуляционную позу и переключаться на другую) развитие общих речевых навыков (формируем правильное физиологическое и речевое дыхание; развиваем силу, высоту, диапазон голоса; развиваем выразительность голоса и речи в целом) формирование слоговой структуры слова (учим делить слова на слоги; сознательному анализу слова)
развитие звукопроизношения (продолжаем работу по постановке, автоматизации, дифференциации нарушенных звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях; развиваем кинестетические ощущения отрабатываемых звуков; уточняем их артикуляцию; учить характеризовать автоматизируемые звуки) развитие словаря (обогащаем пассивный и активный словарь лексикой соответствующей программным требованиям)
развитие связной речи (распространяем бытовую фразу до сложного предложения, учим связно высказывать свои мысли; учим составлять предложения по картине; учим пересказу по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, с элементами творчества ; составлять рассказы по см. выше; описательному и сравнительному рассказу) развитие высших психических функций (на всех занятиях используем игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы)
Основные направления работы учителя-логопеда с детьми с ОНР (1 уровня): - формирование положительного эмоционального настроя на совместную работы со взрослым. побуждение ребенка к произвольному выдоху обучение ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов узнавание и выделение звучащих предметов из ряда других звучащих предметов различение немузыкальных шумов
развитие зрительного восприятия, обучение соотнесения игрушки со звукоподражанием, побуждение ребенка к сопряженному, отраженному и произвольному произнесению звукоподражаний. развитие мелкой моторики формирование навыков конструирования соотнесение предметов по признакам цвета выделение цвета предмета по названию формирование представления по схеме тела - обучение различению действий, понятий «большой-маленький»
Основные направления работы учителя-логопеда с родителями детей с ОНР. Родителям необходимо объяснить, что нельзя занимать позицию выжидания. Родители – ответственны за образование своего ребенка, соответственно должны стать активными участниками коррекционно-образовательного процесса. Структурно-функциональная модель состоит из 3-х блоков: I. Информационно-аналитический предполагает сбор и анализ информации о родителях и детях. 1.Просвещение – передача родителям необходимой информации по разным вопросам, связанным с развитием их ребенка. (лекции, консультации, информационные листы, памятки, видеоматериалы)
2. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства. («дом. задания», поделки, проекты, конкурсы, игры) II. Практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. Примером этого направления может служить создание комплексного плана оздоровительных мероприятий, осуществление системы коррекционной работы в логогруппах и др. III. онтрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий. Здесь необходимы опрос, отзывы, оценочные листы, которые заполняют родители сразу после проведенного мероприятия. Самоанализ педагога
Сопровождение дошкольников с ОНР не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Идея сопровождения ребенка в ДОУ объединяет работу всех специалистов в решении проблем конкретного ребенка. (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагоги группы) Основной целью сопровождения детей с ОВЗ, в частности с ОНР, является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми.
Важными принципами для определения и реализации такого маршрута являются: доступность и систематичность предлагаемого материала непрерывность вариативность соблюдение интересов детей принцип создания ситуации успеха принцип гуманности и реалистичности содействие и сотрудничества детей и взрослых Специальными условиями будут являться: адаптированная образовательная программа дошкольного образования ст.79 ФЗ-273 учебные и дидактические пособия проведение коррекционных занятий (разные формы)
Психолого-педагогический консилиум ОО (ППк) - разрабатывает адаптированную образовательную программу согласно заключению ЦПМПК. Это постоянное действующий, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. Алгоритм работы ППк:
Дети с ОНР: Группа компенсирующей направленности Основная форма работы: подгрупповые и индивидуальные занятия В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС ДО, квалифицированная коррекция недостатков в физическом и(или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в форме инклюзивного образования. Группа комбинированной направленности Группа кратковременного пребывания Основная форма работы: индивидуальные занятия, возможно проведение подгрупповых занятий
В зависимости от периода обучения и возраста каждый воспитанник получает 3-4 подгрупповых занятия и не менее 3- х индивидуальных занятий в неделю. Не менее 3-х индивидуальных занятий в неделю, возможны подгрупповые. В любом из этих 3-х вариантов необходимо разработать адаптированную программу. Ориентир: Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Детство-пресс, 2014 г.
Продолжительность подгрупповых занятий: Средняя группа 15-20 мин. Старшая группа 20-25 мин. Подготовительная группа 25-30 мин. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда 25 мин. Направления коррекционно-развивающих подгрупповых занятий: развитие лексико-грамматических категорий; развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза; развитие связной речи; обучения элементам грамоты (подготовительная к школе группа).
Используемые на занятиях и рекомендуемые для упражнений, выполняемых с родителями дома, дидактические пособия: Сидорова Т.С. «Учим слова и предложения» т.1, 2, 3 Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей с ОНР» Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» ал. 1, 2 Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Узорова О.В., Нефедова Е.А. «350 упражнений для подготовки к школе» Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий» Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать».
Вариант тетради для индивидуальной работы
Спасибо за внимание! Теленкова Дарья Дмитриевна учитель-логопед ГБОУ «Гимназия №1551», superdetky@mail.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ежедневная коррекционная работа, требующая произвольности и определенных усилий зачастую не вызывает интерес у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей. Использование игры в логопедической работе делает занятия живыми, веселыми. Таким образом, приобретаемые ребенком знания и навыки становятся окрашены положительными эмоциями.
Исследователи указывают на необходимость и целесообразность игры и в младшем школьном возрасте. «Игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». Д.Б. Эльконин Мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает ребенка к самостоятельным действиям.
Игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации , самоосуществления. В логопедической работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую функцию. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. При этом игра не должна снижать рабочего настроя воспитанников, не делать занятия развлекательным времяпрепровождением.
В подборе логопедических игр целью может служить: коррекция звукопроизношения ф ормирование и развитие связной речи формирование и развитие фонетико-фонематических процессов р асширение словарного запаса р азвитие лексико-грамматических категорий ф ормирование графических образов букв н ормализация мышечного тонуса и координация движений артикуляционного аппарата и пальцев рук с овершенствование психических процессов и коммуникативных навыков
В системе занятий по теме подбираются игры на разные виды деятельности: и сполнительскую , воспроизводящую, к онтролирующую, преобразующую, поисковую. Игра может быть использована в качестве занятия и его части, проведена на любом этапе. Организационный этап занятия – это та часть, в которой задается эмоциональный фон, поэтому желательно проводить его с использованием игр или методов арт-терапии.
Средний возраст 1. Если услышите звук бубна, то сядут мальчики, если звук колокольчика – девочки. 2. Если молоточек ударит два раза, то сядут девочки, если 3, то мальчики 3. Первыми сядут те, справа от кого стоит мальчик. 4. Сядет тот, у кого на одежде или на игрушке есть красный цвет. 5. Сядет тот, у кого на карточке 3 предмета 6. Сядет тот, у кого на карточке изображено животное и т.д. 7. Сядут первыми те, кто поднимут левую руку, правую ногу. 8. Если услышите мяуканье , то садится мальчик, если мычание, то девочка.
Старший возраст Сядут те дети, у кого предметы, про которые можно спросить «Кто это?», «Что это?» Сядут те дети, у которых название картинки начинается со звука А. Сначала сядут те дети, у кого предметы начинаются на гласные звуки. Сядет тот, у кого предмет на карточке изображен в правом верхнем углу. Сначала сядут те дети, у которых звук К в названии изображенного предмета, в конце. Можно садится только, если услышишь свое имя и слово «пожалуйста» Первым сядет тот, кто назовет имя и фамилию любых трех детей из группы. Сядет тот , кто назовет любой овощ и т.д.
Подготовительная группа Садятся те дети, имя которых начинается с произнесенного звука. Поднять свою игрушку, если услышат заданный звук Поднять синюю фишку, если слово начинается с твердого звука Подпрыгнуть, если слово начинается с согласного звука. «Цепочка слов» с мячом «Соседи» или «Повтори все имена» с мячом Первыми садятся дети, в именах которых два слога. «Четвертый лишний» Синонимы, антонимы, сложные слова.
Арт-терапия в образовательной организации – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством (рисунок, игра, сказка, музыка) способствуют развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и позитивного мировосприятия. Цели арт-терапии в работе с детьми: - способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитие взаимопонимания между детьми, между ребенком и педагогом ; - научить ребенка умению управлять своими чувствами, эмоциями.
Приемы арт-терапии Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Может оказывать разнообразное воздействие. В логопедической работе используют: - спокойную, расслабляющую во время массажа р итмичную во время массажа и динамических пауз/физкультминуток на занятиях с амостоятельная игра на музыкальных инструментах во время занятия по развитию фонематического слуха пение песен с автоматизируемым звуком
Сказкотерапия – метод психологической коррекции. Для педагогов ценен тем, что будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованные важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности ребенка. На логопедических занятиях возможно использовать следующие формы работы со сказкой: а нализ сказки р ассказывание сказки п остановка сказки/ее фрагментов с очинение сказок
Для расширения словаря: 1.Вычленение слов с заданным звуком 2.Придумывание родственных слов 3.Подбор эпитетов к сказочному герою 4.Подбор действий, признаков к различных персонажам 5.Придумывание вариантов названий для сказки Для развития грамматического строя: 1.Составление предложений по опорным картинкам 2.Составление предложений с определенным словом или персонажем 3.Упражнение «Закончи предложения словами из сказки » Особый вид работы – знакомство с определенными правилами, упражнениями посредством сказки.
Песочная терапия - один из методов арт-терапии. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение и естественным образом развивает моторику рук. Для дошкольников – это прежде всего игра, которая им доставляет огромное удовольствие. Способствует: развитию и совершенствованию невербальных и вербальных средств общения побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания
Практические игры и упражнения: На заданный звук – спрятать ладони в песке Нахождение и закапывание игрушек на заданный звук Печатание палочкой заданной буквы на песке Ориентировка в песочнице, как на листе бумаги Рисование на песке обеими руками различных фигур Выкладывание дорожек из камешков, шариков и т.д. и «хождение пальчиками» по ним Делать следы на песке, исходя из кол-ва слогов в слове, слов в предложении. Сдувание песка с поверхности картинки или с закопанного предмета. Строим город с использованием маленьких фигурок
В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Способность ребенка к идентификации с любимым героем позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: Игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-представления (спектакли) Упражнения и этюды Ритмопластику – комплексные ритмические, пластические, музыкальные игры и упражнения Речевые игры и упражнения – направлены на развитие дыхания, артикуляционного аппарата, дикции и т.д. Сюда включается развитие умения сочинять небольшие рассказы, сказки, небылицы, простейшие рифмы. Для детей с ОНР, ФФН театрализованные игры приобретают особую ценность, так как обеспечивают коррекцию нарушений общения.
Загадки – стимулируют мыслительные процессы, расширяют кругозор, обогащают речь в целом. Возможно использовать для актуализации лексического материала, автоматизации поставленных звуков, развития связной речи и слуховой памяти . Загадки помогают ребенку выйти за рамки шаблона, по иному взглянуть на предмет, развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение самостоятельно делать выводы. Важным требованием, предъявляемым к загадкам для детей разного возраста, является их доступность.
Подготовка к занятию с детьми, имеющими ОНР Необходимо учитывать ряд особенностей: б ыстрая утомляемость и злишняя расторможенность или вялость ч увствительность к изменению погоды э моциональную нестабильность н едостаточно развитую произвольность в нимание, память часто развиты недостаточно
Обязательно учитываем, что : Необходима частая смена видов деятельности Важную информацию дают в первой половине занятия Инструкции короткие, четкие со смысловыми паузами Максимальное использование наглядности По ходу выполнения задания детям задаются вопросы, уточняющего характера Большое внимание уделять развитию мелкой моторики (правильным захватам предметов), умению держать карандаш. В течение всего занятия осуществляется контроль за грамматической и звукопроизносительной сторонами речи каждого ребенка Наиболее расторможенные дети выполняют ряд дополнительных поручений, позволяющий им менять позы и двигаться.
Показателями выраженности познавательной активности являются: э моциональная вовлеченность ребенка в деятельности (сосредоточенность на задании; э кспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески») ц еленаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполненного задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи)
Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство исследователей называют ИГРУ. Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Кроме положительного эмоционального отношения детей, мотивирующими факторами являются возможность потрогать предметы, игрушки, быстро найденное решение, радость победы, одобрение со стороны педагога. Все это активизирует мышление, повышает интерес к познавательной деятельности. Основным стимулом становится не указание логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы правильной речи и поведения в жизни.
Спасибо за внимание! Теленкова Дарья Дмитриевна учитель-логопед ГБОУ «Гимназия №1551», superdetky@mail.ru