Обсуждаем ФГОС дошкольного образования
Обсуждаем ФГОС дошкольного образования
22 августа 2013 года состоялся вебинар "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС в ДОУ на 2013-2014 гг." на Учебно-Методическом портале Смотрите материалы вебинара >>>>
На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
МОСКВА, 22 ноября — РИА Новости. Министерство юстиции России зарегистрировало федеральный государственный стандарт (ФГОС)дошкольного образования, соответствующий документ размещен в пятницу на информационно-правовом портале.
В соответствии с новым законом "Об образовании в РФ", который вступил в силу с 1 сентября этого года, дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. Стандарт начнет действовать с 1 января 2014 года.
Работа над документом велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. ПроектФГОС представлен на широкое общественное обсуждение в июне 2013 года. Было рассмотрено более 300 замечаний и предложений.
В пилотном режиме стандарт дошкольного образования запущен в России с сентября.
Каков порядок перехода на ФГОС дошкольного образования? Ответ на этот и другие самые актуальные вопросы - в Электронной системе "Образование" >>
ВНИМАНИЕ! 03.12. 2013 г. пройдет интернет-семинар "Дошкольное образование детей с ОВЗ в свете введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
ДЕСЯТЬ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НОВОГО ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ.
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
В июне 2013 года проект ФГОС был представлен на широкое общественное обсуждение.
После чего было рассмотрено свыше 300 замечаний и предложений.
Стандарт дошкольного образования в пилотном режиме был запущен в РФ с сентября. Он включает в себя:
- требования к структуре основных образовательных программ,
- к условиям их реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, а также результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других образовательных стандартов, этот не является основой для оценки деятельности и подготовки обучающихся. Также его освоение не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.
Новый закон "Об образовании в РФ" вступил в силу с 1 сентября. Он заменит два базовых закона — "Об образовании" (1992 год) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 год). Работа над проектом закона началась еще в 2009 году, и все это время не утихали споры как в политическом и профессиональном сообществах, так и среди граждан. Корреспонденты редакции "Общество" РИА Новости выбрали 10 принципиальных положений нового документа.
1. Школьное образование остается бесплатным
По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета, отмечается в документе. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.
2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов
Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. Министерство уже запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября.
3. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет.
Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Теперь у тех, кто не смог поступить в университет сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше.
4. Изменяется порядок поступления в вузы для льготников
Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз. Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств — будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов. Возможность такого обучения допускается только один раз, при этом дает преимущество при поступлении в университет.
5. Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования
Дошколка станет первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее. При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр родители, как и раньше, должны платить сами. Детям из малообеспеченных семей будут предоставлены льготы. Дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом будут по-прежнему освобождены от платы.
6. Муниципалитеты обязаны предоставить ребенку место в первом классе
По новому закону местный орган управления образованием закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории. Администрация учебного заведения может отказать принять ребенка в первый класс только при отсутствии свободных мест. В этом случае управление образованием должно предоставить родителям информацию о вакантных местах в других школах микрорайона.
7. Учитываются индивидуальные потребности учащихся
Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. В документе уделено внимание получению образования одаренными детьми. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу.
8. Изменяется система профессионального образования
Теперь в систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование. Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным.
9. Учителя получают особый статус
Новый закон впервые законодательно закрепляет особый статус педагогического работника. В том числе, учителя получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в три года. По документу им предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, а также досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Педагогические работники, которые проживают в сельской местности или поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ. Новый закон также закрепляет норму, по которой расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ.
10. Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной
Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной. Эксперименты по введению ГИА проводились в различных регионах с 2002 года. Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов. Разработка контрольных измерительных материалов происходит на федеральном уровне.
Источник: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=21&sid=29718
http://www.youtube.com/watch?v=_8wCW56ie0A
Конференция по ФГОС. Доклад Е.Е.Кравцовой - http://www.youtube.com/watch?v=4lslaA_KKs0
Конференция по ФГОС. Ю.В.Смирнова - ответы на вопросы - http://www.youtube.com/watch?v=enpVBpHtvXw
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение к приказу ФГОС ДО | 1.68 МБ |
ФГОС ДО - презентация | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. (извлечения) 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299); от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный № 22303). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года .
В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесен на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования .
Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре .
ОП дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к : 1 ) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ .
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В каждом отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Содержательный раздел должен включать: описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Организационный раздел должен содержать: описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Требования к условиям реализации Программы включают требования к: психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям; развивающей предметно-пространственной среде.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. При необходимости используется психологическая диагностика, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать: - для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей; - для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей; - для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; - для слабослышащих детей - 6 и 8 детей; - для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; - для слабовидящих детей, для детей с амблиопией , косоглазием - 6 и 10 детей; …
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей ; - для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей; - для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей; - для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей; - для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей; - для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп; - для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.
Допускается о рганизовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.