ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММЫ, ФАКУЛЬТАТИВЫ, ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма
Программа элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
для учащихся 10-11классов
Автор: Миненок Анжелика Алексеевна,
учитель географии и экономики
МАОУ «Средняя школа №3»
г.Когалыма, ХМАО-Югра
г.Когалым, 2017г.
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Содержание программы 2.1Календарно-тематическое планирование Учебно-методическое обеспечение | 3 3 4 4 5 5 7 8 9 11 12 10 17 |
1.Пояснительная записка
1.1 Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 142 «Правила разработки и утверждения ФГОС».
3. Приказ от 10.04.2009 № 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по ФГОС».
3. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
6. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
7.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/ node/11143.
8.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.
9. Региональная программа «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014–2020 годы».
1.2 Назначение программы
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
1.3 Актуальность и целесообразность курса
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к их решению они часто не готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.
При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся - это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов - финансовой грамотности, основ потребительских знаний в 10-11 классах в рамках элективных курсов.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет в качестве главных результатов - предметные, метапредметные, личностные результаты.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойственен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. В этой связи, реализация программы «Основы финансовой грамотности», выступает развивающим пространством способствующим формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования.
Целесообразность программы «Основы финансовой грамотности» заключается в овладении различными (в соответствии с ФГОС) видами деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской деятельностью и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
1.4 Целевая аудитория
В осуществлении данного курса участвуют обучающиеся 10-11 классов.
1.5 Цели и задачи реализации программы
«Основы финансовой грамотности»
С целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности».
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитание ответственности за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Экскурсии.
- Игры.
- Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
- Работа с источниками экономической информации.
- Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.
- Интерактивные технологии.
- Индивидуальная работа.
1.6 Деятельность педагога, работающего по ФГОС, и функциональные обязанности участников системы профильного обучения
Организационная, методическая деятельность педагога, работающего по ФГОС, и функциональные обязанности участников системы образования, а также порядок взаимодействия между ними представлены в таблицах 1,2:
Таблица 1. Деятельность педагога, работающего по ФГОС
при организации занятий с детьми
Предмет деятельности | Деятельность педагога, работающего по ФГОС |
Подготовка к занятиям | Пользуется сценарным планом, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. |
использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. | |
Основные этапы деятельности | Самостоятельная деятельность обучающихся. |
Главная цель педагога | Организовать деятельность детей:
постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма занятий | Групповая, индивидуальная. |
Нестандартное ведение занятий | Занятие ведут два и/или несколько педагогов. |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение педагога с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета. |
Образовательная среда | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. |
Создание портфолио. | |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. | |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. |
Таблица 2. Деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС
Предмет деятельности | Деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС |
Вид деятельности | Активные действия |
Самостоятельный поиск решения поставленной задачи | |
Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов | |
Использование интернет-ресурсов самостоятельно | |
Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) | |
Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе | |
Значительно расширен ассортимент учебных материалов (средства ИКТ и т. д.) | |
Самостоятельная деятельность детей на занятии осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели | |
Учителем организована деятельность детей:
| |
Взаимодействие ученика и учителя | Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений |
Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя | |
Результаты обучения | Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях |
Оценка деятельности обучающихся | Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки |
1.7 Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено
содержание программы
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности системы воспитательной работы образовательного учреждения;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
1.8. Предполагаемые формы подведения итогов работы.
Перечень возможных форм продуктов:
Тезисы, научная статья, личный финансовый план, устный доклад, популярная статья, рисунок, выставка работ, газета, журнал, разработка (план-график) мероприятия, мультимедийный продукт, видеоролик, справочник, учебное пособие и др.
Социально-экологическая практика позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей, формы ее многообразны и широки.
Перечень возможных форм презентаций:
Выступление на научно-практических конференциях, социально-экономическая реклама, видеопрезентации, презентации в программе «Prezi» и др.
1.9 Ожидаемые результаты и социальный эффект
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного курса - приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
Реализация особенностей, специфики
МАОУ «Средняя школа №3» города Когалыма:
Содержание рабочей программы индивидуально-групповых занятий по выбору отвечает миссии МАОУ «Средняя школа №3» наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта, обеспечить формирование высокого уровня мотивации и технологической готовности учащихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использование знаний и умений из разных предметных областей; создание условий для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта; формирование духовно- нравственной личности, с обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.
Социальное партнерство
Занятия предполагают проектирование и реализацию инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательного учреждения. Содержание курса по выбору «Основы финансовой грамотности» предусматривает привлечение таких социальных партнеров, как Фонд поддержки предпринимательства Югры (при подготовке к игре), Сбербанк России (филиал в г.Когалыме), Налоговая инспекция г.Когалыма, Пенсионный фонд России г.Когалыма, Филиал ООО «ЛУКОЙЛ – инжиниринг» «Когалым НИПИ нефть», ООО «ЦНИПР», АНПО «Школьная лига РОСНАНО», МБУ «ЦБС», МВЦ Когалыма.
2.Содержание программы элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Краткое содержание | Планируемые результаты | |||
Раздел I. Банковские продукты 17 часов | ||||||||
1-3 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 3 | Открытие новых знаний. | Виды кредитов. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. | Различать виды кредитования. | |||
4-5 | Условия кредитов. | 2 | Открытие новых знаний. | Необходимые документы при оформлении кредита. | Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. | |||
6 | Что такое кредитная история заемщика? | 1 | Комбинированный урок. | Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история. | Формирование осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком. | |||
7-9 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 3 | Практикум. | Виды платежей по кредитам. | Уметь рассчитывать размеры выплат по различным видам кредитов. | |||
10-11 | Виды депозитов. | 2 | Открытие новых знаний. | Банковские депозиты: виды, особенности и доходность. Маржа. | Приводить примеры виды банковских депозитов. | |||
12-13 | Условия депозитов. | 2 | Комбинированный урок. | Способы начисления процентов по депозитам. | Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. | |||
14-16 | Выбор банка. Открытие депозита. | 3 | Практикум. | Критерии надежности банка. Условия открытия вклада. | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. | |||
17 | Экскурсия в банк. Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями? | 1 | Экскурсия. | Информация о банке и банковских продуктах. | Составить рекламные буклеты о банковских продуктах. |
Раздел II. Расчетно-кассовые операции 5 часов | |||||||
18-20 | Валютный курс. | 3 | Открытие новых знаний. | Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы. | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. | ||
21-22 | Банковские карты. | 2 | Открытие новых знаний. | Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). | Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. | ||
Раздел III. Инвестиции 15 часов | |||||||
23-24 | Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги. | 2 | Открытие новых знаний. | Инструменты личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. | Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка. | ||
25-26 | Денежный рынок и рынок капиталов. | 2 | Открытие новых знаний. | Рынок. Функции рынка. Рынок капитала. Инвестирование. Фондовый рынок. | Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала». | ||
27-28 | Рынок ценных бумаг. | 2 | Комбинированный урок. | Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Операции на рынке ценных бумаг. | Расчет доходности методом простых и сложных процентов. | ||
29-30 | Паевые инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы. | 2 | Урок – обсуждение. | ПИФ. Виды и типы ПИФов, особенности их работы. Правила безопасности при обращении с ПИФами. | Расчет стоимости паев инвестиционных фондов. | ||
31-32 | Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. | 2 | Комбинированный урок. | Внебюджетные фонды России. Пенсионная система России. Способы увеличения пенсии. | Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки. | ||
33-34 | Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда | 2 | Практикум | Критерии выбора управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда. | Анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска. | ||
35-36 | БанкиVS ПИФы | 2 | Игра | Инвестиционный пай. ПИФы. Принципы работы ПИФов. Покупка паев ПИФов. | Анализ динамики изменения стоимости паев ПИФов в реальных условиях рынка. | ||
37 | Экскурсия в пенсионный фонд. | 1 | Экскурсия. | Отчетность в ПФР. Оформление и выплата пенсий. | Начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев застрахованному лицу. | ||
Раздел IV. Страхование 10 часов | |||||||
38-39 | Виды страхования в России. | 2 | Открытие новых знаний. | Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России. | Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека. | ||
40-41 | Страхование имущества. | 2 | Комбинированный урок. | Страхование имущества граждан. | Анализ договора страхования, ответствен-ность страховщика и страхователя. | ||
42-43 | Личное страхование. | 2 | Комбинированный урок. | Особенности личного страхования. | Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая. | ||
44-45 | Страховые продукты. | 2 | Комбинированный урок. | Виды страховых продуктов. | Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя». | ||
46-47 | Выбор страховой компании. | 2 | Практикум. | Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах. | Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов. |
Раздел V. Основы налогообложения 11 часов | |||||
48-49 | Налоговый кодекс РФ. | 2 | Открытие новых знаний. | Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ. | Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государствен-ной экономической политики. |
50-51 | Виды налогов в РФ. | 2 | Открытие новых знаний. | Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения. | Составление схемы «Налоги их виды». |
52-53 | Налоговые льготы в РФ. | 2 | Открытие новых знаний. | Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот. | Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу. |
54-55 | Обязанность и ответственность налогоплательщиков. | 2 | Открытие новых знаний. | Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов. | Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины. |
56-57 | Налоговый инспектор. | 2 | Деловая игра. | Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги. | Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. |
58 | Экскурсия в налоговую инспекцию. | 1 | Экскурсия. | Информация о налоговой инспекции. Отдел учета и работы с налогоплательщиками. | Заполнение основных разделов налоговой декларации. |
Раздел VI . Личное финансовое планирование 12 часов | |||||
59-60 | Роль денег в нашей жизни. | 2 | Открытие новых знаний. | Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы. | Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости. |
61-62 | Семейный бюджет. Личный бюджет. | 1 1 | Открытие новых знаний. Практикум. | Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода. Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс. | Составление семейного бюджета. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. |
63-64 | Как создать стартап. Разработка реального бизнес-плана. | 1 1 | Открытие новых знаний. Практикум. | Признаки стартапа. Кто может стать стартапером? Этапы стартапа. Правила создания стартапа. Бизнес-план для себя и для инвестора. | Разработка бизнес-плана для своего стартапа. |
65-66 | Личные финансовые цели. | 2 | Практикум. | Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости. | Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах). |
67-68 | Составление личного финансового плана. | 2 | Урок – проект. | Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП. | Личный финансовый план. |
69-70 | Защита своего личного финансового плана | 2 | Представление личного финансового плана. | Индивидуальный проект «Личный финансовый план». |
Учебно-методическое обеспечение
- А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
- Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
- Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
- А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
- А.П.Киреев под руководством В.С.Автономова «Финансовая грамотность». Учебное пособие :внеурочная деятельность.10-11 класс, М.: Вита-Пресс, 2016 г.
- Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
- В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. www.nlu.ru
2. www.banki.ru
3. www.banki.ru
4. www.nalog.ru
Миненок А.А., учитель географии и экономики МАОУ «Средняя школа №3», г. Когалыма