Методическое объединение
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
на 2014-2015 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Примерный план работы МО на 2014-2015 учебный год | 26.91 КБ |
Методы проблемного обучения | 86.2 КБ |
Главные цели проблемного обучения | 134.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
на 2014-2015 учебный год
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования».
ЦЕЛЬ: Обеспечение методических условий для эффективного введения федерального государственного стандарта в основной школе, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения.
ЗАДАЧИ:
- Изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ФГОС ООО.
- Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, вебинаров, курсы повышения квалификации, обмен опытом, самообразование.
- Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу на основеновых образовательных технологий.
- Организация системной подготовки к ОГЭ по русскому языку.
НАПРАВЛЕНИЯ:
1. Ориентация работы МО на национальный проект «Образование». Использование учителями ИКТ, исследовательских, здоровьесберегающих, проблемных методов обучения, применяя активные формы работы, внедряя методики тестирования, анализа и подготовки к ОГЭ.
2. На всех уроках гуманитарного цикла обращать особое внимание на чистоту родного языка, бороться со сленгами, повышать грамотность, технику чтения и осмысления, умение работать с учебным материалом и повышать словарный запас учащихся.
3. Совершенствовать предпрофильное преподавание и преподавание предметов гуманитарного цикла, используя различные методы контроля, межпредметные связи и преемственность в обучении и воспитании при переходе учащихся из I ступени во II ступень для детального изучения личности ребенка и широкого применения результатов этой работы с целью повышения личностной ориентации.
4. Повышать результативность личностно-ориентированного образования в ходе заседаний МО, взаимопосещения уроков, оказывая методическую помощь и передачу опыта работы учителей. Продолжить преподавание элективных курсов по гуманитарным предметам в 9 классах. Во внеклассной и учебной работе сосредоточить внимание на повышение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современном обществе востребованы люди, способные активно откликаться на возникающие перед государством проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные трудности, поэтому перед учителями поставлена сложная задача – воспитать активную творчески мыслящую личность. Успешно решать эту задачу в нашей школе поможет методическое объединение учителей гуманитарного цикла, которое повысит профессиональный уровень педагогов, раскроет лучший педагогический опыт, даст возможность развитию инициативы и творческому росту профессионального мастерства педагогов.
На МО учителей педагоги будут работать над решением следующих задач: совершенствование форм и методов системно-деятельностного подхода в обучении, применение деятельностно – развивающих технологий на уроках в целях развития ключевых компетенций учащихся
Формы проведения заседаний («дискуссия», «круглый стол», мастер-класс, практические занятия и т.д.), помогут не только решить задачи МО, но и использоваться учителями на уроках.
Программа рассчитана на 1 год, составлена с учётом анализа предыдущей работы, целей учебных программ, проблемы школы. В ней учтены результаты диагностики учителей, проблемы, с которыми сталкиваются наши ученики, рекомендации совещаний при директоре, педсоветов за 2013/2014 учебный год.
Состав МО учителей гуманитарного цикла.
- Прусова Н.П., учитель технологии и ИЗО, руководитель МО.
- Сергеева Н.Н., учитель русского языка и литературы
- Морозова Т.В., учитель истории
- Белышева О.В., учитель обществознания и ОБЖ
- Харцев В.Г., учитель физической культуры
Содержание заседаний МО на 2014-2015 учебный год
№ | Содержание работы | Ответственные |
| Тема «Организация работы. Предметы гуманитарного цикла в структуре общего образования в соответствии с ФГОС ООО второго поколения». 1) обсуждение плана работы ШМО на 2014-2015 учебный год 2) рассмотрение РПУ по предметам гуманитарного цикла, по элективным курсам, внеклассной работе и кружковой деятельности; 3) анализ результатов итоговой аттестации; 4) концептуальные основа стандарта второго поколения. Нормативно-правовое обеспечение введение ФГОС ООО. | Руководитель МО Н.П.Прусова. Учителя-предметники |
Работа между заседаниями ШМО: Продолжение работы по самообразованию, по оформлению своего портфолио, обогащению учебных кабинетов авторскими презентациями и другими ЦОРами, приготовлению раздаточно - дидактического материала и т. д. Изучение методической литературы, информационных статей, документов по ФГОС и т.д. | ||
| Тема «Улучшение работы с одарёнными детьми – одно из основных требований ФГОС». 1)подготовка к районной олимпиаде предметов гуманитарного цикла; 2)Подготовка к предметной недели гуманитарного цикла; 3) анализ данных по базе одаренных детей. Планирование работы по проектно-исследовательской деятельности. 4) Организация работы по аттестации учителей:
оказание методической помощи. | Руководитель МО Н.П.Прусова. Учителя-предметники |
3. НОЯБРЬ | Тема «ФГОС второго поколения в контексте государственной образовательной политики в сфере образования». 1) анализ структуры и содержания ФГОС ООО; 2) осмысление требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы по предмету; 3) преемственность и анализ особенностей образования в начальной и основной школе в контексте ФГОС; 4) анализ КМС на обучаемость. | Руководитель МО Н.П.Прусова. Учителя-предметники |
4. ЯНВАРЬ | Тема «Программа развития УУД на ступени основного общего образования» 1) осмысление методологии проектирования программы развития УУД на ступени основного общего образования ; 2) анализ программы развития УУД на ступени основного общего образования; 3) учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности; 4) анализ успеваемости учащихся в I полугодии 5) Итоги районных олимпиад. | Руководитель МО Н.П.Прусова. учителя-предметники |
| Тема «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)». 1) урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе (на примере ОС «Школа 2100):
2) анализ взаимопосещаемых уроков; 3) Вторая волна олимпиад. | Руководитель МО Н.П.Прусова. Учителя-предметники |
6. АПРЕЛЬ | Тема «Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках». 1) виды контроля знаний учащихся, совершенствование форм и методов контроля ЗУН. Тестовая форма контроля на уроках русского языка. 2) доклад «Подготовка учащихся 9-го класса к ОГЭ»; 3) Утверждение перечня учебников и программ на 2014 – 2015 учебный год; 4)анализ работы МО за прошедший год. Предварительное планирование на новый учебный год. | Руководитель МО Н.П.Прусова. Учителя-предметники |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1 Формирование банка данных педагогической информации (методический материал. Разработки сценариев по внеклассной работе. Олимпиады и другой материал, с которым учителя – предметники выступают на МО и других мероприятиях)
2 Формирование электронных портфолио.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1 Проверка обеспечения учебниками учащихся.
2 ИКТ компетентность.
3 Анализ использования учебного оборудования
4 Анализ состояния и результативности деятельности МО
5 Самоанализ педагогической деятельности
ИНСТРУКТИВНО- МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1 Проверка РПУ.
2 Проверка выполнения планов внеклассной работы.
3 Проверка документации о наличие и ведение тетрадей по истории, обществознанию, английскому языку, технологии.
Внеклассная работа по ИЗО и Технологии (ответственная Прусова Н.П.)
Месяц | Класс | Мероприятие |
сентябрь | 8 | Оформление стенда по краеведению «Станция Мстера». |
октябрь | 5-8 | Мероприятия предметной недели. |
ноябрь | 9 | Выставка рисунков «Глиняная игрушка». |
декабрь | 5 | Выставка плакатов «Новогодний карнавал». |
январь | 8 | Оформление альбома «Русские художники». |
февраль | 5-8 | Мероприятия к Дню защитников Отечества |
март | 6 | Выставка рисунков «Мама – главное слово». |
апрель | 5-9 | Конкурс клумб «Весенняя радуга». |
Развитие и укрепление материальной базы, использование кабинетной системы
1. Учет, хранение и пополнение учебно-наглядных пособий в кабинетах.
2. Систематизация учебно-наглядных материалов ( схемы, таблицы, альбомы, выставки, подготовка внеклассных мероприятий и оформление кабинета.
3. Использование кабинетной системы в учебном процессе и внеклассной работе.
4. Состояние оформления в кабинете (стенды, выставки, сменность материала
5. Наличие паспорта кабинета.
6. Наличие инструкций по ТБ и противопожарной безопасности.
Участие в районных МО
№ | Тема | Ответственные |
1 | Участие в районных методобъединений по предметам гуманитарного цикла | Учителя предметники |
2 | Обмен опытом и выступления на РМО | Учителя – предметники |
3 | Участие в районных олимпиадах | Учителя – предметники |
4 | Использование информационных компьютерных технологий на уроках предметов гуманитарного цикла. | Учителя – предметники |
Подготовка к ОГЭ в 9 классе в новой форме
№ | Содержание работы | Месяц | Ответственные |
1 | Участие в пробных экзаменах ОГЭ в новой форме, выполнение независимой контрольной работы по русскому языку в 9 классе | март-апрель | учителя-предметники |
2 | Проведение работы с родителями: индивидуальные собеседования, родительские собрания с проведением консультаций и рекомендаций для родителей по итоговой аттестации. | сентябрь, январь, март | Учителя-предметники, классный руководитель |
3 | Проведение индивидуальных консультаций по пробелам в знаниях учащихся. | в течение года | Учителя-предметники |
4 | Работа с бланками ОГЭ в новой форме. | в течение года | Учителя-предметники |
5 | Работа по общешкольному плану-графику подготовки учащихся к ОГЭ в 9 классе в новой форме. | в течение года | Учителя-предметники |
Предварительный просмотр:
Методы проблемного обучения
1. Проблемное изложение знаний
Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Он показывает образцы научного решения учебных проблем, основные этапы этого процесса, а ученики контролируют убедительность его доводов, следят за логикой изложения нового материала.
В данном случае самостоятельность учащихся еще не велика. Они лишь следят за поиском, который ведет учитель, который не просто сообщает факты и делает выводы, как при объяснительно-иллюстративном рассказе, а рассуждает, показывает движение мысли к истине, создает атмосферу поиска, заставляет класс сопереживать.
По содержанию излагаемого материала проблемное изложение можно разделить на два вида:
а) первый - проблемное изложение, материалом для которого служит история, генезис какого-то научного открытия, теории, эксперимента и т.п.,
б) второй - проблемное изложение, построенное на материале современного научного знания.
Основными приемами преподавания в методе проблемного изложения являются: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения; приемами учения – выполнение логических операций, воспроизведение, знаний и способов деятельности, рассказ, осмысление учебного материала, составление плана.
2. Проблемное изложение перерастает в следующий метод проблемного обучения - поисковую беседу, т. к. многие ученики не удовлетворяются ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы учителя.
Поисковая беседа - это самый распространенный метод проблемного обучения и в той или иной мере используется на большинстве уроков, включая уроки-лекции.
В зависимости от сложности задания степень охвата учащимися поисковой деятельностью различна: от выступлений сравнительно небольшой группы наиболее подготовленных учеников до фронтального письменного ответа всего класса.
Независимо от количества активных участников ученики, как правило, выполняют самостоятельно не все последовательные этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем. Поэтому иногда этот метод называется в педагогической литературе частично-поисковым.
Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения факты, но и использовать их опорные знания, умения, навыки, жизненный опыт.
3. Изложение с проблемным началом
Учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Из всех методов проблемного обучения этот метод является наиболее ( доступным).
4. Поисковая (эвристическая) беседа (частично-поисковый метод)
Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью, которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части.
Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска.
При этом методе обучения объяснения учителя соединяются с поисковой деятельностью школьников на всех или отдельных этапах познавательного процесса. На уроке существуют большие возможности для использования частично-поискового метода. После постановки преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут правильное peшение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах.
Основными приемами преподавания здесь, как правило, являются эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра; приемами учения - самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана самостоятельной работы, участие в эвристической беседе, частичный мыслительный эксперимент. Используется чаще, чем исследовательский.
5. Исследовательский метод
Исследовательский метод - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями:
- организация творческого поиска и применение знаний,
- овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску,
- формирование интереса, потребности в творческой деятельности (И.Я. Лернер).
Структура исследовательского метода включает приемы преподавания (сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ известных фактов, оценку, эксперимент, управление исследовательской деятельностью) и приемы учения (исследование учебной проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом).
Для этого учащимся предлагаются исследовательские задачи, которые могут быть рассчитаны на часть урока, урок - на более длительное время. Эти задачи могут строиться на разном учебном материале, требовать различных видов деятельности. Неизменным остается главное требование - самостоятельность поиска способов решения задачи.
Сторонники традиционного использования исследовательского метода справедливо считают, что дети все равно анализируют, сопоставляют, отбирают главное, комбинируют правильность избранного пути, то есть осуществляют те же виды умственной деятельности, что и ученый-исследователь.
Исследовательское задание предполагает полный цикл самостоятельных учебно-познавательных действий школьников:
а) сбор информации и ее анализ;
б) философско-концептуальное осмысление предмета исследования, знание истории науки и.открытий;
в) постановка учебной проблемы и ее решение;
в) проверка решения;
г) применение новых знаний на практике.
Е. Мельникова дает следующую классификацию методов:
1. Методы постановки учебной проблемы.
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог;
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (осуществляет подлинно творческие действия, развивает творческие способности и речь).
- Подводящий к теме диалог;
Подводящий к теме диалог (развивает логическое мышление и речь).
- Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Сообщение темы с мотивирующим приемом (не думают и не говорят, развивающий эффект отсутствует)
Применение мотивирующих приемов.
1. «Яркое пятно». Использование сказок, легенд, фрагментов из художественной литературы.
2. «Актуальность».
Состоит в обнаружении смысла, значимости для каждого ученика при изучении данной темы.
Предварительный просмотр:
Главные цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- развитие профессионального проблемного мышления.
Уровень проблемности и познавательной самостоятельности учащихся различается в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, от степени освоения методов проблемного обучения.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащегося, наличием поиска и решения проблемы. Выделяя творческую деятельность как наиболее актуальную, предлагалась и такая классификация видов проблемного обучения:
- Научное творчество - теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие учащимися нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем.
- Практическое творчество - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
- Художественное творчество - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д.
Виды проблемного обучения
М.Н. Скаткин (1971 г.) предлагал различать три вида проблемного обучения:
- Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.
- Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. В этом случае учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включаться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.
- Исследовательский метод обучения. При работе этим методом, «осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположение (гипотезу), обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают факты, доказывают, делают выводы». М.Н. Скаткин утверждает, что применение такого метода становится возможным, когда умственное развитие детей «достигает такого уровня, что они в состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности от начала до конца в их логической последовательности».
Методы проблемного обучения
Методы проблемного обучения различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при разрешении учебных проблем:
- проблемное изложение знаний;
- изложение с проблемным началом;
- частично-поисковый, или эвристический метод;
- исследовательский метод
- метод диалога
1. Проблемное изложение знаний
Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Он показывает образцы научного решения учебных проблем, основные этапы этого процесса, а ученики контролируют убедительность его доводов, следят за логикой изложения нового материала.
В данном случае самостоятельность учащихся еще не велика. Они лишь следят за поиском, который ведет учитель, который не просто сообщает факты и делает выводы, как при объяснительно-иллюстративном рассказе, а рассуждает, показывает движение мысли к истине, создает атмосферу поиска, заставляет класс сопереживать.
По содержанию излагаемого материала проблемное изложение можно разделить на два вида:
а) первый - проблемное изложение, материалом для которого служит история, генезис какого-то научного открытия, теории, эксперимента и т.п.,
б) второй - проблемное изложение, построенное на материале современного научного знания.
Основными приемами преподавания в методе проблемного изложения являются: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения; приемами учения – выполнение логических операций, воспроизведение, знаний и способов деятельности, рассказ, осмысление учебного материала, составление плана.
2. Проблемное изложение перерастает в следующий метод проблемного обучения - поисковую беседу, т. к. многие ученики не удовлетворяются ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы учителя.
Поисковая беседа - это самый распространенный метод проблемного обучения и в той или иной мере используется на большинстве уроков, включая уроки-лекции.
В зависимости от сложности задания степень охвата учащимися поисковой деятельностью различна: от выступлений сравнительно небольшой группы наиболее подготовленных учеников до фронтального письменного ответа всего класса.
Независимо от количества активных участников ученики, как правило, выполняют самостоятельно не все последовательные этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем. Поэтому иногда этот метод называется в педагогической литературе частично-поисковым.
Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения факты, но и использовать их опорные знания, умения, навыки, жизненный опыт.
3. Изложение с проблемным началом
Учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Из всех методов проблемного обучения этот метод является наиболее ( доступным).
4. Поисковая (эвристическая) беседа (частично-поисковый метод)
Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью, которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части.
Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска.
При этом методе обучения объяснения учителя соединяются с поисковой деятельностью школьников на всех или отдельных этапах познавательного процесса. На уроке существуют большие возможности для использования частично-поискового метода. После постановки преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут правильное peшение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах.
Основными приемами преподавания здесь, как правило, являются эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра; приемами учения - самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана самостоятельной работы, участие в эвристической беседе, частичный мыслительный эксперимент. Используется чаще, чем исследовательский.
5. Исследовательский метод
Исследовательский метод - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями:
- организация творческого поиска и применение знаний,
- овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску,
- формирование интереса, потребности в творческой деятельности (И.Я. Лернер).
Структура исследовательского метода включает приемы преподавания (сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ известных фактов, оценку, эксперимент, управление исследовательской деятельностью) и приемы учения (исследование учебной проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом).
Для этого учащимся предлагаются исследовательские задачи, которые могут быть рассчитаны на часть урока, урок - на более длительное время. Эти задачи могут строиться на разном учебном материале, требовать различных видов деятельности. Неизменным остается главное требование - самостоятельность поиска способов решения задачи.
Сторонники традиционного использования исследовательского метода справедливо считают, что дети все равно анализируют, сопоставляют, отбирают главное, комбинируют правильность избранного пути, то есть осуществляют те же виды умственной деятельности, что и ученый-исследователь.
Исследовательское задание предполагает полный цикл самостоятельных учебно-познавательных действий школьников:
а) сбор информации и ее анализ;
б) философско-концептуальное осмысление предмета исследования, знание истории науки и.открытий;
в) постановка учебной проблемы и ее решение;
в) проверка решения;
г) применение новых знаний на практике.
Е. Мельникова дает следующую классификацию методов:
1. Методы постановки учебной проблемы.
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог;
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (осуществляет подлинно творческие действия, развивает творческие способности и речь).
- Подводящий к теме диалог;
Подводящий к теме диалог (развивает логическое мышление и речь).
- Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Сообщение темы с мотивирующим приемом (не думают и не говорят, развивающий эффект отсутствует)
Применение мотивирующих приемов.
1. «Яркое пятно». Использование сказок, легенд, фрагментов из художественной литературы.
Например. Урок чтения «Пьеса» (3 кл).
Зачитывается фрагмент из учебника со сквозным героем Настей.
(Они побывали в театре.)
- Любую сказку можно поставить на сцене?
- Да, если она будет написана, как пьеса.
- А что такое пьеса?
- Давайте попробуем разобраться, что такое пьеса.
2. «Актуальность».
Состоит в обнаружении смысла, значимости для каждого ученика при изучении данной темы.
Например. Урок математики Л. Г. Петерсон (1 кл).
В одном городе жил Паровозик. Он был очень счастливый и беззаботный. Одна у него была беда - он не умел считать. Умный паровоз посоветовал отправиться в путешествие и пронумеровать станции. Ты построишь -числовой отрезок (тема урока). Он поможет тебе научиться решать примеры.
2.Методы поиска решения:
- Побуждающий к гипотезам диалог;
- Подводящий диалог от проблемы;
- Подводящий диалог без проблемы.