К урокам Технологии
Построение урока в рамках реализации ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Построение урока в рамках реализации ФГОС
Критерии результативности урока различной типологии.
№ п/п | Критерии | Реализация | Наблюдения | ||
да | частично | нет | как, в какой форме, при выполнении каких заданий | ||
1 | Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. | ||||
2 | Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) | ||||
3 | Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. | ||||
4 | Учитель владеет технологией диалога, полилога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы. | ||||
5 | Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по алгоритму и творчески. | ||||
6 | На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). | ||||
7 | Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы. | ||||
8 | Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. | ||||
9 | Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. | ||||
10 | Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. | ||||
11 | Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. | ||||
12 | На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) |
Обработка результатов наблюдений:
сумма ответов «да» и «частично» должна превышать сумму ответов «нет»
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема анализа урока введения нового знания в рамках
деятельностного подхода
№ п/п | Описание этапа | Реализация | Наблюдения | ||
да | частично | нет | как, в какой форме, при выполнении каких заданий | ||
1 | Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. | ||||
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; | ||||
3 | Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | ||||
4 | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. | ||||
5 | Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | ||||
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | ||||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | ||||
8 | Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | ||||
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
Обработка результатов наблюдений:
сумма ответов «да» и «частично» должна превышать сумму ответов «нет»
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Структура проблемного урока.
- Актуализация.
- Постановка учебной проблемы.
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
«С удивлением» | Между двумя или более положениями. |
|
Между житейским представлением учащегося и научным фактом. |
(2) Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, нагляностью. | |
«С затруднением» | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. |
(2) доказать, что задание учениками не выполнено. |
- Выход к учебной проблеме.
- Осознать противоречие.
- Сформулировать проблему.
4.Решение учебной проблемы.
1. Выдвигаем и проверяем гипотезы.
1 шаг – выдвижение гипотез.
2 шаг – проверка гипотез (та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы).
3 шаг – подводим к открытию знаний.
ИЛИ
2.Через организацию подводящего диалога подводим к открытию знаний.
5. Творческое воспроизведение знаний.
1. Формулирование темы урока.
2. Формулирование вопросов.
3. Создание опорного сигнала.
4. Создание художественного образа.
6. Закрепление.
1. Фронтальная работа по формированию умения и навыка.
2. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
3. Творческая работа.
7. Итог.
Домашнее задание может быть дано на любом этапе урока.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
УМК________________________
Предметная область: ___________________________________
Класс: _________________________________________________
Тема: _________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения) .
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Формирование (развитие) …
- Формирование ...
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
- Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
- Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
- Формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Освоение знаний по теме: ___________________________-
Ключевые вопросы для детей:
Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды): ЭОРы, ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. |
Прогнозируемый результат: