исследовательские работы моих учеников
представляю несколько работ моих учеников, с которыми они выступали на городком и обласном конкурсе "Молодын исследователиСевера". Работы разные, затрагивают актуальные проблемы современного общества. Большинство работ связаны с влпросами права.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская научно-социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее»
Тема: « Люди и животные в городе. Гуманизм или жестокость.»
(Правовые и гуманитарные аспекты взаимоотношения людей и животных в современном городе)
Исследовательская работа на XII городскую научно-практическую конференцию «Молодые исследователи Севера»
Автор: Шпортко Марьяна,
11 класс А, МОУСОШ № 10
ЗАТО г.Североморск
Мурманская область
Научный руководитель: Дзидзадзе Е.А.
учитель МОУСОШ № 10
ЗАТО г.Североморск
2009
Цель работы:
исследовать взаимоотношения человека и животных в городе Североморске, выявить пути правовой коррекции этих взаимоотношений на основе гуманистических походов.
Задачи:
1) выявить причины существования в городе большого количества безнадзорных животных;
2) сформулировать дополнительные мероприятия, которые помогут сократить количество безнадзорных животных;
3) исследовать проблему содержания животных в городских квартирах, сформулировать меры для улучшения их содержания при сохранении законных прав человека на безопасность.
Объект исследования:
взаимоотношения городской фауны и человека в условиях современного города
Предмет исследования:
- проблема существования в городе безнадзорных животных
- проблема гуманизации содержания домашних животных
- проблема безопасности человека среди городской фауны.
Методы исследования:
- метод толкования закона,
-метод сравнения Закона Мурманской области от 13.11.2003 № 432-01-ЗМО "О содержании животных".с иными аналогичными правовыми документами,
- метод интервью,
- метод анкетирования,
- метод анализа статистических данных,
- метод исследования литературы по данному вопросу.
Введение.
Современное общество сложно и многогранно. Научно-технический прогресс возносит человечество на новые вершины благополучия. Мы, люди, ежедневно сталкиваемся с проблемой осознания своего места в мире, с проблемой разрешения насущных задач: от вопросов материального обеспечения до вопросов, связанных с использованием своего свободного времени. Без разрешения этих задач жизнь представляется нам нереализованной, неполноценной.
Но. Если мы на секунду остановимся и задумаемся о том, куда мы движемся и зачем, возникает большой вопрос, а надо ли нам это благополучие, не теряем ли мы при этом нечто очень важное?
Отношение общества к природе – это показатель гуманизма данного общества. Мы хотели сделать эту мысль главной в нашей работе. Гуманность общества должна как лакмусовой бумажкой проверятся на отношениях к братьям наши меньшим. Это те, кто живёт рядом с нами в городе, те, кого мы не замечаем, занимаясь своими делами и проблемами, те, кого в законе называют «городской фауной». Это животные, собаки и кошки, которые в городе живут рядом с нами.
Их жизнь – это проблема не только для самих животных, которые вынуждены каждую минуту бороться за жизнь, добывая пищу, дрожа от холода, страдая от травм и болезней, но это проблема и для человека.
На сегодняшний в Российской Федерации в 322 регионах зарегистрированы случаи бешенства. (приложение 2)Разносчиками этого заболевания являются дикие животные, которые контактируют с бездомными и даже домашними кошками и собаками. Кроме бешенства животные болеют ещё рядом заболеваний, которые передаются человеку. Например, лептоспироз. Человек крайне тяжело переносит это заболевание, поражаются печень, лёгкие. Бездомные животные могут быть крайне агрессивны, зарегистрированы случаи нападения бродячих стай собак на людей, и последствия этих нападений трагичны.
Поэтому возникает вопрос о существовании этой категории городской фауны вообще. Если подобное соседство человека и бездомного животного опасно, не проще ли организовать полное уничтожение бездомных кошек и собак, добиться спокойствия человека столь радикальными методами. Но кем мы станем, если пойдём этим путём? Представьте себе такое общество. Сегодня мы понимаем, что подобное отношение к животным невозможно. Однако, гуманное отношение к животным не должно стать самоцелью. Человеку также должно быть комфортно в мире животных. Найти паритет этих взаимоотношений в условиях города – наша задача.
I
Решение проблемы взаимоотношения человека и животных в городе невозможно без осуществления должного контроля за численностью животных.
Важнейшей задачей становиться задача предотвращения появления в городе безнадзорных животных. Как появляются безнадзорные животные?
Проанализировав данные анкет (Приложение 1) и интервью с работниками ветеринарной станции (Приложение 2), мы пришли к выводу: безнадзорные животные появляются в результате:
1) неконтролируемого размножения животных в природной среде. Это основной путь появления подобных животных. Это показывает анализ анкетирования (Приложение 1);
2) в результате неоправданной и незаконной деятельности владельцев.
Как снизить процент неконтролируемого размножения животных в природной среде.
Сегодня существует две формы борьбы с этим явлением.
1) Отлов безнадзорных животных.
Проводится в Североморске регулярно по Решению Городского Совета ЗАТО Североморск от 13 июня 1997 года № 66 «Об утверждении правил содержания кошек и собак в ЗАТО Североморск»
Часть животных, способных к социализации, отправляются в приют. Большая часть подвергается эфтаназии, т.к.город не имеет возможности содержать, лечить и социализировать этих животных.
2) Стерилизация безнадзорных животных.
Мы выяснили, что стоимость стерилизации составляет от 1 тысячи рублей до 10 тысяч на одно животное. В случае с безнадзорными животными врачи не берут деньги за свои услуги, а лишь за медикаменты и содержание животного, которое надо выхаживать до 15 дней.
В Мурманске в прошлом году из всех отловленных животных было простерилизованно 350-360 животных. (Приложение 2)
В Североморске зафиксировано в 1 квартале 2009 года 40 заявок от граждан о брошенных животных. Было отловлено в 2007 году – 1905 животных, в 2008 году -220 животных, в 1 квартале 2009 года – 496 животных. Занимается этим в городе Комитет по развитию городского хозяйства. (Сведения получены от Винокурова Владимира Борисовича, руководителя ИП по отлову животных)
Сведений о стерилизации животных мы не имеем.
Животные производят на свет потомство в подвалах, или они живут при воинских частях, при каких-либо других организация, где их подкармливают люди. Согласно закону Мурманской области руководители организаций обязаны сообщать о нахождении безнадзорных животных на подведомственной территории в организации, осуществляющие отлов животных. (ст.3.3. Закона Мурманской области от 13.11.2003 № 432-01-ЗМО "О содержании животных".)
Мы выяснили, что обращений от руководителей организаций практически нет, т.к. считается негуманным убийство, а именно так воспринимается обращение к организациям, занимающимся отловом безнадзорных животных. О возможности стерилизации животных либо руководители ничего не знают, либо считают невозможным расходовать на это средства.
3) Круглогодичный избыток доступного корма (незакрытые мусорные бачки) и убежищ делают возможным размножение животных, обеспечивают их выживание. (1)
Поэтому мы предлагаем.
1) Расширить сеть приютов для безнадзорных животных. Для этого необходимо использовать только средства муниципального образований, но и спонсорские деньги.
Считаем, что привлечение спонсорских средств возможно при создании системы налоговых льгот для организаций, занимающихся гуманизацией общества.
2) Создать мотивацию для руководства организаций, на территории которых находятся безнадзорные животные
- для создания условий для жизни животных;
- для сообщения в организации, занимающиеся контролем за животными о наличии подобных животных;
- для проведения мероприятий по вакцинации и стерилизации этих животных.
Подобная мотивация возможна как в формах материального поощрения, например, в форме налоговых льгот.
Так же возможно моральное стимулирование этих процессов. Благодарность Главы муниципального образования, деятельность прессы, которая может пропагандировать опыт подобных организаций.
3) обязать жилищно-эксплутационные организации, обслуживающие жилой фонд, использовать мусорные контейнеры, делающие доступ животных к отходам невозможным. Сделать обязательной работу этих организаций по контролю за вентиляционными и иными отверстиями, через которые животные могут проникать в подвальные помещения.
4) проводить активную пропагандистскую работу с целью изменения в обществе отношения к проблеме безнадзорных животных.
- пропагандировать поступки, показывающие пример положительного поведения людей по отношению к животным;
- от имени городской Администрации предложить поощрительные акции для людей, способствующих выполнению Закона Мурманской области от 13.11.2003 № 432-01-ЗМО "О содержании животных".
-пропагандировать случаи, когда граждане выбирают себе животное из приюта, провести акцию с использованием газеты или телевидения «Найди себе друга»
II.
Содержание животных собственниками (владельцами) также создаёт много проблем для общества.
1) Проблема пополнения безнадзорных животных.
Нами было выяснено, что домашние животные становятся безнадзорными в случае:
1) появления щенков в результате внеплановой вязки собак;
Щенки, появившиеся в результате внеплановых вязок, часто не соответствуют породным данным. Взяв щенка, как породного, хозяева разочаровываются и есть случаи, когда подрощенные животные просто выбрасываются на улицу. Но наши исследования показали, что такие случаи крайне редки. (Приложение 1)
Своё крайне отрицательное отношение к внеплановым вязкам высказала Осина Л.А., владелица единственного в Североморске чемпиона мира и обладателя 53 званий «Лучшая собака выставки». Она считает, что подобные действия хозяев не приносят животным здоровья, но создают множество проблем для самих владельцев.
Кроме того, в Законе Мурманской области о содержании животных
ст.6.8 прямо говорится, что запрещено племенное разведение животных в нарушение порядка, установленного Правительством Мурманской области.
В целом, в ветеринарных клиниках следует пропагандировать отказ от внеплановых вязок.
2)Животные теряются в случаях:
- когда прогулки животного осуществляются без хозяина;
- когда животные выгуливаются детьми или гражданами в состоянии алкогольного опьянении.;
- когда животных оставляют без привязи у магазинов или учреждений.
Все эти случаи зафиксированы в Законе Мурманской области от 13.11.2003 № 432-01-ЗМО "О содержании животных".ст.7.1 как противоправные действия граждан.
Однако нами не было выявлено ни одного случая наказания в рамках административного права подобных проступков.
Именно здесь возникает другая проблема – проблема неотвратимости наказания за правонарушения.
III. Гуманное общество должно создать условия для комфортного проживания и людей, и соседствующих с ними животных.
Согласно Закону Мурманской области от 13.11.2003 № 432-01-ЗМО "О содержании животных".Ст.1.2 владельцы обязаны обеспечить животным условия содержания в соответствии зоогигиеническим требованиям по видам и породам и соблюдать требования ветеринарного законодательства и общественной опасности. Однако выявляются случаи, когда несколько животных живут в клетках в небольшом помещении или в квартире проживают несколько крупных животных. Как правило, в этих случаях страдают не только окружающие люди, но и сами животные.
Проанализируем ситуацию..
1) Какое количество животных может позволить содержать владелец?
Закон никак не ограничивает количество животных для содержания. Попытка ограничения была сделана в проекте Закона Мурманской области о содержании животных, где в одной из первоначальных версий закона предполагалось, что в квартире можно содержать не более трех взрослых животных. Получалось, что если у мурманчанина дома не один год проживает в дружбе и согласии счастливая семья, например, из трех котов и одной собаки, то после принятия документа нужно каким-то образом уменьшить их количество до законной нормы, т.е. решить, кто стал "четвертым лишним". Было непонятно, как «избавляться» от четвертого животного. Вызвав широкий общественный резонанс, подпункт закона, определяющий допустимое количество животных, был все-таки отменен.
Однако это не решило проблему. Мы предлагаем метод определения количества животных, которые могут жить в квартире.
В среднем на содержании собаки малой породы (пудель, кокер-спаниель) требуется 5 кг корма в месяц, что составляет по средним ценам около тысячи рублей. Необходимо медицинское обслуживание, ежегодная прививка ( если собака не болеет – 500 рублей), ежегодное регистирование животного, включающее налог – 500 рублей. Плюс непредвиденные траты. Итого в месяц на содержание животного следует тратить минимум одну тысячу восемьдесят рублей. Чем больше животное, тем больше траты.
Животному необходимо жизненное пространство, минимум 3 квадратных метра.
Поэтому мы предлагаем внести в Закон Мурманской области от 13.11.2003 № 432-01-ЗМО "О содержании животных"следующее изменение.
«Третье животное может быть заведено только при следующих условиях:
1) размер жилой площади должен быть высчитан по формуле:
количество проживающих человек * количество метров, необходимых для проживания одного человека+ количество животных *количество метров, необходимых для проживания одного животного. Если жилой площади недостаточно, разрешение на заведение третьего животного не будет дано.
2) доход семьи не должен быть ниже прожиточного минимума с учётом всех членов семьи, с учётом трат на содержание животных.
3) необходимо согласие соседей, проживающих в ближайших квартирах, даже если владельцы животных являются собственниками жилья.
IV. Животные и люди. Взаимоотношения в городе.
Животные должны быть безопасны для людей.
Статья 7.2 уточняет правила появления с животными в общественных местах и общественном транспорте. Согласно ЗМО в общественных местах и общественном транспорте собаки должны находится в наморднике и на поводке. Результаты нашего анкетирования показывают, что в ряде случаев крупные, агрессивные и сторожевые животные находятся в окружении людей
без поводка – наблюдалось 118 случаев
без намордника – 196 случаев
в сопровождении детей или граждан в состоянии алкогольного опьянения – 189 случаев.
Это означает, что в городе сохраняется потенциальная опасность для человека.
Сегодня создана экспертная комиссии по социальной адаптации собак на территории Мурманской области. Речь идет о тестировании собак, которые по породам и иным признакам относятся к крупным, сторожевым и агрессивным. Список пород таких собак определен постановлением Правительства Мурманской области от 27.05.2004 № 174-ПП/5 "О мерах по реализации Закона Мурманской области "О содержании животных". Обязательное тестирование крупных, сторожевых и агрессивных собак на наличие (отсутствие) у них навыков, необходимых для управления ими в городских условиях и их адаптированности к этим условиям также закреплено нормативным актом – статьей 3 Закона Мурманской области от 13.11.2003 № 432-01-ЗМО "О содержании животных". Данная статья запрещает содержание в квартирах многоквартирных жилых домов собак, требующих особых условий содержания не прошедших в установленные сроки тестирования. Реализация этой статьи закона сделает жизнь людей безопаснее, но комиссия только приступила к работе в апреле 2009 года.
В интервью с Натальей Игоревной Аристовой, председателем ДПКЦ «Ваенга» г.Североморск, председателем национального клуба породы ка-де-бо, мы выяснили, что деятельность экспертной комиссии по социальной адаптации практически парализована.(Приложение 3)
Со своей стороны, что сделал город для собаководов?
Ст.7.2 гласит, что без намордника и поводка собаки могут находится только на разрешённых площадках . Мы заинтересовались, есть ли таковые в Североморске?
Согласно решению городского Совета ЗАТО Североморск от 13 июня 1997 года № 66 «Об утверждении правил содержания собак и кошек в ЗАТО Североморск» местами выгула собак определены:
- район мыса Алыш;
-незастроенные склонов сопок в районе улиц Гаджиева, Северная Застава, Инженерная, Сизова, Полярная, Корабельная, Комсомольская, Североморск-1. Неофициально собаководы облюбовали отдалённую часть городского парка.
С нашей точки зрения, город не предпринял мер для предоставления собаководам специальных обустроенных мест для выгула животных. Эта проблема отмечается во многих регионах России, в том числе и в городах Мурманской области.
Больным вопросом остаётся уборка экскрементов животных, которые могут стать причиной заболеваний как для животных, так и для людей.
Ст.7.3 ЗАКОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ О СОДЕРЖАНИИ ЖИВОТНЫХ гласит:
«….При сопровождении животного сопровождающее лицо обеспечивает:
уборку продуктов жизнедеятельности сопровождаемого животного в подъездах, лифтах, на лестничных клетках, спортивных площадках, в местах массового отдыха и купания граждан, на дорожках, тротуарах и проезжей части».
Но, нет ни слова о придворовой территории, газонах около пешеходных дорожек и т.п. На наш взгляд эта проблема должна решаться либо за счёт увеличения налога с владельцев собак, эти деньги должны быть использованы на доплату работников жилищно-эксплутационных компаний, которые осуществляют уборку территории. Либо необходимо обязать владельцев собак убирать за животными везде, а не только в установленных зонах, как это делают в других городах (Например, решение городского Совета г. Апатиты от 19 февраля 2004 года «О правила содержания и выгула домашних животных на территории г.Апатиты» гласит: «владелец животного обеспечивает
- уборку продуктов жизнедеятельности, оставленных на территории города»)
Законы, Постановления, призванные решить проблему взаимоотношения человека и животных в современном городе неспособны это сделать, если не существует жёсткий контроль за содержанием животных и не обеспечивается принцип неотвратимости наказания.
Даже незначительные штрафы, но накладываемые в случае нарушений обязательно, заставят граждан относиться к этому вопросу иначе.
Показательна реализация закона о содержании животных в г.Москва. В 1994 году там были принят «Порядок исполнения постановления административной комиссии Москомприроды о наложении штрафов за нарушения правил охраны и содержания животных в городе Москве». Согласно этому документу была разработана система штрафных санкцияй за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и "Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве" (3)
В данном документе было чётко прописано каждое правонарушениие и определены штрафные санкции. Например: «Прогулка с собакой без поводка в условиях, не обеспечивающих безопасность окружающих людей и животных:- в парках, на бульварах;- особо охраняемых природных территориях». За подобное нарушение одним животным штраф составлял 3 МРОТа. В Законе Мурманской Области о содержании животных оговариваются административные наказания за нарушения Закона, но существуют различные варианты штрафных санкций. (5) Поэтому мы считаем необходимым разработать систему штрафов, подобную Московскому варианту, и в нашем регионе, довести эти требования до всех владельцев домашних животных.
Самой главной проблемой остаётся проблемы исполнения закона и неотвратимости наказания. Для того, чтобы подобные законодательные документы не воспринимались обществом как необязательные, следует на базе Органов Внутренних дел, Органов экологического контроля и органов государственного ветеринарного надзора создать подразделения, которые будут заниматься этим видом правонарушений.
Заключение.
В ходе работы нами было выявлено.
1) Причинами появления большого количества безнадзорных животных в нашем городе является отсутствие должного контроля за животными.
2) Содержание животных владельцами должно осуществляться в соответствии с зоогигиеническим требованиям по видам и породам и соблюдать требования ветеринарного законодательства и общественной опасности.
3) Гражданам должна быть гарантирована безопасность от животных.
Для реализации этих задач, мы предлагаем:
- внести некоторые изменения в Закон Мурманской области от 13.11.2003 № 432-01-ЗМО "О содержании животных".в Налоговый кодекс РФ.
- Использовать материальное и моральное стимулирование на уровне города и области для изменения общественного отношения к вопросу о жизни животных в городе.
- Вести активную пропаганду законопослушного поведения граждан в вопросах содержания животных
- Создать систему неотвратимости наказания за правонарушения в области взаимоотношений человека и животных
Цель всех этих мероприятий – изменить отношение общества к животным, живущим рядом с человеком, к так называемой городской фауне.
Итогом этой сложной и длительной работы должно стать отсутствие безнадзорных собак и кошек на улицах нашего города, безопасность людей и более гуманное отношение людей к братьям нашим меньшим. Гуманное общество не может быть таковым без заботы о всех живых существах
Содержание
1. Постановка цели работы с.1
2. Введение с.3
3. Проблема взаимоотношения человека и животных в городе с.5
1) задача предотвращения появления в городе безнадзорных
животных с.5
2) проблемы, возникающие в результате противоправного
поведения владельцев животных. Проблема пополнения
безнадзорных животных с.8
3) создание условий для комфортного проживания
животных и людей с.9
4) создание условий для безопасного сосуществования
человека и животных в городе с.11
4. Заключение с.15
.Приложение 1.
Анкета № 1.
1. Есть ли у вас домашнее животное?
2. Зарегистрировано ли оно в соответствующей ветеринарной службе города?
3.Знаете ли вы случаи проживания в квартире трёх и более животных?
4. Знаете ли вы случаи появления внеплановых щенков, котят в квартирах ваших знакомых, соседей?
5. Как сложилась судьба этих животных
а) все были разобраны друзьями-знакомыми.
б) часть была разобрана, часть оказалась на улице
в) были выкинуты на улицу (заводчиками или новыми хозяевами)
6. Знаете ли вы случаи, когда домашнее животное было выброшено на улицу или оказалось там по каким-то иным обстоятельствам?
7. Знаете ли вы случаи появления в подъездах, подвалах безнадзорных собак?
8. Как сложилась судьба этих животных?
а) были разобраны людьми и попали в добрые руки
б) часть (хотя бы один) были разобраны, остальные оказались на улице
в) оказались на улице
г) сколько дожило до 1 года?
9. Могли бы вы взять животное их приюта или с улицы?
Анкета № 2.
1. Являлись вы свидетелями выгула собак детьми или гражданами в состоянии алкогольного опьянения?
А) редко, б) часто, в) единичный случай, г) никогда.
2. Были ли вы свидетелями прогулки собак крупных, сторожевых или агрессивных пород без поводка?
А) редко, б) часто, в) единичный случай, г) никогда.
3. Были ли вы свидетелями появления собак крупных, сторожевых или агрессивных пород в общественных местах без намордника?
А) редко, б) часто, в) единичный случай, г) никогда
4. Наблюдали ли вы случаи, когда хозяева убирают за своими животными на улице?
А) редко, б) часто, в) единичный случай, г) никогда
Предварительный просмотр:
Школа и религия. История и современная тенденция взаимоотношения.
Цели проекта:
Выяснить, существует ли перспектива сближения двух общественных институтов: церкви и школы.
Задачи проекта:
- Исследовать развитие и историю взаимоотношений церкви и школы;
- Выяснить каково современное отношение подростков к вопросам религии;
- Охарактеризовать программу курса «Основы православной культуры»
- Выяснить отношение к курсу, знакомящему школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства, родителей, учителей и обучающихся нашей школы.
Объект исследования:
Отношение общества к проблеме взаимоотношения церкви и школы..
Предмет исследования:
Отношение участников образовательного процесса нашей школы к проблеме введения в школьную программу курса «Основы правовой культуры».
Описание методов исследования.
В ходе выполнения работы использовались следующие исследовательские методы:
1. Сбор и систематизация информации.
2. Обработка собранной информации проводилась с использованием сравнительного метода;
3. Эмпирический (анкетирование; интервью);
4. Метод математического анализа;
5. Анализ источников;
Этапы исследования:
1. Диагностический (выявление проблемы);
2. Прогностический (исследование материала по поиску методов исследования);
3. Практический (сбор материала);
4. Аналитический (обработка материала)
Содержание
I.Введение …………………………………………………………………………..(с. 3)
II. Школа и религия. Этапы развития взаимоотношений ………………….. (с. 3)
2.1. Школа и церковь в древности ………………………………….…..(с. 3)
2.2. Церковь и школа в XIX веке…………………………………………(с.3)
III. Анализ отношения обучающихся к вопросам религии …….. (с. 4)
IV. Чему учит курс «Основы православной культуры»?……….... (с. 5)
4.1. Анализ программы курса «Основы православной культуры»……(с.5)
4.2. Внедрение предмета «Основы православной культуры» в российских школах. ……………………..……………………………………………………(с.7)
V. Отношение субъектов образовательной деятельности к идее введения в школьный программу курса, знакомящему школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.……………………………………………………………... (с. 8)
VI. Выводы и рекомендации………………………………………………..(с. 10)
VII. Библиография и ресурсы интернетания…………………....................(с. 11)
- Введение. Актуализация темы.
Сегодня мы очень часто сталкиваемся с проявлениями жестокого отношения людей друг к другу. Поступки многих бывают безнравственны. Главными становятся материальные блага и личное благополучие. Боль, страх, страдание других людей мало кого трогают и не оставляют равнодушными. В этих условиях актуальным становится вопрос о нравственном воспитании молодого поколения. В нашей стране есть примеры подобной воспитательной деятельности. Долгие годы такую подвижническую работу вела церковь. Российская Федерация – светское государство и воздействие церкви на молодёжь в системе образования запрещено. Однако сегодня появляются школьные курсы, цель которых не обратить молодёжь в православие, а способствовать восприятию молодым поколением культурных и нравственных ценностей православной веры. Мне было очень интересно исследовать саму возможность появления подобного курса в нашей школе.
II. Школа и религия. Этапы развития взаимоотношений:
1). Школа и церковь в древности
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход, начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования составляли семь предметов: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время роль хранителей и распространителей российского образования. Детей учили читать псалтырь и часослов, преподавали им основы православия.
2).Церковь и школа в XIX веке
Церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.
К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ». Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство, как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств. Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—80-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась история. Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.
Одним из предметов, активно изучающимся в церковно – приходских школах, был «Закон Божий».
«Закон Божий» - это религиозно-ориентированная учебная дисциплина, существовавшая в системе начального и среднего образования в разных странах в разные времена. В курсе этой дисциплины изучались основы религии.Эта программа была составлена для церковно-приходских школ в православной России, где вся страна, молилась, ходила в церковь, постилась и говела. Жизнь в такой стране создавала русских людей с христианскими качествами характера, с православным мировоззрением и по духу православными. Закон Божий, который дети проходили в школе, был только теория того, что дети уже знали из личного опыта и из своей жизни.
В Советское время все церкви были уничтожены, а священники отправлены в ссылку. Православие было запрещено властями.
Поэтому сегодня, основная наша задача – это возвращение нравственности. Сегодня очень много говорят о проблемах нравственности и один из способов её укрепления в обществе является воспитание её в детях с самого раннего возраста. Для этого в школы вводят религиозные курсы. Один из таких курсов – это «Основы православной культуры».
III. Анализ отношения обучающихся к вопросам религии:
Мной было проведено анкетирование среди родителей, учителей и детей, обучающихся в МОУСОШ № 10.Первый блок вопросов был связан с выяснением мнения респондентов о роли религии в их жизни и жизни современного общества.
Проанализировав данные анкеты обучающихся, я получила следующую статистику:
60% учеников положительно относятся к религии | 10% учеников относятся к религии отрицательно | 30% учеников не имеют представления о религии. |
60% учеников воспитаны в православии | 40% не принадлежат ни к одной из религий. | |
60% учеников хорошо относятся к православию | 40% учеников не имеют представления о православии. | |
60% учеников часто посещают церковь | 30% учеников не посещают церковь | 10% учеников почти не бывают в церкви |
70% учеников считают, что Бог есть | 30% учеников считают, что бог – это выдумка | |
На 50% учеников влияние в вопросах религии оказывает семья | На 10% учеников влияние в вопросах религии оказывают друзья | На 40% учеников влияние не оказывается |
На основе этих данных я сделала вывод, что в целом ученики относятся к религии положительно и, в общем, многие хотели бы узнать о ней больше.
IV. Чему учит курс «Основы православной культуры»?
Одним из религиозно-культурологических курсов, который успешно вводится в некоторых Российских школах, является курс «Основы православной культуры».
1)Анализ программы «Основы православной культуры»:
Осно́вы правосла́вной культу́ры — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу.
Цели предмета — ознакомление школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.
— изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём;
— знакомство с агиографией;
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения;
— изучение церковнославянского языка;
— ознакомление с мировыми религиями и сектами;
— ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
— ознакомление с основными видами православного богослужения;
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения:
Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»
Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»
Часть III (средняя школа). «Религии мира»
Если в начальное школе идёт всего лишь поверхностное ознакомление с вопросами религии, то в основной и средней школе идёт более глубокое изучение некоторых вопросов.
2) Внедрение предмета «Основы православной культуры» в российских школах.
В Смоленской области курс ОПК преподавался в отдельных школах ещё с 1991 года. В Курской области преподавание предмета в государственных школах области было введено распоряжением губернатора в 1996/1997 учебном году, в Московской — в 2000/2001-м, в Белгородской — в 2002/2003-м.
С 1 сентября 2006 года предмет «Основы православной культуры» преподавался в 15 регионах России. В четырёх регионах — Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях, предмет был утверждён в качестве обязательного компонента школьной программы. Ещё в 11 регионах (Рязанская, Орловская, Тверская, Московская, Курская, Самарская, Владимирская, Новгородская, Свердловская, Архангельская область и Мордовия) предмет преподавался на факультативной основе.
Статистика отношения к предмету в обществе:
14-17 августа 2009 года был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» распределились следующим образом:
Целиком положительно | 25% |
Скорее положительно | 44% |
Скорее положительно | 13% |
Резко отрицательно | 6% |
V.Отношение субъектов образовательной деятельности к идее введения в школьный программу курса, знакомящему школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.
- Мнение учеников.
60% ребят совершенно однозначно ответили, что хотели бы изучать историю духовные ценности православной веры.
2) мнение учителей.
Отношение учителей к вопросу изучения религиозно-культурологического курса в школе:
Каким способом следует давать знания о религии в школе. | 90% учителей, считают, что знания о школе следует давать в отдельном курсе об истории религии. | 10% считают, что знания надо давать в отдельном курсе о ритуалах и учениях мира. |
Какие знания о религии должна давать школа в первую очередь. | 80% учителей считают, что школа должна рассказывать о религии, как о вере в Высшие силы. | 20% учителей считают о религии как об одном из социальных и исторических явлений. |
В каком качестве должна рассматриваться религия | 90% учителей считают, что религию надо рассматривать, в качестве основы нравственного и социального регулирования. | 10% учителей считают, что религию надо рассматривать в качестве знаний о сверхъестественном. |
С какими религиями следует знакомить в школе. | 90% учителей считают, что детей нужно знакомить с главными религиозными течениями. | 10% учителей считают, что детей нужно знакомить с религиями, которые больше других повлияли на историю. |
Чьё участие желательно в составлении школьной программы о религии. | Почти все учителя ответили, что программу должны составлять учёные, исповедующие традиционные религии России. | |
Что вы можете сказать о детях, которые ходят в воскресную школу. | О детях, которые ходят в воскресную школу учителя говорят, что они доброжелательны, спокойны, положительны и порядочны. |
Педагоги школы видят во введении курса «Основы православной культуры» возможность развивать в детях лучшие человеческие качества, изучая историю православия ученики могут приобщаться к огромному пласту культуры и нравственности.
- Мнение родителей
Результат анкетирования родителей обучающихся МОЛУ СОШ № 10
Сколько у вас детей? | В основном в семьях сейчас больше одного ребёнка. | |
Как Вы считаете, где, прежде всего в современном обществе люди должны получать представления о религиозной культуре, религиозных нормах и ценностях? | 50% родителей считают, что представления о религии дети должны получать в семье | 50% родителей считают, что представления о религии дети должны получать в церкви, воскресной школе. |
Как Вы относитесь к изучению истории и культуры религии в рамках общеобразовательных предметов? | В основном все опрошенные относятся к изучению религии положительно. | |
Как Вы считаете, предмет по истории и культуре религии может быть факультативным или обязательным? | 40% родителей считают, что предмет должен быть обязательным. | 60% родителей считают, что предмет должен быть на факультативной основе. |
Есть родители, которые одобряют и не одобряют изучение истории и культуры религии в школе. Как считаете именно Вы? | 50% родителей считают, что изучение религии способствует нравственному развитию ребёнка. | 50% родителей считают, что изучение религии нужно для расширения кругозора. |
Как Вы думаете, кого лучше предпочесть в качестве преподавателя истории и культуры религии? | Все опрошенные считают, что преподавать культуру и религию должен специалист – религиовед. | |
Если бы Вы могли выбрать для своего ребёнка предмет по истории и культуре религии, на чём Вы бы остановили свой выбор: | Все родители считают, что лучше всего изучать православие. |
- Мнение представителя церкви
Я взяла интервью у настоятеля местной православной церкви, отца Георгия:
Вот его мнение:
«В сознании абсолютного большинства наших школьников, которые не изучают религиозные курсы не ходят в воскресные школы, не присутствует даже намека, абсолютно никаких следов христианской нравственности. Вместо этого формируются понятия безнравственности, беззакония, которые сейчас детям прививают почти везде под видом чего - то вполне обыденного, нормального. В детях нет духовности.
Духовность на современном языке можно определить как мотив деятельности, цель и смысл поступков, ради чего совершается человеком то или иное действие. Бог всегда смотрит на наше сердце, из которого исходят наши желания, цели и намерения, мотив поведения. Если мы что-либо делаем ради Него, исполняя Евангельские заповеди, то это становится нашим продвижением к Царству Небесному, если мотив мирской: нажива, зависть, мстительность, чревоугодие, похоть и т. д., то наши поступки идут нам в осуждение, и мы ими прокладываем себе дорогу в ад, в вечную погибель.
Часто ли в нашем современном мире мы встречаем христианский мотив поступков? С прискорбием приходится признать, что основной мотив нашего времени – это дух наживы и все, что ему прислуживает, а прислуживают ему все наши страсти. Вот оно, настоящее современное духовное возрождение – возрождение духа наживы! И как результат – коррупция, ложь, лицемерие, насилие, безнравственность, преступность, алкоголизм, наркомания, блуд, жестокость, все это можно назвать духовным самоубийством. Чтобы остановить это массовое сумасшествие, нужно с раннего возраста воспитывать в детях духовные нравственные ценности». Для этого и нужно и следует ввести в школы религиозные курсы, создать большее количество воскресных школ.
VI. Выводы и рекомендации
На основе проведённых исследований, я сделала вывод, что перспектива сближения двух общественных институтов: церкви и школы, существует, т.к. оба этих общественных института главной целью своей деятельности видят воспитание человека, человека нравственного.
Нравственное поведение является результатом развития личности и ее свободного выбора. Оно обусловлено нравственным сознанием и нравственными отношениями личности и является реализацией нравственных ценностей (добра, справедливости, свободы и т.д.). Главным фактором нравственного поведения являются моральные убеждения личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой. В зависимости от того как понимает человек добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни, строится линия его поведения в конкретных жизненных ситуациях. И церковь, и школа создают в человеке этот нравственный настрой. Курс "Основы православной культуры" осоуществляет эту задачу, делает возможным улучшение нашего общества. . «Жизнь без нравственного усилия — это сон. Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия» (Л.Н. Толстой).
Библиография.
1.http://ru.wikipedia.org/wiki Википедия о курсе "Основы православной культуры"
2 . http://www.r-komitet.ru/school/opk/razdel/analysis
выступление архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия
3.Галицкая И.А., Метлик И.В. Знания о религии в образовательных стандартах по истории и воспитательный потенциал исторического образования в школе. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2007
4.Предложения Совета Общественной палаты Российской Федерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования / http://www.oprf.ru/rus/documents/resolutions/article-1963.htm
6.Т.И.Петракова Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций в рамках школьного обучения
http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=471
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
VI Соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Западном федеральном округе РФ
Защита прав ребенка в области средств массовой информации
Автор Шагун Валерия, ученица 10класса А
МОУСОШ № 10
г.Североморск
Научный руководитель Дзидзадзе Елена Анатольевна
учитель МОУСОШ № 10
г. Севроморск
Россия
Мурманская область
Г.Североморск
2011 год
Защита прав ребенка в области средств массовой информации
Все люди рождены свободными и обладают равными правами.
Они наделены разумом и должны строить отношения
друг с другом на принципах уважения и братства.
Декларация прав человека. Статья 1.
План исследования
Цель: исследовать проблему защиты сознания молодого поколения от негативного влияния СМИ
Задачи:
- исследовать и охарактеризовать молодёжные средства массовой информации;
- проанализировать нормативно-правовые акты, защищающие права ребёнка в области средств массовой информации.
- сформулировать предложения, повышающие эффективность защиты прав ребёнка в области средств массовой информации.
Объект исследования:
Права ребёнка
Предмет исследования:
защита прав ребёнка в области средств массовой информации.
Описание методов исследования.
В ходе выполнения работы использовались следующие исследовательские методы:
1. Сбор и систематизация информации, поиск примеров и фактов на основе материалов периодической печати, с последующим целевым описанием;
2. Обработка собранной информации проводилась с использованием сравнительного метода;
3. Эмпирический (анкетирование; интервью);
4. Анализ правовых документов;
Гипотеза:
В современном медиапространстве существует опасность негативного воздействия на формирование личности. Необходимо принять эффективные меры для нивелирования этих процессов.
Этапы исследования:
1. Диагностический (изучение литературы и материалов периодической печати, выявление проблемы);
2. Прогностический (исследование материала по поиску методов исследования);
3. Практический (сбор материала);
4. Аналитический (обработка материала)
Содержание:
I.Введение ……………………………………………….........................(с. 4)
II.Влияние СМИ на формирование личности современного молодого человека. ………………………………………………............................................ (с. 4)
2.1. Что такое средства массовой информации?..................................(с.4)
2.2 Какие средства массовой информации воздействуют на сознание современного молодого поколения?..........................................................(с.5)
III. Правовые документы, защищающие права ребёнка в вопросах предоставления информации, и их анализ. ………….........................….(c.6)
IV.Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ. Положительные стороны и недостатки данного правового документа. ……………………………………………………….........................……...(c.8)
V. Наши предложения, способствующие решению проблемы негативного влияния СМИ на молодое поколение. .................................................…..(c.11)
VI. Библиография и ресурсы интернета………....................…………….(с.13)
I.Введение.
Постановка проблемы, актуальность
В соответствии со статьёй 29 Конституцией РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С другой стороны, любой субъект информационного пространства имеет возможность предоставлять детям любую информацию и материалы, самостоятельно определять их характер и направленность. Такое положение содержит в себе потенциальную возможность нарушения прав детей путем предоставления им информации и материалов, наносящих вред их здоровью и благополучию, физическому, нравственному и психическому развитию. Ситуация усугубляется тем, что ребенок в силу своей физической и умственной незрелости не может в полной мере отдавать отчет своим действиям, критически воспринимать направленное на него информационное воздействие.
II.Влияние СМИ на формирование личности современного молодого человека.
2.1. Что такое средства массовой информации?
Ребенок находится в непрерывном поиске новой информации. Информация влияет на физическое, эмоциональное, умственное и социальное развитие ребенка, и это накладывает обязательства на поставщиков информации для детей. Одними из основных поставщиков информации являются масс-медиа. СМИ стали настолько важны в нашем обществе, что их иногда называют «четвертой властью» по аналогии с тремя традиционными ветвями власти в демократии: законодательной, исполнительной и судебной.
Средcтва массовой информации (сокращённо «СМИ», также — Масс-медиа) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки:
- Массовость (в соответствии с законодательством Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки).
- Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
- Принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
Согласно ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
- периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
- радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа - совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
- иная форма периодического распространения массовой информации.
2.2 Какие средства массовой информации воздействуют на сознание современного молодого поколения?
В ходе данного исследования, мной был разработан опросный лист, содержащий три вопроса:
1. Какие периодические издания (журналы, газеты) Вы читаете (просматриваете) чаще всего?
2. Какие телевизионные передачи вызывают Ваш интерес, вы смотрите регулярно? Чем эти передачи вас привлекают?
3. Чьё мнение является для Вас доминирующим (авторитетным) в порядке возрастания (1, 2, 3):
- родителей, учителей;
- друзей, одноклассников;
- мнение, высказанное в СМИ (телевидение, радио, периодические
издания);
Опрос являлся анонимным, были опрошены учащиеся 9,10,11-ых классов. На первый вопрос 89% респондентов ответили, что чаще всего они просматривают и читают журналы Yes, Космополитен, OOPS, Glamour, остальные 11% человек предпочитают Вокруг света, Оружие, Юный эрудит, Друг (собаки, кошки), журналы с комиксами На второй вопрос 87% опрошенных сообщили, что регулярно смотрят такие передачи как Дом – 2 (привлекает тем, что показаны реально существующие отношения среди молодёжи), Комеди клаб ( прикольный юмор), Saus Park (прикольный, необычный мультфильм), сериал «Школа» (интересен тем, что показано какие отношения существуют в других школах), канал МТV. 10% учащихся регулярно смотрят «Экстрасенсов» на ТНТ, канал Дисней, Тренди ( тенденции молодёжной моды). 3% регулярно смотрят программу «Время», «Умники и умницы».
Отвечая на третий вопрос, 78% человек указали, что доминирующим для них является мнение друзей, одноклассников, далее – мнение, высказанное в СМИ, и на последнем месте оказалось мнение родителей и учителей. Для 17% опрошенных превалирующим мнением является мнение, высказанное в СМИ, далее – мнение родителей и учителей и на последнем месте – мнение друзей, одноклассников. Лишь 5% на первое место поставили мнение родителей и учителей, на второе место – друзей, одноклассников, на третье место – мнение, высказанное в СМИ.
Таким образом, исходя из результатов опроса, СМИ являются значительным фактором, воздействующим на формирование мировоззрения подростков.
На основании результатов опроса мной были проанализированы публикации в журналах, пользующихся наибольшей популярностью среди опрошенных. Это такие журналы как Yes, Космополитен, OOPS, Glamour. Среди прочих публикаций, представляющих действительно обоснованный интерес имеются и те, что пропагандируют недостойное поведение личности. Мной были проанализированы материалы журналов, названных моими одноклассниками как самые популярные.
- 10% статей посвящено проблеме образования молодежи
- 45% материалов связаны с вопросами секса
- 30% статей посвящены проблемам совершенствования внешности
- 15% остальная тематика (жизнь популярных людей, новости кино и музыки
Возникает вопрос: допустима ли с точки зрения закона публикация подобных статей? Для этого проанализируем нормативные документы.
III. Правовые документы, защищающие права ребёнка в вопросах предоставления информации, и их анализ.
Основными документами, регулирующими доступ ребенка к информации, являются "Конвенция ООН по правам ребенка", Конституция Российской Федерации. Вопросы защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, а также от вредного воздействия средств массовой информации регулируются Федеральными законами «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ.
"Конвенция ООН по правам ребенка" была принята 20 ноября 1989 года. Все государства мира ратифицировали этот документ, так что его можно расценивать как международный стандарт. Отслеживая в "Конвенции по правам ребенка" разделы, относящиеся к праву на информацию, мы находим ясные формулировки о праве ребенка на самовыражение (Статья 13) и праве на доступ к информации (Статья 17). Число опосредованных ссылок на право ребенка на информацию гораздо больше. Это и право родителей на получение информации по воспитанию и развитию индивидуальности ребенка, и право ребенка выражать собственное мнение по вопросам, касающимся его жизни, и право на самостоятельное мышление, свободу мысли и совести, и, наконец, требование уважительного отношения к его жизни. Поскольку предоставление информации сопряжено и с образовательными целями, Конвенция расценивает информацию, как важнейшее средство улучшение условий человеческого существования, как гарантию соблюдения прав человека, залог упрочения мира и справедливости на Земле.
В соответствии со статьёй 29 Конституцией РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Так, ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрена защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Законом предусматривается ответственность за распространение печатной, аудио- и видеопродукции, наносящей такой вред ребенку.
В целях совершенствования законодательства, регулирующего деятельность СМИ в плане защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в 2000 г. приняты поправки к статье 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», запрещающие редакциям разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в этом, совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего или его законного представителя. Законом также предусмотрено, что редакция не вправе разглашать в сообщениях и материалах сведения, указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без его согласия или согласия его законного представителя.
К сожалению, действующее законодательство Российской Федерации в сфере СМИ не в полной мере регулирует вопросы защиты морального, нравственного, умственного, физического здоровья молодежи и несовершеннолетних в передачах телевидения, радио, в сети Интернет, на страницах прессы.
Закон РФ «О СМИ» не содержит запрета на распространение информации, нарушающей нормы общественной нравственности (за исключением авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность, порочить честь, достоинство, деловую репутацию. Закон «О СМИ» (ст. 4) не расценивает как злоупотребление свободой массовой информации разовое распространение порнографии периодическими печатными изданиями.
Статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» обязывает органы государственной власти России принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Однако это положение Федерального закона не налагает на средства массовой информации каких-либо обязательств или ограничений. Кроме того, этот Федеральный закон не устанавливает механизмов реализации прав детей на защиту и охрану от вредной для них информации, что делает положения этой статьи чисто декларативными.
Подтверждением доводов о полной незащищенности детей в области средств массовой информации служит Периодический доклад о реализации в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка в 1993–1997 годах. Пункт 161 Доклада с неуместным пафосом сообщает о фактическом отсутствии в России мер правовой защиты «для охраны общественной нравственности, защиты несовершеннолетних от отрицательного воздействия на их психику информации порнографического и грубо эротического содержания, пропагандирующей культ жестокости и насилия». Ситуация сохраняется и до настоящего времени.
IV. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ.
Положительные стороны и недостатки данного правового документа. Законом, впервые подробно регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию стал Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ (далее Закон) принятый Государственной Думой 21 декабря 2010 года, одобренный Советом Федерации 24 декабря 2010 года и вступающий в силу с 01 сентября 2012 года.
В соответствии с Законом, к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с данным Законом. При этом Закон не распространяется на отношения в сфере: оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами; оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества; рекламы.
В Законе приведены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также указано, какая информация запрещена, а какая ограничена для распространения среди детей. Закон содержит классификацию информационной продукции по возрастным категориям (для детей до 6 лет, от 6 лет до 12 лет, от 12 лет до 16 лет, от 16 лет и старше). При проведении исследований, в целях классификации информационной продукции, оценке подлежат жанр, тематика, содержание и художественное оформление информационной продукции, особенности ее восприятия детьми, вероятность причинения содержащейся в ней информации вреда здоровью и (или) развитию детей.
В Законе закрепляются требования к обороту информационной продукции. Одной из особенностей оборота информационной продукции является то, что на ней должен быть изображен знак информационной продукции («графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной Законом»). Для некоторых видов продукции Закон позволяет не использовать указанный знак (для учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе, периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера и др.).
Закон предусматривает возможность проведения экспертизы информационной продукции на соответствие требованиям данного Закона. Экспертиза проводится по решению федерального органа исполнительной власти экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями. Экспертиза может проводиться по обращению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, граждан. По итогам экспертизы уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может вынести решение о несоответствии (соответствии) информационной продукции требованиям Закона и выдать предписание об устранении выявленного нарушения (либо отказать в его выдаче).
В целом, данный Закон имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительным моментом является:
1) проведение классификации информационной продукции по возрастным категориям, то есть указание о том, какая информация предназначена для того или иного возраста.
2) на информационной продукции появится предупредительная маркировка, оповещающая, для какого возраста эта продукция предназначена.
3) установление в Законе временных ограничений распространения
информационной продукции, запрещенной для просмотра/прослушивания детьми, посредством теле- и радиовещания;
4) установление требований о применении административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информационной продукции, запрещенной для распространения среди детей;
5) требований к распространению печатной продукции, содержащей запрещенную для детей информацию, только в запечатанных упаковках.
В совокупности, все эти меры, возможно, помогут оградить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Минусом Закона является:
- расплывчатость формулировок информационной продукции, которая может предоставляться детям в соответствии с той или иной возрастной категорией. Здесь производителям и распространителям информационной продукции предоставлено обширное поле для деятельности при классификации информационной продукции для размещения на ней знака информационной продукции.
- отрицательным моментом является то, что у производителей и распространителей информационной продукции есть право, а не обязанность проводить экспертизу информационной продукции.
3) экспертиза информационной продукции может проводиться по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации. Этот же орган предоставляет аккредитацию экспертам и (или) экспертным организациям, осуществляющим экспертизу информационной продукции. В связи с этим возникают некоторые сомнения в независимости и объективности экспертизы информационной продукции.
- в ст.ст. 7-10 Закона содержится описание информационной продукции для детей в соответствии с установленными Законом возрастными категориями. Данные описания довольно расплывчаты и неконкретны (к примеру, содержат формулировки «торжество добра над злом», «выражение сострадания к жертве насилия»), что несомненно вызовет затруднения при отграничении информационной продукции, допустимой для того или иного возраста. С учетом того, что экспертиза информационной продукции проводится аккредитованными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, экспертами и (или) экспертными организациями, возникает угроза цензурирования информационной продукции.
5) в новом законе нет детальной регламентации доступа детей к информации, появляющейся во «всемирной паутине
Указанные недостатки Закона, возможно, будут препятствовать надлежащей защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и создавать почву для необоснованных ограничений доступа к информации.
Конечно, чтобы закон начал работать, необходимо принять большое количество подзаконных актов на уровне правительства и отдельных ведомств. В частности, обозначить специальный орган, который займется надзором за соблюдением законодательства в данной сфере. Именно поэтому вступление закона в силу было отложено до 1 сентября 2012 года. Действие нового закона не будет распространяться на научные публикации, статические данные, рекламу. По мнению законодателей, вся реклама, которая распространяется открыто в доступных для детей местах, должна относиться к так называемой универсальной категории, то есть, быть безвредной для детей. Такие требования установят в профильном законе.
V. Наши предложения, способствующие решению проблемы негативного влияния СМИ на молодое поколение.
Итак, можно предложить следующие примерные рекомендации для медиаорганизаций, российской общественности (родителей, педагогов, ученых и др.) и государственных структур относительно соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не содержащей насилия аудиовизуальной информации. Для:
1) государственных структур: разработать эффективную модель государственной социокультурной, экологической (экология человека) политики в области регулирования отношений несовершеннолетней аудитории с медиатекстами, содержащими сцены насилия; усовершенствовать соответствующие законы и механизмы их исполнения/контроля; поощрять развитие медиаобразования;
2) корпораций и различного рода организаций/фирм, связанных с производством, распространением/прокатом/продажей медиатекстов: создавать и широко распространять познавательные и увлекательные медиатексты (кино/видео/телефильмы, радио/телепередачи, интернетные сайты, компьютерные/видео игры с отсутствием или минимальным присутствием насилия; переносить показ медиатекстов, содержащих сцены насилия, на позднее вечернее и ночное время в телевизионной сетке; избегать шокирующих восприятие детской аудиторией визуальных деталей изображения насилия в теленовостях и других телепередачах в утренние, дневные и ранние вечерние часы; при создании медиатекстов акцентировать негативное отношение к насильственным действиям, показывать иные, ненасильственные способы решения тех или иных проблем; строго соблюдать возрастные рейтинги для демонстрации, продажи, проката любых медиатекстов.
3) родителей: контролировать контакты своих детей (особенно дошкольного возраста) с медиатекстами разных видов и жанров с учетом возможностей отрицательного воздействия на несовершеннолетних сцен экранного насилия, ориентируясь при этом на систему возрастных рейтингов и мнения специалистов в области медиакультуры и педагогики; опираться при этом на индивидуальные психологические и интеллектуальные особенности своих детей; уделять время совместным с детьми контактам с медиатекстами с их последующими обсуждениями, в том числе и на тему насилия на экране и в жизни;
4) педагогов: активно использовать возможности медиаобразования, экранных искусств, Интернета, компьютерной анимации, интерактивной игры для развития творческих и коммуникативных способностей детей, их критического мышления (в том числе по отношению к медиатекстам на тему насилия), эстетического восприятия и вкуса;
5) ученых, публицистов: продолжать исследования тематики воздействия медианасилия на несовершеннолетнюю аудиторию, пропагандировать результаты данных исследований в средствах массовой информации.
России нужна осмысленная система взаимоотношений несовершеннолетней аудитории с медиакультурой.