Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Выступление на педдагогическом совете "Пути преодоления проблемы профессиональной самореализации и повышения профессиональной компетенции в условиях современной школы."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_churbanovoy_n.v.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Чурбанова
выступление на заседании педсовета
"Формирование активной профессиональной
позиции педагога как условие
реализации государственной политики
в области образования"
Пути преодоления проблемы
профессиональной самореализации и повышения
профессиональной компетенции в условиях современной школы.
"Обучать – значит вдвойне учиться.” Ж.Жубер
Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы. Педагогическое самообразование учителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура.
Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога
- Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.
- Специальное обучение педагогов внутри ОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).
- Условия для внедрения инноваций в практику работы, перехода к инновационному режиму.
- Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.
- Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ОУ, традиции коллектива.
- Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.
- Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.
Этапы профессиональной самореализации
- Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.
- Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).
- Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).
- Внесение творческих элементов в выбранную технологию.
- Разработка и внедрение авторских программ и проектов.
- Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).
- Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).
Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.
Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.
В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.
- Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
- Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.
- Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.
- В ОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.
- Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.
- Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.
- ОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.
- Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.
- Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.
- Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
- Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.
Стимулирование мотивации педагога к профессиональной самореализации:
- Экономические факторы, связанные с повышением уровня дохода
- Моральные факторы, которые предполагают ощущение социально-статусной стабильности и определенности позитивной временной перспективы жизни, наличие социально-значимых профессиональных целей.
- Индивидуальные факторы, предполагает повышение собственной самооценки, уверенности в собственных силах, способностях.
Вопросы для самоанализа профессиональной деятельности:
- Знаю ли я задачи моей работы по моей должности?
- Выполняю ли я своевременно задачи профессиональной деятельности?
- Устанавливаю ли я приоритеты? В чем смысл моей профессиональной деятельности?
- Какие были мои крупнейшие успехи и неудачи в профессии?
- Какой я как профессионал в глазах других (родителей, детей, коллег, администрации)?
- В чем могут раскрыться мои возможности, в чем не могут (потенциальные), что я могу сделать?
- Знаю ли я, чего от меня ожидают?