ФГОС

Грасмик Светлана Викторовна

Задача Стандарта-ФГОС -объеденить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс  на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Преемственность ФГТ и ФГОС ДО  определяет образовательные области, соответствующие основным направлениям развития детей. В ФГТ таких областей 10, а в стандатре 5. По содержанию  образовательные области очень близки.

Таблица образовательных областей ФГТ и ФГОС ДО

Направления развития

дошкольного возраста

Образовательные

области в ФГТ

Образовательные

области в ФГОС ДО

Социально-коммуникативное

развитие

Социализация 

Труд

Безопасность

Социально-

коммуникативное развитие

Познавательно-речевое

развитие

Познание

Чтение

Коммуникация

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Физическая культура

Здоровье

Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество 

Музыка

Художественно-эстетическое развитие

Основа нового закона об образовании -это качественное образование дошкольника не зависимо в какой части России он живет(деревне, городе), в какой бы семье не воспитывалсся. Образованине по ФГОС ДО позволит ребенку быть успешным в дальнейшем обучении и его будущей жизни в обществе. ФГОС учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Еще одна из главных целей ФГОС -сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание своих детей. 

      Стандарт требует обращение воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволили педагогам обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Основа в развитии детей по ФГОС представляет ИГРА.

           Педсовет  Тема: "Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми с учетом ФГОС в образовательной области "Физическое развитие" "         

 

 

     Тема: Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми с учетом ФГОС в образовательной области "Физическое развитие"   

 

                                                          «Новый стандарт должен гарантировать качественное

                                                           дошкольное образование       ребёнку. ФГОС должен быть

                                                         на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в

                                                         творчестве,  любознательность, мотивацию в достижении

                                                         успеха».

                                                             Александр  Асмолов, руководитель Федерального  института 

                                                            развития образования, председатель     рабочей  группы

                                                            разработчиков ФГОС    

 Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье»  объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».

Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:

    – развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации) ;

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение

следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

     В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям…

   Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».

  Проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.      Образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта   

       Модель двигательного режима, которая содержит форму организации и временной отрезок. Модель двигательного режима составляется на теплый и холодный периоды.

Пример:

Формы организации Старшая группа

Утренняя гимнастика 8-10 мин.

Образовательная область «Физическая культура» 3 раза в неделю по 25 мин.

Образовательная область «Музыка» 2 раза в неделю по 25 мин.

Гимнастика пробуждения 5-10 мин.

Подвижные игры на прогулке (утро, вечер) 20 мин.

Организованная двигательная активность в группе (утро, вечер) 15-20 мин.

Физкультминутки 6-7 мин.

Спортивные игры Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – не реже

1 раза в неделю

Спортивные упражнения Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – не реже

1 раза в неделю

Самостоятельная двигательная активность Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от

индивидуальных потребностей и интересов детей

Физкультурный досуг 1 раз в месяц по 35 мин.

Спортивный праздник 3 раза в год по 50-60 мин.

День здоровья 1 раз в квартал

* Объем двигательной нагрузки за неделю детей старшей группы

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с

широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Формы организации Старшая группа

Утренняя гимнастика 10 мин. х 5 = 50 мин.

Образовательная область «Физическая культура» 25 мин. х 3 = 75 мин.

Образовательная область «Музыка» 25 мин. х 2 = 50 мин.

Гимнастика пробуждения 5 мин. х 5 = 25 мин.

Подвижные игры на прогулке (утро, вечер) 15 мин. х 5 х 2 = 150 мин.

Организованная двигательная активность в группе (утро, вечер) 15 мин. х 5 х 2 = 150 мин.

Физкультминутки 6 мин. х 5 = 30 мин.

Спортивные игры Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – 20 мин. 1 раз в неделю

Спортивные упражнения Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – 15 мин. 1 раз в неделю

Самостоятельная двигательная активность Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей

Физкультурный досуг 1 раз в месяц по 35 мин.

Спортивный праздник 3 раза в год по 50-60 мин.

День здоровья 1 раз в квартал

      Утренняя гимнастика планируется на неделю. Комплекс утренней гимнастики должен повторять пройденный ранее детьми материал на занятиях по физкультуре;

1. Комплекс состоит из: вводной части, основных движений, заключительной части.

2. Рекомендовано в каждой части указывать дозировку по времени.

3. Комплекс утренней гимнастики составляется педагогом на две недели.

                       Двигательный режим (СанПиН 12.2.)

Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учётом

здоровья, возраста детей и времени года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической

культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения,

ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

В объеме двигательной активности воспитанников 5–7 лет следует предусмотреть 6–8 часов в неделю

организованных форм оздоровительно-воспитательной деятельности с учётом психофизиологических

особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала

и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребёнка.

******************************************************************************

Образовательная работа с детьми  в  Физическом развитие» по ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) .

         В  областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

         При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

             Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

         ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

          Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

***Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В программе «От рождения до школы», т. ж. как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:

- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,

- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) .

                 Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

***Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.

Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.

Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.

Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Список литературы:

1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/2013.

2. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием.

3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.

4. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013

5. Трубайчук Л.В.  Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.

6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.