Рост мотивации к изучению предмета «Физическая культура»
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к учебе, поэтому так важно формировать у учащегося мотивы, необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rost_motivatsii_k_izucheniyu_predmeta.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рост мотивации к изучению предмета «Физическая культура»
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к учебе, поэтому так важно формировать у учащегося мотивы, необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий.
Естественно, что мотивация приобщения индивида к занятиям физическими упражнениями и спортом играет первостепенную роль.
Ориентация учащихся на творческое освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
В связи с низким уровнем здоровья и растущим процентом заболеваемости среди учащихся возникает необходимость во внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Часть учащихся не испытывает интереса к занятиям или не желает заниматься вообще. Среди них преобладает низкий уровень грамотности о здоровье, профилактике заболеваний. Главная цель занятий физической культуры, проводимых в школе, это формирование физической культуры личности, подготовка к социально – профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья. Для этого необходимо стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологическое благополучие, развитие способностей, физических качеств и свойств личности. Именно регулярные занятия физической культурой и спортом должны обеспечить достижение необходимого уровня развития физических качеств, т.е. приобретение определенного уровня тренированности. Этого можно добиться, только тогда, когда педагог (в первую очередь педагог по физической культуре) направляет свою деятельности на формирование у учащихся здоровьесберегающих компонентов, главный среди которых - мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо учитывать интересы учащихся. Выявлять наиболее предпочитаемые ими виды двигательной активности, с помощью средств и методов физического воспитания выработать у детей интерес к занятиям.
Таким образом, система физического воспитания в условиях школы проявляет себя в трех основных направлениях:
Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию.
Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения учащегося, проявление творчества в использовании средств физической культуры.
В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной деятельности, то есть «на других».
Достижение цели мотивации физического воспитания обусловлено решением следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- Понимание роли физической культуры в развитии личности.
- Усвоение научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни.
- Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре.
- Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность учащихся.
- Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных целей.
В целях развития и совершенствования оздоровительной культуры учащимся необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Тем не менее, эта проблема нуждается в реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления учащихся с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также в разработке организационно- педагогических рекомендаций.
Динамика численности учащихся, посещающих спортивные секции
Учебный год | Кол-во учащихся | Кол-во учащихся, посещающих секции | (%) учащихся, посещающих секции |
2010-2011 | 277 | 83 | 30 |
2011-2012 | 288 | 101 | 35 |
2012-2013 | 319 | 115 | 36 |
2013-2014 | 259 | 109 | 42 |
2014-2015 | 267 | 118 | 44 |
Степень реализации профессиональных намерений учащихся:
Учебный год | Поступили и продолжают обучение | |||
Кол-во | ВУЗы | Кол-во | ССУЗы | |
2010 | 2 | Хабаровский пограничный институт ФСБ России | 2 | Читинская специальная средняя школа МВД России |
2 | Высшая школа милиции г. Хабаровска | 1 | Благовещенский техникум физической культуры | |
2011 | 2 | Дальневосточное высшее командное училище г. Благовещенска | 1 | Якутское авиационное училище гражданской авиации |
2 | Хабаровский пограничный институт ФСБ России | |||
2 | Дальневосточный Юридический институт МВД РФ | |||
2012 | 2 | Высшая школа милиции г. Хабаровска | 1 | Читинская специальная средняя школа МВД России |
3 | Хабаровский пограничный институт ФСБ России | 1 | Благовещенский техникум физической культуры | |
2013 | 3 | Хабаровский пограничный институт ФСБ России | 1 | Благовещенский техникум физической культуры |
3 | Высшая школа милиции г. Хабаровска | |||
3 | Хабаровский пограничный институт ФСБ России | 2 | Читинская специальная средняя школа МВД России | |