Как родители могут помочь ребёнку хорошо учиться

Лёвина Наталия Николаевна

Беседа учителя с родителями "Как родители могут помочь ребёнку хорошо учиться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_roditelyami.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа учителя с родителями


Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться

Примерный план беседы:

1. Соблюдение режима дня — важное условие успешной учебы ребенка
2. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьниками
3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома. Помощь родителей детям в организации их учебного труда идет в трех направлениях

Родители организуют режим дня школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. Родители должны придерживаться режима дня.   Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% школьников слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу — просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать — ее посылают погулять с младшим братом.

В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребенок вдруг говорит: «Не пойду я никуда, Всегда, как только начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а ее необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги». Или сыну: «Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол».

Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка — не доводить дела до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинает формироваться отношение к обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

Режим предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе, родители не должны нарушать этого требования. Таким образом, родители должны понять, что их главная задача — помощь ребенку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребенок будет хорошо работать на уроке.

Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради — не надо спешить показывать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить — есть у тебя ошибки или нет?» И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребенка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребенок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задает на дом два столбика примеров, родители заставляют ребенка выполнить четыре — лучше будет знать! Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Если родители дают дополнительные задания своему ребенку, то количество и содержание их должно быть обязательно согласовано с учителем.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключиться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Рассчитайте, сколько времени уходит на приготовление уроков в среднем и какие отклонения от этого времени допустимы для некоторых детей с учетом их индивидуальных особенностей и темпов развития. Долго сидеть за приготовлением уроков — это еще не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребенок напишет, например, строчку, а затем отвлечется и начнет рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять вернется к письму, вновь отвлечется — начнет точить карандаш и  т. д. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребенка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу — уложиться в определенное время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1-ом классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток, может бы быть преодолен со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на сына (или дочь), обзывать его.  В результате дело идет еще хуже, ребенок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон — важное условие успешной помощи ребенку в учении.

Главная задача родителей — проконтролировать, когда ребенок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.