Как выполнять домашние задания

Лёвина Наталия Николаевна

Здесь Вы найдёте рекомендации для выполнения домашних заданий. 

 

КАК УЧИТЬ УРОКИ

Домашние задания - большая и важная для ученика начальной школы проблема. Попробуем разобраться, какие ошибки взрослых наиболее типичны и отчего они возникают:

Ошибка 1: Уроки в начальной школе ребенок может делать только под присмотром взрослых.

Действительно, особенно второкласснику, сложно выполнить все задания. Ему нужна помощь, подсказка, дополнительное объяснение. Но это не значит, что нужно сидеть над душой и следить за каждым движением ручки. Контролируя все, вы снимаете ответственность с ребенка, поэтому и в 5-м, и в 6-м классах дети часто не хотят делать уроки без взрослых, не решаются сами отвечать за результаты своей работы.

Сразу изменить ситуацию нельзя. Попробуйте первое время все объяснить и заняться своим делом, постепенно доверяя приготовление уроков самому ребенку. Даже если все не будет получаться так, как вам хочется, наберитесь терпения. Перед уроками лучше не разгуливаться. После школы можно 1,5-2 часа отдохнуть - и за уроки.

Лучшее время для выполнения домашнего задания с 16 до 17-18 часов Занятия по вечерам малоэффективны.

Ошибка 2: Начинать выполнение задания следует с самого трудного.

Это одно из типичных заблуждений и детей, и взрослых. Наоборот, первое задание должно быть знакомым, выполнимым. Это позволяет лучше включиться в работу, почувствовать успех, поверить в свои силы, и тогда следующее задание не станет непреодолимым препятствием.

Ошибка 3: Пока не сделает все задания, из-за стола не встанет.

Выполнить все задания в один присест ни первоклассник, ни десятиклассник не в состоянии. Малышам необходим перерыв через каждые 15-20 минут.

Старшеклассникам - через 30-40 минут. 5-10 минут отдыха для того, чтобы расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.

И еще:

1. Уроки лучше учить в спокойной обстановке, поэтому отключите телевизор, радио, уберите в другую комнату собаку, других детей, это поможет вашему ученику с кон центр ироваться.

 

  1. Не стоит готовить уроки сначала на черновике, а потом переписывать. Это не
    дает положительного результата, но создает дополнительное утомление.
  2. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи, неумелость, лучше найдите, за что
    похвалить.

Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон — 1 час (если ребенок не может без этого). Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 минут.

Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители предлагают почитать. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2. Контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

  • Какие отметки?
  • Выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполнены небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность, что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен был постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том чтобы и напоминать ему об уроках и даже, может быть, посидеть рядом с ним пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.

Очень важно контролировать не конечный продукт труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.

Хорошо если бы вы интересовались: •^  что изучал ребенок сегодня в школе; •^   как он понял материал; •^   как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, в потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу:

^   прочитать задачу, представить, о чем говорится; •^   кратко записать условие, схему;

 

•^   пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи; •^   подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему

САДИМСЯ ЗА УРОКИ

Что нужно знать мамам и папам, чтобы помочь своим чадам?

Младший школьный возраст называется вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. Родители могут облегчить нагрузку ученика и увеличить его шансы на успех: помогая ему подготовить рабочее место.

Памятка для родителей. «Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в школу?»

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребенка.
  • Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать.

•  Ребенок должен верить, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит и
школы.

• Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
 

•   Учите ребенка выражать мысли письменно:  обменивайтесь записками, пишите совместные письма.

•  Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
 

Памятка школьнику.

  • Садись за уроки в одно и то же время.
  • Проветри комнату за 10-15 минут до начала занятий.
  • Поставь прибор освещения слева от себя.

Проверь готовность своего рабочего места: сотри пыль, проверь на своем ли месте учебные I письменные принадлежности, убери со стола все лишнее.

• Уточни расписание уроков, проверь записи в дневнике.

•  Сядь удобнее, открой учебник ...

Гигиенические требования

  1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено.
  2. Всё должно быть на своих местах (тетради, ручки, книги).
  3. Стол соответствует росту ребёнка (120-129 см  стол 59 см, 130-139 см стол 62 см, 140-149 см стол 68 см).
  4. Разница между высотой стула и стола от 21 до 27 см. Расстояние от глаза до поверхности стола – 35 см. Между грудью и столом проходит ладонь. Ноги на полу.
  5. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.
  6. К д/з приступать через 1 час после школы, чтобы ребенок отдохнул от занятий, но еще не устал от домашних развлечений.
  7. Время, которое ребенок должен тратить на выполнение д/з во 2 классе – 1,5 часа.

 

Памятка №1 «Садимся за уроки»

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату  до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор
  4. Сотри со стола пыль
  5. Свет с левой стороны
  6. Уточни расписание уроков на завтра
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий
  8. Убери со стола все лишнее
  9. Сядь на стуле удобно и открой учебник.

 

Памятка № 2 «Как готовить Д/З по русскому языку»

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу

 

Памятка № 3 «Что следует и чего не следует делать родителям»

  1. Проверьте,  правильно ли организовано рабочее место
  2. Всё должно быть на своих местах
  3. Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными  будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  4. Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
  5. Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание,  стихи и пожелания школьнику, таблицы учебные.
  6. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  7. На рабочем месте должен быть порядок, если ребенку трудно навести порядок, то помогите ему.
  8. Нужно вслух читать задание упражнения. Это успокаивает  ребёнка, снимает тревожность
  9. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
  10. Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  11. Письменные задания нужно выполнять чисто, без помарок.
  12. Не заставляйте многократно переписывать д/з.  Это подрывает интерес к школе.
  13. Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае нео бходимости