Всё о гимнастике
Значение утренней гимнастики для укрепления организма ребенка
Утренняя гимнастика для детей в комплексе закаливающих процедур занимает одно из важнейших мест. Комплекс утренней гимнастики для детей должен предшествовать всем другим закаливающим мероприятиям, так как мышечная нагрузка помогает организму ребенка быстрее приспособиться к смене условий пребывания (из помещения на открытый воздух, от сна к активному бодрствованию).
Утренняя гимнастика для детей снижает чувствительность рецепторного аппарата к прохладному воздуху и воде, улучшает кровообращение, увеличивает глубину дыхания, активирует обмен веществ. Гимнастика для детей старшего возраста — вводное мероприятие для других физкультурных упражнений, таких, как бег, подвижные игры, катание на коньках, ходьба на лыжах и др.
Комплекс утренней гимнастики для детей должен составляться с учетом возраста и включать упражнения, тренирующие основные крупные мышечные группы ног, плечевого пояса, спины, живота. Во время напряжения отдельных мышц другие находятся в расслабленном состоянии. Важно, чтобы движения мелких мышечных групп сочетались бы с движениями крупных. Например, поднимание рук вверх и в стороны необходимо сопровождать сжиманием кистей в кулачки, а затем расслаблением их.
Учитывая, что у детей, особенно дошкольного возраста, даже крупные мышцы устают быстро, нельзя долго фиксировать их в одном положении и длительно повторять одно и то же упражнение. Физические упражнения обычно выполняются детьми с повышенной эмоциональной окраской и большим интересом, если они имитируют уже знакомые трудовые процессы, полет птиц, движения животных, машин и др.
Все о здоровье детей http://childs-illness.ru/index.php/zakalivanie/1219-ytrennaya-gimnastika-dlya-detey
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnaya_gimnastika.docx | 50.32 КБ |
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 32.09 КБ |
hudozhestvennaya_gimnastika.docx | 39.3 КБ |
Суставная гимнастика | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Игровая оздоровительная гимнастика
после дневного сна
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здо ровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздо ровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на прак тике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хо рошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.
Предметом нашего обсуждения в дан ной статье станет такая форма оздорови тельной работы, как гимнастика после дневного сна. К сожалению, во многих до школьных учреждениях ее либо незаслу женно предали забвению, либо не призна ют ее потенциала в оздоровлении до школьников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже нема ловажно). В условиях дефицита свободно го времени в режиме дня современного до школьника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровитель ную направленность.
Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффектив ное закаливание детей с учетом предъявля емых требований сложно. Группу посещают 20-30 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К примеру, один ребенок си стематически посещает детский сад, другой — часто болеет, третий - перешел из другого детского сада, где не проводилось закаливание, четвертый — вышел ослабленным после перенесенного заболевания и тд. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематич ности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно вклю чать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограниче ний. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхатель ной и звуковой гимнастикой, профилакти кой и коррекцией нарушений осанки, плос костопия, упражнениями для глаз, пальчи ковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотре нинга и тд.
В ДОУ комплексы оздорови тельной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выпол нения отдельных оздоровительных проце дур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике под держивается на протяжении всего года.
Примерная схема проведения оздоро вительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели; уп ражнения, направленные на профилакти ку плоскостопия и нарушений осанки; ды хательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровитель ная работа; водные процедуры.
Остановимся на методике проведения оздоровительной гимнастики после днев ного сна. Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (иг ровая комната или раздевалка, в зависимо сти от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветрива ния снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодр ствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гим настика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчи ковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растя жение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, голо-вокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим до рожкам) или комплекс упражнений, на правленных на профилактику плоскосто пия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положени ем головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики - 2-3 минуты.
Далее дети переходят в «теплую» комна ту, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осан ки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения хатха-йоги, как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др. Они выполняются в течение 2-3 минут.
Затем дети вновь переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболева ний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнасти ки обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного - двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не при- несут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.
Затем педагог проводит индивидуаль ную или дифференцированную оздоро вительную работу с нуждающимисядеть ми (например, с часто болеющими). Он может организовать самостоятельную де ятельность детей по оздоровлению (на пример, дать задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать каш таны то правой, то левой ногой). В это вре мя остальные дети под руководством вос питателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.).
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна со ставлять не менее 12-15 минут.
Важно отметить, что, внедряя развиваю щие формы оздоровления дошкольников следует проводить в игровой формевсе оздоровительные меро приятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать поло жительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздорови тельным процедурам. Кроме того, прини мая определенный шаровой образ, дети за частую лучше понимают технику выполне ния того или иного упражнения. Таким об разом, мы одновременно решаем несколь ко задач: оздоравливание детей, развивитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет им огромное удовольствие.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА
Средний дошкольный возраст
Гимнастика в постели
Потягивание («Снежная королева про изнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»). И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за го ловой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и ле вую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.
Игра «Зима и лето» (напряжение и рас слабление мышц). И.п. - лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуть ся в клубок, дрожать всем телом, изобра жая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.
Самомассаж ладоней («зимой очень хо лодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»). И.п. - сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладо нями «умыть» лицо. Повторить три-четы ре раза.
Профилактика плоскостопия
Ходьба босиком по корригирующим до рожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).
Комплекс упражнений, проводимых в по ложении сидя на стульчиках («согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу»): ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, го пятками; ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометричес кие фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, под нимать ноги на носки, максимально отры вая пятки от пола; из того же и.п. подни мать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола. Каждое упражнение повторить шесть- восемь раз.
Профилактика нарушений осанки
Упражнение «Сосулька». Вис на вытяну тых руках на турнике детского спортивно го комплекса или на рейке гимнастической стенки спиной к ней; при этом туловище держать прямо, ноги вместе. Постепенно увеличивать время выполнения упражне ния (индивидуально для каждого ребенка).
Дыхательно-звуковая гимнастика «Новый год»
При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Бьют часы 12 раз». И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох
- и.п.; выдох - наклониться в сторону, ска зать: «Бом!». Повторить 12 раз.
«Елочка нарядная». И.п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох -приподняться на носки, немного развести руки л стороны; выдох - поворот тулови ща» сторону, полуприсед, руки в и.п., ска зать: «Ах!». Повторить три-четыре раза в каждую сторону.
«Хлопушка». И.п.,- стоя на коленях, ру ки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!*. Повторить шесть-восемь раз.
«Дует Дед Мороз». И.п. - сидя на кор точках, ладони сложить «трубочкой» во круг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: "«У-у-у-у-у». Повторить шесть-восемь раз.
Дифференцированная работа с детьми,
часто болеющими простудными заболеваниями
Игра «Гонки снежинок». На старте выст раиваются несколько детей, у каждого сне жинка, вырезанная из тонкой, легкой бума ги (например, салфетки). И.п. – стоя с опо рой на кисти и ступни, снежинка лежит на полу перед ребенком. По команде дети на чинают дуть каждый на свою снежинку, чтобы она передвигалась вперед к линии фини ша. Побеждают дети, прошедшие всю дис танцию, не касаясь снежинки руками. Затем можно переходить к водным процедурам.
Старший дошкольный возраст Гимнастика в постели
Потягивание. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опус тить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одно временно руки и ноги, потянуться, опустить.
«Отдыхаем». И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно под держивать подбородок. Поочередно сги бать и разгибать ноги в коленях. Повто рить три-четыре раза.
Самомассаж головы («помоем голову»). И.п. - сидя на корточках. Педагог дает ука зания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте... Ой, горя чая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, на мыливайте волосы, хорошенько мойте го лову со всех сторон... Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно про мокните волосы. Возьмите расческу и хо рошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапа ете кожу головы. Какие вы красивые!»
Профилактика плоскостопия
Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорож им («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).
Профилактика нарушений осанки
Физкультминутка «У меня спина прямая». И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!
Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом),
Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!
Поза «зародыш» (хатха-йога). И.п. - лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удерживать 5-6 секунд и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Дыхание ровное, спокойное, мышцы расслаблены. Прижимая колени к живо ту, подтянуть голову к коленям и задержать ся в этом положении, после чего опустить I олову, выпрямить ноги и расслабиться. По вторить упражнение несколько раз.
Дыхательно-звуковая гимнастика « Полет на Луну»
При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Запускаем двигатель». И.п. - стойка но ги врозь, руки перед грудью, сжаты в кула ки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить четыре-шесть раз.
«Летим па ракете». И.п, - стоя на коле нях, руки вверх, ладони соединить над го ловой. Вдох - и.п.; долгий выдох — покачи ваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, про тяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повто рить четыре-шесть раз.
«Надеваем шлем от скафандра». И.п. - сидя па корточках, руки над головой сцеп лены н замок. Вдох - и.п.; выдох - развес ти руки в стороны, произнести: «Чик». По вторить четыре-шесть раз.
«Пересаживаемся в луноход». И.п. - уз кая стойка, руки вдоль туловища. Вдох -и.п.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить четы ре-шесть раз.
«Лунатики». И.п. - стоя на коленях, ру ки согнуты в локтях и разведены в сторо ны, пальцы врозь. Вдох - и.п.; выдох — на клонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи», Повторить по три-четыре раза в каждую сторону.
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п.
- ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох - через стороны поднять руки вверх; выдох - руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить четыре-шесть раз.
Самостоятельная работа детей с диа гнозом «плосковальгусные стопы» на стационарных массажерах.
Водные процедуры.
Всем ли детям полезен спорт (противопоказания)
Ваш мальчик без ума от бальных танцев, а вы записываете его на бокс, так как считаете, что мальчик должен уметь за себя постоять. В результате у ребенка развивается стойкое отвращение ко всему, что связано со спортом. А может ваш малыш категорически возражает против занятий спортом вообще, и вы впадаете в отчаяние, а зря – компромисс можно найти всегда. Всем ли детям полезен спорт?
Последние годы вошла в моду идея здорового образа жизни. Существует специальная гимнастика для новорожденных, комплекс развивающих занятий в бассейне, что уж говорить о детях постарше, для них представлен весь спектр спортивных занятий. При этом нередко приходится слышать жалобы родителей на ребенка, который отказывается заниматься спортом. Чаще всего родители сами виноваты, делая выбор за малыша, исходя из своих соображений. Мальчик должен уметь постоять за себя, значит должен посещать секцию рукопашного боя или каких-либо восточных единоборств. А что если мальчик хочет заниматься бальными танцами? И даже выбрав определенный вид спорта, родители возлагают слишком большие надежды на ребенка, видя в нем будущего олимпийского чемпиона. Они не могут реально рассчитать нагрузку на растущий организм, который и без того загружен в школе, а учиться большинство детей начинают уже в 3-4 года. А занятия в спортивной секции воспринимаются как еще одна неприятная обязанность. Всегда можно подобрать ребенку занятие по душе, не мучая и не травмируя его. Надо только решить для себя, чего вы хотите – вырастить здорового, сильного и ловкого ребенка или растить профессионального спортсмена. Кстати, нет ничего страшного, если ребенок вообще не хочет заниматься спортом, достаточно просто вести подвижный образ жизни, играть с ним в спортивные игры или заниматься с ним дома аэробикой , спортивными танцами или чем-то еще, главное, чтобы вы это делали вместе с вашим малышом. Очень грамотным выходом из положения станет приобретение детского спортивного комплекса. Он развивает ловкость, ребенок сам может распоряжаться своими умениями и может играть и развиваться, получая при этом удовольствие.
Важно знать, что детей с хроническими заболеваниями не стоит отдавать в секции карате, бокса, американского футбола. С активными командными видами спорта (например, хоккей) надо быть аккуратными, ребенок должен быть в хорошей спортивной форме. В любом случае, никогда не помешает пройти обследование и проконсультироваться с врачом, прежде чем принимать какое-либо решение. И самое главное – это желание самого малыша, ему должно быть комфортно, спрашивайте его больше не об успехах и достижениях, а было ли ему весело, что ему понравилось, а что нет.
Противопоказания для занятий спортом
Существуют абсолютные и относительные противопоказания. При абсолютных противопоказаниях ребёнку нельзя заниматься физическими упражнениями. Относительные противопоказания разрешают ребёнку заниматься некоторыми видами спорта, но с определёнными ограничениями. Решить вопрос о возможности занятий спортом поможет врач.
Ребёнку также нельзя заниматься физическими упражнениями, если имеются следующие проблемы:
- Любые острые заболевания с повышенной температурой тело (до полного восстановления)
- Гнойные процессы (например, фурункулёз)
- Заболевания сердечно-сосудистой системы с расстройствами компенсации
- Серьёзные заболевания нервной системы
- Заболевания органов дыхания
- Заболевания мочевыделительной системы
- Состояния, сопровождающиеся опасностью кровотечения
- Все острые и хронические заболевания в стадии обострения
- Болезни крови и кроветворных органов
- Эндокринные болезни и нарушения обмена веществ
- Плоскостопие и другие деформации стопы со значительными и умеренными нарушениями ее функций (лица с плоскостопием I степени и II степени могут быть допущены к занятиям спортом)
- Грыжа (паховая, бедренная, пупочная), другие грыжи брюшной полости.
- Изменения на глазном дне
- Аномалии рефракции (вопрос решается индивидуально с окулистом)
Ориентировочные сроки начала занятий физическими упражнениями, после некоторых заболеваний – указан срок начала занятий с момента выздоровления
• Ангина катаральная и фолликулярная – 12 дней
• Ангина флегмонозная – 24 дня
• Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей – 18 дней (в первое время исключить виды спорта, повышающие риск переохлаждения)
• Отит острый – 1 месяц (не рекомендуются занятия плаваньем)
• Отит хронический – срок устанавливается индивидуально в зависимости от состояния ребёнка, а занятия спортом проводятся под контролем для исключения повторного обострения заболевания
• Воспаление лёгких – 2 месяца и более, в зависимости от состояния
• Грипп – 12 дней
• Плеврит сухой – 24 дня
• Плеврит экссудативный – 2 месяца
• Ревматический эндокардит и миокардит – 6 месяцев и более в зависимости от состояния
• Ревматизм острый – 2 месяца и более, а зимние виды спорта исключаются на 6 месяцев – занятия под строгим контролем за состоянием здоровья ребёнка
• Аппендицит – 1 месяц
• Острые инфекционные заболевания – около 2 месяцев
• Сотрясения мозга -2 месяца, но упражнения связанные с резким сотрясением тела исключаются на срок не менее 6 месяцев.
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика для детей
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Правильное дыхание.
Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»
Дыхательная гимнастика для детей.
Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.
Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.
Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.
Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».
Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти. Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).
Как избавить ребёнка от КАШЛЯ играючи. Дыхательная гимнастика.
У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8.ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Ещё несколько упражнений:
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время — лучше на воздухе во время прогулки.
Курс должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.
Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.
Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.
1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.
Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша.
Оградить ребенка от простудных заболеваний - задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с малышом дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание - это жизнь.
Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Поскольку дыхание приоритетно, то естественно, что многие люди в совершенстве овладевают этим процессом. Эта способность, данная при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней, что уже давно доказали индийские йоги.
Известно, что когда человек дышит ртом, слизистая полости ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи.
Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.
1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся \"ух\", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.
2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом \"чух-чух\" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося \"г-у-у\". Повторите с ребенком восемь-десять раз.
4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося \"ш-ш-ш-ш\". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам \"прорубить\" пространство между ногами. Произнесите \"бах\". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе \"ж-р-р\". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося \"к-р-р\". Повторите с ребенком пять-шесть раз.
8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе \"п-ф-ф\" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем \"ф-р-р\" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, \"квакните\". Повторите три-четыре раза.
10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите \"ау\". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите \"з-з-з\". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
инет
http://www.detskydoctor.ru/doc/uhod-gigiena-zabota-o-rebenke/105dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detey/
Предварительный просмотр:
Художественная гимнастика – это выполнение различных комбинаций под музыку, состоящих из пластичных и динамичных гимнастических, танцевальных и акробатических упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Художественная гимнастика у детей формирует гармоничное развитие тела (красивая фигура, правильная осанка, подкаченные мышцы), способствует эстетическому воспитанию, воспитывает вкус, ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится. В процессе занятий у ребенка формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные – ловкость, сила, выносливость, связанные с выполнением сложных акробатических движений), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Художественная гимнастика тесно связана с балетом, и благодаря этой связи вырабатывается культура и тонкая координация движений, их выразительность, пластика, грация и чувство ритма и артистичность. Классическая хореография, как основа любого танца, развивает не только растяжку и гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах), но и включает в себя силовые нагрузки, она распространяется и в повседневной жизни – распрямляется спина , перестают задираться плечи, поднимается подбородок. Акробатика научит точно ориентироваться в пространстве, разовьет вестибулярную устойчивость и навык самостраховки, ребенок станет смелым и решительным. У детей развивается память, обусловленная необходимостью запоминать большой объем двигательных действий сложных по структуре и технике исполнения. Очень важно заинтересовать ребенка художественной гимнастикой именно в раннем возрасте, чтобы ребенок привык к режиму и дисциплине, к умению сбалансированно пользоваться свободным временем, помимо этого он привыкает к общению с ровесникам, подсознательное соперничество заставляет ребенка трудиться и стремиться быть лучше.
Упражнения художественной гимнастики усиленно развивают выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма ребенка.
Вышеперечисленные характеристики художественной гимнастики отражают, в основном, деятельность гимнасток в условиях повседневных, тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка и т. п.), гимнастка должна обладать сообразительностью, смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху.
После занятий художественной гимнастикой девочка может легко воспринимать любые виды танцев, неповторимо красиво преподнести себя - улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно. Даже если девочку не ждет будущее, связанное с профессиональной деятельностью по художественной гимнастике, превратившись из «гадкого утенка» в прекрасного лебедя, свои умения и навыки она пронесет через всю свою жизнь.
1
Что может дать художественная гимнастика девочке?
Вы любите смотреть телепередачи о соревнованиях гимнасток или фоторепортажи о художественной гимнастике? Невероятно красивое, завораживающее зрелище. Все в нем прекрасно – и великолепные костюмы, и музыка, и гибкие, ловкие гимнастки, вселяющие на несколько минут выступления жизнь в яркие ленты, обручи, булавы или мячи, заставляющие их двигаться, казалось бы, по собственной воле, независимо от держащей их руки - трепетать, взмывать вверх, или закручиваться причудливыми змейками и спиралями. А может быть, и ваша дочь тоже мечтает научиться этому?
Детская художественная гимнастика - очень красивый и весьма популярный вид спорта, многие родители девочек отдают ему предпочтение. И немудрено, ведь купальники для художественной гимнастики – такие красивые и блестящие, музыка в художественной гимнастике – прекрасная и торжественная, гимнастки – легки, изящны и гибки. Кому же не хочется, чтоб его девочка стала такой же?
1
Как стать гимнасткой?
В художественную гимнастику дети приходят рано – обычно в 4-6 лет. В этом возрасте мышцы и связки еще пластичны, легче поддаются растяжке, к примеру. Прежде, чем выбрать школу художественной гимнастики, подумайте, чего Вы ждете от нее? Если Вас привлекают в художественной гимнастике соревнования, победы, награды, а может, Вы видите свою дочь следующей олимпийской чемпионкой, тогда стоит подбирать серьезную школу и опытного тренера. В этом случае стоит помнить, что гимнастика – это не только прекрасные выступления под красивую музыку, но, в первую очередь, серьезные регулярные тренировки, немалые нагрузки, и огромный труд самого ребенка, его тренера и родителей. Только после этого можно рассчитывать на соревнования, награды и известность, если к этому всему прилагаются еще и способности. А рассмотреть и развить их и поможет опытный тренер. Он же станет девочке «второй мамой и папой» в поездках на соревнования и сборы, присмотрит, утешит, настроит на победу, научит. Вот почему тут важно не ошибиться.
1
Что понадобится для занятий.
Спортивная форма для художественной гимнастики – купальник, балетки или носочки, колготы эластичные. Перед приобретением снарядов – ленты, мяча, обруча, лучше сначала проконсультироваться с тренером.
источник:http://www.amalclub.ru/gymnasticskids.php
Предварительный просмотр:
Суставная гимнастика для детей
Сторонники суставной гимнастики утверждают, что она является частью хатха-йоги и одним из наиболее эффективных средств профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей благодаря улучшению кровообращения и очистке организма от шлаков. Следует добавить, что суставную гимнастику используют с целью профилактики сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Она оказывает положительное влияние на организм в целом — дети становятся спокойнее, лучше владеют своим телом.
К выполнению поз нужно подходить очень осторожно, переходя от простого к сложному. Важно также применять индивидуальный подход, ведь у каждого ребенка свои возможности и способности. Обязательно поддерживайте положительный настрой во время выполнения комплекса. Не помешает и музыкальное сопровождение.
На начальных этапах позы, которые сложно выполнять, заменяют более легкими вариантами (сначала «полулотос», «полуберезка», «полукузнечик», а потом «лотос», «березка», «кузнечик»).
Перед тем как начать разучивать позы, рекомендуется выполнить несколько упражнений для разминки, чтобы подготовить связки к напряжению.
- И. П.: сидя на пятках, спина прямая, руки на бедрах («поза красоты»). Вращение головой свободно, без напряжения (10-15 раз).
- И. П.: то же. Поднять руки вверх, согнуть их, взявшись за локти, завести их за голову и медленно перемещать вправо-влево (10-15 раз).
- Потрясти кистями рук, словно стряхивая с них воду (10—15 с).
- И. П.: стоя на коленях. Наклоны вперед потом назад, влево и вправо (по 3—5 раз в каждую сторону).
- И. П.: сидя между пятками на полу, руки в «перекрест» за спиной, наклоны до касания пола лбом (по возможности).
- И. П.: то же. Лечь на спину, прогнувшись в грудном отделе, потом вперед, стараясь коснуться животом пола.
- И. П.: лежа на животе, пальцы в кулачки, руки вдоль тела, подбородок на пол. Поднять ноги над полом, подержать («кузнечик»).
- И. П.: лежа на животе, голова повернута в сторону (на щеке), руки полусогнуты перед собой, ноги раскинуты («поза крокодила»). Расслабление.
Разминку также можно провести в виде самомассажа. Это не требует значительной затраты сил и особенно рекомендуется детям с ослабленным здоровьем.
Позы для развития гибкости позвоночника и исправления неправильной осанки
1. «Поза змеи». И. П.: лежа на животе, ноги вместе, ладони на уровне груди. Пятки соединены. На вдохе медленно поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться, посмотреть на потолок. На выдохе плавно опуститься, положив голову набок.
2. «Головоколенная поза». И. П.: сесть, вытянув ноги вперед, спина прямая. Взяться за пальцы ног и потянуть их на себя, пятки — от себя.
3. «Поза красоты». И. П.: сесть на пятки, спина прямая, руки на бедрах.
4. «Поза собаки». И. П.: лечь на живот, ладони возле груди, ноги чуть разведены, носки упираются в пол. Подняться над полом. Дыхание свободное. Смотреть вверх.
Позы для укрепления мышц живота
- «Поза рыбы». И. П.: сесть между пяток. Лечь спиной на коврик, выгнуть спину, затем вернуться в И. П.
- «Поза верблюда». И. П.: сидя на пятках, отвести голову назад, руками опереться о пятки, затем вернуться в И. П.
- «Поза кошки». И. П.: упор на прямых руках и носках, ноги прямые. Поднять таз высоко, головой не касаться пола. Потом вернуться в И. П.
Позы, укрепляющие плечевые суставы
- «Поза треугольника». И. П.: расставить ноги широко, руки в стороны. Наклон туловища вправо, коснуться пола за стопой. Левая рука вытянута вверх, посмотреть на ручку. Вернуться в исходную позицию. и повторить упражнение в другую сторону.
- «Поза кошки» (см. выше).
- «Поза ласточки». И. П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Повернуться вправо, согнув правую ногу, левая вытянута. Руки вверх, плечи расправить.
Вернуться в И. П. и повторить все тоже самое в другую сторону.
Для того чтобы у ребенка появилась привычка держать спинку ровно, с правильно развернутыми плечами и немного подтянутым животиком нужно время. Упражнения необходимо повторять не единоразово, а регулярно, у ребенка должно появиться ощущение правильной осанки.
Чтобы проверить осанку необходимо встать спиной к стене, прижаться к ней затылком, ягодицами и пяточками. Потом ровненько отойти от стены в этом положении и пройтись по комнате, желательно смотреть в большое зеркало и наблюдать за собой.