ФГОС
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.
В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья.
Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни [Журнал «Современное дошкольное образование].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgos_fizrazvitie.docx | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа «Физическое развитие» по ФГОС дошкольного образования
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи:
- развитие физических качеств(скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание психолого-педагогической работы
Задачи | Осуществляемая образовательная деятельность | |||
в организованной детской деятельности | в ходе режимных моментов | в самостоятельной детской деятельности | при взаимодействии с семьями | |
ранний возраст | ||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) | ||||
-развивать и укреплять мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, мышцы спины и гибкость позвоночника | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Игра | Консультации по запросам родителей, Спортивно-физкультурные досуги и праздники, Открытые занятия, Физкультурные занятия детей совместно с родителями, Дни открытых дверей |
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | ||||
-совершенствовать навык ходьбы в различных направлениях, по кругу, с изменением темпа и направления, с переходом на бег, с перешагиванием, приставным шагом; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Домашние занятия родителей с детьми |
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | ||||
-развивать желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями; | Игры-занятия, Индивидуальная работа, Подвижные игры и игровые упражнения, Физкультурные игры-занятия в зале и на воздухе, Ритмические танцевальные движения | Индивидуальная работа, Утренняя гимнастика, Прогулка (утро/вечер), Игры-занятия, «Гимнастика пробуждения» | Самостоятельная двигательная деятельность детей, Игра, Игровые упражнения, Подвижные народно-спортивные игры | Консультации по запросам родителей |
Защита, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей | ||||
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, учет индивидуальных особенностей детей, оптимальный уровень двигательной активности | Утренняя гимнастика игрового характера, Двигательная активность (подвижные игры). | Показ, объяснение, личный пример педагога, беседа. | Игра, предметная деятельность, ориентированная на зону ближайшего развития (игровую деятельность). Действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | Беседы, консультации, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов оздоровления, «Школа матерей» |
Воспитание культурно-гигиенических навыков | ||||
- обучение правилам личной гигиены, побуждение детей к самостоятельности и опрятности при приеме пищи, одевании и раздевании. | Занятия традиционные, сюжетные, тематические. | Показ, объяснение, личный пример педагога, беседа. | Игра, предметная деятельность, ориентированная на зону ближайшего развития (игровую деятельность) Действия с предметами, дидакт.игрушками. | - обучение правилам личной гигиены, побуждение детей к самостоятельности и опрятности при приеме пищи, одевании и раздевании. |
Привитие навыков сохранения и укрепления здоровья | ||||
- закаливание, массаж, физиотерапия, витаминотерапия, вакцинация | Выполнение назначенных оздоровительных и закаливающих процедур, | Показ, объяснение, личный пример педагога, беседы с детьми о значении закаливающих процедур | Действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | - закаливание, массаж, физиотерапия, витаминотерапия, вакцинация |
младший дошкольный возраст | ||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) | ||||
Вторая младшая группа | ||||
-развивать и укреплять мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, мышцы спины и гибкость позвоночника; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей |
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | ||||
- учить ходить и бегать, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрёстную координацию рук и ног; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей |
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | ||||
-развивать активность и творчество в процессе двигательной деятельности; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей |
Защита, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей | ||||
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, учет индивидуальных особенностей детей, оптимальный уровень двигательной активности | Утренняя гимнастика игрового характера. Двигательная активность (подвиж. игры). Занятия традиционные и игровые. Наблюдения, игры. Действия с дидакт. материалом и игрушками. | Показ, объяснение, личный пример педагога, беседа, проблемные ситуации. | Игра, предметная деятельность, ориентированная на зону ближайшего развития (игровую деятельность). Действия с предметами. | Беседы, консультации, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов оздоровления, «Школа матерей» |
воспитание культурно-гигиенических навыков | ||||
- обучение правилам личной гигиены, побуждение детей к самостоятельности и опрятности при приеме пищи, одевании и раздевании. | Занятия традиционные, сюжетные, тематические. | Показ, объяснение, личный пример педагога, беседа. | Игра, предметная деятельность, ориентированная на зону ближайшего развития (игровую деятельность). Действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | Беседы, обучение правилам личной гигиены, побуждение детей к самостоятельности и опрятности при приеме пищи, одевании и раздевании. |
Подведение дошкольников к пониманию целостности человеческого организма | ||||
- формирование представления о себе как об отдельном человеке, ознакомление со строением тела, знакомство со способами заботы о себе и окружающих | В занятиях по ознакомлению с окружающим миром. | Показ, объяснение, беседа. | Игра, подражательные действия с предметами, орудиями, ролевые игры, дидакт. игрушками, рассматривание фото, картинок. | Формирование представления о себе как об отдельном человеке, знакомство со строением тела, способами заботы о себе и окружающих |
Привитие навыков сохранения и укрепления здоровья | ||||
- закаливание, массаж, физиотерапия, витаминотерапия, вакцинация | Тематические беседы. Дидактические игры. Чтение худ. литературы. Обучение приемам точечного массажа, Полоскание горла. Топтание в холодной водопроводной воде перед сном. Воздушные ванны. | Показ, объяснение, личный пример педагога, беседы с детьми о значении закаливающих процедур. | Игра, подражательные действия с предметами, орудиями, ролевые игры, дидактическими игрушками, рассматривание фотографий, картинок. | Консультации, согласование назначенных процедур. |
Средняя группа | ||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) | ||||
- развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей |
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | ||||
- закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей |
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | ||||
- учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей |
Защита, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей | ||||
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, учет индивидуальных особенностей детей, оптимальный уровень двигательной активности | Утренняя гимнастика игрового характера. Двигательная активность (подвижные игры). Занятия традиционные и игровые. Наблюдения, игры. Действия с дидактическим материалом и игрушками. | Показ, объяснение, беседа. | Ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | Беседы, консультации, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов оздоровления, «Школа матерей» |
Воспитание культурно-гигиенических навыков | ||||
- закрепление навыков личной гигиены, воспитание чувства взаимопомощи. | Занятия традиционные, игровые, тематические; | Гигиенические процедуры. | Ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | - закрепление навыков личной гигиены, воспитание чувства взаимопомощи, - побуждение детей к самостоятельности и опрятности при приеме пищи, одевании и раздевании). |
Подведение дошкольников к пониманию целостности человеческого организма | ||||
- формирование представления о себе как об отдельном человеке, ознакомление со строением тела, знакомство со способами заботы о себе и окружающих | В занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Тематические беседы. Дидактические игры. Чтение художественной литературы. | Показ, объяснение, беседа. | Ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | Консультации, беседы. |
Привитие навыков сохранения и укрепления здоровья | ||||
- закаливание, массаж, физиотерапия, витаминотерапия, вакцинация | Выполнение назначенных процедур, беседы с детьми о их значении. Обучение навыкам точечного самомассажа. Полоскание рта после еды и горла. Топтание в холодной водопроводной воде перед сном. Воздушные ванны. | Показ, объяснение, личный пример педагога, беседы с детьми о значении закаливающих процедур. | Ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | Консультации, беседы. |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | ||||
- формирование представления о себе как об отдельном человеке, ознакомление со строением тела, знакомство со способами заботы о себе и окружающих | В занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Тематические беседы. Дидактические игры. Праздники здоровья | Ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | Ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. | Консультации, беседы. |
старший дошкольный возраст | ||||
Старшая группа | ||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) | ||||
- продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения; | Индивидуальная работа, Физкультурные занятия в зале и на воздухе, Спортивно-физкультурные досуги и праздники в том числе и на воде, Дни здоровья, Ритмические танцевальные движения, Физкульт минутки, Лечебная гимнастика, Подвижные игры и физкультурные упражнения на открытом воздухе, Массаж, Туристические походы (пешие и лыжные), Целевые прогулки | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей |
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | ||||
- закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры, бегать наперегонки, с преодолением препятствий; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей |
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | ||||
- учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам; | Индивидуальная работа, Подвижные игры и игровые упражнения, физкультурные игры-занятия в зале и на воздухе, Ритмические, танцевальные движения, каникулы, Продуктивная деятельность, Здравиады | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей
| Консультации по запросам родителей, Спортивно-физкультурные досуги и праздники, Семинары-практикумы, Дни открытых дверей, Экскурсии, Оформление информационных материалов |
Защита, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей | ||||
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, учет индивидуальных особенностей детей, оптимальный уровень двигательной активности | Утренняя гимнастика игрового характера. Двигательная активность (подвижные игры). Обучающие занятия. Наблюдения, игры. Действия с дидактическим материалом и игрушками, чтение художественной литературы. | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя | Сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, рассматривание иллюстраций и тематических сюжетных картинок. | Беседы, консультации, консультативные встречи по заявкам, согласование индивидуальных планов оздоровления, «Школа матерей» |
Воспитание культурно-гигиенических | ||||
- формирование потребности в соблюдении навыков личной гигиены. | Беседы о личной гигиене. Наблюдения, игры. Действия с дидактическим материалом и игрушками, чтение художественной литературы. | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя | Сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, рассматривание иллюстраций и тематических сюжетных картинок. |
|
Подведение дошкольников к пониманию целостности человеческого организма | ||||
| Игровые занятия, беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя | Сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, рассматривание иллюстраций и тематических сюжетных картинок. |
|
Привитие навыков сохранения и укрепления здоровья | ||||
- формирование представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье | В занятиях по ознакомлению с окружающим миром, Тематические беседы. Игры-предположения, чтение художественной литературы. | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя. | Сюжетно-ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. Лепка. Рисование |
|
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | ||||
- ознакомление с понятиями «здоровье», «болезнь»; | В занятиях по ознакомлению с окружающим миром., Тематические беседы. Дидактические игры. Игры-предположения, чтение художественной литературы. | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя. | Сюжетно-ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. Лепка. Рисование | Консультации, беседы. |
Подготовительная к школе группа | ||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) | ||||
- продолжать упражнять в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей |
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | ||||
- совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности, выразительности их выполнения; - плавание на груди и на спине, сочетание движение рук и ног, дыхания, ныряния, кувырки без опоры о дно, повороты; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Консультации по запросам родителей Спортивно-физкультурные досуги и праздники, Открытые занятия, Физкультурные занятия детей совместно с родителями, Дни открытых дверей, Семинары-практикумы |
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | ||||
- формировать потребность в ежедневной двигательной активности; | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Самостоятельная двигательная деятельность детей
| Консультации по запросам родителей, Спортивно-физкультурные досуги и праздники, Семинары-практикумы, Дни открытых дверей, Экскурсии, Оформление информационных материалов |
Защита, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей | ||||
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, учет индивидуальных особенностей детей, оптимальный уровень двигательной активности | Утренняя гимнастика игрового характера. Двигательная активность (подвижные игры). | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя. | Сюжетно-ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. Лепка. Рисование | Консультации, беседы. |
Воспитание культурно-гигиенических навыков | ||||
- формирование потребности в соблюдении навыков личной гигиены; | Занятия традиционные и | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя. | Сюжетно-ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. Лепка. Рисование. Рассматривание иллюстраций и тематических картинок. |
|
Подведение дошкольников к пониманию целостности человеческого организма: | ||||
- формирование представлений о целостности человеческого организма; | Занятия традиционные и игровые. Действия с дидактическим материалом и игрушками. Беседа с использованием демонстрационного и раздаточного материала. Чтение художественной литературы. Дидактические игры. задания. | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя. | Сюжетно-ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. Лепка. Рисование. Рассматривание иллюстраций и тематических картинок. |
|
Привитие навыков сохранения и укрепления здоровья | ||||
- формирование представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье | Занятия традиционные и | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя. | Сюжетно-ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. Лепка. Рисование. Рассматривание иллюстраций и тематических картинок. |
|
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | ||||
- формирование представлений о составляющих здорового образа жизни, воспитание положительного отношение к нему | Беседа с использованием демонстрационного и раздаточного материала. | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя. | Сюжетно-ролевые игры, действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. Лепка. Рисование. Рассматривание иллюстраций и тематических картинок. |
|