Особенности прыжков через скакалку
Помните, какой популярностью в детстве у нас пользовалась скакалка? Прыг-скок, прыг-скок... Скакать несложно, но как весело! В прыжках со скакалкой нет ничего зазорного ни для девчонок, ни для мальчишек: ее часто используют боксеры, борцы, волейболисты, конькобежцы и пловцы в качестве тренажера, который всегда под рукой. Скакалку можно купить в любом магазине, положить в карман и заниматься практически везде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности обучения прыжкам через скакалку | 20.5 КБ |
Прыжки через скакалку | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности выполнения прыжков на скакалке
К прыжкам через скакалку дети начинают проявлять интерес с четырехлетнего возраста. На пятом году жизни они уже осваивают одиночные перепрыгивания через скакалку, вращающуюся вперед. Характерным для детей этого возраста является слишком высокое поднимание согнутых в коленях ног при перепрыгивании, большое количество лишних движений руками и корпусом.
В пятилетнем возрасте у детей совершенствуется умение выполнять одиночные прыжки через скакалку, и появляется серия прыжков, которые совершаются без остановки (Д.В. Хухлаева, 1971).
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольника имеет свою специфику в зависимости от пола. Именно в прыжках через скакалку замечается значительная разница между, одновозрастными мальчиками и девочками: девочки могут выполнять уже по 5- 6 прыжков подряд, тогда как мальчикам безостановочные прыжки не удаются. Это объясняется тем, что девочки часто прыгают через скакалку индивидуально или, объединяясь подгруппами; мальчики же почти не используют этот вид движения в самостоятельной деятельности.
Почти у всех мальчиков и у половины девочек 5 лет наблюдается неритмичность подпрыгиваний и вращения скакалки, жесткое приземление, излишний наклон туловища и головы.
В возрасте 6-7 лет при систематическом обучении и девочки, и мальчики овладевают разнообразными прыжками через вращающуюся вперед-назад короткую и длинную скакалки. Они прыгают на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, без промежуточных и с промежуточными подпрыгиваниями. У большинства из них уже отмечается правильное положение корпуса, координированные и экономичные движения рук и ног, мягкое приземление на переднюю часть стопы. Количество прыжков через скакалку без ошибок в среднем составляет у девочек 6 лет 26-30, у мальчиков 10-12. Девочки 7 лет уже могут прыгать около минуты, а некоторые и более минуты без остановки, тогда как мальчики в среднем могут выполнять прыжки в течение 35-40 с (С.О. Филиппова, 2000).
При отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках у мальчиков и девочек 6-7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, а остаются на уровне 4-5-летних детей, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.
Упражнения со скакалкой состоят из динамических маховых движений с чередующимися напряжениями и расслаблениями различных мышечных групп.
Разнообразные комбинации движений ног и туловища усложняются прыжками через вращающуюся скакалку. Прыжки со скакалкой состоят из подготовки, толчка, полета и приземления. Подготовка к прыжку. Перед толчком необходимо слегка согнуть ноги. В этом положении мышцы передней поверхности бедра и задней поверхности голени растянуты, благодаря чему в момент отталкивания создаются наиболее выгодные условия для последующего сокращения всех разгибателей и выполнения толчка.
Движение руками со скакалкой начинается уже в момент подготовки к толчку. Скакалке придается вращение; при запоздалом начале движения перепрыгнуть через скакалку невозможно. Особенно важно это учитывать при прыжках с двойным вращением скакалки.
Толчок
Толчок в основном выполняется так же, как в легкоатлетических и гимнастических прыжках. Но в отдельных деталях имеются некоторые различия. В частности, в прыжках со скакалкой нужно овладевать умением отталкиваться с различной силой в зависимости от формы прыжков, а, следовательно, изменять характер мышечного напряжения.
При выполнении простых прыжков через скакалку толчок должен быть минимальным по силе, достаточным для преодоления вращающейся скакалки. При выполнении прыжка с двойным вращением скакалки нужен более энергичный толчок, чтобы продержаться в полете, пока скакалка пройдет под ногами дважды. Но сила толчка все же не должна быть максимальной, так как двойное вращение скакалки происходит в основном за счет его ускорения.
В отличие от гимнастических и легкоатлетических прыжков, где единичный кратковременный толчок требует быстрого приложения усилий прыгающего, в прыжках со скакалкой толчки повторяются многократно с различной силой, чередуясь в определенной последовательности. Это требует от гимнасток умения правильно распределять свои усилия во времени.
Темп толчков в различных упражнениях и комбинациях может быть различным в зависимости от темпа музыкального произведения. Ритм толчков зависит от скорости вращения скакалки и от чередования различных движений с прыжками разной интенсивности.
Различаются три основные группы упражнений со скакалкой:
- прыжки толчком двумя ногами;
- прыжки толчком одной ногой;
- прыжки толчком двумя ногами, чередуемые с прыжками толчком одной.
Толчки могут быть равномерно чередующимися, одинаковыми по силе (после каждого толчка производится прыжок через скакалку) или также равномерно чередующимися, но различными по силе (один толчок сильнее, когда производится прыжок через скакалку, другой -- слабее, когда скакалка в полете, так называемый промежуточный прыжок).
Первые толчки по координации легче, так как движения ногами удобнее согласовать с вращениями скакалки, но они интенсивнее по степени мышечного напряжения. Упражнения с промежуточными прыжками по координации труднее, чем с равномерно чередующимися толчками одинаковой силы, так как скорость движения ног и вращения скакалки различна; но по интенсивности нагрузки и по степени мышечного напряжения эти упражнения значительно легче, так как при промежуточном прыжке можно отдыхать, расслабляя соответствующие мышцы.
Полет.
В фазе полета в прыжках со скакалкой тело может быть выпрямленным, прогнутым, ноги могут быть согнуты вперед или назад. В зависимости от формы тела в полете степень напряжения различных мышечных групп изменяется. Для простых прыжков характерно напряженное прямое положение тела и ног в полете и достаточно свободное положение рук. Но в прыжках типа перекидного, согнувшись и т. п., когда туловище и ноги в полете находятся в согнутом положении, напряжение мышечных групп различно. В определенные моменты полета можно отдельные группы мышц расслаблять и регулировать мышечное напряжение. Такое умение -- залог продолжительной экономной работы (Т.Т. Варакина, 1973).
Направление полета зависит от предварительного толчка и формы прыжка. В элементарных прыжках обычно полет направлен в вертикальной плоскости, а в сложных -- вперед-кверху, в сторону. В полете, как правило, руки отведены в стороны-книзу. В простых прыжках производятся движения прямыми или слегка согнутыми руками и круговыми движениями кистью. При выполнении сложных прыжков совершаются движения в плечевых суставах, причем слегка согнутыми или прямыми руками; обычно во время полета руки не поднимаются выше плеч.
В начале простых прыжков движению скакалки придается нужное направление (вперед, назад, в сторону), а затем вращение происходит по инерции. В сложных прыжках скакалка движется по различным дугам и направлениям. Так, при подбивном прыжке руки, вращающие скакалку вперед, двигаются вперед-книзу, вниз, назад; при прыжке кольцом двумя -- вперед-книзу, вниз, в стороны-назад, в стороны.
В прыжках со скакалкой в положении ноги врозь (вперед и назад) максимальная амплитуда разведения ног в полете совпадает не с переходом через скакалку, а с махом скакалкой вверху.
Трудность упражнения зависит от скорости вращения скакалки во время полета. При выполнении простых прыжков скорость вращения скакалки соответствует скорости прыжка, т. е. на один прыжок приходится одно вращение скакалки. Труднее во время одного прыжка (полета) сделать два вращения скакалки, а еще труднее -- три вращения.
Самые легкие прыжки с двойным и тройным вращением выполняются толчком двумя, согнув ноги в положение приседа, сложнее прыжки с прямыми ногами, а наиболее сложными являются специфические прыжки художественной гимнастики.
Скорость вращения скакалки зависит от высоты полета, причем зависимость обратная: чем выше полет, тем меньше скорость вращения скакалки, и, наоборот, при небольшом полете скорость вращения скакалки должна быть большей.
Приземление в прыжках со скакалкой характеризуется большой мягкостью и пружинностью. Перепрыгнув через скакалку, гимнастка приземляется на одну или на обе ноги. Вначале пола касается носок, а затем происходит мягкий перекат с носка на пятку, причем колени мягко сгибаются и быстро выпрямляются.
При приземлении моменты расслабления чередуются с моментами напряжения. Короткие моменты расслабления необходимо максимально использовать для отдыха.
От умения мягко, легко, эластично приземляться зависит качество выполнения упражнения в целом.
Проще всего приземляться на обе ноги в полуприсед, сложнее - на одну ногу, так как в данном случае помимо эластичности мышц необходима сила мышц ног для сохранения устойчивости. Наиболее трудны приземления после нескольких прыжков, чередующихся в быстром темпе, так как для умелого их выполнения необходимо обладать, не только способностью быстро сокращать мышцы, но и пружинностью при чередовании толчков с приземлением.
После высоких сложных прыжков, особенно с двойным вращением скакалки, для большей устойчивости целесообразно приземляться в присед.
Прыжки со скакалкой характеризуются рисунком движения скакалки, формой движения всего тела, а также их скоростью, направлением, амплитудой и мышечным напряжением.
Тестирование прыжков через скакалку
Целью тестирования являлось определение у детей старшего дошкольного возраста умения прыгать через короткую скакалку и выявление ошибок. Стоимость качества элементов техники:
0-не выполняются,
1-выполняется частично одна из фаз,
2-выполняется частично более двух фаз,
3-полное выполнение элементов техники.
Элементы фазы
- вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях
- плечо остается почти в неподвижном состоянии
- движение совершают кисти
- небольшое сгибание ног в коленных суставах
- выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание
- полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами
- приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги
- корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение
Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.
Вторая фаза — выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5— 10 см.
Третья фаза — полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребенка.
Четвертая фаза. Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.
Прыжки через длинную скакалку
Подобно прыжкам через короткую скакалку происходят прыжки через длинную скакалку. Разница состоит в том, что в последнем случае вращение скакалки производит не сам прыгающий ребенок, а двое других. Вбегание под вращающуюся скакалку и прыжки через нее представляют движение смешанного типа, в котором различают, вбегание и прыжки — неоднократно повторяющиеся циклы. Вбегание производится с небольшого расстояния — 3—4 м, бег равномерный, без ускорения. Скакалка вращается сверху вниз в сторону ребенка. Вбегание осуществляется вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас после того, как скакалка пройдет вверху мимо лица ребенка. Как только скакалка опускается вниз, касаясь земли, ребенок совершает прыжок. Техника прыжков через длинную скакалку подобна технике прыжков через короткую скакалку.
Прыжки через вращающуюся длинную и короткую скакалки совершаются на двух и одной ноге с промежуточными мягкими с небольшой высотой подскоками или без них. Различают прыжки через вращающуюся вперед и вращающуюся назад скакалки.
Предварительный просмотр:
Помните, какой популярностью в детстве у нас пользовалась скакалка? Прыг-скок, прыг-скок... Скакать несложно, но как весело! В прыжках со скакалкой нет ничего зазорного ни для девчонок, ни для мальчишек: ее часто используют боксеры, борцы, волейболисты, конькобежцы и пловцы в качестве тренажера, который всегда под рукой. Скакалку можно купить в любом магазине, положить в карман и заниматься практически везде.
Что?
Шнурок, иногда веревочный, чаще резиновый с двумя ручками на концах.
Зачем?
В это трудно поверить, но, по данным специалистов, за 15 минут быстрых и интенсивных прыжков со скакалкой сжигается столько же калорий, сколько за один час занятий аэробикой!
Итак, если вы отдаете предпочтение гимнастике со скакалкой, то после нескольких минут занятий у вас:
- улучшается кровообращение;
- повышается общий тонус организма;
- поднимается настроение;
- эффективно прорабатываются мышцы рук, ног и брюшного пресса, при этом на суставы приходится совсем небольшая нагрузка;
- укрепляются женские «проблемные» зоны (мышцы ягодиц и бедер);
- достигается хороший результат при минимуме затрат;
- вырабатывается красивая осанка;
- совершенствуются чувство равновесия и координация движений.
Как?
Начать можно с несложного комплекса упражнений со скакалкой, постепенно увеличивая время занятий.
Исходное положение
Встаньте прямо. Смотрите прямо перед собой. Руки чуть согните в локтях, кисти разведите в стороны на расстояние 15-20 см от бедер. Начинайте вращать скакалку.
Вращения скакалкой
Это упражнение хорошо делать в начале комплекса в качестве разминки или в перерыве между другими — так вы сможете заниматься без остановки хоть полчаса подряд, к тому же оно не позволит остыть вашим мышцам.
Возьмите обе ручки в правую руку и начните вращать скакалкой сначала с правого бока, после чего попробуйте описывать ею «восьмерки», вращая скакалкой то слева, то справа.
Переложите ручки в левую руку и продолжите упражнение. Затем возьмите скакалку обеими руками и повторите все вращения еще раз.
Делайте небольшие вращательные движения запястьями. Руки и кисти при этом должны остаться практически неподвижными. Слишком широкие движения руками — это самая распространенная ошибка, которую совершают новички. Старайтесь держать руки как можно ближе к корпусу.
Чтобы перейти к прыжкам, просто разведите руки в стороны — и начинайте прыгать.
Прыжки с приземлением на две ноги
- Простые (одиночные): ноги сведите вместе, от пола отталкивайтесь носками. Одно подпрыгивание — один оборот скакалки.
- Двойные: два подскока должны приходиться на один оборот скакалки. Эти прыжки более медленные, поэтому переходите на них, когда чувствуете, что силы на исходе и пришла пора восстановить дыхание.
- В стороны: попробуйте поочередно прыгать то вправо, то влево.
- Вперед — назад: поочередно перемещайтесь то взад, то вперед.
- Ноги врозь — ноги вместе: приземляясь во время прыжка, расставьте ноги на ширину плеч. При следующем приземлении снова соедините ноги.
- Мягко приземляйтесь на подушечки стоп. Пятки ни в коем случае не должны касаться пола.
Прыжки со сменой ног
- С ноги на ногу: поочередно делайте подскоки на правой и на левой ноге, как будто бежите на месте. Кстати, только такая техника позволяет двигаться с большой скоростью — более 150 подскоков в минуту.
- С подниманием колена: упражнение аналогично прыжкам с ноги на ногу, однако здесь необходимо поднимать колено до уровня пояса. Это отличное упражнение для мышц брюшного пресса. Еще один вариант — то же, но со скрещенными руками. Это поможет укрепить мышцы бедер.
- Скольжение: делайте маленькие шажки, перенося вес тела с ноги на ногу.
Подпрыгивайте невысоко, максимум на пару сантиметров. Этого достаточно, чтобы не мешать вращению скакалки. Последняя должна слегка задевать об пол — чтобы не замедлялся ритм.
Упражнение на все группы мышц
Одновременно выполняйте вращения скакалкой (упражнение описано выше) и полуприседания.
- прыжки на правой, затем на левой, затем на двух ногах,
- руки сделать скрёстно.
- два прыжка – два вращения сбоку скакалкой.
- прыжки вдвоём через одну скакалку лицом к друг другу и т.д.
- вВращать скакалку справа, слева двумя руками, одной рукой – кистью и т.д.
Даже совсем еще крохи, которые и прыгать-то толком не умеют, с удовольствием играют со скакалкой, старательно пытаясь подражать старшим. Для овладения прыжками важно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка: вставшему на нее обеими ногами ручки скакалки должны доходить до подмышек. Скакалка не должна быть слишком легкой. Детей, которые раньше никогда не играли со скакалкой, можно заинтересовать предварительным прочтением стихотворения Агнии Барто «Веревочка».
Отправляемся скакать все вместе!
Примерные игры с участием детворы
«Соревнования по прыжкам»
Мама пусть покажет, что можно прыгать не только на двух ногах, а и на одной, или чередовать две ноги и одну, продемонстрирует чудеса ловкости, успев во время одного прыжка прокрутить скакалку дважды.
Вспомните вместе с малышами, как крутила прыгалки шустрая Лидочка из стихотворения Агнии Барто:
-Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе...
А кто может также?
А теперь проверим, у кого получится дольше прыгать без ошибок!
«Веселая эстафета»
Если у вас в наличии две скакалки и много детворы, устройте эстафету, передвигаясь на дистанции прыжками. (Малышам достаточно будет просто крутить скакалку и переступать через нее).
«Большая прыгалка»
А еще интересно, если мамы будут вращать скакалку, а детишки прыгать через нее. Только для этого нужна длинная прыгалка. Перепрыгивать можно по очереди или вместе, держась за две руки или одну, лицом или спиной друг к другу. А можно привязать один конец скакалки к дереву. Тогда и мамы смогут принять участие в веселых стартах!
«Лошадка»
Скакалку надо накинуть на грудь ребенка, а ее свободные концы пропустить через подмышки, получатся «вожжи». Возница держится за «повод,» и они с лошадкой весело скачут по дорожке, при этом конь от души кричит «иго-го-го»!
Сначала мама за кучера, потом — малыш.
«Паровозик»
Мама впереди, будет локомотивом, а детишки-вагончики — сзади, ухватившись за длинную скакалку. Не забывайте озвучивать громко процесс и весело кричать на всю улицу «пых-пых-пых»!
«Змейка»
Мама тащит скакалку за собой, а стайка малышей пытается наступить на нее ногой.