Учителям астрономии

Фуфаева Ольга Васильевна

Пресдставляю разработки уроков по астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zatmeniya_solntsa_i_luny.rar1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Название методической разработки: технологическая карта урока  «Затмения Солнца и Луны»

Автор разработки: Фуфаева Ольга Васильевна

Цель урока: формирование понятий о космических и небесных явлениях, связанных с обращением Луны вокруг Земли.

Задачи:

- расширить и углубить знания обучающихся о солнечных и лунных затмениях;

-способствовать развитию интереса к изучению астрономии;

-формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи, обнаруживать закономерности  в протекании явлений и качественно объяснять явления природы;

-использовать приобретенные знания в практической деятельности,

- понимание ценности науки для удовлетворения бытовых и культурных потребностей человека.

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

10

Затмения Солнца и Луны

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия. Базовый уровень

11

Б.А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-формулировать понятия и определения «Солнечное» и «лунное» затмение

- объяснять причины затмений.

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, формировать адекватную самооценку;

- оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным.

Познавательные УУД:

- овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

- формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- совершенствовать навыки работы с текстом,;

- использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;

- формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

Организация самостоятельной познавательной деятельности

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками

- Проявлять интерес к изучению темы, желание решать проблему, используя приобретенные знания;

- осознание собственных достижений при усвоении учебной темы;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Мультимедиапроектор, компьютер

Презентация, ресурсы сети Интернет

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Оргмомент

Организация и настрой обучающихся на урок

Приветствуют  учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

1 мин

Опрос домашнего задания

Повторение темы «Движение и фазы Луны»

Название фазы

Вид Луны

Угол фазы

Время видимости

Рисунок

Не видна

2700

Вечером

Полный круг

Всю ночь

Учитель выдает обучающимся карточку с таблицей.

Обучающиеся заполняют карточку «Фазы Луны»

5 мин

Целеполагание

Формирование умений определять тему урока, ставить цель и задачи урока

https://www.youtube.com/watch?v=4kEh1W8hNOA&list=RDp9S4wgO-uNY&index=6

Включает видео «Затмение»

Определяют тему урока.

Совместно с учителем ставят цель и задачи урока.

5 мин

Формирование новых ЗУН

Расширить кругозор обучающихся;

Создать условия для отработки навыков работы с учебником;

Создать условия для отработки навыков работы в группе

Учебник, стр. 39

Организует деятельность обучающихся

Составляют схемы, пользуясь учебником.

20 мин.

Учебник, ресурсы сети Интернет

Лампа, шарики, экран

Демонстрирует на слайде виды затмений

Заслушивает ответы групп,

Демонстрирует модель солнечного и лунного затмений

Зачитывают схемы.

Работа в группах

1 группа – солнечное затмение

2 группа – лунное затмение

Отчет групп по плану:

  1. Графическое изображение процесса затмения
  2.  Астрономические условия наступления
  3. Максимальная продолжительность
  4. Вид затмения

3 группа – солнечное затмение

4 группа – лунное затмение

Отчет групп по плану:

  1. Средняя частота наступления в течение года
  2. Частота наблюдения на определенной территории
  3. Сарос и его причины
  4. Использование явления в научных целях

Обучающиеся зарисовывают солнечное затмение, показывая солнечную корону.

Закрепление

Выяснить уровень усвоения учебного материала

Учитель сообщает задание и критерии оценивания.

«5»- 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

Учитель задает вопросы теста:

1. Назовите основные причины лунных и солнечных затмений.

  1. Вращение Земли вокруг своей оси.
  2. Движение Земли вокруг Солнца.
  3. Движение Луны вокруг Земли.
  4. Наличие спутника Земли - Луны
  5. Практическое равенство видимых с Земли размеров дисков Солнца и Луны
  6. Прецессия земной оси

2. Наступление солнечных затмений на других планетах

  1. невозможно;
  2. зависит от размеров спутников, расстояния от спутника до планеты
  3. происходит также как и на Земле, но с другой частотой.

3.  В какой фазе должна находиться Луна, чтобы произошло лунное затмение?

  1. новолуние
  2. первая четверть
  3. полнолуние
  4. третья четверть

4. Полное солнечное затмение в принципе можно наблюдать...

  1. со всего дневного полушария
  2. в небольшой области Земли, на которую падает пятно лунной тени.
  3. в узкой полосе около экватора.
  4. в полосе шириной около 200 км, положение которой на земной поверхности изменяется.

5. На рисунке 1 дана схема солнечного затмения. Какую картину увидит наблюдатель, находящийся в т. А (рис.2)?

6-1

Рис.1.

Рис.2.6-3

Выбирают правильный ответ.

Выставляют себе оценки.

7  мин

Рефлексия

Оценка удовлетворенности собственной работой на занятии и полученными знаниями.

Картинки по запросу солнце рисунок Картинки по запросу луна

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока, определяют достигнуты ли цель и задачи.

Учитель предлагает обучающимся оценить свою деятельность на уроке.

Обучающиеся берут «Солнышко» (если все поставленные задачи он выполнил и достиг цели) или «Луну» (если получилось не всё)

4 мин.

Сообщение домашнего задания

Учитель сообщает домашнее задание.

  1. Параграф 8.
  2. По желанию подготовить сообщения о затмениях, произошедших в 2017 году.

Обучающиеся записывают Д/3

2  мин.