Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 10 | Затмения Солнца и Луны |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия. Базовый уровень | 11 | Б.А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-формулировать понятия и определения «Солнечное» и «лунное» затмение - объяснять причины затмений. | Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, формировать адекватную самооценку; - оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным. Познавательные УУД: - овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний; - формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; - формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - совершенствовать навыки работы с текстом,; - использовать приобретенные знания в практической деятельности. Коммуникативные УУД: - формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; - формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению при работе в группе. | Организация самостоятельной познавательной деятельности развитие компетенций сотрудничества со сверстниками - Проявлять интерес к изучению темы, желание решать проблему, используя приобретенные знания; - осознание собственных достижений при усвоении учебной темы; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Мультимедиапроектор, компьютер | Презентация, ресурсы сети Интернет |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Оргмомент |
|
| Организация и настрой обучающихся на урок | Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока. | 1 мин |
Опрос домашнего задания | Повторение темы «Движение и фазы Луны» |
Название фазы | Вид Луны | Угол фазы | Время видимости | Рисунок |
| Не видна |
|
|
|
|
| 2700 |
|
|
|
|
| Вечером |
|
| Полный круг |
| Всю ночь |
|
| Учитель выдает обучающимся карточку с таблицей.
| Обучающиеся заполняют карточку «Фазы Луны»
| 5 мин |
Целеполагание | Формирование умений определять тему урока, ставить цель и задачи урока | https://www.youtube.com/watch?v=4kEh1W8hNOA&list=RDp9S4wgO-uNY&index=6 | Включает видео «Затмение»
| Определяют тему урока. Совместно с учителем ставят цель и задачи урока. | 5 мин |
Формирование новых ЗУН | Расширить кругозор обучающихся; Создать условия для отработки навыков работы с учебником; Создать условия для отработки навыков работы в группе | Учебник, стр. 39 | Организует деятельность обучающихся | Составляют схемы, пользуясь учебником.
| 20 мин. |
|
|
Учебник, ресурсы сети Интернет
Лампа, шарики, экран
|
Демонстрирует на слайде виды затмений
Заслушивает ответы групп,
Демонстрирует модель солнечного и лунного затмений
|
Зачитывают схемы.
Работа в группах 1 группа – солнечное затмение 2 группа – лунное затмение
Отчет групп по плану: - Графическое изображение процесса затмения
- Астрономические условия наступления
- Максимальная продолжительность
- Вид затмения
3 группа – солнечное затмение 4 группа – лунное затмение Отчет групп по плану:
- Средняя частота наступления в течение года
- Частота наблюдения на определенной территории
- Сарос и его причины
- Использование явления в научных целях
Обучающиеся зарисовывают солнечное затмение, показывая солнечную корону. |
|
Закрепление | Выяснить уровень усвоения учебного материала |
| Учитель сообщает задание и критерии оценивания. «5»- 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки Учитель задает вопросы теста: 1. Назовите основные причины лунных и солнечных затмений. - Вращение Земли вокруг своей оси.
- Движение Земли вокруг Солнца.
- Движение Луны вокруг Земли.
- Наличие спутника Земли - Луны
- Практическое равенство видимых с Земли размеров дисков Солнца и Луны
- Прецессия земной оси
2. Наступление солнечных затмений на других планетах - невозможно;
- зависит от размеров спутников, расстояния от спутника до планеты
- происходит также как и на Земле, но с другой частотой.
3. В какой фазе должна находиться Луна, чтобы произошло лунное затмение? - новолуние
- первая четверть
- полнолуние
- третья четверть
4. Полное солнечное затмение в принципе можно наблюдать... - со всего дневного полушария
- в небольшой области Земли, на которую падает пятно лунной тени.
- в узкой полосе около экватора.
- в полосе шириной около 200 км, положение которой на земной поверхности изменяется.
5. На рисунке 1 дана схема солнечного затмения. Какую картину увидит наблюдатель, находящийся в т. А (рис.2)?
Рис.1. Рис.2. | Выбирают правильный ответ.
Выставляют себе оценки. | 7 мин |
Рефлексия | Оценка удовлетворенности собственной работой на занятии и полученными знаниями. | | Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока, определяют достигнуты ли цель и задачи.
Учитель предлагает обучающимся оценить свою деятельность на уроке. |
Обучающиеся берут «Солнышко» (если все поставленные задачи он выполнил и достиг цели) или «Луну» (если получилось не всё) | 4 мин. |
Сообщение домашнего задания |
|
| Учитель сообщает домашнее задание. - Параграф 8.
- По желанию подготовить сообщения о затмениях, произошедших в 2017 году.
| Обучающиеся записывают Д/3 | 2 мин. |