Комплексная модель учительского роста | Наименование ОО |
Цель | Создание условий для профессионального роста учителя, для его карьерного роста, для изменения в лучшую сторону его социального статуса. |
Задачи: | - ИЗМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОРГО СТАТУСА
1.1.Внести изменения в локальную нормативную базу и дополнить её в связи с новыми условиями функционирования ОО при НР 1.2.Систематизировать повышение квалификации и процедуру аттестации педагогов ОО 1.3.Разработать мониторинг профессиональных компетенций учителя. 1.4.Создать модель организационно-кадрового обеспечения 2. ПОВЫШЕНИЕ КАРЬЕРНОГО РОСТА 2.1. Дифференцировать трудовую деятельность. 2.2. Внедрить новый стандарт педагога (введение новых должностей; определение новой системы финансирования; заключение фиктивных контрактов; внесение изменений в систему стимулирования и др.) 3. УКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА 3.1. Укрепить и повысить взаимодействие с участниками образовательных отношений и вывести статус учителя на более престижный уровень за счёт родительской общественности или какой другой, которая заинтересована в образовательных результатах. |
Специфика образовательной организации | МОБУ Красноярская СОШ реализует Федеральные государственные образовательные стандарты и имеет низкие результаты обучения, а именно: - сложный контингент обучающихся (ежегодное уменьшение доли талантливых и одаренных обучающихся и увеличение доли обучающихся, имеющих ОВЗ); - отдаленность от центра; - в сельской местности ограничен доступ к Интернет-ресурсам, что препятствует организации полноценного дистанционного обучения; - низкий уровень образования и педагогической культуры родительской общественности; - отсутствие финансирования дополнительного образования ограничивает возможности по привлечению специалистов; - ежегодное старение педагогического коллектива; - дефицит высоко профессиональных педагогических кадров. |
Категории участников мероприятий по укреплению кадрового потенциала | администрация образовательной организации; руководители школьных методических служб (объединений, кафедр); педагоги (в том числе учителя начального общего образования, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продлённого дня, библиотекарь); администрация и педагоги организаций-участников сетевого взаимодействия (вузов, институтов и академий переподготовки и повышения квалификации работников образования, центров дополнительного образования детей); специалисты местных органов управления образованием |
Функции участников мероприятий по укреплению кадрового потенциала |
Администрация образовательной организации | общее руководство разработкой и реализацией программы; обеспечение реализацией программы; организация, координация, контроль. определение приоритетных направлений работы; корректировка составляющих элементов программы; анализ и обобщение результатов реализации программы; регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы; организация и проведение семинаров; внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом; осуществление взаимосвязи с структурами, участвующими в реализации программы. |
Руководители школьных методических служб (объединений, кафедр), тьюторы | - подготовка методических рекомендаций для работы по программе; - определение критериев эффективности реализации программы; – подготовка методических предложений по интеграции педагогических технологий для обсуждения; - подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний. – организация регулярных встреч для обмена опытом и совместной работы; - диагностирование затруднений учителей и планирование работы по их устранению и недопущению; - организация системы работы с молодыми специалистами. |
Педагоги (учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продлённого дня, библиотекарь и другие) | обобщение и систематизация материалов и результатов собственной педагогической деятельности через анализ и самоанализ; повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы. выбор наиболее подходящего для себя путь повышения квалификации на основе самообразования; научиться видеть те педагогические проблемы, которые решаются более эффективно с помощью использования инновационных технологий обучения; - анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики. |
Педагоги-психологи | - психологическая диагностика проблемы низких результатов обучения; разработка плана мероприятий, рекомендаций для педагогического коллектива по преодолению проблемы низких результатов обучения; психологическое сопровождение детей с особенностями развития;
- разработка и реализация программ для адаптации детей с отклоняющимся поведением.
- психологическое сопровождение обучающихся 9 и 11 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации;
- разработка планов улучшения достижений обучающихся с низкой мотивацией на учебный год с последующими отчетами;
- педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в сложных социальных условиях;
- регулярный анализ и обсуждение педагогами результатов и проблем преподавания (методические объединения, педсоветы).
|
Классные руководители | - анализ и оценка индивидуальности учащегося, состояния и условий семейного воспитания, становления и формирования классного коллектива, подростковых групп, объединений, обеспечивающих социализацию каждого ребенка;
- прогнозирование уровней индивидуального развития ребенка; построение модели воспитательной подсистемы;
- выстраивание иерархии ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учащихся;
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогами, работающими в классе;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей.
- регулирование межличностных отношений между детьми, взаимоотношений с педагогами, с окружающими людьми.
|
Педагоги дополнительного образования | - обучение ребенка, обогащение и расширение культурного слоя ОУ;
- создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
- создание единого образовательного пространства школы;
- освоение ребенком социального опыта;
- самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
|
Администрация и профессорско-преподавательский состав организаций-участников сетевого взаимодействия (вузов, институтов и академий переподготовки и повышения квалификации работников образования, центров дополнительного образования детей, средств массовой информации и других информационных структур, в том числе библиотеки; и другие)
| взаимодействие (вузов, институтов и академий переподготовки и повышения квалификации работников образования, центров дополнительного образования детей, средств массовой информации и других информационных структур, в том числе библиотеки; и другие) - экспертиза программных документов школы; - научно-методического сопровождения развития учителя . - обеспечение информационной открытости деятельности школы; - педагогическое сопровождение (курсовая подготовка); - привлечение преподавателей высшей школы для проведения занятий; - разработка методических материалов, рекомендаций для педагогов; - совершенствование управленческой компетенции администрации. - создание гибкой системы повышения профессионального мастерства педагогических работников в процессе педагогической деятельности. |
Ожидаемые результаты и риски внедрения модели учительского роста | Ожидаемые результаты. - создание правовых, организационных и финансовых условий;
- создание системы непрерывного повышения квалификации работников через развитие творческих способностей личности педагога
- развитие банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации;
- оказание практической помощи педагогическим работникам в подборе актуального содержания образования и методов его реализации и овладении ими;
- создание творческой атмосферы в школе, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств;
- приведение квалификации кадрового потенциала педагогов к современному уровню требований (конкурентоспособность);
- создание экспериментальных лабораторий, авторских мастерских, а также других инновационных форм объединений педагогов по отдельным направлениям учебно-воспитательной и научно-методической работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации;
Риски: - неподготовленность педагогов к наблюдению за своей профессиональной деятельностью;
- процессы развития педагогической практики не воспринимаются педагогами как следствие инновационной деятельности;
- педагоги не осознают, что именно необходимо фиксировать как результат опытно-поисковой деятельности и представлять в системе профессионального общения.
- недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в режиме реализации современных образовательных программ;
- отсутствие системности подготовки педагогических кадров к аттестации;
- низкая потребность учителя в повышении своего профессионального мастерства;
- отсутствие у учителей стремления к самообразовательной деятельности;
- недостаточность бюджетного финансирования;
- -отсутствие или нехватка внебюджетных, спонсорских инвестиций
|
Условия реализации модели учительского роста |
Нормативно-правовые условия реализации модели учительского роста |
Документальное обеспечение модели учительского роста в образовательной организации |
Примерная локальная нормативная база внедрения модели учительского роста в образовательной организации | Положение о педагогическом совете. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников Положение об Экспертном Совете Школы. Положение об индивидуальной траектории развития учителя. Положение о работе творческих и проблемных групп. Положение о работе коллектива в командах. Положение о работе с молодыми педагогами. Положение о рейтинге учителей по результатам работы по основным направлениям модернизации образовании. Разработать инструментарий для определения качества труда учителя и качества образования. Положение о конкурсе « Портфолио Учителя». Положение о проведении ярмарки - выставки педагогических идей в образовательной организации. Положение о методической службе в образовательной организации. Положение о конкурсе « Учитель- года», « Классный – классный». Положение о премировании сотрудников школы по результатам и качеству труда. Положение о «стажерской» площадке. Рабочие программы «стажерских» площадок. Положение о Публикациях на страницах профессиональных Интернет-сообществ. Положение о Медиатеке. Договор о сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями округа. Положение о социально- психологической службе. Положение о службе информационного обеспечения. |
Программа (стратегия, план) внедрение модели учительского роста в образовательной организации | Этап осмысления и принятия типовой модели руководством и педагогическим коллективом образовательной организации | Внедрение КМУР в ОО за счёт взаимодействия с коллективом и родительской общественностью через педагогические советы, административные совещания, работы методических объединений и управленческих советов школы. -Нацеливание коллектива на повышение качества образования. -Прогнозирование результата за счёт выбранной модели организационно - кадрового обеспечения. |
Этап адаптации типовой модели к условиям (внешним и внутренним) образовательной организации | - Анализ внешних и внутренних условий ОО (наполняемость ОО и её специфика, демография и статистика обучающихся ОО, компетенции директора и учителей др.) -Нацеливание на успешность реализации КМУР |
Этап разработки дорожной карты внедрения адаптированной модели и создания рабочей группы руководящих и педагогических работников по внедрению адаптированной модели |
№ | Мероприятия | Результат | Отчётная документация | Ответственный | 1 | Создание совета и рабочей группы | Создание совета и рабочей группы для управления программой учительского роста педагогических работников школ с низкими результатами обучения | Положение о создании рабочей группы | Руководитель ОО | 2 | Анализ нормативного правового обеспечения образовательной организации, регламентирующего формирование модели учительского роста с целью повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения | Анализ нормативного правового обеспечения, с целью повышения качества образования в ОО. Внесение изменений в локальные акты ОО. | Аналитическая записка | Руководитель ОО | 3 | Разработка анкет - для изучения запросов родителей по использованию часов инвариативной части учебного плана. - для выявления затруднений педагогов, сопротивления педагогов по внедрению модели учительского роста | Анализ анкетирования родителей. | Анкеты, результаты опроса родителей | Рабочая группа | 4 | Педсовет «Анализ работы школы по введению модели учительского роста в образовательной организации» | Педсовет | Протокол | Руководитель ОО, зам.директора по УВР, ВР | 5 | Анализ имеющихся педагогических кадров, с целью определения низких результатов обучения | Посещение уроков | Справка | Заместитель директора по УВР, руководители МО | 6 | Мониторинг по внедрению модели учительского роста (методическое обеспечение, внеурочная занятость, результативность обучения) | Мониторинг учительского роста, с целью выявления повышения качества образования в ОО | Справки | Руководитель ОО, рабочая группа |
|
Этап первичной реализации адаптированной модели, мониторинга достигаемых результатов и коррекции адаптированной модели | 1. Мониторинг образовательной деятельности школы по итогам года. 2. Анализ профессиональных компетенций педагога. 3. Анкетирование участников образовательного процесса.
|
Программа (план) внутреннего контроля внедрения модели учительского роста в образовательной организации | Показатель: Уровень профессиональной компетентности учителя Цели: - Преемственность в обучении обучающихся на всех ступенях обучения - Методическое сопровождение молодых специалистов - Использование инновационных технологий для моделирования современного урока - Работа с неуспевающими, способными обучающими, с детьми с ОВЗ и с детьми семей мигрантов - Полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса - Подготовка к итоговой аттестации Показатель: Качество научно-методической деятельности ОО Цели: - Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников - Реализация методического сопровождения образовательного процесса - Качество управления профессиональным ростом педагогов школы - Качество реализации КМУР - Качество деятельности социально-психологической службы Показатель: Эффективность моделей взаимодействия с ОО, реализующими программы дополнительного образования детей Цель: - Обеспечение соответствующих условий для организации внеурочной деятельности Показатель: Наличие материально-технических условий Цель: - Достаточность и качество оснащения образовательной среды школы Показатель: Удовлетворённость педагогов системой стимулирования Цель: - Ежемесячное стимулирование педагогов за высокие качественные результаты работы |
Финансово-экономическая обеспеченность модели учительского роста в образовательной организации |
Модель финансирования внедрения модели учительского роста в образовательной организации | Источниками финансирования образования являются: -муниципальное бюджетное финансирование; -привлечение средств благотворителей к совершенствованию материально-технической базы школы (спонсорство); - внебюджетные источники за счет развитие и расширение системы платных услуг, в том числе взрослому населению (консультационная помощь учителя информатики, оказание услуг за счет кабинета технологии) . |
Программа (стратегия, план) финансирования внедрения модели учительского роста в образовательной организации | 1. Этап осмысления и принятия: - мониторинг финансовых возможностей внедрения модели учительского роста, заключение контрактов, договоров социального партнерства; - изучение спроса на оказание платных образовательных услуг для законных представителей обучающихся; - создание реестра, разработка документации по оказанию платных услуг, в том числе взрослому населению; - изучение коммерческих и бюджетных предложений для реализации модели профессионального роста. 2. Этап адаптации: - разработка схемы бизнес-процессов реализации системы учительского роста - расчет потребностей в расходах образовательной организации - разработка финансовых механизмов реализации системы учительского роста - коррекция схемы бизнес-процессов на основе источников финансирования. 3. Этап реализации: - разработка тарификации с учетом модели профессионального роста; - финансирование курсов повышения квалификации и переподготовки; - распределение стимулирующего фонда с учетом профессиональных достижений; - расширение сферы социального партнерства; - расширение перечня платный услуг, в том числе для взрослого населения; - лицензирование и аккредитация новых услуг, предоставляемых образовательной организацией. |
План контроля за реализацией Программы финансирования внедрения модели учительского роста в образовательной организации | мониторинг целевого финансирования повышения квалификации и переподготовки педагогического состава; - мониторинг освоения финансирования повышения квалификации и переподготовки; - мониторинг закупок материально-технического оборудования; - мониторинг обновления учебно-методического материала; - мониторинг обновления информационно-технического оборудования; - мониторинг расходования стимулирующего фонда; - мониторинг роста профессионального мастерства. |
Материально-техническая обеспеченность модели учительского роста в образовательной организации |
Модель материально-технического обеспечения внедрения модели учительского роста в образовательной организации | Материально-техническая обеспеченность КМУР предполагают: 1) Изменение качества условий педагогов. 2)обеспечение физической и психологической безопасности, без рисков для здоровья. 3)определение путей финансирования материально-технического обеспечения КМУР через: Бюджетные средства. Спонсорские средства. Социальное партнёрство. Средства, полученные от предоставления ОО платных дополнительных образовательных услуг. 4)создание информационно-образовательной среды для планирования образовательного процесса каждым учителем, обеспечение необходимыми ИКТ-инструменты деятельности. 5)обеспечение инновационного процесса современными технологиями и техническими средствами; 6)сохранение и развитие материально-технической базы учреждения; 7)ресурсная поддержка образовательных проектов педагогов; 8)автоматизация рабочих мест педагогов. 9)оснащение образовательного учреждения защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций. |
Программа (стратегия, план) материально-технического обеспечения внедрения модели учительского роста в образовательной организации | 1) )Разработка, согласование и утверждение расходов на укреплению материально-технической базы ОУ. 2)Пополнение фонда школьной библиотеки (увеличение книжного фонда, пополнение медиатеки). 3)Определение перечня учебников, учебных и методических пособий для педагогов, работающих по разным основным образовательным программам в соответствии с контингентом учащихся. 4)Улучшение оснащенности учебных кабинетов. 5)Обеспечение технических ресурсов для повышения доступности дистанционного образования, повышения квалификации и переподготовки учителей. 6)Максимально-полезное использование освобождающихся площадей школы для расширения образовательного пространства учреждения. 7)Оптимизация номенклатуры средств обучения, учебно-лабораторного и научного оборудования. 8)Создание информационной базы об имеющемся в учреждении материально-техническом обеспечении. 9)Стимулирование педагогов, вносящих особый вклад в создание элементов образовательной инфраструктуры. 10)Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов КМУР. 11)Участие педагогов и всего образовательного учреждения в федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы |
План контроля за реализацией Программы материально-технического обеспечения внедрения модели учительского роста в образовательной организации | 1)Эффективность вложения бюджетных, и внебюджетных средств в укрепление материально-технического обеспечения КМУР. 2) Анализ деятельности по изучению материально-технического потенциала школы, выявлению проблем, определение пути их решения; 3)Мониторинг обеспечения современными технологиями и техническими средствами.
|
Организационно-кадровое обеспечение |
Модель организационно-кадрового обеспечения внедрения модели учительского роста в образовательной организации | Цель: 1. создание условий для формирования и развития профессиональной компетенций педагогов, их ценностного отношения к деятельности, личной заинтересованности на достижение высокого профессионального результата 2. обеспечение всех участников трудовой деятельности квалифицированными специалистами; 3. достижение максимального эффекта использования интеллектуально-кадрового потенциала трудовых ресурсов, их сохранение и приумножение. Задачи: - развитие организационной основы для осуществления современной кадровой политики;
- обеспечение условий для профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования педагогов школы;
- прогнозирование будущих потребностей школы в кадрах на основе оценки предполагаемых изменений в организации образовательного процесса;
способствование повышению статуса педагогов через включение их в продуктивную профессиональную деятельность, обобщение и представление их опыта на уровне районных, региональных конференций и конкурсов |
Программа (стратегия, план) развития кадрового потенциала при внедрении модели учительского роста в образовательной организации (описание технологии и структуры проведения мероприятий по укреплению кадрового потенциала школы) | Создание правовых, организационных условий для роста общекультурной компетентности педагога и его профессионального роста | Целенаправленная работа администрации ОО по совершенствованию документальной базы школы – положений, приказов, нормативных локальных актов, позволяющих обеспечить в ОО стабильные, устойчивые условия, благоприятные для проф. роста педагогов - работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней). - инновационная деятельность педагога. - участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, заочных форумах, фестивалях и т.п. - обобщение и распространение собственного педагогического опыта. - аттестация педагогов, повышение квалификации - развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами |
Совершенствование управленческой компетенции администрации образовательной организации | Формирование у администрации ОО навыков менеджмента: знания и понимания сущности происходящих перемен в государстве и обществе, их нормативно-правовое обеспечение, изменения в законодательстве в сфере образования, навыков проектирования стратегии развития ОО, моделирования протекающих в школе процессов, организации межличностного взаимодействия и профессиональной коммуникации в педагогическом коллективе для обеспечения сплоченности, скоординированной деятельности педагогов. – создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов; – обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие: – формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии педагога); – психологическое сопровождение профессионального развития педагогов; – обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении; – усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры. |
Научно-методическое сопровождение педагогов | Обновление структуры и содержания методической службы с учетом основных направлений программы развития школы; внедрения инновационных образовательных технологий; создание гибкой системы повышения проф. мастерства педагогов в процессе педагогических деятельности |
Повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов | Развитие системы стимулирования успешной проф. деятельности педагогов; сохранение и укрепление здоровья педагогических работников развитие системы школьных традиций для педагогов; повышение персональной ответственности каждого учителя за результаты своего труда |
План контроля за реализацией Программы (стратегии, плана) развития кадрового потенциала при внедрении модели учительского роста в образовательной организации | – Участие общественности в контроле над ОО через механизмы их публичной отчетности о собственной деятельности и итоговой аттестации обучаемых. – Введение единой независимой оценки качества образования в форме ГИА выпускников ОО – Оценка педагога выпускниками ОО – Результаты оценки учителя Аттестационной комиссией
|
Научно-методическое сопровождение |
Информационно-методическое сопровождение педагогов | Обеспечивает: -всесторонность и регулярность информации о современных требованиях к деятельности педагога и опыте других ОО, об эффективных подходах, формах и методах организации деятельности обучающихся; -организацию информационного обмена между специалистами. Формы: семинары, консультации специалистов, методические выставки, методические рекомендации, создание информационного банка педагогического опыта работы, обеспечение методическими разработками. |
Консультативно-методическое сопровождение деятельности педагогов | Обеспечивает помощь педагогам: -в составлении авторской программы; -в применении инновационных образовательных технологий; -в проведении комплексного анализа и оценки результатов профессиональной деятельности. Формы: -консультирование по вопросам формирования мотивации к учебной деятельности; -тренинговые группы с учётом профессиональных, квалификационных и личностных особенностей педагогов; -консультирование по вопросам разработки и использования компьютерных программ, создания баз данных, компьютерных сетей и др.; -взаимное обучение специалистов с максимальным использованием активных развивающих методов практического освоения конкретных приёмов; -открытые занятия, взаимопосещения, мастер- классы, профессиональные тренинги, обучающие игры, конкурсы, семинары, вебинары). |
Учебно-методическое сопровождение деятельности педагогов | Обеспечивает: -обогащение методического арсенала; -формирование дополнительных компетенций; -восполнение имеющихся дефицитов предметных и технологических знаний; -развитие опыта решения профессиональных задач. Формы: -консультации с экспертами в организациях, реализующих программы повышения квалификации и переподготовки педагогов с получением документа о повышении квалификации; - применение инновационных технологий: «обучения действием», метода проектов, сетевых технологий, игровых технологий, технологии мастерских, информационных технологий; применение методов активного обучения; профессиональный тренинг, модерирование (раскрытие внутреннего потенциала педагога), консультирование, супервизия (помощь в разработке ситуации и сопровождение в ее решении), коучинг (репетиторство, тренировка) и др. |
Направления обновления содержания общего образования | Обеспечивает: -всесторонность и регулярность информации о современных требованиях к деятельности педагога и опыте других ОО, об эффективных подходах, формах и методах организации деятельности обучающихся; -организацию информационного обмена между специалистами. Формы: семинары, консультации специалистов, методические выставки, методические рекомендации, создание информационного банка педагогического опыта работы, обеспечение методическими разработками. |