Открытые уроки с использованием самостоятельной работы детей
Открытый урок на тему "Причастие и деепричастие как особые формы глагола".
Открытый урок на тему "Повторение изученного в разделе "Лексикология и фразеология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план- конспект урока по русскому языку | 17.19 КБ |
презентация к открытому уроку | 1.14 МБ |
урок русского языка в 5 классе | 50.5 КБ |
кроссворд к уроку | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ Ржаксинской СОШ №2 им. Г. А. Пономарева в д. Волхонщина
План- конспект открытого урока
русского языка в 6 классе по теме
«Причастие и деепричастие как особые формы глагола»
Учитель: Осипова М. Ю.
2013г.
Цель:
-формировать общее представление о причастии и деепричастии.
Задачи:
-учить видеть причастия и деепричастия в тексте, отличать их от других частей речи;
-рассмотреть роль причастий и деепричастий в речи;
-развивать речь обучающихся, пополнять их словарный запас;
-воспитывать в детях любовь и уважение к родному языку.
Оборудование:
«Русский язык 6 класс» С. И. Львова, В. В. Львов, тетради, ручки, экран, таблицы, презентация «Похвала синквейну», тестовые задания по теме «Глагол».
Ход урока.
- Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Мария Юрьевна.
Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворную работу.
(Звучит веселая музыка)
- Повторение пройденного материала по теме «Глагол».
-Что можно делать под эту музыку?
(Танцевать, веселиться, петь…)
-Какие части речи вы назвали?
(Глаголы)
-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе. Мы сейчас проведем тестирование по теме «Глагол». Поможет нам компьютер. Кто желает проверить свои знания по теме «Глагол»?
(Вызывается к доске один желающий)
-Мы внимательно слушаем, вспоминаем пройденное, делаем пометки на черновиках и после окончания теста прокомментируем его.
(Проводится тестирование на компьютере, которое проецируется на экран, подводятся итоги)
-Вы хорошо знаете тему «Глагол» и со следующим заданием справитесь без труда.
Чтобы выполнить задание, которое я сейчас дам, разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с четырьмя словами. Задание: найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.
1 карточка: притворился, бежал, слушал, улыбнувшись;
2 карточка: кричит, хранит, белеет, читающий;
3 карточка: смотрит, чистит, подглядывает, крикнув.
(Дети находят лишние слова: улыбнувшись, читающий, крикнув. Объясняют свой выбор.)
-Итак, мы нашли две необычные части речи. Они похожи на глагол, но это не глаголы. А что?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: причастие и деепричастие как особые формы глагола. Сегодня мы познакомимся с причастиями и деепричастиями, научимся их узнавать и решим, зачем они нам нужны.
IV. Работа над новой темой.
Как вы уже догадались, наши лишние слова из задания «Найди четвертое лишнее» и есть причастия и деепричастия. Возникает вопрос: как узнать, где причастия, а где деепричастия? Вы сейчас сами научитесь их узнавать. Откройте учебник на странице 35. Ваша задача: прочитать теоретический материал на странице 35 и выяснить, на какую часть речи кроме глагола похожи причастия, а на какую деепричастия.
(Самостоятельная работа детей.)
Во время самостоятельной работы детей учитель записывает на доске слова:
причесавшись играющий
читая умывающийся
сверкая бегущий
-Итак, на какую часть речи кроме глагола похоже деепричастие?
(На наречие, отвечает на вопросы наречия.) Учитель вешает на доску таблицу с вопросами наречия.
-На какую часть речи кроме глагола похоже причастие?
( На прилагательное, отвечает на вопросы прилагательного.) Учитель вешает на доску вопросы прилагательного.
-Пропустите строчку вниз и запишите слова, которые вы видите на доске в свои тетради. Определите, задавая вопросы к словам, в каком столбике деепричастия, а в каком причастия. Озаглавьте столбики.
(Дети определяют, доказывают, записывают.)
- Итак, мы узнали, что причастия и деепричастия образовались от глагола и поэтому называются особыми формами глагола. Мы научились узнавать причастия и деепричастия. А вот зачем же нужны причастия и деепричастия? Попробуйте ответить на этот вопрос, прослушав текст.
Писатель Д. И. Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк « Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Достоевского, но одно место в главе «Публика шарманщика» последнему не понравилось. “У меня,— пишет Григорович,— было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. “Не то, не то,— раздраженно заговорил вдруг Достоевский,— совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...” Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая — выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...”
- Итак, ребята, зачем же нам нужны причасти и деепричастия?
(Они делают нашу речь живописнее.)
-Мы выяснили все, что собирались выяснить на сегодняшнем уроке. И чтобы подвести итог урока, мы сейчас придумаем синквейн.
(Проводится словарная работа с использованием презентации «Похвала синквейну» и составляется синквейн на тему «Деепричастие»)
Синквейн
1.Деепричастие
2.Особая, неизменяемая.
3.Обозначает, образуется, совмещает.
4.Делает речь образной, выразительной.
5.Форма.
V. Итоги урока. Д/з.
Рефлексия: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание: придумать синквейн на тему «Причастие».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 5 классе.
Тема урока : «Повторение изученного в разделе «Лексикология и фразеология».
Цели:
- обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения данной темы;
- обогащение словарного запаса учащихся;
-формирование умения использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением;
- пробуждать личностный интерес к предмету; воспитывать творческую личность.
Оборудование:учебник «Русский язык.Практика.5 класс» под ред . В.В.Бабайцевой, словари, карточки, кроссворд.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Учитель: Добрый день, ребята. Посмотрите, какой сегодня чудесный весенний день. Давайте улыбнемся друг другу. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Наш урок посвящен повторению изученного по теме «Лексикология и фразеология».(Запись даты и темы урока).
2.Работа по теме.
1)Постановка цели:
Учитель: ребята, внимательно прочитайте эпиграф сегодняшнего урока. Это стихотворение поэта Козловского.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Кто же главный герой этого стихотворения? ( Слово). О нем и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Сразу скажу, что урок наш будет необыкновенным. Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие к островам и полуостровам удивительного моря Лексика. Что нужно нам взять с собой, чтобы не заблудиться? (Компас.) Компасом будут служить ваши знания. Как и всякая сказка , урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут.
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
2)Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку наш урок сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путем. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете все, что вы знаете о лексике. Итак, что такое лексика?
- Как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология).
Мы знаем, что каждое слово что-то обозначает. Соотнесите слово и его лексическое значение.
Грубый, невоспитанный человек битва
Мастерская по ремонту и изготовлению одежды, обуви дрова
Большой, важный бой, сражение ателье
Куски дерева, которыми топят печь квадрат
Прямоугольник, стороны которого равны невежа
-А чтобы нам не было скучно бороздить волны моря, в каюте можно найти словари. Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка. Здесь мы видим толковые словари, словарь синонимов и антонимов. Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.
3)Ну а теперь начинаем путешествие.
- Прочитайте внимательно этот стихотворный отрывок и ответьте на вопрос : Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? Если затрудняетесь, обратитесь к словарям.
Ветер весело шумит, Вот уж издали видна.
Судно весело бежит Пушки с пристани палят,
Мимо острова буяна… Кораблю пристать велят.
И знакомая страна
Ученики (читают определение из словарей) «Судно» и «корабль» - это слова-синонимы, они используются для большей выразительности.
Учитель. А на что еще обратили внимание? ( корабль – многозначное слово).Какое общее значение имеют слова «судно» и «корабль»? ( транспортное средство для перевозки грузов и людей).
Учитель. Вот мы и встретили первых жителей волшебной страны Синонимов. Что же такое синонимы? (это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию).Чтобы не злить жителей острова , и чтобы они указали нам путь дальше, исполним их просьбу – выполним задания.
Учащиеся получают задание: прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.(записываются в тетради)
1)Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все…. (антракт – краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).
2)В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим …(передышку – непродолжительный перерыв.)
3) После урока непременно
Нужна ребятам …(перемена – перерыв между уроками).
4) На время что-то прекратив,
Мы объявляем …(перерыв)
Учитель. Чем являются эти слова? ( Синонимами). Для чего нужны синонимы? Может , можно обойтись без них? ( Они широко используются в речи, в произведениях худ. Лит-ры для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов, обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной.)
4)Вот мы и миновали царство Синонимов. Пора двигаться дальше. Наш путь лежит на полуостров Омонимов. Но что-то мне кажется, что мы немного сбились с пути.
Ой, ребята, посмотрите, перед нами какая-то записка. Давайте прочитаем ее. «Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас в нашем королевстве. Предлагаем выяснить значения следующих слов: жара- холод.(Жара – горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод – воздух низкой температуры). А теперь назовите наше королевство..? Правильно, мы с вами попали в королевство Антонимов. А что такое антонимы? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.) Немного туго нам придется с этими королями, потому что они все время враждуют. Попытаемся увлечь их разгадыванием кроссворда. Работаем в паре. Ребята, только отгадав кроссворд, мы сможем попасть в гости к антонимам. У вас лежат листочки с кроссвордом.
Заполните его, назвав к предложенным ниже словам антонимы. Если все верно, то кроссворд послужит ключом для входа. Один у доски.
А | ||||||||
Н | ||||||||
Т | ||||||||
О | ||||||||
Н | ||||||||
И | ||||||||
М |
1.Рай. 2.Отчаяние. 3.Свет. 4.Утверждение. 5..Конец. 6.Ложь. 7.Ссора.
5)Учитель. Давайте сделаем переменку, передышку, перерыв.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели , встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь ( прыжки на месте)
Будто мой упругий мяч.
6)Короли довольны нами и дают нам разрешение продолжить путь. И вот мы подплываем к удивительному полуострову – Омонимов. Но пропустить нас могут лишь в том случае, если вы вспомните, а что за загадочные жители живут здесь.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас слышат
Одинаково нас пишут.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись. Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Перед вами карточки, в тетрадь нужно записать только ответ, что обозначает данное слово.
- Растение, оружие (лук); 2) растение, клоун (петрушка); 3)волосы, инструмент (коса); 4) посуда, головной убор (котелок); 5)животные, грибы (лисички).
7) Учитель. Далее наш корабль причаливает к небольшим островкам. В разговоре жителей первого островка можно услышать такие слова, как: кольчуга, гусар, око, десница. Как называется остров?( Остров устаревших слов)
8) А на соседнем острове встречаются слова, услышав которые мы улыбаемся, такие, как: кочет, казюли, бурак. Что же это за остров? ( Остров диалектных слов)
9) Ну а для последнего островка характерны такие слова: аванс, бартер, компьютер и другие. Кто из вас догадался ,как он называется? А что такое неологизмы?
Сейчас мы сыграем в игру «Кто быстрее?» Вам нужно за 1 минуту написать как можно больше неологизмов. Итак, приготовились, начали!
10) Через небольшой перешеек мы попадаем в страну Фразеологию. Что такое фразеология? Фразеологизм? Запишите фразеологизмы и объясните их значения:
Клевать носом (засыпать), вставлять палки в колеса (мешать), бросать слова на ветер (обещать напрасно), бить баклуши (бездельничать), бежать сломя голову (быстро), яблоку негде упасть (много), знать на зубок (хорошо).
3. Подведение итога урока.
Учитель. К сожалению, хорошее всегда когда-нибудь заканчивается. Вот и наше путешествие подходит к концу. И наш корабль спешит обратно. Нам с вами остается лишь еще раз вспомнить, какие же слова изучаются в лексике?
4. Оценивание знаний уч-ся.
5.Пока наш корабль движется к родным берегам , запишите дом. задание.