Обобщение опыта работы по теме "Самостоятельная работа детей как одна из форм системно- деятельностного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения"
Самостоятельная работа как одна из форм организации системно - деятельностного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества. Поэтому главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для достижения нового качества общего образования, новых образовательных результатов. Сегодня под образовательными результатами понимаются изменения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности); инструментальные (освоенные универсальные способы деятельности); когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты:
-личностные,
-метапредметные,
- предметные.
Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные– инструментальных, а предметные – когнитивных.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты выражаются в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий, которые должны превратиться в умения и навыки, упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить достижения совокупности требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ и формирование универсальных учебных действий. И, как правило, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно - деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В наш век – век бурного развития науки и техники – ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.
Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.
Эту проблему, я думаю, можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Главная цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.
Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками.
Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н.Толстой: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Главное на уроке – работа учащихся.И основная моя задача – обеспечить полную нагрузку каждому из них в течение урока, более рационально использовать учебное время.
Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Урок – это один из главных компонентов учебного процесса. Урок предусматривает различные этапы. Одним из главных видов деятельности является организация самостоятельной работы. На разных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они представляют определенную систему.Под системой самостоятельных работ мы понимаем совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
Требования к организации самостоятельной работы детей.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.
Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.
При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании.
Разнообразие видов самостоятельной работы на уроках русского языка.
На своих уроках я стремлюсь совершенствовать свою деятельность, делать ее творческой, увлекательной, вовлекаю в этот процесс детей. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Пытаюсь всячески заинтересовать детей своим предметом, использую дополнительный материал, провожу уроки- КВНы, семинары, лекции, практикумы, уроки-путешествия, презентации, использую приемы составления синквейнов. Дети с удовольствием работают на открытых уроках .
Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, парах, индивидуальную работу. Ребята приучаются творчески решать поставленные перед ними задачи и проблемы, понимать их смысл, отвечать за результаты своей работы. Стараюсь, чтобы на моих уроках присутствовали взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.Стараюсь добиваться на уроках высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимают активное участие в неделях русского языка и литературы, в олимпиадах и конкурсах, пишут стихи, повышают свой кругозор, самостоятельно занимаясь самообразованием по моему предмету. Учащиеся с отличающимися возможностями занимаются дополнительно, чаще по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, сочинения на конкурс, путевые очерки, стихи, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности. Слабые учащиеся остаются на дополнительные занятия после уроков.
Я стремлюсь использовать различные формы и виды организации самостоятельной работы. Работа с учебником, самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера ( например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания), упражнения творческого характера (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, опорных конспектов и др.), диктанты (обычный диктант, диктант с грамматическим заданием, распределительный диктант, выборочный диктант, зрительный диктант, графический диктант и др.), различные виды сочинений, изложения, тестовые задания, игровые приемы.
Грамотным в широком смысле слова считается тот человек, который может просто, доходчиво донести свою мысль, последовательно и без ошибок передать ее в устной или письменной форме. Значит, работа по орфографии и пунктуации должна быть органически связана с развитием речи учащихся. Для этого я использую различные виды упражнений: подбор эпитетов, синонимов, антонимов, сравнений, построение предложений, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, различные виды творческих сочинений, редактирование текста.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают обучающихся и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.Полученные в ходе самостоятельной работы знания, познавательный опыт приносят им удовлетворение.
На своих уроках я стараюсь создавать среду, способствующую формированию у детей мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Учу следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, находить контакт людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы.
Главное для меня – это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда обучающиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить, они состоятся как личности.
Самостоятельная работа детей используется мной не только как метод обучения, но и как средство воспитания. «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей» (Г.Гегель). В нашей школе создана республика «Юные Россы». В классах действуют органы самоуправления. Я являюсь классным руководителем 5 класса.Дети сами организуют жизнь в своей республике. Будущее Отечества, его экономическое процветание зависит прежде всего от молодежи. Подростки должны знать образ жизни, который оказывает влияние на них самих, способствует формированию их активной жизненной позиции. Они должны усвоить, что демократия – это не застывшая форма, она требует компромиссов, усилий, терпимости. Поэтому в школе необходимо создать такое пространство, где основным принципом была бы инициатива, идущая снизу, то есть от самих учащихся. Одной из форм детского саморазвития являются органы ученического самоуправления, моделью которого является школьная республика. Эта модель даёт возможность познакомить ребят с общечеловеческими ценностями, обучить их моделям поведения в демократическом обществе, создать, наконец, в любой школе такое детское самоуправление, которое научит их думать, выбирать себе лидера, менять его, принимать нужное решение.
Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа дает положительные результаты и является прекрасным средством обучения и воспитания детей в условиях новой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
качество и уровень обученности | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Качество и уровень обученности по русскому языку за последние три года (2012-2013 уч.г. результаты 1триместра, полугодия)
Класс | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | |||
К о | К к | К о | К к | К о | К к | |
5-7 | 100 | 56 | 100 | 67 | 100 | 56 |
8-10 | 100 | 25 | 100 | 25 | 100 | 50 |
Средний балл | 100 | 40,5 | 100 | 46 | 100 | 53 |
На данной диаграмме показана положительная динамика качества знаний по русскому языку на протяжении последних трех лет.
Результаты вводного и промежуточного контроля по русскому языку за 2012- 2013 уч. год.
Класс | Вводный контроль | Промежуточный контроль | ||||
К о | К к | С б | К о | К к | С б | |
5 | 100 | 66 | 4 | 100 | 75 | 4 |
7 | 100 | 62,5 | 3,7 | 100 | 44 | 3,2 |
10 | 100 | 50 | 3,5 | 100 | 50 | 3,7 |
Результаты единого государственного экзамена по русскому языку от 30.05.2011 г. (за последние три года выпускных 11 классов больше не было)
Минимальное количество баллов | Количество обучающихся | Тестовый балл |
36 | 7 ч. | 52- 1ч 64- 1ч 53- 1ч 56- 1ч 87- 1ч 66- 1ч 79- 1ч |
Результаты выпускников 9 класса по русскому языку на государственной ( итоговой) аттестации в новой форме от 9.06.2012 г. ( за последние три года выпускных 9 классов больше не было)
Количество обучающихся | Тестовый балл | Оценка | % качества знаний |
6 | 75- 2 ч 87- 1 ч 63- 1 ч 45- 1 ч 59- 1 ч | 5- 1 ч 4- 4 ч 3- 1 ч | 83 % |