ФГОС ООО
Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио как способ оценки достижений обучающихся по программам основного общего образования. | 17.51 КБ |
Презентация портфолио | 610.75 КБ |
шаблон портфолио | 29.71 КБ |
polozhenie_o_portfolio_5-9_klass_moku_sosh_no_2_g._luzy.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Л.В.,
учитель химии
МОКУ СОШ №2 г. Лузы
Портфолио как способ оценки достижений обучающихся
по программам основного общего образования.
Сегодня в российской образовательной практике растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена не позволяет оценить индивидуальные возможности и склонности учащихся, необходимые им для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы.
В связи с этим возникла необходимость разработки новых форм диагностики образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный профиль достижений школьников, полученных ими в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Эффективным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений ("портфолио") школьника.
Портфолио - совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющая образовательный рейтинг выпускников основной школы.
Основная цель портфолио - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.
Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен", создать для ученика стимул роста. Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету. Достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Цель портфолио для предпрофильной подготовки - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и наряду с результатами экзаменов определять рейтинг выпускников основной школы.
Портфолио решает важные педагогические задачи:
• поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;
• поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;
• развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
• формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и позволяет ему вступить в конкурсный отбор на профильное обучение на старшей ступени школы. При отсутствии конкурса в профильные классы портфолио служит материалом, позволяющим более обоснованно предложить направление (профиль) обучения, в зависимости от характера представленных материалов.
В старшей профильной школе портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, о результатах олимпиад, проектно-исследовательской деятельности, социальных практик и др.
Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз при учете индивидуальных достижений.
В целом портфолио отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу - одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования школьниками.
Функции портфолио:
• Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
• Целеполагания – поддерживает учебные цели.
• Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.
• Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.
• Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
• Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
При переходе на ФГОС НОО в школе было разработано Положение о портфолио обучающихся 1-4 классов. (Презентация, образцы).
В 2015 году была создана рабочая группа по разработке положения о портфолио обучающихся 5-9 классов по ФГОС ООО (Положение, шаблон).
Таким образом, портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:
• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы Кировской области
ПОРТФОЛИО
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество _________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
МОЙ ПОРТРЕТ
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
МОЯ УЧЕБА
№ п/п | Предмет наименование | Учебный год 20__/20__ | Учебный год 20__/20__ | ||||||||
1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | ||
№ п/п | Предмет наименование | Учебный год 20__/20__ | Учебный год 20__/20__ | ||||||||
1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах
Учебный год | Название кружка, секции, клуба | Образовательная организация |
20__- 20__ | ||
МОЁ ТВОРЧЕСТВО
Творческие работы
№ | Дата | Класс | Мероприятие | Название работы |
1 | ||||
Сведения об участии в олимпиадах
№ п/п | Класс | Дата участия | Предмет | Уровень | Занятое место, участие | Подпись кл. руководителя |
Сведения об участии в конкурсах
№ | Класс | Дата участия | Название | Уровень | Занятое место, участие | Подпись кл. руководителя |
СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
№ | Класс | Дата участия | Название | Уровень | Результат |
ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ
Предварительный просмотр:
МОКУ средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы
ПРИКАЗ
от 17.10.2015 № 129-1/01-08
Об утверждении Положений
В соответствии с Уставом школы и на основании решения педагогического совета школы от 14.12.2012 ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Положение о портфолио обучающихся 5-9 классов Муниципального общеобразовательного казённого учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Лузы Кировской области.
- Утвердить Положение о внутренней системе оценки
Директор школы В.В. Казаков
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МОКУ СОШ № 2 г. Лузы протокол № 4 от 14.12.2012 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОКУ СОШ № 2 г. Лузы ___________________ В.В. Казаков приказ № 129-1/01-08 от 17.12.2012 |
Положение
о портфолио обучающихся
в 5-9 классах МОКУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования. Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений обучающегося по программе основного общего образования.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
1.7. Портфолио достижений обучающегося состоит из разделов:
№ | Структурный компонент портфолио | Комментарии |
1 | Титульный лист | На титульном листе размещаются: - название образовательного учреждения; - класс; - фамилия, имя учащегося; - контактная информация; - фотография учащегося |
2 | Мой портрет | Социально-личностное развитие ученика: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения. |
3 | Моя учеба | Учебно-познавательное развитие ученика: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам. |
4 | Моё творчество | В этом разделе размещены работы, которые получены как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования, участие в социальных акциях, конкурсах, проектах. |
5 | Спортивные достижения | Физическое развитие ребенка: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д. |
6 | Копилка достижений | В нем размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма и др., а также итоговые аттестационные ведомости |
7 | Отзывы и пожелания | В этом разделе могут размещаться отзывы и пожелания педагогических работников и других специалистов, работающих с обучающимся. |
2. Цели и задачи ведения Портфолио учащихся:
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Функции портфолио.
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
5.2. Обязанности учащегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
5.3. Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
5.6. Обязанности администрации учебного заведения:
5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
6. Технология ведения Портфолио
6.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 1.7 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
6.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
6.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
6.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
- Записи вести аккуратно и самостоятельно.
- Предоставлять достоверную информацию.
- Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
- В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
7. Подведение итогов работы
Материалы портфолио используются в ходе промежуточной и итоговой аттестации для осуществления комплексной оценки предметных и метапредметных результатов, достигнутых учеником; для подготовки характеристики образовательных достижений ученика по окончании основной ступени обучения или при переводе в другое образовательное учреждение, а также в иных, предусмотренных законодательством, случаях.