Учебно -методические материалы.
Здесь представлены материалы в помощь учителю истории для составления портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самоанализ работы учителя | 22.81 КБ |
Преемственность между начальной школой и основной | 13.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ работы учителя истории и обществознания
Леонтьевой Любови Михайловны.
Образование - высшее , исторический факультет ЛГПИ имени А.И. Герцена по специальности история с дополнительной специальностью советское право.
Общий трудовой стаж в ГБОУ школа 212 – 29 лет.
Общий педагогический стаж – 29 лет.
Квалификационная категория – высшая.
Годичные курсы повышения квалификации для старшей школы в 2008 году
Учебная нагрузка на 2011-2012 учебный год - 25 часов.
- Повышение квалификации в 2011 году.
2011 | Приемы эффективного использования информационных технологий в современном образовательном пространстве. Интерактивная электронная доска и ППС на уроках. | 18 час | НМЦ Фрунзенского района № 2995 |
2010 2011 | Подготовка учащихся 11 классов к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. | 72 час | Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования № 1073 |
2011 2012 | Методика обучения обществознанию в контексте ГОС и ЕГЭ. | 72 час | Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования №832 |
2011 2012 | Методика подготовки учащихся основной школы к новой форме ГИА по обществознанию | 72 час | Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования №4965 |
- Методическая тема.
Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках истории
Современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. Необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию учащихся и обеспечил их активность на уроке. Моя методическая система позволяет достичь желаемого результата. Высокоэффективным творчески реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения является применение компьютерных технологий на уроках истории. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме решать все задачи урока, осуществлять коммуникативную познавательную деятельность. Использование информационных технологий помогает школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, что повышает мотивацию изучения предмета истории. Учащиеся, в качестве домашнего задания, выполняют к урокам презентации, проделывают серьезную кропотливую работу в отборе материала, погружаются в историческую эпоху.
Другой важной составляющей системы является взаимосвязь урочной и внеурочной образовательной деятельности и междисциплинарное взаимодействие. Примером такой взаимосвязи является участие ребят 8 в класса в Городском военно - историческом музейно - краеведческом конкурсе « Во славу Отечества». В процессе творческой деятельности на различных этапах дети выполняли задания, активно используя компьютерные технологии и интернет - ресурсы. Результатом работы стало получение Диплома 3 степени. Впервые в этом году учащийся 8 б класса Заудальский Б. выступал на Всероссийском конгрессе молодых ученых с исследовательской работой по истории, что тоже является примером взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Сочетание классно-урочного обучения и возможностей информационно-образовательной среды привело к системе проведения уроков по истории и истории города в залах Государственного Эрмитаж для учащихся с 5 по 11 классы. Конечным продуктом таких занятий стали традиционные отзывы, статьи, интервью, сообщения, презентации. Мною разработана система заданий к посещению учебных экскурсий учащимися разных классов.
Условия реализации методической системы
1. Преподавание истории, права, обществознания и экономики ведется на базовом уровне (5-9 класс). По итогам работы в 9 классе многие учащиеся сдают по выбору устный экзамен по обществознанию, результаты которого диагностируют выбор учащихся и их родителей интерес к предмету и высокие знания.
2. Сочетание классно-урочного обучения и возможностей информационно-образовательной среды Санкт-Петербурга.
Районный семинар «Информационно-образовательная среда во внеурочной деятельности» для педагогов - организаторов школ Фрунзенского района 19 декабря 2011. Выступление «День музея в школе».
3. Создаются условия для приобретения школьниками опыта постановки и достижения цели, активной гражданской позиции, практического обучения правовых знаний через «Право выбора» (выборы президента школы, уроки юного избирателя).
Формы обучения.
-Проведение традиционных уроков и нестандартных форм уроков (конференций, исследований, диспутов, игр и др.), проведение внеклассных мероприятий в форме интеллектуальных игр, конференций, концертов. 27 января «Блокада Ленинграда», День Победы.
-Культура информационной деятельности в Интернет как форма выполнений домашних заданий, через электронную почту, сайт, блог.
Методы обучения
-Использование метода проектов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития творчества и одновременно формирования определённых личностных качеств. Самостоятельность, деятельность, результативность – вот основа, в которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также обучение приемам совместной деятельности в ходе проектов.
-Метод интерактивного обучения, при котором ученик становится главной действующей фигурой, в отличие от фронтального метода. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение исторических реалий путем погружение в мир прошлого – вот что дают интерактивные формы обучения.
-Традиционные методы обучения
-Музейная педагогика.
К средствам и приемам, выработанным для данной системы, относятся:
1. Расширение информационно-образовательной среды в урочной и внеурочной деятельности.
2. Использование компьютерных технологий. Создание учебно-наглядных пособий. Дистанционное обучение, проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя, демонстрации при объяснении нового материала, заранее подготовленное выступление -доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания - поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.
3. Формирование успешности ученика, создание психологического комфорта, создание ситуации успеха для всех учащихся.
4. Сотрудничество с родителями, социальными партнерами, учителями предметниками, педагогическим сообществом.
5. Повышение педагогического мастерства учителя.
Свидетельством работы системы могу считать следующее:
1) учащиеся получают высокие знания по предметам история, право, обществознание (см. приложение о результатах ЕГЭ)
2) участие в районном туре Всероссийской олимпиады по истории ( Романов В. получил Диплом 3 степени, участвовал в городском туре)
3) учащиеся получают практические навыки (например, в роли избирателя, исследователя, корреспондента и др.). Маркова Т. участвовала в краеведческой смене « Зеркального» « Я –гражданин России», получила сертификат
4) успешная социализация учащихся на уроках истории и внеклассных мероприятиях. (Диплом 3 степени в военно – историческом конкурсе « Во славу Отечества», сертификат участника конгресса молодых ученых)
5) размещение своих уроков- презентаций на сайте Pedsovet.ru
Выводы
Цели и задачи моей работы основаны на приоритетных положениях развития системы образования в РФ. Новая цель образования 2020 - воспитание нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Система включает информационно-образовательную среду, для обеспечения индивидуальной зоны творческого развития ученика. Оптимизации процесса обучения способствует использование ИКТ. Создание собственного образовательного маршрута с учетом индивидуальных качеств и способностей учащихся, создание педагогических условий для успешной социализации школьников с учетом психологических особенностей и способностей личности.
Считаю задачами своей работы на 2012-2013 учебный год:
- совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, проводить мониторинг по выявлению качества знаний учащихся;
- внедрять инновационные формы обучения в преподавании истории и обществознания, в частности работу с МИМИО и интерактивной доской;
- подготовить презентации по истории и истории и культуре СПб .
Предварительный просмотр:
Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.
Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
-изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и средней школы;
-различием требований со стороны учителей-предметников.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и мета предметных УУД в основной школе. Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Как классный руководитель 5 «А» класса и преподаватель истории и обществознания во всех 5-х классах, могу сказать, что у учащихся УУД в начальной школе сформированы. Значит, есть предпосылки для дальнейшего развития в соответствии с учётом общих требований Стандарта применительно для истории, а именно, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своеотношение
Есть некоторые трудности – это выполнение тестовых заданий на группировку понятий, выявление общих признаков, нахождение лишних понятий, есть сложности с составлением рассказов на заданную тему. Но, исходя из сформированности у учащихся универсальных учебных навыков, задачи по преодолению этих сложностей решаемы.