Учебно -методические материалы.

Леонтьева Любовь Михайловна

Здесь представлены материалы в помощь учителю истории для составления портфолио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ работы учителя истории и обществознания

                  Леонтьевой Любови Михайловны.

     

Образование - высшее , исторический факультет  ЛГПИ имени А.И. Герцена  по специальности  история с дополнительной  специальностью советское право.

Общий трудовой стаж в ГБОУ школа 212 – 29 лет.

Общий педагогический стаж – 29 лет.

Квалификационная категория – высшая.

Годичные курсы повышения квалификации для старшей школы  в 2008 году

Учебная  нагрузка на 2011-2012 учебный год -  25 часов.

  1. Повышение квалификации в 2011 году.

2011

Приемы эффективного использования информационных технологий в современном образовательном пространстве. Интерактивная электронная доска и ППС на уроках.

18 час

НМЦ Фрунзенского района

№ 2995

2010

2011

Подготовка учащихся 11 классов к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

72 час

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

№ 1073

    2011

2012

Методика обучения обществознанию в контексте ГОС и ЕГЭ.

72 час

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

№832

2011

2012

Методика подготовки учащихся основной школы к новой форме ГИА по обществознанию

72 час

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

№4965

                                           

  1. Методическая тема.

Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках истории

      Современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. Необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию учащихся и обеспечил их активность на уроке. Моя методическая система позволяет достичь желаемого результата. Высокоэффективным творчески реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения является применение компьютерных технологий на уроках истории. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме решать все задачи урока, осуществлять коммуникативную познавательную деятельность. Использование информационных технологий помогает  школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности,  что повышает  мотивацию изучения предмета истории. Учащиеся, в качестве домашнего задания, выполняют к урокам презентации, проделывают серьезную кропотливую работу в отборе материала, погружаются в историческую эпоху.

   Другой важной составляющей системы  является   взаимосвязь урочной и внеурочной образовательной деятельности и междисциплинарное взаимодействие. Примером такой взаимосвязи является участие ребят 8 в класса  в Городском военно - историческом музейно - краеведческом конкурсе « Во славу Отечества». В процессе творческой деятельности на различных этапах дети выполняли  задания, активно используя компьютерные технологии и интернет - ресурсы. Результатом работы стало  получение Диплома 3 степени.  Впервые в этом году учащийся 8 б класса  Заудальский  Б. выступал на Всероссийском конгрессе молодых ученых с исследовательской работой по истории, что тоже является примером взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

       Сочетание классно-урочного обучения и возможностей информационно-образовательной среды привело к системе проведения  уроков  по истории и истории города  в залах Государственного Эрмитаж для учащихся с 5 по 11 классы. Конечным продуктом таких занятий стали традиционные отзывы, статьи, интервью, сообщения, презентации. Мною разработана система заданий к посещению учебных экскурсий учащимися разных классов.

Условия реализации методической системы

1. Преподавание истории, права,  обществознания и экономики  ведется на базовом уровне (5-9 класс). По итогам работы в 9 классе многие учащиеся сдают по выбору устный экзамен по обществознанию, результаты которого диагностируют выбор учащихся и их родителей интерес к предмету и высокие знания.

2. Сочетание классно-урочного обучения и возможностей информационно-образовательной среды Санкт-Петербурга.

Районный семинар «Информационно-образовательная среда во внеурочной деятельности» для педагогов - организаторов школ Фрунзенского района 19 декабря 2011. Выступление «День музея в школе».

3. Создаются условия для приобретения школьниками опыта постановки и достижения цели, активной гражданской позиции, практического обучения правовых знаний через «Право выбора» (выборы президента школы, уроки юного избирателя).

Формы обучения.

-Проведение традиционных уроков и нестандартных форм уроков (конференций, исследований, диспутов, игр и др.), проведение внеклассных мероприятий в форме интеллектуальных игр, конференций, концертов. 27 января «Блокада Ленинграда», День Победы.

-Культура информационной деятельности в Интернет как форма выполнений домашних заданий, через электронную почту, сайт, блог.

Методы обучения

-Использование метода проектов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития творчества и одновременно формирования определённых личностных качеств. Самостоятельность, деятельность, результативность – вот основа, в  которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также  обучение приемам совместной деятельности в ходе проектов.

-Метод интерактивного обучения, при котором ученик становится главной действующей фигурой, в отличие от фронтального метода. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение исторических реалий путем погружение в мир прошлого – вот что дают интерактивные формы обучения.

-Традиционные методы обучения

-Музейная педагогика.

К средствам и приемам, выработанным  для данной системы, относятся:

1. Расширение информационно-образовательной среды в урочной и внеурочной деятельности.

2. Использование  компьютерных технологий.  Создание учебно-наглядных пособий.  Дистанционное обучение,  проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя,  демонстрации при объяснении нового материала, заранее подготовленное выступление -доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания - поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.

3. Формирование успешности ученика, создание психологического комфорта, создание ситуации успеха для всех учащихся.  

4. Сотрудничество с родителями, социальными партнерами, учителями предметниками, педагогическим сообществом.

5. Повышение педагогического мастерства учителя.

Свидетельством работы системы могу считать следующее:

1) учащиеся получают высокие знания по предметам история, право, обществознание (см. приложение о результатах ЕГЭ)

2) участие в районном туре Всероссийской олимпиады по истории ( Романов В. получил Диплом 3 степени, участвовал в городском туре)

3) учащиеся  получают практические навыки (например,  в роли избирателя, исследователя, корреспондента и др.). Маркова Т. участвовала в краеведческой смене « Зеркального» « Я –гражданин России», получила сертификат

4) успешная социализация учащихся на уроках истории и внеклассных мероприятиях. (Диплом 3 степени в военно – историческом  конкурсе « Во славу Отечества», сертификат участника конгресса молодых ученых)

5) размещение своих уроков- презентаций на сайте Pedsovet.ru

Выводы

Цели и задачи моей работы основаны на приоритетных положениях развития системы образования  в РФ. Новая цель образования 2020 - воспитание  нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Система включает информационно-образовательную среду, для обеспечения индивидуальной зоны творческого развития ученика.  Оптимизации процесса обучения  способствует использование ИКТ. Создание собственного образовательного маршрута с учетом индивидуальных качеств и способностей учащихся, создание педагогических условий для успешной социализации школьников с учетом психологических особенностей и способностей личности.

  Считаю задачами своей работы на 2012-2013 учебный год:

- совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, проводить мониторинг по выявлению качества знаний учащихся;

-  внедрять инновационные формы обучения в преподавании истории и обществознания, в частности работу с  МИМИО и интерактивной доской;

- подготовить презентации по истории и истории и культуре СПб .

   



Предварительный просмотр:

Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

- сменой социальной обстановки;

-изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и средней школы;

-различием требований со стороны учителей-предметников.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

 Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и мета предметных УУД в основной школе. Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Как классный руководитель 5 «А» класса и преподаватель истории и обществознания во всех 5-х классах, могу сказать, что у учащихся УУД в начальной школе сформированы. Значит, есть предпосылки для дальнейшего развития в соответствии с учётом общих требований Стандарта применительно для истории, а именно, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своеотношение

Есть некоторые трудности – это выполнение тестовых заданий на группировку понятий, выявление общих признаков, нахождение лишних понятий, есть сложности с составлением рассказов на заданную тему. Но, исходя из сформированности у учащихся универсальных учебных навыков, задачи по преодолению этих сложностей решаемы.