Тема самобразования
Развитие интереса у учащихся к математике через применение ИКТ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие интереса у учащихся к математике через применение ИКТ»
Одна из основных задач учителя – заинтересовать учащихся в предмете, стимулировать их познавательную и творческую активность. Каким должен быть современный урок? Современный урок – это интересный урок. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация самостоятельной работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока.
Использование компьютера на уроках – это одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Освоение учителем компьютерной техники как пользователем, позволяет расширить возможность применение компьютера на уроках математики.
Оснащение кабинета
- Персональный компьютер – 1 шт.
- Мультимедиа проектор
- Локальная сеть, выход в Internet
Шаги освоения ИКТ
- подготовка с помощью компьютера простейших дидактических материалов, планов уроков, календарно-тематического планирования и т.д.
- использование тематических дисков, открытие анимационных и интерактивных программ.
- Овладение новыми элементами программы MS Power Point, Exsel и др.
- Обучение по программе Intel.
- Применение средств мультимедиа
- Применение Интернет технологий
- Освоение новых технологий
Применение ИКТ позволяет сделать урок привлекательным и современным, осуществить индивидуализацию обучения, объективно и своевременно подводить контроль и итоги урока.
Свои первые шаги в применение ИКТ я, как и все учителя, делала с помощью применения текстового редактора: подготовка с помощью компьютера простейших дидактических материалов, планов уроков, календарно-тематического планирования и т.д.
Затем мы начали использовать тематические диски, интерактивные программы. Но это стало возможным лишь с появлением в школах компьютерных классов.
Массовое обучение по программе Интел привело к тому, что в школах активно стали использовать на уроках компьютерные презентации, но по настоящему интересно их применение стало возможным с применение мультимедиа средств на уроках.
Большие возможности для построения графиков, диаграмм даёт программа Exsel.
В настоящее время Интернет технологии значительно расширили возможности получения различной информации о новинках литературы, о новых технологиях, учителя имеют возможность скачать готовые тесты, уроки, презентации к уроку, цифровые образовательные ресурсы.
Совмещение своего опыта с техническими возможностями помогает сделать урок интересным, плодотворным, направленным на саморазвитие, на повышение самооценки ученика.
Использование ИКТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Главное не давать готовые знания, а стараться побудить учащихся к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающегося, а задача учителя – создание условий для их инициативы.
Использование проектора даёт возможность ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране, обсудить просмотренный материал с учащимися, принять совместное решение по предлагаемым заданиям, организовать индивидуальную работу с последующей проверкой на экране, организовать проектную деятельность с яркой защитой творческих работ учащихся.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации.
Учебно-электронные издания можно использовать на всех этапах обучения математики, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Применение электронных изданий на различных этапах урока:
- на этапе актуализации знаний для создания проблемной ситуации (даются задания, с которыми учащиеся справляются, не испытывая затруднений; далее предлагается выполнить задание, с которым учащиеся не знакомы);
- на этапе проверки домашнего задания (учащиеся демонстрируют, как они справляются с решением заданий, подобных домашним);
- на этапе изучения нового материала (Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Педагог может продемонстрировать пошаговое решение задач);
- на этапе первичного закрепления и повторения (ученики решают задания, подобные тем, с которыми они познакомились на уроке);
- на этапе контроля и оценки знаний (при контроле используются тесты). Это особенно актуально в свете перехода на новую форму сдачи экзаменов.
Наблюдения показывают, что применение электронных изданий способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
Эффективность урока во многом зависит от применения средств ИКТ. Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ИКТ в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
При интерактивном обучении следует помнить следующие правила:
- Длительность использования не должна превышать 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.
- Использование в начале урока сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного.
- Использование в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание практически в течение всего урока.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения качества, интенсивности процесса обучения.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видео уроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- полная замена деятельности учителя;
- частичная замена;
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование тренинговых программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ.
При использовании ИКТ на уроках математики активизируется познавательная деятельность учащихся, умение работать самостоятельно. Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одарённых детей, предоставляет широкие возможности для самоконтроля, позволяет учителю быстро и качественно подготовить интересный урок. Очевидно, умелое сочетание традиционных и информационных средств обучения зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование средств ИКТ также зависит и от знания педагогических основ информатизации урока. Работая над данной методической темой, я пришла к выводу, что компьютер облегчает работу учителя в условиях разноуровневого обучения и позволяет сделать урок более эффективным, способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
Наличие медиатеки в кабинете:
Готовые издания
Откратая математика. Планиметрия.
Откратая математика. Стереометрия.
Математика 5-11 классы. Практикум.
Математика 5-6 классы. Дидактический и раздаточный материал.
Математика 5-6 классы. Тесты.
Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Задачи.
Уроки математики 5-6 классы.
Уроки математики 5-10 классы
Уроки алгебры 7-11 классы. Функции: графики и свойства.
Практическая геометрия 10-11 классы. Комбинации геометрических тел.
Готовые презентации по математике 5-11 классы, взятые из интернет ресурсов
Мои презентации
Деление десятичных дробей
Распределительное свойство умножения
Творческие работы учащихся
Многогранники вокруг нас
Задачи на движения
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»
Каменского района Алтайского края
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Учитель: Комбарова Мария Анатольевна
с. Новоярки
2013 год
Индивидуальный план самообразования
на 2013 - 2016 год
учителя математики
Комбаровой Марии Анатольевны
Общие сведения:
- Образование: высшее, окончила в 1982 году Барнаульский государственный педагогический институт по специальности – учитель математики средней школы;
- Квалификационная категория – высшая.
- Год последней аттестации- 2013г;
- Педагогический стаж – 31 год.
Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Эффективность различных курсов, семинаров, конференций невелика без процесса самообразования педагога.
В педагогическом словаре самообразование определяется как «целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.; в основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала». Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога.
Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».
• Конкуренция.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Функции самообразования: (по М. Князевой)
Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.
Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.
Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.
Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др.
Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.
Коммуникативная — установление связей между науками, специальностями, возрастом.
Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.
Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте.
Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни.
Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.
Основные принципы самообразования:
- непрерывность,
- целенаправленность,
- интегративность,
- единство общей и профессиональной культуры,
- взаимосвязь и преемственность,
- доступность,
- опережающий характер,
- перманентность перехода от низкой
ступени к высшей,
- вариативность и др.
Продуктивность процесса самообразования:
самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Направления самообразования:
а) методическое:
• повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения;
• совершенствование методики преподавания математики.
б) профессиональное:
• изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований;
• расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
в) психолого-педагогическое (ориентация на учеников и родителей)
г) информационно-технологические технологии
д) охрана здоровья
Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Школьник может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
Тема самообразования: Формирование социально-трудовой компетенции при изучении математики.
Цель профессионального развития: развить социально-трудовую компетенцию у учащихся при изучении математики на уроках и во внеурочное время через совершенствование общих и специальных учебных знаний и умений; показать органическую связь теоретических обобщений и их практического применения.
Задачи:
- продолжить работу над повышением научно-теоритического уровня в области теории социально-трудовой компетенции;
- разрабатывать и внедрять в практику программы элективных курсов по математике, развивающих социально-трудовую компетенцию;
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания в практических ситуациях;
- развитие владения школьными знаниями, понятиями, теоремами, формулами и широких возможностей их применения для решения практических задач;
- усвоение школьниками основных идей практического применения усвоенных знаний и умений на практике;
- формирование познавательного интереса к предмету;
- развитие творческих и индивидуальных способностей, осознанных мотивов учения;
- подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
- продолжить изучение психологических и возрастных особенностей школьников.
Организация уроков предполагает включение следующих моментов:
- учёт личностных особенностей учащихся;
- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;
- использование разнообразных форм общения;
- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- использование учащимися таких речевых оборотов, как: "я полагаю, что…”, "мне кажется, что…”, "по моему мнению”, "я думаю, что…” и т. д.
Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
- разработка рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ, имеющих социально- трудовое направление;
- выбор профессий с математическим направлением;
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
- разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях ШМО и районного МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей математики, а также через участие в жизни школы.
Источники самообразования:
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя математики
6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования
7. Журнал «Математика в школе»
8. Приложение газеты «Первое сентября» по математике;
9. Интернет
10. Курсы повышения квалификации
11. Участие в видеоконференциях.
План работы на 2013-2014 учебный год
Основные направления | Действия и мероприятия | Дата реализации | Форма реализации | оценка |
профессиональное | Изучение методической литературы, подготовка УМК по предметам, составление рабочих программ по математике для 5, 6, 7, 8, 11 классов | август | составление документа | |
Подготовка УМК по элективным курсам: - «Живая математика» - 6 класс - «Решение текстовых задач» - 8 класс - «Избранные вопросы математики» - 11 класс | август | составление документа | ||
Участие в видео конференциях | сентябрь, февраль | получение сертификата | ||
психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в образовательной области: изучать литературу по теме ключевые компетенции и подробнее о социально-трудовой компетенции | В течение года | Копилка статей. Выступления на МО (обмен опытом) | |
методическое | Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся | В течение года | Изучение литературы, посещение уроков | |
Совершенствовать формы, методы, приёмы обучения | В течение года | Методический совет, МО | ||
Организация работы с высоко-мотивированными учащимися: - подготовка и участие в олимпиадам школьного и муниципального уровней - подготовка и участие в заочным олимпиадам и конкурсам всероссийского уровня («Ребус», «Кенгуру», «Альбус» и др.) - подготовка и участие в научно-практических конференциях: 5-6классы 7-8,11 | Сентябрь-ноябрь В течение года Сентябрь-февраль Январь-май | Школьное МО Выступление в школе и районе | ||
Изучение опыта учителей школы, района, края и страны через сеть интернета. Посещение уроков своих коллег (Терещенко Н.Н., Анциферовой С.В., Кольченко С.А.) | В течение года Ноябрь, декабрь, январь | Создание копилки разработок Анализ уроков | ||
Проводить самоанализ своей деятельности | В течение года | Школьное МО, методсоветах | ||
Проводить открытые уроки | ||||
Участие в конкурсах разработок уроков разного уровня: - ИКТО – 2013 - Мой лучший урок 2013-2014 уч. года | Октябрь Май | |||
Выступление с докладом по теме: «Формирование ключевых компетенций при изучении математики» | ноябрь | Доклад на районном МО | ||
информационно-технологические технологии | Продолжать изучение ИКТ и совершенствовать их применение в своей работе | В течение года | Копилка статей и докладов. Открытые уроки | |
Обзор в Интернете информации по математики и педагогики | В течение года | |||
Пополнять материала персональный сайт | В течение года | Разработки уроков, презентаций своих и учащихся, внеклассых мероприятий по математике, разработок кл. часов, методических материалов | ||
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками | ноябрь | |||
охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | в течение года | физминутки, дни здоровья и т.д. |