Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков

Бесова Инна Юрьевна

Традиционно главным институтом воспитания и социализации личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Однако сегодня  в условиях социально нестабильного общества мы наблюдаем, как семейные ценности  все больше теряют свою значимость, снижается воспитательный потенциал семьи, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка. Девиантное поведение детей и подростков, употребление молодежью психоактивных веществ является сейчас серьезной проблемой семьи, образовательных учреждений, общества в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейная профилактика  аддиктивного поведения несовершеннолетних

         Традиционно главным институтом воспитания и социализации личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Однако сегодня  в условиях социально нестабильного общества мы наблюдаем, как семейные ценности  все больше теряют свою значимость, снижается воспитательный потенциал семьи, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка. Девиантное поведение детей и подростков, употребление молодежью психоактивных веществ является сейчас серьезной проблемой семьи, образовательных учреждений, общества в целом.

          Можно выделить ряд социально-психологических факторов, провоцирующих аддиктивное поведение подростков в семье:

  • нарушение семейной системы (развод родителей, неполная семья, вновь созданные семьи, появление сводных братьев, сестер и т. п.)
  • нарушенные стили воспитания в семье (авторитарность, жестокое обращение с ребенком в семье, гиперопека, непоследовательность в воспитании, отсутствие понимания между родителями, попустительство и безнадзорность, отсутствие духовности, нравственных ценностей в семье)
  • чрезмерная занятость родителей, отсутствие эмоциональной близости, общности интересов и контакта с детьми, автономность проживания детей и родителей
  • малообеспеченная семья, проживающая в плохих социально-бытовых условиях, либо семья с высоким материальным достатком и неконтролируемым доступом подростка к материальным средствам
  • дисфункциональная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой (соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствие сотрудничества и эмоциональной связи между родителями и детьми, постоянная атмосфера напряженности, неприязнь, взаимное перекладывание вины)
  • аморальная семья (правонарушения, совершаемые родителями, злоупотребление алкоголем, наркотиками, развратное поведение родителей)
  • криминогенная семья (преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям «нормы» антиобщественного поведения)

Надо отметить, что даже вполне благополучные семьи обладают различным профилактическим потенциалом и по-разному справляются со своими защитными функциями в процессе приобщения подростка к  психоактивным веществам.

Вряд ли найдется родитель, который захочет, чтобы его ребенок употреблял алкоголь, наркотики, курил. Но как уберечь сына или дочь от наркологических проблем? Универсального рецепта, к сожалению, не существует. Но некоторые общие советы дать можно.

Начать с себя

Известно, что алкоголизм и наркомания по наследству не передаются. Передается лишь предрасположенность, так как глубина проблемы состоит еще и в том, что алкоголизм родителей является причиной различных отклонений в умственном и физическом развитии детей. Кроме того, ребенок, живущий в условиях семейного алкоголизма, испытывает постоянный стресс, недостаток положительных эмоций и переживаний, чувствует себя незащищенным. Подобная психотравмирующая ситуация является дополнительным фактором риска формирования аддиктивного поведения.

Ситуации, в которых родители допускают употребление алкоголя, служат детям примером для подражания. Недаром, русская народная пословица гласит, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Следовательно, задача родителей при распитии спиртных напитков вести себя достойно, не злоупотреблять, делать акцент на общении, а не на алкоголе.

Как и что рассказать ребенку о ПАВ

Не держите ребенка в информационном вакууме – он заполнит его из других источников (улица, сверстники, Интернет и т.д.), и не факт, что они будут достоверными и адекватными. Постарайтесь дать ребенку правильное представление о медицинских, социальных и правовых последствиях употребления ПАВ.

Поводом для начала разговора могут послужить ситуации из жизни знакомых людей, фильм, в котором затрагивалась тема наркомании, алкоголизма или статья в газете. Основной акцент обсуждения лучше сделать на том, как употребление ПАВ может отразиться на значимых для подростка ценностях, причем беседу не нужно превращать в монолог родителя. Самое разумное - это организовать обмен мнениями, в ходе которого родители тактично могут  повлиять на взгляды подростка.  Не нужно заострять внимание ребенка на эйфорическом эффекте, вызываемым различными одурманивающими веществами, а также технологии их приготовления и применения. Ошибочно угрожать подростку  наказаниями в случае возможной пробы ПАВ, иначе такая угроза сама по себе может стать провокацией. Не стоит даже из лучших побуждений стремиться запугать ребенка, преувеличивая опасность употребления ПАВ, так как это может вызвать у подростка недоверие к сведениям, получаемым от взрослых.

Живите не рядом, а вместе с ребенком

Семейная профилактика должна заключаться не только в беседах об опасности одурманивающих веществ. Намного важнее сформировать у ребенка жизненно важные навыки (умение конструктивно общаться, адекватно вести себя в стрессовой ситуации, умение говорить «нет», противостоять психологическому давлению и т.п.), дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности, не прибегая  к ПАВ.

Поощряйте подростка в его интересе к любой деятельности – общественной, спортивной, творческой. Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружков и секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них. Это нормально, таким образом они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта и самореализуются.

Всегда показывайте ребенку, что вы его любите – словами, объятиями, улыбкой, поощрением. Воспитывайте в нем самоуважение и осознание собственной ценности, значимости для родных и близких. Старайтесь как можно больше интересоваться делами и жизнью ребенка,  выстраивайте доверительные отношения.

Доверяй, но проверяй

Адекватный родительский надзор является хорошим сдерживающим  фактором употребления ПАВ.  Если подросток будет знать, что его проверят, то он лишний раз подумает, прежде чем пробовать алкоголь, табак, наркотики. Каждому родителю необходимо знать круг общения своего ребенка,  поэтому постарайтесь познакомиться с друзьями вашего сына или дочери. Помните, что запрет на общение можно использовать лишь в самых крайних ситуациях, когда у вас не остается сомнения в том, что влияние этого человека опасно для вашего ребенка.

 Даже следуя всем этим рекомендациям, нельзя исключить возможность пробы подростком психоактивных веществ. В этой ситуации надо четко представлять, что проблема, с которой столкнулась семья, достаточно серьезная, чтобы рассчитывать лишь на собственные силы. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалистам, тем больше шансов помочь подростку избежать медико-социальных последствий употребления ПАВ. 



Предварительный просмотр:

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, социально-экономическая группа причин делится на причины глобального характера и традиционного характера – влияние на подростков социальной среды и причины индивидуально-психологического характера.

Под влиянием аддиктивности происходит деградация личностио бучающегося, которая включает в себя эмоциональные расстройства (ослабление и исчезновение тонких и сложных эмоций, эмоциональная неустойчивость), расстройства интеллектуальной сферы (снижение сообразительности, неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти и мышления), а также волевую деградацию (неспособность сделать над собою усилие, истощаемость намерений и побуждений).

Одним из главных методов в борьбе с аддиктивностью является профилактика, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медикосанитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья .

Выделяют первичную профилактику, которая направлена на предотвращение употребления психоактивных веществ; вторичную, направленную на выявление подростков, начавших употреблять психоактивные вещества.

Классному руководителю чаще всего приходится решать задачи первичной профилактики.

Профилактика аддиктивности проводится по следующим направлениям: психологическое, педагогическое, санитарно-гигиеническое, медико-социальное, здравоохранительное, административно-правовое, экономическое.

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Организацию профилактики аддиктивного поведения классному руководителю нужно рассматривать не как отдельное направление, а комплексно, как элемент единой системы учебно-воспитательного процесса.

Технология организации профилактики аддиктивного поведения классным руководителем включает в себя: цели (определение целей (почему и для чего?) должно содействовать отбору и построению содержания (что?); организацию процессаметоды и средствамотивацию участников (специалистов, детей и родителей (зачем?), непрерывное повышение квалификации специалистовметоды оценки достигаемых результатов.

Профилактика аддиктивного поведения как технологический процесс должна удовлетворять следующим принципам.

1. Научность и современность предполагает обязательность внедрения в практику работы научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений, новых методов и подходов к решению проблемы формирования независимого поведения. Это способствует преодолению инертности в организации профилактической работы, в частности, и воспитательного процесса в целом. Профилактические мероприятия, проводимые классным руководителем, могут способствовать формированию отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и психоактивных веществ.

2. Системность как принцип организации профилактики предполагает работу со всеми субъектами (учащиеся, учителя, родители, общественность), основанную на взаимодействии учреждений и ведомств, занимающихся профилактической работой, при этом четко разграничивая выполняемые функции (организация профилактик зависимого поведения среди детей и молодежи в рамках социально-педагогических комплексов).

З. Оптимизация как достижение целей с минимальными затратами времени и сил субъектов процесса профилактики с учетом эффективности работы. Необходимо четко планировать профилактическую работу, включая в содержание необходимое и достаточное (технологический стандарт).

4. Дифференцированность, во-первых, по возрасту (учащиеся – младшей школьный возраст, младший и старший подростковый возраст и юношеский возраст) и по категории субъектов (учащиеся, родители, учителя, общественность); во-вторых, по степени вовлеченности, например, в наркогенную ситуацию (дети и подростки «группы риска», имеющие опыт употребления наркотических веществ, прошедших курс лечения от зависимости, группа детей и подростков, не вовлеченных в наркогенную ситуацию).

5. Воспроизводимость процесса и результатов профилактической работы или стремление к достижению аналогичных результатов при условии использования определенной программы и относительном постоянстве факторов.

6. Качественная оценка результатов профилактической работы, в частности и воспитательной работы в целом. В практической деятельности анализ достигнутых результатов замещается отчетом о выполненной работе.

Анализ работы тесно связан с планированием процесса профилактики формирования зависимого поведения и должен включать в себя: обоснование подхода, программы, методов проведения профилактической работы, выполнение целей и задач исследования, подтверждение или опровержение гипотезы, описание методов и методик исследования результатов профилактической работы в соответствии с поставленными целями, представление и интерпретация результатов, заключение об эффективности реализуемого подхода, профилактической программы, соответствие полученных результатов целям профилактической работы, рекомендации по повышению эффективности организации профилактической работы, если есть необходимость – обоснование изменения подхода, программы, методов проведения профилактики [1].

Профилактика включает: диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ, выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя, проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

Профилактическая работа классного руководителя может включать в себя три компонента.

1. Образовательный компонент – дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость, научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ, формировать у подростков развитую концепцию самопознания.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного климата в коллективе, оказание психологической поддержки ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни, формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Классному руководителю в работе по профилактике аддиктивного поведения подростков целесообразно использовать следующие методы: групповая работа, тренинг поведения, когнитивная модификация и терапия, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры.

Рассмотренные профилактические меры, реализуемые классным руководителем, могут способствовать формированию отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и психоактивных веществ. Нам видится новый приоритетный путь профилактики – мы предлагаем обучать подростков конструктивному взаимодействию с окружающими людьми. Это поможет молодым людям самореализоваться в жизни.



Предварительный просмотр:

Что делать если...?

Рекомендации родителям по предупреждению употребления  ПАВ детьми

Как разговаривать с ребенком о проблеме употребления ПАВ.

Многие родители стремятся создать вокруг своего ребенка настоящий

безопасный вакуум, не всегда понимая, что его следует научить жить и

выходить  из  сложных  ситуаций  самостоятельно.  Родители  очень  часто

гордятся тем, что могут ответить на любой вопрос своего ребенка. Но чем он

старше, тем вопросы становятся сложней и разнообразней.

Ребенок поставил вас своим вопросом в тупик, что же делать?

В  ситуации,  когда  вы  обладаете  только  обрывочной  информацией, стоит выразить свое отношение к проблеме, свою позицию. Как раз это и будет именно то, что нужно ребенку в данный момент. Не стоит выдумывать небылицы по данному вопросу, т.к. ложь рано или поздно откроется и это может в будущем лишь подорвать авторитет родителя и доверие к нему со стороны ребенка.

Несмотря на желание помочь, родителям важно знать следующие правила:

•Не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

•Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

•Если ребенка подбадривать, то он учиться верить в себя и свои силы.

•Если ребенок растет в атмосфере доверия и терпимости, то он учиться

принимать других людей.

•Если ребенка поддерживать он учится ценить себя.

Разговор с ребенком о наркотиках, алкоголе, рискованном поведении можно  отнести  к  сложным  вопросам,  которые  зачастую  родители откладывают на потом. Но приобретение ребенком собственного опыта в данных вопросах может привести к непоправимым последствиям. В каком возрасте и как нужно начинать «серьезно» разговаривать с ребенком по проблеме ПАВ?

Если ребенок достиг подросткового возраста, а родители ограждали его

от этих тем. Они опоздали!!! Подросток многое все уже узнал сам и его позиция иная, нежели у родителей. Родителям не стоит ждать момента, когда

они напрямую столкнутся с проблемой. Им необходимо с раннего возраста

создавать атмосферу доверия и открытого обсуждения «волнующих» тем до наступления сложного подросткового возраста.

Дошкольный возраст - лучшее время для закладки фундамента доверия

между ребенком и родителями, основных жизненных ценностей,  в т.ч. и

основ ведения ЗОЖ.  При обсуждении с ребенком дошкольного возраста серьезных вопросов важно учитывать, что у них развито конкретно образное мышление  и  поэтому  бессмысленно  «взрослыми»  словами  объяснять последствия  употребления  алкоголя  и  табака,  симптомах  различных заболеваний.  Необходимо  дозировать  информацию  и  предоставлять  ее  в

простой и наглядной форме. Расскажите, используя анатомический атлас, как устроен организм человека, для чего нужно питание, дыхание, выделение. С помощью  рисунков,  сказочных  персонажей  (без  деталей)  расскажите  о правилах личной гигиены.

Приобщение  ребенка  к  правилам  личной  гигиены  и  первичным

навыкам ведения ЗОЖ станет привычкой только тогда, когда родители будут

показывать их на личном примере!!!

В школьном возрасте ребенок уже требует более конкретных ответов

на вопросы связанные с ПАВ поэтому:

•Не уходите от ответа и не переводите разговор на другие темы.

•Расскажите, что знаете сами, избегая сложной терминологии, которая

может стать причиной страха и тревоги у ребенка.

•Наиболее простой способ поговорить на сложную тему – обсудить просмотренный фильм, передачу, статью и т.д.

•Разъясните непонятные моменты и узнайте у ребенка о его отношении

к проблеме, и как он бы ее решил.

•Ничто  так  не  объединяет  семью  как  совместная  деятельность  и

доверительное общение.

Подростковый возраст – наиболее трудный для общения с ребенком. Родители  считают,  что  ребенок  стал  самоуверенным,  черствым, неуправляемым,  не  слушается  и  не  слышит  родителей.  На  самом  деле

ребенок всегда нуждается в поддержке родителей, но просто боится в этом признаться.

Как  разговаривать  с  подростком,  чтобы  предотвратить  его

приобщение к раннему началу  употребления ПАВ?

Нередко  родители  стремятся  в  беседах  просто  напугать  ребенка  о

возможных  негативных последствиях употребления наркотиков, алкоголя и

табака для здоровья. Но чаще всего подростки уже знают, что наркотики –это опасно. Так что же, может вообще не стоит обсуждать с ребенком

подобные темы? Конечно, стоит!

Но  при  этом  важно  соблюдать  ряд  условий,  которые  помогут

установить контакт с ребенком и сделает эффект беседы максимальным.

•Важно найти подходящий момент для беседы. Лобовая атака: «А ну-ка давай я расскажу тебе сынок о вреде наркотиков» -не будет иметь успеха.

Лучше это сделать, просмотрев фильм, передачу, где затрагивалась эта тема,

или обсудить статью в журнале.

•Разговаривайте с ребенком на равных.

•Не  нужно  превращать  беседу  в  скучную  лекцию,  разбавленную

нравоучениями, где ребенок выступает в роли пассивного слушателя. Лучше

если это будет обмен мнениями, в котором родители уважительно и тактично

могут повлиять на взгляды подростка.

•Во время беседы не стоит критиковать в грубой форме друзей ребенка.

•Не  стоит  заведомо  преувеличивать,  приукрашивать  опасность

приобщения к ПАВ. Это вызывает лишь недоверие подростка к сведениям, получаемым  от  взрослых, и  формирует  представление  об  их

некомпетентности.

•Родители  должны  в  разговоре  акцентировать  внимание,  что

приобщение  к  алкоголю  или  наркотикам  может  помешать  в  реализации

значимых для подростка планов.

•Не стоит разбрасываться угрозами и обещаниями наказаний, т.к. сама

угроза может стать провокацией; «Интересно, выполнит или нет взрослый

свои  обещания?  Для  подростка  стремящегося  показать  свою  взрослость

большее значение будет иметь доверие, высказанное  к нему: «Меня очень

огорчит, если ты решишься на столь неразумный поступок, но я верю, что ты

в состоянии сам принять правильное решение».

•Не стоит говорить подростку информацию, которая не способствует

формированию отрицательного отношения к ПАВ (если этого не требует

конкретная ситуация).

•Обсуждая  проблему,  пусть  ребенок  сам  сделает  вывод  и  примет

решение.

•Задача бесед с ребенком будет считаться выполненной, если он поймет,

что безопасных ПАВ не существует; даже эпизодическое употребление ПАВ

может привести к зависимости; алкоголь и наркотики –не способ решения возникающих проблем. Если родители сами по каким-либо причинам не могут спокойно и откровенно поговорить с ребенком по вопросам связанным с употреблением ПАВ, то можно предложить им обратится за помощью психолога и получить от него необходимые рекомендации и навыки общения с ребенком.

В  подростковом  возрасте  ребенок  становится  более  внушаемым  и обидчивым,  стремится  самоутвердиться,  стать  взрослым,  что  зачастую

приводит к началу употребления ПАВ. В этих условиях родителям нужно

воспринимать  подростковый  возраст  как  данность,  уважать  мнение подростка, воспринимать его как личность, не унижать и доверять. Контроль

ребенком  должен  осуществляться  так,  чтобы  он  не  принял  это  за «надзирательство».  Все  это  поможет  избежать  ненужных  конфликтов  и

снизит риск приобщения подростка к употреблению ПАВ. Что делать если ребенок уже имел опыт первых проб ПАВ? Все дети в той или иной степени являются экспериментаторами. Они часто не используют богатый родительский опыт, а предпочитают получать свой. Наиболее популярной стратегией поведения детей является достижение результатов путем проб и ошибок. Родителям не стоит ограничивать его свободу и потребность узнать новое, если это не угрожает его здоровью и окружающих. Конечно, ребенку будет гораздо проще, если родители введут определенные  «правила  игры»,  которые  будут  соблюдать  все  без исключения. В своих требованиях родители должны быть последовательны, т.к.  необязательность  выполнения  тех  или  иных  правил  дезориентирует ребенка, и он не знает как себя правильно вести. Очень  часто  первые  эксперименты  с  ПАВ  связаны  не  только  с простым  любопытством,  но  и  с  неумением  ребенка  регулировать  свои потребности,  прогнозировать  последствия  своего  поведения. Совсем необязательно,  что  первые  пробы  наркотиков  или  алкоголя  приведут  к зависимости, но это должно служить тревожным сигналом для родителей о неблагополучии  в  формировании  личности  ребенка.  Родители  должны понять,  что  никогда  не  поздно  повлиять  на  поведение  ребенка  если  он находится  на  этапе  «первых  проб».  Это  можно  сделать,  если  выяснить причины подобного поведения. Если родители теряются, если ребенок не идет  на  контакт,  то  правильней  будет  обратиться  за  консультацией  к психологу, а не усугублять положение активными воспитательными мерами.

Каковы  основные  признаки  начала употребления ребенком алкоголя и наркотических средств?

Заподозрить начало употребления ребенком ПАВ можно, если вы замечаете:

•У ребенка время от времени нарушается речь (становится замедленной

либо  ребенок  говорит  «взахлеб»,  скороговоркой);  походка, координация

движений, но запаха алкоголя вы не чувствуете.

•Расширенные или суженные зрачки.

•Следы уколов, порезов, «расчесы», особенно на руках.

•Наличие  специфических  предметов –ложки,  трубочки,  шприцы,

пузырьки из под лекарственных препаратов, тюбики из-под фотопленки с

марлей внутри и т.д.

•Частые беспричинные смены настроения.

•Нарушения сна, аппетита.

•Внешняя неопрятность, «зашифрованные» телефонные разговоры.

•Резкая смена круга общения в сочетании со снижением успеваемости

•Ребенок часто просит деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не

может.

•Появление пропаж вещей из квартиры.

•Общение ребенка с асоциальными компаниями.

Для выявления признаков начала употребления ребенком наркотиков

можно  использовать  «стрип-тесты»,  которые продаются  в  аптеках  и

представляют собой полоски, типа лакмусовой бумажки, которые погружают

в мочу ребенка. Результат появится через 5 минут.

Что  делать  родителям,  если  ребенок  употребляет алкоголь  или наркотики???

Во-первых, следует еще раз убедиться в обоснованности собственных предположений,  понаблюдав  за  поведением  подростка.  Если  опасения подтверждаются  необходимо  спокойно  поговорить  с  подростком  и объяснить,  что  именно  в  его  поведении  настораживает  и  попросить  его

объяснить происходящее. Не стоит обвинять его в лживости. Важно, чтобы ребенок понимал, что его не хотят наказать, а помочь!!!Во-вторых, следует установить, насколько далеко зашло знакомство подростка  с  ПАВ. Ограничилось  ли  оно  эпизодической  пробой,  либо употребление носит систематический характер. Необходимо узнать у ребенка сколько раз он употреблял наркотик (алкоголь); в каком количестве; его ощущения; почему употреблял и с кем именно. Причины могут быть самые разные от простого интереса и давления со стороны компании, до наличия личных проблем и т.п.

Если подросток утверждает, что «его заставили», то родителям следует обсудить с ним вопрос о личной ответственности за собственные поступки, подчеркнув, что никто не имеет право заставить  другого сделать то, что ему не нравиться. При этом родители должны предложить ребенку возможные варианты отказа в случае повторного давления, а не ограничиваться фразой:

«В следующий раз просто откажись и все!».

В том случае если подростку нечем заняться, и в его жизни нет ярких

событий, то родителям стоит серьезно подумать над тем, чтобы найти ему

интересное и полезное занятие  или форму досуга.

Необходимо объяснить подростку, какие последствия могут его ожидать,

если употребление наркотиков или алкоголя будет продолжаться.

Сделать это  можно  по-разному.  Можно  конечно  прочитать  лекцию  о  вреде наркотиков  или  привести  пример  из  жизни  популярных  музыкантов (актеров). Можно попросить написать его сценарий фильма о своей будущей жизни  и  возможные  варианты  развития  событий,  когда  в  ее  вмешаются алкоголь, или наркотики обсудив с ребенком возможные плюсы и минусы. Задача  подобных  форм  убедить  ребенка  в  невыгодности употребления наркотиков (алкоголя).

Для того чтобы убедиться, что единственная проба так и осталась единственной,  родителям  следует  договориться  о  конкретных  правилах поведения –например, сообщать о том, куда ребенок идет, в каком часу ему

нужно  быть  дома  и  что  необходимо  сделать.  Важно  чтобы  подросток

совместно с родителями участвовал в выработке подобных правил, чтобы это не казалось ему ограничением его свобод.

Будет  вполне  уместно,  если  родители  проконсультируются  по  стратегии

своего поведения в конкретных ситуациях с психологом. Рекомендации со

стороны помогут родителям посмотреть на проблему со стороны и найти

эффективные способы ее решения.

Неэффективные варианты поведения взрослых, в случае употребления

ребенком  ПАВ

Понятны переживания родителей, узнавших, что их ребенок регулярно

употребляет наркотики, алкоголь или токсические вещества. В этой ситуации

взрослые часто выбирают ошибочные способы реагирования, которые могут лишь усугубить проблему.

Рассмотрим основные ошибки, которые допускают родители в случае

возникновения проблемы употребления ПАВ.

1.Стремление  родителей  сохранить  в  строжайшей  тайне употребление ребенком наркотиков. Такое поведение имеет смысл, только в случае  эпизодического  употребления  ребенком  наркотиков  и  родители  в состоянии  контролировать  поведение  своего  чада.  В  случае  регулярного

употребления, умалчивание приводит к тому, что ребенок воспримет это как

желаниепотворствовать  пагубной  привычке  со  стороны  родителей  и

проявление  слабости.  Родители  должны  четко  понимать,  что  проблема

серьезна,  чтобы  рассчитывать  на  собственные  силы.  Умалчивание неэффективно  и  чисто  в  практическом  плане.  Родные  и  близкие  друзья

семьи,  не  зная  о  проблеме,  могут  легко  дать  денег  на  очередную  дозу.

Конечно, круг осведомленных не должен быть широким и в него должны

войти самые близкие и проверенные люди, в том числе и некоторые педагоги

с которыми сложились добрые и доверительные отношения.

2.Преступление  и  наказание. Многие  родители  расценивают

пристрастие  своего  ребенка  как  страшное  преступление,  за  которое  он

должен  понести  наказание.  Знакомство  с  наркотиками  и  алкоголем  не

столько  вина, сколько  его  беда,  степень  которой  многие  дети не  всегда

понимают. В этих условиях родителям нужно вести себя достойно. Угрозы, упреки,  скандалы  малоэффективны  т.к.  ребенок  потеряет  доверие  к родителям,  и  будет  искать  другое  более  приятное  место.  Подросток нуждается от родителей в конкретных делах и советах, а не в чтении моралей и угрозах!!!

3.  Посыпание  головы  пеплом.

Ощущение  родителями  вины  за произошедшее выгодно для подростка, т.к. борьба с пагубной привычкой как бы  перекладывается  на  плечи  «виноватых».  Ребенок  начинает манипулировать родителями. Это может выразиться в формуле: «Если не дадите  денег,  то  я  выброшусь  из  окна»  и  т.п.  Чувство  вины  зачастую заставляет взрослых поддаваться ребенку т.к. они стремятся загладить свою вину.

4.  Не  верю!!!

Эта  ошибочная  позиция  характерна  для  семей,  где проблема, наконец решена. И ребенок после больших усилий избавился от пагубной привычки. Родители просто перестраховываются и продолжают к месту,  и  нет  контролировать  поведение  ребенка,  разговаривать  на  тему наркотиков. Излишняя подозрительность, как отсутствие контроля снимает с ребенка ответственность за свои поступки. В этих условиях родителям стоит с  врачом  и  психотерапевтом,  которые  лечили  ребенка  как  себя  вести  в подобных  ситуациях.  Психологи  советуют  прекратить  разговоры  о наркотиках  сразу  же  как  только  ребенок  прекратил  их  употребление.

Молодому человеку должно быть возвращено право на личную свободу

–иметь друзей, ходить в кино, выезжать за город и т.п. В конце концов, если

желание вернуться к наркотикам у ребенка появится вновь, он всегда найдет возможность сделать это. Наиболее действенным способом предотвратить

это желание это проявление доверия к своему ребенку. Это может быть

сделано  разными  способами,  например  возложение  на  него  опеки  над младшим братом или сестрой, бабушкой.

Уберечь своих детей от употребления ПАВ родители смогут, если в семье  будет  царить  любовь,  доверие,  уважение  к  детям,  внимание  к  их интересам, совместный отдых и труд!!